«Организация образовательного процесса в современной школе Великобритании
материал по английскому языку на тему
«Организация образовательного процесса в современной школе Великобритании"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie.avtosohr.docx | 55.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Организация образовательного процесса в современной школе Великобритании»
План
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
- Школьные реформы Великобритании.
- Структура и основные принципы школьного образования в Великобритании.
- Основные направления совершенствования учебного процесса в школах Великобритании.
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
2.1. Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса
2.2. Технология организации образовательного процесса в школьной практике Великобритании
2.3. Тенденции развития системы оценки качества школьного образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Накопление мирового опыта является движущей силой прогресса. В условиях реформы системы образования в нашей стране все большую актуальность приобретает изучение развития образования за рубежом.
В связи с процессом глобализации в системах образования ведущих стран мира, наблюдаются процессы демократизации. Он характеризуется доступностью, вариативностью и дифференциацией, децентрализацией управления, открытостью, преемственностью всех ее ступеней.
В 1965 г. на форуме ЮНЕСКО были сформулированы теоретические основы принципа преемственности в системе образования - концепция непрерывного образования.
Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни. Эта идея, осознанная обществом, становится системообразующим фактором непрерывного образования.
Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и возможности реализации собственной программы его получения и пополнения в течение всей жизни.
В наши дни мировое сообщество определяет содержание нового образования, разрабатываются и внедряются новейшие технологии обучения, постоянно совершенствуется образовательный процесс. Этому способствуют многие важные факторы: всевозрастающий объем знаний, умений и навыков, необходимых школьникам, результаты исследований природы детства, опыт работы учебных заведений разных стран. Кроме того, мировому образованию необходимо соответствовать новому уровню производства, науки, культуры. А значит, обновление системы образования является актуальной, неизбежной задачей.
В связи с этим 18 марта 2013 года в Дакаре, Сенегал открылась глобальная консультация по вопросам образования в период после 2015 года. Были рассмотрены важнейшие принципы для реализации процесса образования. Первый принцип заключается в том, что право на качественное образование является одним из основных прав человека, закрепленных в нормативных рамках и встроенных в законодательстве большинства стран. Вторая, в том, что образование является общественным благом. Государство должно быть хранителем принципов образования как общественного блага, уделяя особое внимание поощрению равенства. [4] [Электронный ресурс]
Чтобы осмыслить значение и цель образования в разных странах, необходимо учитывать национальные традиции, но в условиях нарастающей интернационализации и интеграции современного мира меняются цели и задачи образования. Следовательно мы можем выделить:
Цель исследования – ознакомление с организацией образовательного процесса в школах Великобритании.
Для достижения указанной цели, были поставлены следующие задачи:
- Выявить историю возникновения и реформы в области образования в Великобритании.
- Выявить структуру и тенденции совершенствования образовательного процесса в Великобритании.
Объект исследования – образовательная система Великобритании.
Предмет исследования – теоретические проблемы организации образовательного процесса в Великобритании.
Методы исследования:
- Подбор литературы по данному предмету.
- Анализ уже сложившихся технологий обучения.
- Сравнение организации учебного процесса Великобритании и России.
Следовательно, можно сказать, что сравнительный анализ различных систем образования и выявление конкретных подходов к содержанию образования дают возможность выделить предпосылки и тенденции формирования единого образовательного пространства.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
1.1. Школьные реформы Великобритании.
Многие столетия школы были подчинены церкви, но постепенно власть ее уменьшалась и к началу 17 столетия школы стали полностью на попечении городских властей и стали именоваться публичными заведениями. В XVII–XVIII вв. в недрах феодализма ускорилось формирование новых общественных и духовных ценностей, решительно пересматривалась концепция отношений человека и мира. Наиболее заметная роль в критике сословной школы, разработке прогрессивных педагогических идей принадлежала представителям позднего Возрождения и возникшего в XVIII в. движения Просвещения. Появляется небывалое число педагогических трактатов, в которых выражается стремление сделать личность свободной, посредством воспитания и образования обновить духовную природу человека. Педагогическая проблематика становится одним из приоритетов научных исследований. Новая педагогическая мысль стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследований, выявить законы педагогического процесса, вытекающие из объективных закономерностей природы и общества. [4]
Новый идеал личности был ориентирован на формирование человека, который постигает окружающую действительность как целостный мир, являющийся частью множества иных миров. Воспитать такого человека можно было только на основе нового знания, необходимого для занятий коммерцией, путешествий и т. д. в связи с построением новых целей в воспитании и обучении подрастающего поколения и началась модернизация образовательной системы Великобритании, постепенно уходя от пережитков прошлого средневековья. Данный период мы начнем рассматривать с деятельности Рейка, который в 1780 г. в г. Глочестер организовал первую «воскресную школу». Ее открытие получило общественное признание, и через 30 лет эти школы были открыты повсеместно.
