Антарктида- материк загадок и парадоксов
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

 

Методическая разработка урока по географии материков и океанов по теме « Антарктида» выполнена учителем географии ГБОУ СОШ  № 97  города Москвы Тимофеевой Еленой Алексеевной. Основная задача  на первом уроке познакомить учащихся с особенностями материка, в  беседе разобраться в загадках, найти объяснения явлениям природы.

Урок:  Антарктида - материк загадок и парадоксов.

Цели:

·        дать представление об особенностях природы Антарктиды.

·        развивать у учащихся умения называть и показывать особенности компонентов природы Антарктиды,

·        устанавливать причинно-следственные связи, определять климатические показатели по карте и климатограммам,

·        прогнозировать тенденции в изменении природы земли при условии таяния ледникового покрова, работать с различными источниками географической информации.

·        помочь учащимся осознать практическую значимость изучения природы Антарктиды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antarktida-_materik_zagadok_i_paradoksov.doc492.5 КБ
Office presentation icon antarktida7.ppt2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по географии материков и океанов по теме « Антарктида» выполнена учителем географии ГОУ СОШ «Школа здоровья»   № 874  города Москвы Тимофеевой Еленой Алексеевной. Основная задача  на первом уроке познакомить учащихся с особенностями материка, в  беседе разобраться в загадках, найти объяснения явлениям природы. 

Урок:  Антарктида - материк загадок и парадоксов.

Цели:

  1. дать представление об особенностях природы Антарктиды.
  2. развивать у учащихся умения называть и показывать особенности компонентов природы Антарктиды,
  3. устанавливать причинно-следственные связи, определять климатические показатели по карте и климатограммам,
  4. прогнозировать тенденции в изменении природы земли при условии таяния ледникового покрова, работать с различными источниками географической информации.
  5. помочь учащимся осознать практическую значимость изучения природы Антарктиды.

Оборудование: 

карты Антарктиды (физическая, климатическая), иллюстрации природных объектов Антарктиды, презентация,  документальный фильм «Птицы -2»,            «Антарктида»

           Южная полярная область Земли называется Антарктидой. Название это происходит от двух слов: «анти» - против и «Арктос»- так по- гречески называлось созвездие Большой  Медведицы, под которым лежит полярная северная область, или Арктика. Антарктика в буквальном смысле значит- противолежащая Арктике. Материк, расположенный в центре Антарктики получил название Антарктида, площадью 14 млн. км 2. Прилегающая водная акватория относится к водам Южного океана. Она включает  южные оконечности Тихого, Атлантического, Индийского океанов. Обозначьте их на контурной карте.

 Куда бы ты ни  отправился здесь, в каком направлении, обязательно попадешь на север. А почему? Ответ в географическом положении: в центральной части материка находится южный полюс, а внешней границей Антарктиды служит южный полярный круг.

Как вы думаете вот это географическое положение, каким образом может повлиять на особенности материка Антарктида. Определяет суровые климатические условия, уникальность природы. Давайте определим по картам, в каких климатических поясах лежит материк и чем они характеризуются.  Антарктида - в субантарктическом, Антарктида - в антарктическом

Здесь суровая холодная зима и холодное лето. Температура  января (-32 -0), температура июля (-64- 16). А почему здесь так холодно?

  1. Удален от экватора, маленький угол солнечных лучей. Но в Арктике  на севере все, же теплей, хотя она имеет тоже полярное географическое положение! Значит, есть ещё причины, каковы они?
  2. Это приподнятый материк, а не океан, да вдобавок этот материк закрыт толстым слоем льда, чем выше, тем холодней.
  3. Находится за полярным кругом, где полгода зима, когда Солнце не обогревает поверхность материка, но и полгода лето. За это время суша получает такое количество тепла и света, которое сравнимо с тропическим. И здесь на стражу встает ледник, как могущее зеркало отражающий это тепло.

    Сухость воздуха при низких температурах ничтожное количество осадков в центре постепенно увеличивается к побережью от 50 до 500 мм в год. Этому способствуют сформировавшиеся области высокого давления см. стр. 38 рис. 17 воздушные массы растекаются от центра материка к прибрежной зоне, образуя так называемые стоковые ветра. У станции Русская полюс ветра находится.

Высокое давление

Над

центром материка

и чем круче склон, тем выше

скорость движения воздуха.  

море                                                                                             море

Низкое  давление                                                                       Низкое давление

       Ледники возникают из напластований ежегодно выпадающего, но не тающего снега. Снежинки постепенно превращаются в ледяные зерна, а под тяжестью вышележащих слоев образуют лед. В разных районах на этот процесс уходит от 190 до 1000 лет. Благодаря этому здесь сосредоточено около 80 % всех пресных вод земного шара.

