Программа для одаренных детей
методическая разработка по английскому языку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_odarennyh_detey.docx | 192.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
МИРНИНСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23» П. АЙХАЛ
Программа «Одаренные дети».
Предмет – английский язык.
Автор: Домброван Анна Ивановна
учитель английского языка первой категории
.
п. Айхал
2017 г.
Системе работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку творческого потенциала обучающихся.
Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решать одну из основных задач школьного образования — выявление, развитие и поддержку одарённых детей.
Пояснительная записка.
В контексте формирования личностных отношений подростков, их способности к самоанализу и самооценке, эмоционально-ценностного отношения к миру, происходящих на старшей ступени, ставится задача акцентировать внимание учащихся на стремлении к взаимопониманию людей разных сообществ, осознании роли английского языка как универсального средства межличностного и межкультурного общения в любой точке земного шара; на формирование положительного отношения к культуре иных народов; понимание важности изучения английского языка и потребности пользоваться им как одним из способов самореализации и социальной адаптации.
Цели:
создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования
Задачи:
- Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик;
- Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
- Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности по предмету;
- Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня знаний по английскому языку;
- Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками и учителем через самостоятельную работу;
- Использование на уроках английского языка дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.
Программа работы с одарёнными детьми охватывает главные аспекты воспитания и обучения одарённых детей в условиях массовой общеобразовательной школы, намечает перспективы, определяет приоритеты, содержит конкретные мероприятия данной деятельности.
Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая задача общества – сохранить и развивать одарённость каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходится быть очень внимательными к каждому ребёнку, его особенностям, способностям. Статистика гласит, что 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определёнными способностями, которые могут раскрыться в определённых ситуациях, при определённых методах работы педагога.
Исходя из выше изложенного, я считаю, что работа с одаренными детьми необходима. В современной школе для такой работы неограниченное поле деятельности. И всё же учитель должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему и идти к конечной задаче – предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Обычно обращают внимание и относят к одаренным: детей, отлично обучающихся в школе; детей, ярко проявивших себя в каком-либо виде деятельности (например, в музыке или в рисовании) и детей любознательных с оригинальным мышлением. Но в реальности одаренных детей гораздо больше.
Выделяют различные виды одаренности. Например, по видам деятельности:
– интеллектуальную – у ребенка повышенная любознательность, исключительная сообразительность, полное погружение в умственную деятельность и т.д.;
– творческую – легкость генерирования идей, способность предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальность мышления и т.д. (обратите внимание: это не художественно-эстетическая одаренность и не интеллектуальная одаренность, причем существуют различные точки зрения на взаимосвязь интеллектуальной и творческой одаренности);
– академическую, проявляющуюся в успешном обучении отдельным учебным предметам, в выраженной избирательности интересов ребенка (очень часто в ущерб другим учебным предметам);
– художественно-эстетическую: изобразительную, музыкальную, литературную, актерскую;
– социальную или лидерскую (наиболее поздно признанный вид одаренности и до сих пор вызывающий споры), связанную с легкостью установления контактов и высоким качеством межличностных отношений;
– психомоторную (т.е. спортивную) – характеризующуюся способностями человека иметь объективную информацию о своих движениях, точно контролировать свои движения и управлять ими (моторными, сенсорными и когнитивными способностями).
Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления заключается в том, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель. А ученики у нас разные. Не секрет, что в каждом классе есть ученики, различные по способностям: слабые, средние и способные, и, конечно же, «одаренные». Способные, а тем более одаренные дети быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями.
Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в работе с одарёнными детьми, развитие непрерывного углублённого обучения творческих школьников, изменение массовых способов обучения в пользу интеллектуально ориентированных учебных систем.
Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который воссоздаёт и воспроизводит условия для учения одарённого ребёнка.
Принципы работы с одарёнными детьми.
Принцип комфортности в любой деятельности.
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
Возрастание роли внеурочной деятельности.
Принцип развивающего обучения.
Принцип добровольности.
Основные направления работы:
1. Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.
2.Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.
3. Развитие творческих способностей учащихся.
4. Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.
Этапы реализации программы
1 этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одаренности
Создание
- банка данных по одарённым детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка заданий повышенной сложности
Организация
- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;
- творческих конкурсов, олимпиад;
- внеклассной работы по предмету.
2 этап. Деятельностный:
- составление индивидуальной долгосрочной программы с учётом профориентации;
- организация активной системы творческой деятельности учащихся;
- активное использование в проектной деятельности.