В 1798 г. начал свою деятельность Д. Ланкастер, открывший школу для детей бедных родителей и предложивший метод взаимного обучения. В 1814 г. было создано «Британское общество» по распространению новой организации обучения. Оно действовало не только в Англии, но и в других странах мира. В 1797 г. А. Бель написал брошюру «Мониторная система», в которой была описана система взаимного обучения, а в 1811 г. организовано «Национальное общество» по распространению новой организации обучения. Закон 1833 г. ограничивал рабочий день детей 9 – 13 лет девятью часами работы и предписывал двухчасовое обучение в школе. В этом же году государство внесло первый денежный взнос в размере 20 тыс. фунтов стерлингов на развитие народного образования. С каждым годом суммы становились все больше. В 40-е гг. начинается открытие учительских институтов в Англии. Работа профессионалов-учителей позволила существенно улучшить качество обучения в народной школе Англии.
Закон об образовании 1870 г., получивший название «Акт об обеспечении народного образования в Англии и Уэльсе», фактически заложил основу обязательного народного образования. В 1880 г. было провозглашено обязательное посещение школы детьми в возрасте от 5 до 10 лет, а в 1918 г. введено бесплатное народное образование. Так в течение XIX века произошло становление всеобщего народного образования в Англии.
В конце XIX в. широкое распространение в Англии получают вечерние школы. В 90-е гг. начинается устройство профессиональных и технических школ, а в массовую английскую школу в конце XIX в. широко входит труд. Во второй половине XIX в. в Англии начинают создаваться «реальные школы» и «школы искусств».
Главное, что произошло в средних, грамматических школах – это расширение в учебных планах доли современных языков и естественных наук.
С середины XIX в. начинают открываться средние школы для девочек, а в 1860 г. женщинам было разрешено учиться в университетах. В XIX в. увеличивается число высших школ. Открываются новые университеты, в том числе и Лондонский университет. [5.] [ Электронный ресурс]
В XX веке образование развивается быстрыми темпами и характеризуется следующими тенденциями. Большое значение для развития образования имело учреждение в 1900 г. Министерства просвещения. По закону 1902 г. все школы, в том числе и частные, переходили под государственный контроль. Этим же законом предписывалось открывать государственные грамматические школы, хотя в них взималась плата за учебу.
В 1918 г. был принят закон Фишера, предусматривающий обязательное обучение детей до 14 лет. В 20-е гг. в Англии становится популярным лозунг «Среднее образование для всех!». В конце 20-х гг. комитет Хэдоу, созданный лейбористским правительством, подготовил доклад, в котором предложил новую систему образования: до 11 лет – начальное образование, после 11 лет – среднее. [5.] [ Электронный ресурс]
Среднее образование предполагало два типа школ: грамматическую и современную. План Хэдоу стал реализовываться в 30-е годы. В 1938 г. по предложению Спенса организуется еще один тип школы – техническая. И с этого же года в Англии вводится система отбора в среднюю школу на основе тестов. [5.] [ Электронный ресурс]
С конца XIX века в Англии стали создаваться экспериментальные школы. В 1889 г. С. Редди создал первую «новую школу». В ней вместе с академическим образованием, которое давалось в первую половину дня, во вторую половину дня обучали предметам эстетического и трудового циклов, проводили экскурсии и т.д. В 1893 г. Д. Бэдли открыл Бидельскую школу, которая также получила широкую известность и в которой впервые в Англии было осуществлено совместное обучение. По образцу или под воздействием примера этих школ в Англии стали открываться и другие «новые школы». В 1944 г. в Англии принимается новый закон об образовании – Акт Бетлера, который определил дальнейшее развитие ее школы. [5.] [ Электронный ресурс]
После Второй мировой войны, и особенно после 60-х гг., в Англии широко развернулись научно-исследовательские и научно-экспериментальные работы по созданию современной школы, отвечающей самым высоким мировым стандартам. В эту работу активно включились не только педагогические учебные учреждения, но и многие университеты.
Профессиональное образование можно получить либо на рабочем месте, либо в специальных профессиональных и технических школах. Среднее специальное образование можно получить в системе различных колледжей: технических, художественных, педагогических, государственных, готовящих специалистов для важных отраслей национальной экономики и др.
Как и во всем мире, в Англии уделяют серьезное внимание развитию высшего образования. Открываются новые университеты, увеличивается их финансирование, создается новое содержание, формы и методы обучения.