     Давайте рассмотрим схему: «Ледяной покров Антарктиды».

         Как  распределяется ледниковый покров по материку. В восточной  части Антарктиде мощность ледника значительнее, чем в западной. Вблизи станции Восток обнаружена самая большая толщина льда 4744 м, средняя величина около 2000 м. Благодаря этой  ледяной шапке  средняя высота материка превышает высоты других материков.

     Эти мощные ледники перемещаются от центра к окраинам, рождая айсберги и трещины в ледниковом покрове.

АЙСБЕРГИ

Столовые, если

 Пологий берег

Пирамидальные, если

крутой берег

       Именно айсберги дают призрачность береговой линии материка, и она меняется периодически.

        Ну что же скрывает веками накопленная ледяная шапка?

 И действительно ли Антарктида материк или архипелаг?

 Подледный рельеф разнообразен, здесь есть и горы, и равнины. Обозначим их на контурной карте.

                                                 РЕЛЬЕФ

ЗАПАД

ВОСТОК

Горные массивы чередуются с впадинами

Равнинная, хотя есть и горы и неглубокие впадины

Карта строения земной коры

Складчатая область, новый склад

Преобладает платформа

Вулкан Эльбрус

                           Разнообразие полезных ископаемых

            Здесь разведаны месторождения графита, в горах Земли Королевы Мод, берилла, топаза, горного хрусталя, медный колчедан, железная руда, каменный уголь. Но суровые условия Ледяного континента сдерживают даже самых неторопливых.

      Но так ли пустынен и безжизнен этот материк?

Да нет, жизнь присутствует почти всюду, растительность представлена мхами, лишайниками, водорослями, а вот животный мир связан с омывающими материк океанами, воды которых богаты планктоном, крилем, рыбой, поэтому у них есть все приспособления для охоты под водой:

Видоизмененные конечности- ласты

Обтекаемая форма тела и торпеды в вечернем туалете говорят о пингвинах

Жировые отложения.

      Выделяют здесь оазисы- территории с более благоприятными условиями для развития жизни по сравнению с окружающей местностью. Это участки суши свободные ото льда, где температура более высокая, скалы хорошо прогреваются.

        «С появлением человека Континенты быстро дряхлеют». А природа Антарктиды очень ранима, поэтому 1 декабря 1959 г. был подписан договор об Антарктиде.

В конце нашей творческой работы проверим твёрдость ваших знаний. Вам предлагается отгадать кроссворд. А самая знаменитая песня  «Пингвины»- гимн Антарктиды, поднимет ваши силы и настроение.

Кроссворд «Антарктида».

2

4

1

А


Н




3

Т



А



5

Р





6

К



7

Т

9

10

8

И



Д




А



Вопросы:

1.        Свободный ото льда участок суши.

  1. «Одеяло» Антарктиды.
  2. Сильнейшие ветра материка.
  3. Самое распространенное растение материка.
  4. Вулкан материка.
  5. Самое крупное животное в водах Антарктики.
  6. Самый большой полуостров.
  7. Животное-символ Антарктиды.
  8. Полюс с самой низкой температурой -89,2°.
  9. Самый большой шельфовый ледник.

Блиц – опрос «АНТАРКТИДА»

1.  Почти весь материк расположен в пределах южного полярного круга.

а)        да;

б)        нет.

2.        Почти весь материк покрыт льдом, средняя толщина которого примерно равна 2 000 м.

в)        нет;
н)да.

3.        Какова площадь Антарктиды:

т)        14 млн. км ;

д)        54 млн. км .

4.        Сколько   процентов   пресных   вод   Земли   содержится   в   ледниковом   панцире Антарктиды?

а)        80%;

б)        50%.

5.        Как называются огромные ледяные плавающие горы, обломки материкового льда, сползающие в океан?

к) остров;

р) айсберг.

6.        До  90% солнечного  тепла,   получаемого  материком,  отражается   от  снежного покрова?

н) нет;

к) да.

7.        Какой вулкан есть в Антарктиде?
т) Эребус;

х) Эльбрус.

8.   Почему Антарктиду называют «холодильником» Земли?

в)        много снега;

и) самые низкие температуры.

9.        Какое животное может быть символом Антарктиды?
т) тюлень;

д) пингвин.

10.        Как   называется   свободные   ото   льда   участки,   где   на   поверхность   выходят
обнаженные скалы, показываются лишайники?

а)        оазис;

б)        гольцы.

 У кого получилось, в ответе название материка, смело ставим себе пять.

