Формирование кросс-культурной грамотности.
статья по английскому языку на тему

Зорина Анна Владимировна

Статья посвящена проблеме формирования у учащихся гуманистического планетарного восприятия - целостного видения мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kross_2.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование кросс-культурной грамотности посредством участия в   международных проектах и обменах.»

     В основу концепции нашей гимназии была положена идея формирования гуманистического планетарного мировосприятия. И уже почти 20 лет мы учим наших ребят видеть мир целостно, осознавать, что все в нашем мире взаимосвязано и взаимозависимо, и что от каждого из нас зависит то, каким мир будет завтра. Мы формируем активную позицию гражданина мира, миротворца, ответственного за свою страну и планету в целом.

 Ключевыми понятиями нашей концепции являются:   

                                                                                           выживание,

                                                                              взаимозависимость,                                                                                                                                                   целостная картина мира,

                                                                                                патриот своей страны

                                                                                                творческая личность

                                                                                           гражданин мира и гармония.

 «Я – человек планеты – земля»

 «Земля – наш общий дом»

 «Мысли глобально – действуй локально»

 «Я – личность, способная активно участвовать в мироустройстве» 

Такие принципы мы стремимся заложить в сознание наших учащихся.  

   Ведь как считал древнегреческий философ и ученый Сенека еще 2 тысячи лет назад -

«На земле наступит мир, когда каждый человек научится смотреть на мир и говорить: целый мир – это моя родная земля» Сенека, I в.н.э.

      Сегодня наш мир настолько взаимозависим, что проблемы, которые раньше считались местными, локальными (терроризм, проблемы экологии, охраны здоровья, …) сегодня приобрели глобальный характер и угрожают выживанию человечества на земле. Успешное решение этих проблем невозможно без международного сотрудничества, поэтому возникла потребность в воспитании человека с новым типом мышления, готового к межкультурному взаимодействию и диалогу культур.

Роль иностранных языков в воспитании гражданина мира и планетарного мировосприятия очень велика. («Discover Languages, Discover the world» – открывая для себя языки, ты открываешь весь мир)

В нашей гимназии ребята изучают английский язык с 2-11 класс и 2ой иностранный язык по выбору – французский или немецкий с 5го класса.

     Согласно концепции нашей гимназии, изучение иностранных языков направлено на формирование кросс-культурной грамотности.

Кросс-культурная грамотность предполагает:

  • развитие способности понимать и ценить культуру своей страны и других народов,
  • формирование непредвзятого взгляда на мир,
  • ломку стереотипов, искажающих восприятие иной культуры,
  • развитие патриотических чувств,
  • обучение культуре общения.

    В нашей гимназии мы рассматриваем самые разнообразные пути для изучения иностранных языков и формирования кросс-культурной грамотности.

Через учебную деятельность (уроки), внеклассную работу, международное сотрудничество со школами и общественными организациями других стран, участие в международных проектах и обменах.

    На уроках иностранного языка закладываются основы взаимодействия с миром. Формируя календарно-тематическое планирование, мы творчески дорабатываем наше планирование и добавляем глобальный компонент и каждую тему на уроках рассматриваем целостно, во всех взаимосвязях.

     Нашими учителями иностранных языков ведется большая внеклассная работа по предмету. Это подготовка и участие в творческих конкурсах, Это подготовка и проведение праздников, которые способствуют приобщению учащихся к культуре народов мира, искусству, литературе, традициям.

Наши праздники носят как концептуальный характер (День ООН, День Толерантности, День Земли…), так и национальный, страноведческий (Новый год, Рождество, День Колумба, День Благодарения, День Св. Валентина…)

    Ежегодно весной мы проводим «Неделю Иностранных языков.

В рамках недели иностранных языков проводятся различные конкурсы, викторины, конференции на английском, немецком и французском языках.

Интернациональный концерт завершает неделю иностранных языков. Инсценируя произведения зарубежной литературы, исполняя народные песни, читая стихи, ребята погружаются в культуру других стран и это способствует формированию кросс-культурной грамотности.

    В нашей гимназии в течении нескольких лет реализовалась международная программа «Образование для устойчивого развития под эгидой Водоканала совместно с учителями естественно-научного цикла». За создание экогазеты на английском языке группа наших учащихся была награждена поездкой в Финляндию.

    Наша гимназия является партнером Канадского университета PEI, и на базе нашей гимназии проходили педагогическую практику студенты этого университета в течение нескольких лет.

      Международные школьные обмены способствуют формированию кросс-культурной грамотности. Участвуя в школьных обменах, наши ребята знакомятся культурой, традициями и обычаями других стран, учатся особенностям общения, этикета и знакомят своих зарубежных сверстников с культурой, историей России.  За годы существования нашей гимназии мы участвовали в 20 международных обменах со школами США, Англии, Германии, Мексики, Канады, Дании…. .