В Англии создана серьезная система образования взрослых, в которой по тем или иным общеобразовательным или профессиональным программам обучается более 2 млн. слушателей.
Таким образом, в целом в Англии создана достаточно гибкая и совершенная система образования. Однако в 70–80-е годы все более стали очевидны ее недостатки. Школа была подвергнута серьезной критике. Результатом стало принятие в 1988 г. закона о реформе образования. Он предусматривает быстрое развитие английского образования, преодоление его отставания от развития образования ведущих стран мира. Закон, в частности, предусматривает создание единой национальной программы обучения. Она включает три основных предмета: математика, английский язык и естественные науки и семь общеобразовательных предметов: история, география, основы технических знаний и проектирования, музыка, искусство, физическое воспитание и иностранный язык. [5.] [ Электронный ресурс]
1.2 Структура и основные принципы школьного образования в Великобритании.
До недавнего времени в Великобритании не существовало единых школьных программ и учебников. Разработка учебных программ являлась прерогативой директоров и старших преподавателей школ. Однако в соответствии с Законом об образовании (1986 г.) преподаватели должны согласовывать учебные программы с местными органами образования. Но на сегодняшний день, реформы в образовательной политике коснулись все-таки школьных программ. Это относится, прежде всего, к объединенным школам. Примерно половина учебного времени в этом учебном заведении отводится на так называемое ядро – обязательные для всех базовые дисциплины. Другая половина учебного времени занята обязательными предметами по выбору, которые предлагаются в виде «пакетов», каждый из которых содержит несколько курсов гуманитарного, естественнонаучного или математического содержания
Контроль за результатами обучения включает три равнозначных элемента: проверку, учет, диагностику. Контроль ориентирован на стандартную номенклатуру знаний, навыков, умений. В соответствии со стандартами выделяются три уровня достижений школьника: запоминание, умение пользоваться знаниями в нештатной ситуации, умение применить знания в реальной жизни.
Согласно закону об образовании в Великобритании законом учтены все аспекты, в том числе и то ,что получить бесплатное образования имеют право все граждане ,не зависимо от возраста, пола ,национальности и верований.
Рассматривая структуру самого школьного образования в Великобритании нужно заметить что ,оно включает в себя два этапа:
- Начальное – для детей в возрасте от 4 до 11 лет (до 7 лет – в школе для малышей (Nursery School), а с 7 до 11 лет – в младшей школе).
- Среднее – для детей от 11 до 16 лет.
Законом так же допускается получение образование ребенком на дому и в индивидуальном порядке, для этого опекунам ребенка необходимо получить разрешение местного совета по образованию, который должен убедиться, что условия обучения будут соответствовать принятым нормам, включая обязательное религиозное воспитание.
Законом допускаются такие виды неполных школ как:
- «грамматические школы», где основной акцент делается на академической общеобразовательной составляющей с ориентацией на последующее продолжение обучения в вузе;
- «современные» школы – прикладная направленность подготовки, имеющая целью ускоренное приобретение профессиональной квалификации;
- «единые» школы, где предлагаются образовательные программы с относительно уравновешенными академической и практической составляющими.
Младшая школа.
Если говорить об устройстве младших школ то следует отметить что в них упор делается на на умение самостоятельно получать знания и применять их на практике. Дети много занимаются в библиотеках и лабораториях, должны сами помнить о своих домашних заданиях.
Проверка знаний обычно проходит в письменной форме – в виде эссе и проектов. При этом учитель обычно лишь очерчивает какую – то проблему, а ученик сам формулирует тему и подбирает материал.
Занятия в младшей школе проходят в очень мягкой игровой форме без всяких попыток подогнать всех под один общий уровень. Каждый ребенок развивается индивидуально, в соответствии с уровнем своих возможностей. В данной системе есть и слабые стороны ,например по данным статистики примерно1/5 учеников по окончании младших классов нуждается в дополнительных образовательных программах.
Средняя школа.
Как говорилось раньше в Великобритании выделяются два основных вида школ: грамматические и объединенные (кроме них функционируют также технические и современные средние школы). Наиболее массовым видом школ являются объединенные школы. В них обучается около 90% учащихся Англии. В объединенную школу принимают выпускников начальных школ с различным уровнем умственных способностей и возможностей. Средние объединенные школы могут быть организованы различным образом: объединенные полные средние школы для детей от 11 до 18 лет; промежуточные школы, где ученики переходят в старшую объединенную школу в возрасте 12, 13 или 14 лет, заканчивая ее в 16 или 18 лет; школы для возрастной группы от 11-12 до 16 лет, комбинированные с так называемым «шестым классом».