3 этап. Констатирующий.
- оформление портфолио учащегося.
Формы работы с одаренными учащимися
- факультативный курс;
- конкурсы;
- интеллектуальные марафоны;
- участие в олимпиадах;
- работа с индивидуальным планом;
- предметная неделя;
- индивидуальные консультации;
- использование на уроке английского языка дифференциации вариативности на основе индивидуальных особенностей детей.
Функции учителя английского языка
Выявление одарённых детей.
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного, районного уровня и всероссийского уровня.
А если говорить об уроке? Если не занимать таких одаренных детей заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав свое задание быстро и качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо от безделья начинают рисовать, читать что-либо, или с интересом смотрят, а что же будет дальше в учебнике. Ну как тут не задуматься над тем, чем и как занять детей. И начинается творческий поиск учителя – осуществляется дифференцированный подход. Если обычному ученику нужно сделать 10 заданий, то способному ученику – 15. Если задание для всех – ответить на вопросы, то одаренному – ответить и объяснить, почему он так думает и т.п.
В современном обществе самой большой ценностью признана свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в постоянно меняющемся мире.
Современная школа призвана создать условия для духовного, нравственного и интеллектуального развития учащихся, воспитывать в каждом школьнике потребности в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.
Этот метод ориентируется на личность школьника, позволяет учитывать сущность языка как главнейшее орудие мышления и деятельности человека, как средство становления личности, и, что не менее важно, позволяет теснее связывать учебный процесс с жизненными запросами и ориентациями учащихся.
Каждый ученик является личностью, обладает неповторимыми индивидуальными особенностями и способностью изучать иностранный язык. Следовательно, учителю необходимо так организовать деятельность учащихся, чтобы способный, одаренный ученик развивал не только способности, но и свою эрудицию, память, ум, речевую культуру, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, которые являются непременными спутниками создания ситуации успеха у учащихся.
Одной из главных задач современной школы является выявление одаренных детей и организация системной работы с ними. Многие образовательные учреждения нашей страны уже работают по федеральному государственному образовательному стандарту. В основе ФГОС лежит системно-деятельный подход, который среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, учет индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов, формирование в школьнике потребности в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.
В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык. Основной упор в методике преподавания делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции. Уже в самом методе коммуникативного обучения заложены возможности не только обучению иностранному языку, но и формированию всесторонней личности, готовой ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения. Однако в школе должны быть созданы благоприятные условия и творческая атмосфера для успешного развития способностей всех детей. Такие условия, возможно, создать, осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении. Основной принцип такого подхода: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель. Не секрет, что в каждом классе есть ученики, различные по способностям: слабые, средние и способные.
Способный (Одаренный) ребенок, какой он?
Обладает:
- отличной памятью,
- высоким уровнем мышления и интеллекта,
- хорошо развитой речью и хорошим произношением
- большим словарным запасом.
- широким кругозором
Отличается любознательностью и наблюдательностью
Способен сосредоточиться на нескольких видах деятельности
Быстро схватывает новый материал
Самостоятельно достигает поставленной цели
Легко усваивает учебный материал и обладает коммуникативными умениями
Выполняет задания повышенной трудности
Умеет искать, анализировать, обобщать
Отличается:
- неприязнью к традиционным методам обучения,
- стремлением к лидерству,
- повышенным требованием к себе и окружающим,
- стремлением к совершенству во всем,
- нетерпимостью.
Я, как учитель считаю, что очень важно понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Мы должны понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых. Целостный подход к одаренному человеку, как личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей.
Основные подходы в работе с одаренными детьми:
- ускорение,
- углубление,
- обогащение,
- проблематизация.
- повышение уровня сложности заданий.
Я- учитель, и передо мной стоит задача поиска таких технологий, при которых каждый бы ребенок раскрыл свою индивидуальность, свои способности.
В практике своей работы я пользуюсь многими технологиями:
- технология коммуникативного обучения
- здоровьесберегающая технология
- проектные и информационно – коммуникативные технологии
- игровая технология
- технология критического мышления
Проектные и информационно-коммуникативные технологии
- делают процесс обучения интересным;
- расширяют познания за пределы темы;
- придают учебному процессу динамичность и привлекательность;
- учащиеся становятся творческими исследователями;
- получают удовлетворение от работы.
Ролевые игры
- Активизируют творческий процесс на уроке.
