Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка в 5-х классах
статья по английскому языку (5 класс) на тему
Меняются цели и содержание образования появляются новые средства и технологии обучения, но несмотря на все это Урок главная форма организации учебного процесса. Учитель выступает в роли организатора, а не информатора. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, ему предоставляется свобода в выборе форм, способов и приемов обучения, он активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. Для того чтобы реализовать требование стандартов 2 поколения урок должен стать новым и современным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_realizatsii_fgos_na_urokah_angliyskogo_yazyka_v_5.docx | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка в 5-х классах»
Учитель английского языка: Меметова Н.А.
Меняются цели и содержание образования появляются новые средства и технологии обучения, но несмотря на все это Урок главная форма организации учебного процесса. Учитель выступает в роли организатора, а не информатора. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, ему предоставляется свобода в выборе форм, способов и приемов обучения, он активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. Для того чтобы реализовать требование стандартов 2 поколения урок должен стать новым и современным.
Для работы в 5 классе была составлена рабочая программа, целью которой является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих. Реализация данной программы осуществлялась с помощью учебно-методического комплекса «Английский в фокусе», авторами которого являются Н.И.Быкова, Дж. Дули, М.Д.Поспелова и В. Эванс, нацелен на то, чтобы ученик на каждом уроке сумел погрузиться в живую иноязычную действительность. В состав УМК входит учебник, рабочая тетрадь, mp3, книга для учителя. В своей работе я также использую наглядные пособия и таблицы, мультимедийные технологии, интернет-ресурсы. Программа предусматривает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным и личностным результатам. Реализовывать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности. Стало понятно, что нужно изменить деятельность и учителя, и обучающегося при подготовке современного урока. Каждое занятие строится по определенной схеме. Стандартная структура урока выглядит следующим образом:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
УУД означают умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного приобретения нового опыта. Каждый урок, к какому бы типу и виду он не относился, имеет свою определенную структуру. Под структурой урока ИЯ понимают взаимосвязь и последовательное расположение различных этапов урока. Каждый учитель имеет свои профессиональные хитрости и приёмы, которые использует на разных этапах урока. Рассмотрим, какие универсальные учебные действия формируются на уроках английского языка.
Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”). Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Для успешного существования в современном обществе человек должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Наиболее эффективными способами могут стать такие приемы :
Отсроченная отгадка. I am going to write a letter. Lena is going to arrange picnic. We are going to read the story. Во время беседы дети ставят цель - научиться строить предложения с оборотом to be going to do smth.
Прием « Flip Flop Flip Flop! Don’ Let the Conversation Drop!» Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Приём «Ассоциативный ряд». Выписываются прилагательные, используемые для описания погоды, цель – описать солнечный, пасмурный, зимний день , можно добавить новые слова в ассоциативный ряд. Оставляю запись на доске, объясняю новую тему, в конце урока вернусть, что-либо добавить или стереть.
Актуализацию знаний.
На этапе актуализации знаний в ходе любого типа урока, учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями, с новыми данными и т.д. Всё это необходимо для «открытия» нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. Кроме того, в процессе актуализации или в результате ее часто создается проблемная ситуация и формулируется учебная проблема.
Чаще всего актуализацию знаний учащихся в начале урока я провожу либо в виде опроса, либо в виде проверочной самостоятельной работы, либо призывами «вспомнить», «подумать», «предложить». Приведу пример создания проблемной ситуации на этапе актуализации знаний: После повторения способа образования и употребления времен the Past Simple и the Past Continuous, ученикам даётся следующее задание на самостоятельное выявление различий употребления этих времен: Read and compare:
(Прочитай и сравни: в каких случаях употребляется the Past Simple, а в каких the Past Continuous)
The Past Simple | The Past Continuous |
He played tennis yesterday. | He was playing tennis at 4 o'clock yesterday. |
He read this book 3 weeks ago. | When I came he was reading a book. |
Случаи употребления времен можно вводить при помощи контекста, где учащиеся ставятся в роль исследователей и сами выводят правило, опираясь на предоставленный материал. Доля помощи учителя регулирует уровень проблемности.
Первичное усвоение новых знаний.
Выбор формы изучения нового материала на уроке зависят от многих факторов: особенностей и уровня подготовки детей, особенностей предмета, особенностей темы, возможностей и технического оснащения кабинета, мастерства учителя. Метод «Следопыты» направлен на то, чтобы научить ребят работать с различными источниками информации. Я вывешиваю плакат или пишу на доске тему урока. Например, «Sights of London» («Достопримечательности Лондона»). Далее учащимся предлагаю вспомнить основные объекты, которые связаны с этой темой: музеи и художественные галереи, исторические здания, королевские дворцы, соборы, парки и т. д. и записываю их на доске. Далее перехожу к проработке содержания темы.
Многолетний опыт педагогов показал, что даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который позволит не просто ввести учащихся в новую тему, но и организовать их самостоятельную деятельность по изучению нового материала.
Первичная проверка понимания.
Как правило для решения учебных задач на уроке отводится достаточно времени, чтобы организовать самостоятельную деятельность детей. На данном этапе было бы эффективно решать не только те задачи, которые разработаны авторами учебников. В настоящий момент не все современные учебники и задачники наполнены поистине учебными задачами, решение которых формирует универсальные действия школьников. Поэтому, учитель может использовать алгоритм разработки изобретательской или ситуационной задач с целью наполнения содержания урока заданиями, соответствующими требованиям системно-деятельностного подхода. А так же можно использовать следующие педагогические приемы: морфологический ящик;создай паспорт;ситуационные задачи;изобретательские задачи.