  Приложение.  

Это удивительный материк среди всех других. Здесь находятся пять полюсов:

1. Южный полюс Земли — географический, 90° ю.ш.;

2. Южный магнитный полюс Земли — 72°25’ ю. ш., 155°16’в.д. (плато Земли Адели в восточной части Антарктиды, на 16 января 1909 г.), 70° ю. ш. и 150° в. д. на 1950 г., в районе горного плато Земли Виктории, а к 1977 г. сместился с суши на воду, неподалеку от берега, близ французской станции Дюмон д’Юрвиль;

3. Южный геомагнитный полюс — 78°З6’ ю. ш., 109°54’ в. д. ( редине ХХ столетия), район научной станции Восток;

4. Полюс относительной недоступности 82° ю.ш., 60° в.д., летом 1958г. здесь функционировала научная станция — Полюс Недоступности;

5. Полюс холода — станция Восток — 89,2° С в 1984 г.;

6. Полюс ветров — мыс Денисон на Земле Адели (скорость ветра здесь может достигать 70—80 м/сек, а в 1912—1913 гг. за 12 месяцев отмечено 235 дней со скоростью ветра 18 м/сек и более). Полюс ветра, скорость которого нередко достигает 30-50 м/с,  при отдельных порывах достигает 90 м/сек. На мысе Денисов до 340 дней году  бывают  с  сильными ветрами.   С  такой  же  скоростью  несутся  и огромные массы снега. Воздух кажется тогда плотным, как вода. Идти невозможно,    люди    пробираются    ползком    по    натянутым    тросам, привязанные к друг другу веревками. Лицо в один момент покрывается ледяной коркой, а на бровях и бороде вырастают сосульки. Не видно даже прожекторов, установленных над входами домов. Ураганные ветры сносят все, что не успели или забыли закрепить    стальными тросами. Леонид Дубровин - советский полярник рассказывает: На станции «Оазис» в оазисе Бйнгера во время одного из ураганов ветер не мог порвать стальные  тросы, которыми шасси самолета АН-2 было закреплено на льду озера Фигурного, но силы урагана хватило на то, чтобы оторвать самолет от шасси. Когда ураган немного стих и улеглась метель, люди увидели на льду только обломки шасси с лыжами. Исковерканный же самолёт они обнаружили на каменистом берегу озера почти в километре от станции».

Антарктические чудеса. Здесь происходят и необычные явления

«Белая мгла»: наступает она, когда небо затягивает сплошная облачность. На белом снегу исчезают тени, разглядеть, где кончается снег и начинается небо, становится невозможным. Человек теряет способность ориентироваться, оценивать ни размеры предметов, ни расстояние до них. Исчезают следы от тягачей, теряются колеи, и - становятся невидимыми многочисленные трещины. Ни пешие походы, ни поездки на снеговом транспорте, ни полёты в условиях белой мглы производить нельзя и очень опасно для жизни. Загадка её пока не разгадана.

В ясный день можно наблюдать, как невидимые течения воздуха создают миражи, как в жарких пустынях. Можно увидеть удалённый на сотни километров океан с айсбергами, кораблями. Корабли и ледяные горы висят в воздухе,  а под ними уходит вдаль снежный покров равнины ледника...

Немало неприятностей доставляют новичкам звуковые миражи. Сколько раз взволнованные зимовщики выходили на поиски несчастного, издававшего крики о помощи. Но все тщетно. Особая структура, мощность снежного покрова и низкие температуры сделали такую необычайную тональность и тембр звука, похожими на голос человека

Новый год здесь встречают в декабре - это начало лета в южном
полушарии.  Солнце движется по небосводу    не по часовой стрелке,  а наоборот,

Люди ходят в пургу на четвереньках, как животные, которых нет в Антарктиде, и важные птицы - пингвины на двух ногах, как люди.

Антарктида уникальна во многих отношениях, прежде всею по удивительным, неповторимым особенностям своей природы. Нигде не наблюдаются столь своеобразные и суровые природные условия.

Главная особенность - расположение; почти весь континент, который чуть ли не в 2 раза больше Австралии, находится внутри полярного круга. Географический центр материка, получивший название 2-го Полюса относительной недоступности, располагается на 82 ю.ш. в сравнительной близости от Южного полюса.

Присутствие в районе полюса огромного массива суши окруженной водами океана, привело к возникновению гигантского ледникового покрова - самого крупного на Земле. Его средняя толщина - около 2000 м, мах 4000 м. Мощный ледник определил многие особенности Антарктиды, даже такие, как форма и размеры. Он оказался самым высоким континентом Земли, средние его высоты более 2000 м, что значительно превышает средние высоты других материков.