Заключительные два года английской полной средней школы – переходное звено между высшей и средней школой. Учащиеся разделяются по отделениям. Традиционными являются гуманитарное и естественно – математическое.
Срок обучение в общеобразовательной школе достигает тринадцати лет. Обязательными являются одиннадцать лет обучения. . К этому времени они могут получить сертификат об образовании обычного уровня (О). После тринадцати лет успешного обучения вручается сертификат повышенного уровня (А).
По достижении 16 летнего возраста ученик должен сделать важный выбор проф-ориентационой направленности.
Желающим поступить в университет предлагается двухгодичный курс A-levels. После каждого года обучения сдается экзамен. Выпускной экзамен A-levels является вступительным в университет.
Выбрав курс профессиональной подготовки, и пройдя соответствующее обучение, ученики сдают экзамены на профессиональную квалификацию продвинутого уровня – Vacational A-levels, которая в 2000 году заменила собой прежнее национальное свидетельство о профессиональной квалификации. Как и A-levels новая профессиональная квалификация требует двухлетней подготовки. Свидетельство об окончании учебных заведений профессионального образования признается по всей стране и работодателями и высшими учебными заведениями, и впоследствии позволяют продолжить обучение в университете. Кроме того, здесь же можно получить предвузовскую подготовку и сдать экзамены A-levels.
1.3 Основные направления совершенствования учебного процесса в школах Великобритании.
Социально-экономические явления в мире конца столетия внесли изменения в приоритеты; требований общества к личностным качествам человека. [1]
Ускоренные темпы научно-технического прогресса делают труд более сложным, интеллектуальным, подвижным и менее узкопрофессиональным. Поэтому во многих странах мира предпринимаются попытки модернизации образования . данный путь совершенствования учебного процесса проходит 2 путями:
- Обновление форм обучения
- Модернизация методов обучения.
Обновление форм обучения.
В практике большинства стран урок продолжает оставаться основной формой учебного процесса. Однако он заметно модифицируется и дополняется новыми формами, продиктованными ориентацией школы на развитие самостоятельности детей, их познавательной и творческой активности. Этот процесс идет довольно быстро в школах развитых стран и элитарных школах развивающихся государств.
Постепенно преодолевается практика, при которой учитель постоянно работает с целым классом. Все более широкое распространение получают индивидуальные и групповые формы занятий на уроке.
Западные школы, как правило, располагают хорошими полиграфическими возможностями, имеют ксерокс, компьютеры с принтерами, ротапринт. Учитель легко размножает подготовленные им самим или методистами индивидуальные задания для учащихся разных способностей и темпов обучения.
В помощь учителю коммерческие фирмы выпускают огромный объем дидактического материала: карточки с разнообразными индивидуальными заданиями в различных предметах, рабочие тетради с текстами, упражнениями, задачами, которые облегчают работу учителя по индивидуализации учебного процесса.
Центральное место в школах развитых стран занимают библиотеки с читательными залами, весьма большими (на 50—70 мест) в средних школах. К ним зачастую примыкают учебные центры, имеющие персональные компьютеры, видеосистемы, магнитофоны с записью различных курсов и тем, которые составляют одно целое с учебными пособиями и проверочными заданиями в/рабочих тетрадях.
В центрах — индивидуальные столы, разделенные невысокими стенками, для самостоятельной работы учащихся. Библиотеки и центры позволяют учителю организовать индивидуальную работу как особо одаренных, так и слабо успевающих. Последние могут работать по индивидуальной программе с учителем-репетитором или с компьютером, отрабатывая навыки чтения, счета или осваивая трудные темы по предметам.
Видео- и магнитофонные записи дают возможность одаренным учащимся изучать школьные предметы на повышенном уровне или брать курсы, которых нет в учебной программе. Широкую популярность в последние десятилетия получила практика посещения одаренными школьниками университетов и прослушивания курсов на соответствующих кафедрах.
Лозунг максимальной индивидуализации обучения доминировал в американской и западноевропейской педагогике 60—70-х гг. Создавались открытые школы и классы, применялось гибкое расписание, где каждый ученик имел индивидуальную программу и занимался в основном самостоятельно.