- Включают элементы драматизации.
- Дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями.
- Предполагают неформальное общение.
Дифференцированный подход
- Способным детям недостает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий.
- Они быстро утрачивают интерес к ежедневным однообразным занятиям . Если не занимать таких детей заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то такого ребенка можно потерять как ученика. Какие же творческие задания можно предложить таким ученикам?
- Придумать загадку;
- Составить чайнворд, кроссворд, ребус;
- Написать сочинение или рассказ
- Перевести на русский язык стихотворение, песню.
- Составить quiz по заданной теме.
- Выразительно прочитать стихотворение, диалог, рассказ.
- Драматизировать диалог, сказку.
Интеллектуальному развитию одаренных школьников , расширению лингвистического ,филологического и общего кругозора способствуют
межпредметные связи с
- русским языком и литературой
- биологией и экологией
- историей, географией
- физикой, химией ,математикой
В УМК «ENGLISH» В.П. Кузовлева имеется очень много материала , связанного с этими предметами и такой материал я предлагаю в качестве дополнительного материала ученикам, проявляющим интерес к языку и другому предмету.
Например, можно разделить класс на несколько групп по интересам. Учащимся, которые интересуются литературой, я предлагаю поработать над литературным текстом, а те кто интересуются экологией или историей, изучают материал на эти темы.
Для учеников с высокой познавательной мотивацией я также использую дополнительный материал из зарубежных учебных пособий:
- Grammar way
- Link
- Enterprise
- Click on
Мною создан банк творческих заданий и упражнений повышенной сложности (материалы прошлых олимпиад, интернет-ресурсы) и
банк контрольно- измерительных материалов базового и повышенного уровня, и этот материал я широко использую на уроках и в качестве дополнительного материала для учащихся с особыми образовательными потребностями.
С одаренными детьми также необходимо проводить индивидуальную работу. Я считаю своей основной задачей, на основе диалога и совместного поиска, помочь таким детям выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста и разработать индивидуальный образовательный маршрут развития их способностей. Для таких детей я постоянно провожу консультации.
При работе с одаренными учащимися я использую массу дополнительного материала. Это пособия по зарубежной литературе, страноведению, чтению, аудированию, грамматике, различные пособия для подготовки к сдаче экзаменов ЕГЭ, ГИА.
Много внимания уделяю написанию письма, эссе. (Как на уроке, так и во внеурочное время). Всё это помогает сформировать все виды компетенций, необходимых для успешного развития личности. В настоящее время активно использую ИКТ технологии, которые отвечают потребностям учащихся и дают возможность работать в различных режимах и на разных уровнях.
Сфера использования ИКТ технологий очень разнообразна.
Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность с использованием ИКТ способствует закреплению ключевых понятий, воспитывает культуру речи, обеспечивает условия для проявления творческого начала. Данный вид работы позволяет детям принимать участие в конкурсах, творческих проектах школьного, районного, областного и всероссийского уровней.
Современный мир отличается большим потоком информации. И не всегда интересные школьникам факты являются полезными. Зачастую бесполезные занятия кажутся им привлекательнее, чем учёба в школе. Такая тенденция не способствует эффективной работе с одарёнными детьми. Для достижения высоких результатов по предмету важно сформировать у обучающихся устойчивую внутреннюю мотивацию. Перед каждым педагогом стоит задача перевести учащихся с уровня отрицательного и безразличного отношения к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному.
Мотивация – это сложный, многоуровневый регулятор поведения и деятельности человека. При работе с одарёнными детьми важно делать акцент именно на внутреннюю мотивацию, поскольку она направлена на содержание учебного процесса и обладает высокой побудительной силой. В каждом возрасте следует опираться на разные мотивы обучающихся. На младшей ступени – это познавательные мотивы (интерес к новым знаниям, фактам, учебным умения и навыкам), на средней ступени – позиционные мотивы (стремление занять свою позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет), на старшей ступени – социальные мотивы (место в обществе, профессия, семья).
Приёмы, способствующие формированию мотивации, разнообразны. Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, в том числе:
- включение в коллективные формы деятельности,
- привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки.
- сотрудничество ученика и учителя,
- поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы,
- занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыт).