Около 80% всех пресных вод земного шара сосредоточено здесь, если иа все растопить, то уровень океана поднялся бы на 60 м, а также Гренландии повысит уровень только на 8 м. Антарктида - гигантский наполнитель льда, ледяной континент. Это и определяет исключительную суровость климата Антарктиды. На ее территории находится мировой полюс холода, здесь самые сильные ветры на земле. Кроме того, и это кажется парадоксально, здесь полюс солнечной радиации. В летнее время, когда устанавливается полярный день, в центр материка поступает максимальное количество солнечной радиации, превышающее даже то, что получает земная поверхность на экваторе. Причина этого явления в целом ряде факторов, в том числе и в исключительной чистоте и прозрачности воздуха над Антарктидой. Правда, большая часть энергии солнца отражается от снежной поверхности и уходит обратно в атмосферу.

Парадокс, Антарктида богата пресной водой, тем не менее, это пустыня. Почти вся влага здесь представляет лед и снег. Жидкая вода почти отсутствует. Содержание воды в воздухе, годовые суммы осадков почти такие же, как в пустыне Сахара, с той - лишь разницей, что это ледяная пустыня.

Крайняя суровость отразилась на флоре и фауне континента, он беден по сравнению с другими материками, но  своеобразен, эндемичен.

Насколько на поверхности материка пустынно, кое-где мох яли лишайники найти только можно, насколько под водой богато и красочно. Контраст удивительный. Там внизу настоящий природный музей, красные кораллы, ярко-желтые губки, пурпурные морские ежи, фиолетовые морские звезды... "Все живое под водой располагается не хаотично, а по своим глубинным этажам. На первых—15-20 метрах жизнь сравнительно бедна. Около станции "Мирный" склон материка вообще замусорен -чего там только нет на дне: вездеходы, волокуши, не говоря уже о мелочах. А глубже - настоящие джунгли, т.е. подводная фауна и флора уникальное природное явление. Вода подо льдом удивительно прозрачна. Летом дно до глубины 60 метров видно, на глубине 30 метров можно спокойно читать…

Впечатление огромное, зачаровывает глубина. Пресловутые касатки 48 острых зубов, каждый по 20 см., далеко под лед они обычно не заходят. Зато тюленей навалом, морские львы. Киты целыми стаями паслись на отмели, где криль скапливается. Они безобидные беззубые, только хвостом  иногда заденут.

На самом материке гнездится около полусотни видов птиц - от огромных до 10 кг альбатросов с 3-х метровыми крыльями, до крошечных качурок, весящих всего 20 граммов. На скалах часто встречаются бакланы, крачки, даже утки, гнезда поморников и буревестников. Многие типцы залегают сюда из других мест. Иные проводят свою жизнь вдали от берегов, в небе над холодным морем, а на суше появляются лишь для выведения птиц.

Лишайник - жилистая борода, он зеленеет от влаги, когда в теле лишайника слоевища разбухают опутанные грибными нитями клетки водорослей. Полярники украшают ими свои подоконники.

Полярная роза - чашевидной формы, необходимой  для сбора воды. Черный цвет - их приспособление для поглощения солнечного тепли, В безоблачные дни темные камни с лишайником могут нагреться до 30 град.

Лишь кислоты дают яркую окраску рас гению, ее в Европе применяют для окрашивания тканей, для лечения ожогов, ран, в парфюмерии дня изготовления французских духов, для благовоний. Применяли их для мумифицирования египетских фараонов. В Японии применяют в пищу.

Вместе с необходимым снаряжением зимовщики берут губную помаду, т.к. в начале лета, когда время от времени устанавливаются солнечные дни, лучи нашего могучего светила здесь очень жестоки,  чем в тропиках и на экваторе. Лицо и нос не только мгновенно загорают, но обгорают до глубоких ожогов. А губы обгорают настолько, что распухают  и трескаются, следовательно, здесь и нужна помада, а на лицо надевают  маски, на глаза темные очки.

Сам воздух обладает удивительной прозрачностью, ни пылинки, ни частички сажи, все это усиливает беспощадность солнца.

Поверхность Антарктиды - самое большое в мире плоскогорье „в 5, а то и в 6 раз превышающее по площади величайшее плоскогорье Тибет. Чтобы образно представить себе Антарктиду, ее можно сравнить с большой плоской льдиной, или еще лучше, с ледяной лепешкой, образовавшейся на луже, разлитой среди кочек. Все впадины и ущелья забиты льдом и запорошены снегом. Получилась плоская как блин величайшая на Земле поверхность-плоскогорье, вынесенная за облака. Это затрудняет работу ученых - горная болезнь.