В 80-е годы ведущим лозунгом педагогики Англии и США стало «кооперативное» обучение учащихся в малых группах. Как педагоги-теоретики, так и практики видят много преимуществ в этой форме обучения, поскольку она базируется на психологических особенностях личности и группы. Американские педагоги Д.Хазард, Р.Каган так описывают преимущества этой формы: «Кооперативное обучение повышает академические успехи, так как учащиеся помогают и поддерживают друг друга, а не конкурируют между собой; учащиеся обучают друг друга, что хорошо как для сильных, так и для слабых детей; кооперативное обучение является альтернативой конкурентному обучению, ибо в такой группе даже слабый ученик чувствует себя уверенно и испытывает удовлетворение от учения». В последние годы вышло много теоретических работ по кооперативному обучению, методических пособий для учителей, описывающих различные его модели.[2]
Групповые и индивидуальные формы работы весьма важны для формирования у учащихся навыков самообразования, что рассматривается 40-й Международной конференцией по образованию (1986) как одна из важнейших задач школы, решение которой способствует развитию непрерывного образования.
В старших классах академических отделений средней школы, которые готовят школьников к поступлению в вуз, кроме урока все шире используются формы, характерные для высшей школы, - лекции, семинары, зачеты, тьюторская система (индивидуальная работа над темой, сопровождаемая консультациями и беседами с учителем). Таким образом, развивается самостоятельность учащихся и обеспечивается плавный переход из средней в высшую школу.
Большое место в учебном процессе занимают экскурсии как форма учебных занятий. Школы в Англии, располагают специальными школьными автобусами, что облегчает организацию экскурсий на природу, предприятия, к историческим местам, в музеи.
Экскурсии заранее готовятся учителем: учащиеся получают перед выездом необходимую информацию, вопросник или серию заданий, которые должны быть выполнены во время экскурсии. Она завершается дискуссией, отчетами, сочинениями, рисунками учащихся.
Переориентация школы на развитие познавательной активности школьников меняет соотношение форм обучения. Сохраняя урок, современная школа придает ему новый облик и дополняет другими формами, в которых ученик предстает как самостоятельный «добытчик» знаний.
Модернизация методов обучения.
Выдвижение на первый план задачи развития познавательной и творческой активности детей вносит существенные изменения в традиционные методы и стимулирует появление новых.
Словесные методы, как указывалось, издавна занимают превалирующее положение в школе. Слово учителя, учебники — давние атрибуты учебного процесса. Однако в последние десятилетия они все более приобретают проблемный характер.
Слово учителя преобразуется из монологического в диалогическое. Учителя Англии, хорошо владеют методами беседы, дискуссии, постановки проблемных вопросов. Учитель в классе реже рассказывает сам, чаще ведет оживленную беседу с учащимися, поощряя их к высказыванию своего мнения. Так готовят учителя в вузе.
Проблемный метод постепенно меняет содержание учебников. Вместо эпического изложения фактов учебный материал группируется вокруг актуальных научных и социальных проблем, излагаются разные теоретические подходы к их решению, формулируются проблемные задания и вопросы для учащихся. Проблемный подход в построении учебников, в изложении учебного материала учителем занимает постепенно ведущее место в учебном процессе.
Проблемный подход реализуется и в традиционных наглядных пособиях и технических средствах. Теле- и видеозаписи, кино- и диафильмы выступают не простой иллюстрацией событий и явлений. Они создаются так, чтобы ученики увидели динамику животного и растительного мира, проследили зарождение и процесс физических явлений, ознакомились с жизнью народов других стран. Текст, сопровождающий фильмы, содержит проблемные и дискуссионные вопросы, обращает внимание школьников на противоречия, разные толкования учеными общественных и природных феноменов.
Обновление учебного процесса связывается с изменением роли и содержания деятельности учащихся в школьных лабораториях. Еще 40-я Международная конференция по образованию (1980) в своих рекомендациях записала о необходимости «более широкого использования всевозможных лабораторных, экспериментальных и практических занятий, ведущих к более активному участию школьников в процессах научных исследований и технологического развития». [5]
Самостоятельная работа учащихся как метод обучения очень важен для подготовки учащихся к самообразованию, формированию важных навыков планирования работы, ее организации и самоконтроля, умений обрабатывать и анализировать информацию, делать обобщения, вносить необходимые коррективы в работу.
Традиционным видом самостоятельной работы являются домашние задания, которые ученик выполняет без непосредственного участия учителя. Иногда выполнение задания требует длительного времени, связано со сбором оригинального материала, проведения опросов, наблюдений. Такую самостоятельную работу называют проектом. Группа учащихся или отдельный ученик, имея тему и задачи проекта, могут работать не только в школе, но и за ее стенами (архиве, музее, городской библиотеке, учреждении и т.д.). [5]
Метод проектов активно внедряется в школы. Он не только реально делает школьника субъектом учения, но вырабатывает важные в информационную эпоху навыки сбора и обработки информации, поступающей из различных источников.