Развитию мотивационной и познавательной сферы учащихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителями при обучении. К информационным методам обучения можно отнести демонстрацию, экспертизу, сообщение, видео-показ, инструктаж, анализ различных носителей информации, экскурсии, интервью. Операционные методы – работа с учебниками, опорные схемы, технологические карточки, тренинги, программирование обучения, эксперименты, самостоятельная работа – активизирует учащихся на уроках разных предметов. Применяются различные творческие формы обучения, проектирование и исследование.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО педагоги должны обладать высоко развитой компетентностью в области мотивирования обучающихся. Уровень развития этой компетентности определяется на основе следующих критериев:
- демонстрация учащимся возможности использования тех знаний, которые они освоят на практике;
- демонстрация знаний приёмов и методов, направленных на формирование интереса учащихся к преподаваемому предмету и теме урока;
- использование знаний об интересах и потребностях обучающихся в организации учебной деятельности, при постановке учебных целей и задач, выборе методов и форм работы;
- планирование использования различных заданий так, чтобы ученики почувствовали свой успех;
- предоставление возможности учащимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы.
Таким образом, можно сказать, что в современной школе мотивация является неотъемлемой частью работы с одарёнными детьми. Учебный процесс не может проходить без искреннего интереса и желания обучающегося. Поэтому педагогам необходимо постоянно совершенствовать методы и находить всё новые приёмы вовлечения школьников в изучение предмета. Большое внимание необходимо уделять психологической атмосфере в классе, использовать авторитет учителя не для подавления, а для заимствования этой силы для решения своих проблем, достижения целей. Оценивая, указывать на положительные моменты. За ошибки не отчитывать одного отдельного ученика, а обобщать наиболее распространённые неверные моменты и разбирать их вместе с классом. Важно создавать для одарённых детей ситуацию успеха, чтобы поддерживать их талант и развивать. Наряду с традиционными формами работы, надо больше использовать необычные уроки в своей педагогической деятельности: уроки-конкурсы, уроки-КВН, уроки-эстафеты знаний, уроки-праздники, уроки-путешествия, уроки-телемосты, уроки-заседания, уроки-концерт.
Использование ИКТ и интернета также положительно повлияет на интерес школьников. Они отличаются своей доступностью и особенно актуальностью. Всё новое привлекает внимание, поэтому можно использовать разную расстановку парт в классе, проводить уроки на свежем воздухе, в актовом или спортивном зале. Можно объединять группы, проводить внеклассные мероприятия на параллели, приглашать старшеклассников в среднее и младшее звено на уроки, чтобы одарённые дети стремились узнать больше и видели перспективу своей деятельности.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады
Олимпиады.
способствуют:
- выявлению способных учащихся для дальнейшей поддержки и развития их творческих способностей и интереса к научной деятельности, созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей.
- расширению образовательной информационной среды для укрепления личностных и метапредметных результатов освоения образовательной программы.
Участие в олимпиадах создает основу для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемого иностранного языка в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, расширяет и систематизирует знания о языке лингвистический кругозор и лексический запас, что соответствует требованиям федерального стандарта и является одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Хочется отметить несколько важных принципов олимпиад и конкурсов.
- Доступность и массовость Каждый ребенок может принять участие в предметной олимпиаде (на школьном уровне и во всероссийских заочных конкурсах) даже с начальной школы. Тем самым, на более ранних ступенях развития раскрываются способности учащихся и появляются возможности для их самореализации.
- Укрепление интереса. Если учитель выявил одаренного ребенка,то необходимо поддерживать интерес, предлагая ему разные новые задания или конкурсы
- Поощрения. Каждый ученик нуждается в похвале, а уж тем более тот, который принимает участие в олимпиадах, любое достижение должно быть оценено по достоинству (выставление дополнительных оценок за участие и победу, получение дипломов для Портфолио)
- Посильность. Учащиеся участвуют в олимпиадах среди сверстников.
В своей работе я руководствуюсь всеми этими принципами и считаю у меня есть положительные результаты
Существуют много конкурсов и олимпиад по иностранным языкам, но мои ученики принимают участие в 5 проектах.
1.Международный игровой конкурс по английскому языку British Bulldog
Конкурс является частью программы «Продуктивные игровые конкурсы»
Цель программы:
развитие интереса учащихся к знаниям, стимулирование их продуктивной творческой активности
Конкурсные задания подготовлены для 4-х возрастных групп: 3-4, 5-6, 7-8 и 9-11 классы. Участникам было предложено ответить на 60 вопросов (50 вопросов для 3-4 классов) различной степени сложности за 75 минут. Задания разделены на блоки (по 10 вопросов в каждом), направленные на различные виды языковой деятельности (знание грамматики, лексики, понимание связного текста, понимание речи). Первые 10 вопросов – аудирование.