Этап релаксации. Динамическая пауза. Если яы чувствую, что учащиеся устали, а впереди ещё много работы или сложная задача, делю паузу! Иногда достаточно 5 минут весёлой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, восстановить энергию. Динамическая пауза «Отдохни с пользой». Я объясняю, например, для закрепления лексики по теме «Цвета», что если я называю зелёный предмет, учащиеся должны встать, если красный — сесть, желтый — хлопнуть в ладоши, голубой — подпрыгнуть и т. д.
Контроль знаний и умений.
Контроль - это и часть урока, во время которой преподаватель оценивает, как учащиеся усвоили пройденный материал и могут им пользоваться в практических целях. Контроль позволяет:
- преподавателю получить информацию:
а) о результатах работы группы учащихся в целом и каждого ученика в отдельности;
б) о результатах своей работы (узнать, насколько эффективны приемы обучения, определить неудачи в работе, что позволяет внести изменения в программу обучения);
- учащимся:
а) повысить мотивацию в обучении, так как контроль свидетельствует об успехах или неудачах в работе;
б) более прилежно учиться, вносить коррективы в свою учебную деятельность.
На своих уроках я использую следующие формы контроля знаний и умений учащихся: лексический диктант; диктант в картинках; краткая самостоятельная работа; письменная контрольная работа; тест; метод проектов; устный зачет по изученной теме;самоконтроль. Самоконтроль позволяет учащимся самостоятельно оценить степень понимания пройденного материала. Метод призван указать на пробелы в полученных знаниях. Эту форму использую в 5-х классах при работе с аудиодисками к учебнику. Многие записи дают возможность прослушать правильные ответы на задания учебника, поработать над произношением.
Рефлексия
Завершающим этапом становиться стадия рефлексии, главная задача которой заключается в том, чтобы вывести знания на уровень понимания и применения. В практике организации рефлексии насчитывается большое количество приемов. При организации рефлексии важно помнить, что приемы следует разнообразить, каждому приему свое место в предмете и теме урока, рефлексия проводится не для учителя, не для логического завершения урока, а для ученика.Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. На своих уроках я стараюсь использовать различные приёмы рефлексии. И должна сказать, что обучающимся нравится оценивать себя, свои знания.Эффективен метод «Ваш новый компьютер». Каждому участнику образовательного мероприятия выдаётся четыре стикера разных цветов. Учащиеся пишут, что нового они увидели, чему научились, что поняли и какие эмоции испытали. Затем все эти высказывания приклеиваются на символический компьютер на доске. На монитор — что нового увидел, на клавиатуру — чему научился, на системный блок — что понял, на мышку — что почувствовал. «Смайлики».Самый простой вариант рефлексии, который я использую на уроке во всех классах – это карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального, грустного. Хочется отметить, что этот вид рефлексии хорош не только в конце урока, а и в конце каждого вида деятельности. Одним из любимых видов рефлексии у учащиеся 5 классов является вид деятельности «Дерево чувств» Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Учиться приятно, когда чувствуешь успех. В связи с этим использую разноуровневые домашние задания.Прием – дифференциация обучения написанию письма личного характера. Группа А расставляет части готовой открытки в нужном порядке, как пазл. Группа В дописывает открытку, заполняя пропуски. Группа С пишет открытку самостоятельно т.е. проводит мысленный анализ чужого высказывания и строит внутренний диалог. У детей повышается уровень Я- концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности и поверить в собственные силы.
Реальными условиями использования перечисленных приемов является: учет уровня знаний и опыта учащихся; доступность,т.е. разрешимая степень трудности; толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных.
Личностными результатами обучающихся 5 класса, которые сформируются при изучении иностранного языка, будут следующие: мотивация к изучению иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; коммуникативные компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; стремление к развитию таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира.
Среди метапредметных результатов при изучении иностранного языка в 5 классе можно выделить следующие: развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов.
Обучающиеся научатся планировать свое речевое и неречевое поведение: взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; работать с информацией (осуществлять поиск нужной информации, обобщать и фиксировать информацию).
Предметными результаты следующие: научиться кратко высказываться о фактах, событиях, используя такие типы речи, как описание, повествование, сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения;научиться выражать свое отношение к прочитанному (услышанному) тексту. Высказываться на заданную тему с опорой на ключевые слова, план, вопросы. Обучающиеся пятого класса научатся понимать основное содержание кратких аутентичных текстов, выделять нужную информацию.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
В учебном процессе реальное общение необходимо, поскольку оно готовит к свободному общению. Поэтому так важно создавать на уроках иностранного языка ситуации реального общения, так как их участники будут вынуждены общаться на неродном языке. Именно этот тип реального общения может стать началом работы над развитием коммуникативной компетенции.
Безусловно, учителю необходимо знать и применять на практике не один метод обучения. Но залог успешного урока заключается не только в выборе технологии, важно вызвать интерес каждого ребенка к уроку, т.е. сформировать внутреннюю мотивацию учащихся.
Используемые источники:
- Л.А. Медникова «Рефлексивная деятельность младшего школьника» Ж-л Наука и школьная практика №1,2008. с.25
- Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
- Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе / Под ред. В.А.Слободчикова. - М.:Просвещение, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учеб...
Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка
С 1 сентября 2011 г. введение ФГОС НОО обязательно во всех образовательных учреждениях РФ...
«Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка в 5-х классах»
Как мы знаем, в этом учебном году ФГОС вводится в 5 классах основной школы.В соответствии с государственным стандартом основного общего образования изучение иностранного языка в основной школе н...
СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ.
Презентация к выступлению на педагогическом совете 11.11.2015...
«Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка в 5-х классах»
В соответствии с государственным стандартом основного общего образования изучения иностранного языка в школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, как способность личности...
Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка в 5 классах.
Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка в 5 классах...