Приоритет задачи развития познавательной и творческой активности вызвал к жизни новые методы — драматизация, дидактические и ролевые игры. Обращенные непосредственно к эмоциональной сфере, они стимулируют познавательный интерес обучаемых, их воображение, включают в действие многие личностные компоненты, которые обычно слабо затрагиваются в учебном процессе. [5]
Коммерческие фирмы западных стран выпускают сегодня огромное количество дидактических игр для учащихся разных возрастов. Они используются учителями всех предметов, особенно истории, обществоведения, биологии. Работая с рисунками, портретами, схемами, текстами, учащиеся могут «проиграть» историческое событие, современное социальное явление, решение острой проблемы общины, в которой находится школа. Ролевые игры и драматизация рассматриваются как сильное возбуждающее интерес педагогическое средство. Оно особенно эффективно, когда учитель ставит задачу учащимся решить проблему, найти пути выхода из противоречия. [5]
Информационная революция, связанная с созданием принципиально новых носителей информации, основанных на микроэлектронике, заметно преобразила традиционный облик школы за последние десятилетия. Будущее образования во многом связывается с дальнейшим использованием таких современных информационных средств, как телевизор, аудио- и видеоаппаратура и особенно микрокомпьютер в комплексе с другими техническими средствами.
Уже сейчас насыщенность школ микроэлектронной техникой в развитых странах мира весьма высока и продолжает расти быстрыми темпами. [5]
Компьютер выступает в школе не только как объект изучения, ибо около половины работающих ныне в западных странах имеют дело с компьютером. Компьютеры особенно в комплексе с видеодисками выступают эффективными средствами развития мыслительной активности учащихся, ставят их в эмоционально насыщенные проблемные ситуации, побуждающие к самостоятельному поиску решений и приобретению знаний. [5]
Учителя особенно широко используют программы ОПК (обучение посредством компьютера), которые позволяют развивать базовые навыки чтения, письма, счета, а также получать новую информацию в различных учебных дисциплинах и решать проблемы в качестве действующего лица (ролевая игра). По заключению специалистов-практиков, этот вид применения компьютера в классе обеспечивает непрерывную обратную связь ученика с «тьютором», который терпеливо предупреждает ошибки, подсказывает правильные шаги, подбадривает, что важно для ощущения чувства успеха. Компьютер позволяет индивидуализировать обучение, стимулировать мышление в проблемных ситуациях.
Информационная революция радикально меняет все сферы жизни современного общества. Она активно вторгается в образование и придает учебному процессу иной облик. Будущее школы, без сомнения, связано с применением новейших технических средств, с помощью которых только и возможен переход к новой дидактической системе, в центре которой ученик как субъект обучения.[5]
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
2.1 Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса.
В эпоху глобализации необходимо повышение качества образования , а при возникновении новых образовательных и государственных стандартов в образовании, главной целью процесса обучения является личность, то есть образование становится линостно-ориентированным. В связи с этим развиваются и активно действуют технологии помогающие добиться желаемого результата при обучении и воспитании учащихся современных школ. Для начала нашего исследования дадим пояснение термину «педагогические технологии».
Технология — проект, разработка, описание процесса воспитания (обучения), по которому педагог осуществляет конкретную работу.[6]
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь)
Педагогическая технология — научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.[6]
Существуют несколько основных причин возникновения педагогических технологий:
- необходимость учета личностных особенностей обучаемых;
- замена вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;
- возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.
Далее мы перечислим основные педагогические технологии в обучении:
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективную систему обучения;
-технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
-исследовательские методы в обучении;
-проектные методы обучения;
-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии и др.[3] [Электронный ресурс]
Анализируя применение современных педагогических технологий в школьной практике Великобритании следует отметить , что проблемному обучению а так же здоровьесберегающей технологии не уделяется достаточное внимание. Если в России существуют специализированные классы для проблемных детей , а так же для физически и умственно отсталых детей, то в Великобритании такие дети учатся по общей программе и посещают уроки вместе со своими сверстниками, при это имея специализированные занятия с педагогами-корректорами.
Что касается разноуровнего обучения, то сама система обучения в Великобритании является разноуровневой. Это применимо и к возрастному ограничению, степени нагрузки ( существуют специализированные учебные заведения с углубленной программой обучения) а так же социальному положению обучающихся( наличие школ-пансианатов, грамматических школ)
В Великобритании широко применяется метод проектов, что обуславливает применение обучения в сотрудничестве, а так же использование технологии изобретательских задач.
Наличие коллективной обучающей деятельности доказывает что на ряду с тьюторством в данной стране так же как и в России присутствует обучение в классах( посещение общеобразовательной школы).
