Метод парадокса
статья по английскому языку на тему

Вилкова Наталья Евгеньевна

Поиск парадоксов и противоречий – вид деятельности, который искореняет потребительское отношение к информации и учит размышлять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_paradoksa.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Метод парадокса» как эффективный способ развития критического мышления у современных подростков в ходе учебной деятельности»

Когда речь идет о типах мышления, все чаще говорят о феномене так называемого «клипового мышления». Современные дети читают урывками, слушают музыку посредством телефона, читают новости с соцсетях, т.е. получают информацию пульсами, не фокусируясь. Итогом становится нездоровая гиперактивность, изменчивость желаний и мнений, отсутствие ответственности.

«Люди экрана», в отличие от «людей книги», не воспринимают чужие мысли. Написать свое – для них вообще сверхзадача.

В современной информационной среде подросток привыкает к постоянной смене сообщений и требует новых. Современный урок должен строиться по следующему принципу: желание искать короткие яркие образы, обмениваться сообщениями и новостями нужно направить в правильное русло.

В предложенных условиях есть реальная возможность развивать аналитические способности и критическое мышление при помощи «метода парадокса». Дети с пассивным сознанием принимают утверждения преподавателя на веру. Но если озвучить два взаимоисключающих утверждения, как правило, ученики задумываются.

Например: Антон Павлович Чехов болел туберкулезом, но отправился в долгую, изнурительную поездку на Сахалин, чем усугубил течение болезни и ускорил свою смерть. Иван Алексеевич Бунин – талантливый писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии – умер в полной нищете.

Все английские слова мы принимаем как должное, но когда начинаем углубляться в их значение, можем найти интересные парадоксы. Например, почему в баклажанах (eggplant) нет яиц (egg)? Или нет ветчины (ham) в гамбургере (hamburger)? Почему ананас (pineapple) никак не связан ни с сосной (pine), ни с яблоком (apple)? Английские кексы (English muffins) были изобретены не в Англии, а французский картофель фри (French fries) — не во Франции. Boxing rings — боксерский ринг, вовсе не круглый (ring), а квадратный. Guinea pig — морская свинка, но она вовсе не из Гвинеи и совсем не связана со свинкой (pig).

— В каком еще языке погода может быть жаркой, как в аду (hot as hell) и в тоже время холодной, как в аду (cold as hell)? Почему в английском языке человека, дающего деньги, называют broker, когда слово broke означает безденежный? Почему здания называются buildings (дословно: строящийся в данный момент), хотя они уже построены? Почему когда солнце и луна выходят (are out), мы их видим, а когда мы тоже самое говорим про свет (the lights are out), мы подразумеваем, что свет выключен?

Поиск парадоксов и противоречий – вид деятельности, который искореняет потребительское отношение к информации и учит размышлять.

В сложившейся ситуации с неэффективной подачей материала на учебном занятии, давать задание: «Прочитайте статью из учебника и ответьте на вопросы» крайне непродуктивно. При катастрофически сниженной способности анализировать сильной стороной «поколения Интернета» стала возросшая способность к многозадачности. Если они могут одновременно читать предложенную статью, правда, поверхностно, искать в Интернете недостающую информацию, чтобы сформировать тест закрытого типа по мотивам заданной статьи, не нужно им препятствовать и думать, что они отвлекаются.

Приучать к восприятию чужих мыслей крайне необходимо. В отличие от телевидения, где восприятием зрителя управляют, при чтении художественной литературы человек создаёт образы самостоятельно. Конечно, после прочтения учащимися двух-трёх страниц текста внимание рассеивается и появляется желание найти себе другое занятие. Таковы «издержки» клипового мышления. В таком случае полезно пересказывать прочитанные отрывки и анализировать поступки героев. Ещё лучше тезисно законспектировать прочитанное.

Наиболее продуктивным видом деятельности становятся дискуссии и поиск альтернативной точки зрения.

Чтобы глубоко и последовательно мыслить, нужно анализировать и понимать позиции людей с противоположными взглядами. Видеть только единственную точку зрения — всегда опасно.

В любом вопросе нужно искать противоположный взгляд. Поэтому лучше всего организовывать именно в дискуссию, а не полемику. В процессе полемики люди просто отстаивают свою позицию и хотят победить, участники же дискуссии не только защищают свои точки зрения, но пытаются понять друг друга и найти истину. Поскольку читательский опыт самих учащихся скудный, знакомство с точками зрения по тому или иному вопросу осуществляется при просмотре интересных документальных фильмов в рамках занятий. Не учебных фильмов, а именно хороших авторских работ. Но это не должен быть пассивный просмотр. В ходе просмотра учащиеся составляют вопросы, после обмениваются ими. Чаще всего в процессе такого обмена и возникает познавательная дискуссия. А если еще помнить, что клиповое мышление создает человека, легко подверженного чужому влиянию, можно этот минус сделать плюсом и сформировать думающую личность.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный урок-исследование с элементами "погружения" в 11 классе. Тема: "Парадокс любви в стихотворении В.В.Маяковского "Лиличка! Вместо письма,"

Данная методическая разработка урока литературы в 11 классе содержит авторские приемы анализапоэтического текста при помощи структурно-логической схемы,а также с использованием приема "МОЗАИКА АС...

Антарктида- материк загадок и парадоксов

Методическая разработка урока по географии материков и океанов по теме « Антарктида» выполнена учителем географии ГБОУ СОШ  № 97  города Москвы Тимофеевой Еленой Алексеевной. Основная ...

«Парадоксы современного мира- вредные привычки»

Качество жизни зависит не только от соблюдения правил здорового образа жизни, но и от тех привычек, которые возникли у человека в том или ином возрасте. Одним из самых губительных явлений, прямо скаже...

Сравнительный анализ софизмов и парадоксов

Поиск заключенных в софизмах ошибок, ясное понимание их причин ведут к осмысленному постижению математики. Софизмы, как и парадоксы, намеренно противоречат здравому смыслу. Софизмы и парадоксы одинако...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 11 КЛАССА НА ТЕМУ «ПАРАДОКСЫ ЛЮБВИ В СТИХОТВОРЕНИИ В.В.МАЯКОВСКОГО «ЛИЛИЧКА! ВМЕСТО ПИСЬМА»

Представлена методическая разработка  проблемного урока-исследования с элементами "погружения". В данном материале содержатся авторские технологии: "мозаика ассоциаций", структурно-логическа...