Сейчас мы реализуем программы международного сотрудничества со школой США Гластонбери, Коннектикут и немецкой школой Блюменштайн Оберзуль, Гессен. В этих школах изучается Русский язык.

      Находясь в стране изучаемого языка 2 недели, наши ребята, проживая в американских и немецких семьях, непосредственно погружаются в культуру другой страны, активно участвуют в уроках, выступают в департаментах образования, знакомятся с культурой страны, посещая музеи, выставки и экскурсии.

    Принимая на следующий год ребят из США и Германии мы

- организуем культурную программу

- знакомим с нашим городом, его богатой культурой и историей и нашей страной

- задействуем гостей в наших уроках и мероприятиях.

Роль международных проектов в формировании кросс-культурной грамотности очень велика.

Например, международный проект «Модель ООН»

Ежегодно ученики 9, 10 и 11 классов участвуют в этом проекте. Они принимают на себя роль дипломатов и представляют интересы стран, которые достаются им по жребию. (Япония, Панама, США, Того, Мексика, Дания …)

Ребята обсуждают актуальные вопросы и проблемы современности в комитетах, которые существуют в ООН – комитете безопасности, прав человека, экономическом, экологическом комитетах. Дискуссии ведутся только на английском языке. Резолюции рассматриваются на Генеральной Ассамблее.

Этот проект формирует кросс-культурную грамотность, ведь изучая политические, исторические, культурные особенности страны, проводя исследовательскую работу для определения позиции страны по определенному вопросу (например, нелегальная эмиграция, ядерное оружие, атомная энергетика …) ребята учатся понимать особенности мировой культуры и политики, учатся сотрудничеству, мирному разрешению конфликтов.

Еще один международный проект, который способствует формированию кросс-культурной грамотности – это проект «Творческие Связи».

Мы принимаем участие в этом проекте с 1996 г. ежегодно и по настоящее время.

Этот проект направлен на установление творческих контактов со сверстниками из разных стран.

И предусматривает сотрудничество по направлениям: Art Link- обмен

рисунками и творческими работами.

Music Link- обмен записями музыкальных произведений, народной музыки и танцев в исполнении детей.

Classroom Connections- обмен письмами, а с 2007 года- проведение телеконференций со школами партнерами.

Рабочий язык проекта — английский.
В проекте участвуют школьники из России, США, Канады, Австрии, Индии, Китая, Бразилии, Японии, Новой Зеландии.

     Наши ребята знакомятся с культурой и традициями разных стран, учатся уважать и понимать культурное наследие других стран и своей страны.

Цели и задачи проекта:

  • формирование кросс- культурной грамотности
  •  воспитание  Гражданина Мира
  •  развитие дружбы, взаимоотношения и сотрудничества
  • воспитание чувства гордости за свою страну
  • повышение мотивации в изучении английского языка…

Ребята с удовольствием и энтузиазмом участвуют в проекте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Видеофрагменты на уроках английского языка как средство формирования кросс - культурной грамотности учащихся

Применение видео оказывается очень эффек­тивным при формировании коммуникативной культуры, так как видеоматериалы не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуац...

Статья «Международное школьное сотрудничество как фактор формирования кросс-культурной грамотности учащихся» или руководство к действию.

Уважаемые коллеги - учителя английского языка! Если у вас есть классное руководство и вы не знаете какое направление воспитательной работы выбрать, прочитатйте мою статью и, возможно, она поможет вам ...

Формирование бытовой химической грамотности учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности (из опыта работы)

В фундаментальном ядре содержания общего образования одной из основных целей изучения химии в школе является «применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в бы...

Формирование правил дорожной грамотности у детей и подростков с ограниченными возможностями.

Социальное воспитание детей с проблемами развития на сегодняшний день - актуальная общечеловеческая проблема. Состояние психофизического развития ребенка-инвалида - важный фактор интеграции его в обще...

Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии

laquo; … Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это выполнение заранее: в каждом уроке он должен чего – нибудь достигнуть, сделать шаг дал...

Формирование медийно-информационной грамотности грамотности на уроках русского языка

Задача преподавателя русского языка, наврное, одна из самых непростых в достижении формирования у современного студента навыков грамотной речи, а урок по-настоящему привлекательным. Ведь сегодня за ст...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛУБА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ДРУЖБЫ КАК КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

О диалоге культур, об открытости миру, о толерантности по отношению к другим культурам, мы, особенно учителя иностранных языков, говорим постоянно. Это – составляющие духовно-нравственного ...