Вехи познания.

О южной земле можно прочесть в трудах античных учёных, а на большинстве географических карт ХУ1-ХУ11 в. можно даже наблюдать гипотетический южный материк, положение и конфигурация которого определялись чисто умозрительно. Основанием служило, что соотношение площадей суши и моря в Северном и Южном Земли должно быть примерно одинаковым. Иначе, как рассуждали ученые того времени, нарушится равновесие и Земля будет постоянно ориентирована к Солнцу стороной с большей массой. Континент на юге как раз и должен был уравновесить избыток водной площади в низших широтах южного полушария.

Еще в 1763 г Ломоносов высказывался "вблизи Магеллан,; сою пролива и против мыса Доброй Надежды около 53 град. Полуживой широты великие льды ходят, почему сомневаться не должно, что в большом отдалении острова и материк Земля многими, исходящими сиенами покрыты и что большая обширность земной поверхности около южного полюса занята оными,  нежеле в севере".

Д.Кук 1772-1775г., совершивший кругосветное путешествие и трижды пересекавший Южный полярный круг считал, что Земля вокруг полюса есть, отличается крайней суровостью. "Великие холода, огромное число ледяных островов и плавающих льдов - все это доказывает, что земля на юге должна быть". Кук не пожалел мрачных красок, давая характеристики континенту. "Эта земля обречена природой на вечный холод. Она лишена теплых солнечных лучей и погребена под мощным слоем никогда не тающего льда и снега. Гавани, которые могут быть на  этих берегах недоступны для кораблей из-за заполняющего их льда и смерзшегося снега, а если в одну из них и войдет корабль, он рискует остаться там навсегда или вмерзнуть в ледяной остров". "Я могу на себя взять достаточную смелость, чтобы сказать, что ни один человек никогда не решится на большее, чем сделал я, и что земли, которые находятся на юге, никогда не будут исследованы",

В 1819г, была организована первая русская антарктическая экспедиция на шлюпках "Восток" и "Мирный", ее возглавляли Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев.

1 декабря 1959 года странами - участницами    МГГ    был    подписан Договор    об    Антарктике,    в    который   вошли   многие   замечательные статьи.        Вот как он начинался:

«ДОГОВОР  ОБ  АНТАРКТИКЕ»

Правительства Аргентины, Австралии, Бельгии, Чили, Французской Республики, Японии, Новой Зеландии, Норвегии, Южно-Африканского Союза, Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобритании, Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки,

 сознавая, что в интересах всего человечества Антарктика должна и впредь всегда использоваться исключительно в мирных целях и не должна стать ареной или предметом международных разногласий;

признавая существенный вклад, внесенный в научные познания благодаря международному сотрудничеству в научных исследованиях в Антарктике;

убежденные в том, что установление прочного фундамента для продолжения и развития такого сотрудничества на основе свободы научных исследований в Антарктике, как оно осуществлялось в течение Международного Геофизического Года, отвечает интересам науки и прогресса всего человечества;

убежденные также в том, что Договор, обеспечивающий использование Антарктики только в мирных целях и продолжение международного согласия в Антарктике, будет содействовать осуществлению целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций,

согласились с нижеследующим:

Статья    1

1. Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие, как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытание любых видов оружия...»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: АНТАРКТИДА – МАТЕРИК МИРА И НАУКИ. (урок-экспедиция)

Целью данного урока является формирование гражданской отвественности,патриотизма и толерантности.Выбор темы урока-экспедиции обусловлен тем,что позволяет реализовать процесс развития учащихся в различ...

Антарктида - материк вечного льда

Обзорное знакомство с ГП, историей исследования материка и открытием южного полюса, знакомство с некоторыми компонентами природы.Особенностью урока явилось то, что  весь урок построен на ко...

конспект урока по теме "Антарктида таинственный материк"

Конспект урока по теме "Антарктида таинственный материк"...

Конспект урока по географии в 7 классе с использованием ЭОР "Открытие и исследование Антарктиды. Органический мир материка".

Данная разработка содержит технологическую карту урокаи презентацию. Особенностью данного урока является формирование компетентностей школьника, с использованием системно-деятельностного подхода, прие...

Антарктида. Материк-загадка

Плановый урок в 7 классе при изучении темы "Антарктида"....

Положение о проведении районного географического конкурса "Антарктида- материк загадок и парадоксов"

Положение географического конкурса поможет учителю географии выявить любознательных, одаренных, творческих детей. Этот конкурс можно провести при изучении темы "Антарктида" Очень актуальным ...