2.Олимпиады Олимпус организованы Институтом Развития Школьного Образования (ИРШО). Олимпиады составляют ценное дополнение при освоении образовательных программ, вносят разнообразие в программу занятий, а также являются внешним источником оценки уровня знаний учеников. Проверяются знания по грамматике, лексике, коммуникативные умения и понимание текста.
3.Всероссийская Олимпиада школьников.
4.Неделя иностранных языков.
В рамках недели иностранных языков у нас в школе проходят различные мероприятия, которые тоже направлены на выявление,поддержку и развитие одаренных учащихся.
Фонетические конкурсы.
Конкурсы переводов.
Викторины. Праздники.
Конкурс проектов
Интеллектуальный марафон.
Путешествие по англо и немецко-говорящим странам
Выставки поделок, газет, рисунков
Мои учащиеся активно участвуют во всех мероприятиях, получают дипломы и благодарности. Даже если ребенок не силен, например, в говорении может проявить себя в творческих видах деятельности и выполнить презентацию об англо-говорящих странах.
Портфолио школьника
Работа с одарёнными детьми привела меня к мысли о возможности создания Портфолио школьника еще в начальной школе. Языковой портфель— подборка творческих работ и других свидетельств об успехах ученика в освоении английского языка. По выбору учащихся в языковой портфель могут включаться проекты и другие письменные работы, компьютерные диски с работами и рисунками, выполненными в классе или дома, сертификаты, отзывы учителей и просто коллекции предметов или картинок. Основная цель создания языкового портфеля — помочь учащимся осознать, насколько успешно у них идёт изучение английского языка и какие аспекты нуждаются в целенаправленном развитии и доработке. Результаты радуют – учащиеся повысили внутреннюю самооценку . Ребята со 2-го класса по английскому языку выполняют проектные работы: составляют схемы, карточки со звуками, открытки, рассказы о себе, семье, друге. Выполняя мини-проекты, они стараются проявить фантазию и творчество. Портфолио учащихся получаются особенно «полновесными», если значимость данной работы понимают родители. Именно близкие люди помогают ребенку проявить способности, раскрыть таланты.
Построение учебного процесса с активным использованием языкового портфеля как неотъемлемого компонента УМК способствует формированию у учащихся чувства успешности, повышению мотивации к изучению английского языка, развитию навыков самооценки, стремления демонстрировать свои способности и умения. При этом использование компьютера и Интернета в процессе создания творческих работ повышает у учащихся интерес и желание изучать английский язык
Станет ли ребёнок талантливой личностью с признаками одарённости ? Это зависит от широкого спектра причин и факторов. Важную роль в этом играют взрослые, перед педагогом стоит нелегкая задача по созданию максимально благоприятных, комфортных условий для всестороннего развития ученика, формированию ситуации успеха,которая будет положительно мотивировать и стимулировать творческую активность одарённых школьников .На протяжении моей работы в школе, я пытаюсь достичь этого .
Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка.
В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. Не вызывает сомнений то, что одаренные дети требуют специальных условий обучения, а также и то, что их высокие познавательные возможности и потребности часто не реализуются в традиционной школе. Это необходимо учитывать каждому учителю и планировать свою работу с одаренными детьми так, чтобы обучение и воспитание одаренного ребенка стали способами развития гармоничной личности, а не “накачкой” его готовой информацией и знаниями. Правильный акцент при работе с такими детьми может быть сделан только в том случае, если учителем разработана специальная программа, индивидуальная траектория развития такого ребенка, ведь многие одаренные дети, обладая нестандартным мышлением, не принимают консервативных методов и подходов к любому делу. Им необходимы индивидуальные занятия, специальные курсы и программы. Важными инструментами становятся программы тьюторского сопровождения образовательной деятельности и педагогические технологии развивающего обучения.
Цели и задачи, направленные на работу с одаренными детьми:
- коммуникативные и проектные методики с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
- деление учащихся на группы, это позволяет разнообразить формы взаимодействия педагога с учениками при работе в относительно маленьком коллективе, с учетом их интересов, склонностей и способностей.
- актуальны индивидуальные занятия-консультации и внеклассная творческая и проектная деятельность по предмету.