Игровые методы так же широко используются при обучении школьников в Великобритании. Преподаватели используют преимущественно диалоговый метод ведения урока. При этом они могут использовать, ролевые игры , деловые игры на различных уроках в школе. При этом развивая у учеников способности к решению поставленных им задач, способности выражать свою точку зрения грамотно и не боятся аудитории.
В эпоху всемирной компьютеризации всех видов деятельности человека, развитые и развивающиеся страны используют ИКТ в образовательном процессе. В том числе и Великобритания. Это доказывает наличие в школе компьютерных классов и лабораторий, применение компьютерных досок и работа с компьютерными программами( такими как Word, Exel, Power Point) на уроках.
2.2 Технология организации образовательного процесса в школьной практике Великобритании.
Анализируя образовательный процесс в Великобритании следует отметить, что в отличие от Российской системы образования , возраст поступления ребенка в школу в среднем составляет 5 лет. При этом органы по надзору за образованием уточняют, что не стоит откладывать время поступления ребенка в школу, так как это может вызвать трудности при переходе от одной ступени образования на другую, так как все учебные планы и программы четко связаны с возрастом учеников.
Поступление ученика в школу, так же как и в России связано с территориальным размещением школы. Ученик обязан поступить на обучение на ближайшую к его дому школу.
Главный ограничительный критерий, который влияет на контрольные цифры приема, –наполняемость классов. В частных школах класс состоит из 7-10 учеников. В школе дети обычно группируются по возрастным классам. Как мы уже говорили, существуют две ступени общего обязательного образования это ,начальное образование охватывает возраст с 5 до 7 лет и средняя ступень образования с 7 до 11 лет. Среднее образование представлено, прежде всего, объединённой школой для 11-летних и следующими за ними грамматической и современной школами для 15-17-летних. Обязательны 11 лет обучения. По достижении 14 лет подростки имеют право поступать в профессиональные школы- Российским аналогом которых являются ПТУ, колледжи.
Учебный год в Англии, как и в России начинается с 1 сентября и длится 38 недель. Как правило, учебный год разделен на семестры: осенний весенний и летний в этом заключается одно из главных отличий от России , где год разделен на 4 четверти. В течение дня у школьников есть одна большая перемена на обед продолжительностью до одного часа. Учебный день состоит из двух сессий – утренней и дневной, каждая длится около 2,5 часов, что определяется администрацией учебного заведения. Таким образом, школа начинает работать с 9 утра до 16часов дня, если не имеется дополнительных после урочных занятий.
В Великобритании как нигде поощряется самостоятельность с юных лет, поэтому главный упор делается, а умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике. При этом учитель очерчивает, какую то проблему а ученики с помощью занятий в библиотеках и лабораториях, сами формулируют тему и пишут по этой теме сочинение или эссе. Начиная со средней ступени образования ученик должен определить какое направление для него наиболее приоритетно , и выбрать лишь те предметы которые его привлекают, исключая математику и родной язык. Право выбора существует во всех ступенях среднего образования. Отличительной чертой младшей школы является индивидуальный подход к каждому обучающемуся, при этом учитель старается проводить занятия в мягкой игровой форме, без попыток «подогнать» всех под один уровень
Все предметы в начальной школе ведёт один учитель. Так же как и в России урок в начальной школе длится от 15 до 45 минут.
На всех ступенях обучения обязательным является посещение уроков физического труда , так же в некоторых школах и посещение бассейна. [2] [Электронный ресурс]
2.3 Тенденции развития системы оценки качества школьного образования.
По окончании каждой из ступеней обучения Закон об образовании 2002 г. (п. 2 ст. 105) предписывает проведение экзаменов по математике, английскому, естественным наукам. При оценке знаний систематически прибегают к тестам. Оценки выставляет учитель и независимые члены экзаменационных комиссий.
По окончании младшей ступени обучения от учащихся требуются умения воспринимать речь на слух, понимать чтение и произношение, а так же умение производить простые арифметические действия. По окончании средней школы каждый учащийся должен научится читать , грамотно писать, составлять сочинения а так же иметь навыки счета.
Закон об образовании от 2002 г так же предписывает государственный учебный план. Где описаны цели которые необходимо достичь. Государственные цели по окончании каждой из ступеней обучения предписывают также оценку деятельности учителя и целей которые он достиг.
Успех в изучении того или иного предмета измеряется по восьмибальной шкале, при этом по окончании средней ступени обучения государственный образовательный план предусматривает наличие у учащихся наличие от 2 до пяти балов по тому или иному предмету. По статистике примерно 1/5 учеников к концу начальной школы нуждается в специальных образовательных программах.