Целесообразным представляется деление всего процесса обучения в школе на следующие учебно-методические этапы:
- 1 этап - мотивационный (2-4 класс)
На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету на основе индивидуальных заданий, а также опережающее изучение ряда тем, с последующей публичной презентацией при прохождении нового языкового материала остальной частью класса (ребенок становится соорганизатором учебного процесса). Дети привлекаются к участию в классных и в общешкольных концертах с номерами художественной самодеятельности на иностранном языке, в разнообразные творческие задания (изготовление открыток, приглашений и т.п.). При проектировании данных видов деятельности необходимо опираться на следующий принцип - учение будет эффективным в том случае, если учащиеся получают радость от того, что они делают.
- 2 этап (5-7 класс) - творческая деятельность и формирование основ исследовательской деятельности.
Происходит вовлечение учеников в творческую деятельность через знакомство с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка и последующей постановкой отрывков из них на сцене, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, работой над проектами. Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые дополняются видео-экскурсиями, сообщениями о культуре, о спорте, об известных людях страны изучаемого языка.
- 3 этап (8-9 класс) - Вовлечение в исследовательскую деятельность.
На данном этапе происходит групповой тренинг деятельности. Это метод развития, как коммуникативных, так и исследовательских навыков, навыков реферирования, а также деятельности, связанной с личным и социальным развитием. Развитие на этом этапе осуществляется со всеми учащимися в рамках обычного учебного процесса, а также с учащимися, посещающими спецкурсы или ведущими самостоятельно выбранные исследовательские проекты.
Говоря в целом о работе с одаренными детьми, необходимо отметить три основных момента, которые представляются очень важными.
- Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное - не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим.
- Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя. Эта ситуация должна приниматься учителем без внутреннего протеста.
- Сверхзадачей педагогов в этом вопросе вовсе не является подготовка профессиональных лингвистов или специалистов гуманитарных профессий.
Именно эти положения я учитываю, организовывая свою работу с учащимися, проявляющими способности и интерес к изучению моего предмета. Использую разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению иностранных языков. Мною разработана программа по работе с одаренными детьми, проводятся индивидуальные и групповые занятия во внеурочное время согласно составленному графику. Данная программа мотивирует ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, способствует формированию системы знаний, развивает познавательную сферу.
Мотивируемое таким образом учение психологически богаче, чем представление о деятельности познания, хотя работать учителю при этом, конечно, профессионально сложнее. Здесь требуется систематическая оценка не только мотивационно-смысловых тенденций, но и степеней их удовлетворения, как у группы учащихся, так и у каждого индивидуума, т. е. одаренного ученика. Разработаны задания повышенного уровня сложности по страноведению, грамматике. Учащиеся привлекаются к разработке и проведению конкурсов, мероприятий в рамках недели иностранного языка. Даю домашние задания повышенного уровня сложности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам. Для поддержания интереса к предмету готовлю уроки – путешествия, уроки - конкурсы, инсценирую сказки, мои ученики выступают перед учащимися школы со спектаклями во время проведения предметных недель.
Моя инновационная деятельность, апробация и внедрение новых форм, методов и средств обучения, включая информационно- коммуникационные технологии, оказывает положительное воздействие на результаты моих учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа для одаренных детей "Наш звездный фейерверк".
Целевая программа для одаренных детей «Наш звездный фейерверк» написана с целью расширения единого образовательного пространства школы для выявления способных и одаренных детей, раскрытия ...
Программа для одаренных детей «Наш звездный фейерверк»»
Основной идеей программы являетсяобъединение усилий педагогов, родителей, администрации школы с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала обучающихся....
Программа для одаренных детей "Ступеньки успеха"
Целевая программа "Ступеньки успеха" создана для работы с одаренными детьми путем объединения усилий учителей, родителей, социума через различные формы урочной и внеклассной работы....
Программа для одаренных детей на 1 год обучения
Программа для одаренных детей направлена на более глубокое развитие детей в области изобразительного искусства и посредством художественно- продуктивной деятельности- воспитания духовно- нравственных ...
Программа развития одаренных детей «Нам тайны нераскрытые раскрыть пора..."»
Практическая значимость программы заключается в том, что она может использоваться педагогами общеобразовательных учреждений, содержит рекомендации по диагностике одаренных детей, определяет план дейст...
рабочая программа для одаренных детей
Пояснительная записка Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – самая важная в сфере образования. От ее решения зависит интеллектуаль...
Программа для одаренных детей на уроках физической культуры
Чем раньше у ребенка обнаруживаются способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче будет ему найти свое призвание. Для развития одаренной лично...