Как уже говорилось ранее существует система экзаменов которые сдают учащиеся в обычной школе Великобритании:
1. Общий вступительный экзамен для поступления в старшие классы независимой школы – британские школьники сдают его с 13 лет. В большинстве школ он состоит из тестов по английскому языку, математике и естественным наукам.
2. Экзамены на Общее свидетельство о среднем образовании (General Certificate of Secondary Education, GCSE), обычно сдаются в возрасте 15-16 лет.
Среднестатистический ученик сдает 6-8 предметов, причем обязательными для работы и дальнейшего образования считаются математика, английский и иностранные языки. Независимая экзаменационная комиссия готовит вопросы к экзамену и оценивает результаты. При выставлении окончательной отметки во внимание принимаются письменные тесты, практические работы и текущие оценки за определенный период времени.
Удовлетворительные отметки – "А", "В" и "С". Хороший результат экзамена GCSE – 6 удовлетворительных отметок и более – позволяет получить квалификационное свидетельство. Отметка "С" считается проходной и сопоставима с "тройкой" по российской шкале.
Дисциплины можно сдавать в любом наборе, однако большинство предпочитает те, что включены во вступительный минимум для получения избранной специальности, так что сдаваемые предметы обычно имеют либо естественнонаучную, либо гуманитарную направленность.
Выводы:
Особенностью образования в Великобритании можно назвать индивидуальный подход к каждому ученику, который и позволяет обеспечить столь высокий уровень знаний. Преподаватели нацелены на максимально эффективное обучение детей в Англии, они заинтересованы в этом как материально (от уровня сквозного тестирования ученика зависит их ежегодная премия), так и достигается это благодаря их высокому профессиональному мастерству и сознательности. Весь учебный процесс в Великобритании ориентирован на результат, а именно — успешное окончание школы ребенком и поступление в престижные вузы станы и мира. Отличительные черты британских школ - это «железная» дисциплина, классические методики преподавания, налаженный воспитательный процесс, разносторонняя программа подготовки учащихся к жизни в обществе.
Список литературы.
- Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. – Москва-Воронеж, 1996.
- Джуринский А.Н. Зарубежная педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: Гардарики, 2008.
- Джуринский А.Н. История педагогики и образования. М.: Юрайт, 2011. 688 с.
- Капранова В. А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: Учеб. пособие. – Мн.: Новое знание, 2004.
- Корф, Д.В. Образовательное право и образовательная система Великобритании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lexed.ru/pravo/theory/ezegod/?16.html
- Педагогика: учебник для вузов по пед. специальностям: доп. М-вом образования и науки РФ // Л. П. Крившенко. - Москва: Проспект, 2010.
- Педагогика высшей школы: Учеб. пособие / Р.С.Пионова. - Мн.: Университетское, 2002. - 256 с.
Интернет-ресурсы
- www. school.edu/- Российский общеобразовательный портал.
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/organizatsiya-obrazovatelnogo-protsessa-v-shkolak - Социальная сеть работников образования.
- http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii - Социальная сеть работников образования.
- http://www.unesco.org/new/ru/education/resources/online-materials/single-view/news/unescos_vision_of_education_after_2015/#.Uq2PwNLJTSg – Сайт ЮНЕСКО.
- http://www.portal-slovo.ru- Меньшиков В.М Развитие образования в Англии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса в коррекционной школе VIII вида
Методический материал для педагогов, работающих с детьми с тяжелой умствненной отсталостью...
Особенности организации образовательного процесса в малокомплектной школе
Важнейшей особенностью образовательного процесса в малокомплектной школе является необходимость совместного объединения д...
Реализация современных требований к обновлению содержания и организации образовательного процесса в школе.
доклад по теме...
Особенности организации образовательного процесса в начальной школе при переходе на государственный стандарт нового поколения. УМК нового поколения.
Каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопрос ‘’Как обучать в новых условиях?’’...
Статья «Активные формы и методы работы педагогов при организации образовательного процесса в основной школе в рамках реализации ФГОС ООО»
В статье «Активные формы и методы работы педагогов при организации образовательного процесса в основной школе в рамках реализации ФГОС ООО» раскрыты активные формы и методы обучения в обра...
Организация образовательного процесса в старшей школе в соответствиями с требованиями ФГОС СОО
Об изменениях в содержании, в образовательных технологиях, системе оценки, учебных результатах компетенциях педагогов при реализации ФГОС СОО...
Статья " Организация образовательного процесса в современных условиях"
Статья на тему :"Организация образовательного процесса в современных условиях."...