Технология интерактивного обучения на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Шиборин Геннадий Владимирович

Интерактивное обучение (прямой перевод термина «интеракт» - взаимодействующий) – современный способ обучения, который заключается во взаимодействии всех участников учебного процесса: учителя и учеников. Эта методика необычайно эффективна не только с точки зрения получения знаний, но также  и со стороны формирования личностных навыков, развития характера учащихся.

Интерактивные методы ОАЯ помогают учащимся не только обмениваться информацией, но и получать практические навыки общения на изучаемом языке, учат формулировать свои мысли, быстро реагировать и отвечать на реплики собеседника. Роль учителя меняется.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шиборин Г.В.,

учитель английского языка МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска»

Технология интерактивного обучения на уроках английского языка

Интерактивное обучение (прямой перевод термина «интеракт» - взаимодействующий) – современный способ обучения, который заключается во взаимодействии всех участников учебного процесса: учителя и учеников. Эта методика необычайно эффективна не только с точки зрения получения знаний, но также  и со стороны формирования личностных навыков, развития характера учащихся.

Интерактивные методы ОАЯ помогают учащимся не только обмениваться информацией, но и получать практические навыки общения на изучаемом языке, учат формулировать свои мысли, быстро реагировать и отвечать на реплики собеседника. Роль учителя меняется.

Групповая деятельность, явлющаяся одной из форм совместного обучения в малых группах сотрудничества, наиболее полно отвечает целям и задачам педагогической деятельности в рамках использования данной технологии. К преимуществам работы в малых группах можно отнести следующие факторы:

- работа в группах помогает избежать риска неверного решения;

- работа в группах уменьшает опасность упустить важные детали, т.к. над выполнением одного задания работают 3-4 человека;

- работа в группах вырабатывает терпимость, готовность подчиняться общим интересам, признавать мнение других, честно дискутировать.

 В настоящее время в естественных коммуникативных ситуациях человек гораздо чаще сталкивается с диалогической и полилогической формами общения. В процессе совместной работы обучающихся возможно осуществлять разлитые интеракции: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – малые группы, учитель – класс, малая группа – малая группа, малая группа – класс, ученик – малая группа, ученик – класс. Принципы и методы формирования групп зависят от задач, которые преподаватель решает в ходе данного урока и от индивидуальных особенностей обучающихся, их подготовки и социальной роли в классе. Усилия педагога должны быть направлены на построение эффективного взаимодействия обучающихся. Эту цель организации взаимодействия участников образовательного процесса надо ставить при планировании урока и непосредственно в процессе его осуществления. Для того, чтобы овладеть иноязычной речью вне ситуации реального общения с носителями языка, ученикам необходимо создать условия для языкового общения на уроке.

Обучение групповому взаимодействию на уроках является не только методом обучения устной речи, а естественным компонентом учебного процесса. Обучение в сотрудничестве – это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новее знания, а, не открывая объективны реалии, потребляя знания в уже готовом виде.

Одной из форм работы в   малых группах является работа в парах. Парная работа способствует увеличению времени непосредственного общения на ИЯ учащихся и сводит к минимуму время речи учителя. Положительным моментом работы в парах является также возможность общаться в спокойной обстановке, лицом к лицу со своим партерном, не испытывая дискомфорта от необходимости высказывать свое мнение перед всей группой. В учебном процессе в работе в парах и группах из всего многообразия интерактивных форм деятельности выбираются те, которые наиболее адекватны развитию всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.В ходе учебной деятельности могут быть использованы следующие интерактивные методы и технологии обучения:

Технологии «Кооперативного обучения».

«Кооперативное обучение» - это технология обучения в малых группах. Группа или класс делится на несколько малых групп и действуют по инструкции, специально разработанной для них преподавателем. Каждый из учащихся работает над своим заданием, своей частью материала до полного понимания изучаемого вопрос и завершения работы над ним. Затем учащиеся обмениваются выполненными работами для того, чтобы составить полную картину задания.

Существует несколько модификаций обучения в сотрудничестве. Но они опираются на одни и те же принципы:

 - педагог формирует группы сотрудничества, разнородные не только по уровню иноязычной компетенции, но и по гендерному признаку, учитывая психологическую совместимость учащихся;

 - группе выдается одно задание, предполагающее необходимость участия каждого члена группы в его выполнении, распределение ролей осуществляется учащимися;

 - группе выдается один комплект материалов;

 - оценка за выполненную работу ставится одна на всю группу. При оценке промежуточных результатов допускается принцип самооценивания с последующим комментарием (рефлексия).

Главная идея всех вариантов данного метода – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе.

Пример подобной технологии обучения, использующейся на уроках.

Работа в корпоративных группах по методу Jigsaw.

«Ажурная пила». Работа по данной методике строится по следующему плану:

1. Общение экспертов.

2. Поиск и анализ информации.

3. Тренировка экспертов.

4. Общий сбор группы.

 5. Анализ работы.

На первом этапе творческого применения языкового материала учащиеся делятся на “Home Groups” (первоначальные группы) по несколько человек в группе (в зависимости от количества текстов).

Каждый учащийся выбирает один из предложенных текстов и выполняет задания, относящиеся к нему. Цель работы на данном этапе - самостоятельное ознакомление с текстом с целью общего понимания содержания, детального понимания или извлечения конкретной информации (цель варьируется в разных текстах) и выполнения заданий, связанных с проверкой понимания прочитанного. На следующем этапе работа происходит в Expert Groups(экспертных группах). Все учащиеся, которые работали над текстом 1, собираются в одну группу, учащиеся, которые работали над текстом 2 – в другую группу, учащиеся, которые работали над текстом 3 – в третью группу.

Метод проектов.

При изучении ИЯ наиболее значимые результаты дает метод проектов. Метод проектов – это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления. Методика проектного обучения широко используется для обобщения и систематизации знаний и умений по изучаемой теме. В настоящее время принято выделять 7 основных этапов работы над проектом:

- организационный;

- выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;

- обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся,

- структурирование проекта  с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов;

 - работа над проектом;

 - подведение итогов, оформление результатов;

- презентация проекта.

Метод дискуссии выступает базовым в системе интерактивных методов обучения, включаясь в каждый из них как необходимая составляющая. Вместе с тем, дискуссия может выступать и как самостоятельный метод интерактивного обучения, представленный множеством модификаций, различающихся способами организации процесса обсуждения. В переводе с латинского языка “discussio ”- это исследование ил  разбор. Иначе говоря, это коллективное обсуждение конкретной проблемы, вопроса или сопоставление разных позиций, информации, идей, линий и предложений

Во время дискуссии оппоненты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае больше будут проявляться качества, присущие диалогу, во втором – дискуссия будет носить характер спора, т.е. отстаивание спора. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента.

Метод «круглого стола».

Целевое назначение метода:

- обеспечение свободного, нерегламентированного обсуждения поставленных вопросов, тем на основе постановки всех обучающихся в равное положение по отношению к друг к другу;

 - системное, проблемное обсуждение вопросов с целью видения разных аспектов проблемы.

 Необходимыми атрибутами «круглого стола» являются:

 - соответствующая подготовка помещения для его проведения, симметричное расположение рабочих мест для того, чтобы учащиеся могли видеть друг друга;

 - введение в практику принципа «свободного микрофона»;

 - создание и пополнение фонде вопросов, на которые должны ответить участники «круглого стола»;

 - наличие технических средств получения и обработки поступающей информации.

Метод «мозгового штурма».

Осуществляется данный метод следующим образом. Учащиеся каждой группы называют все, что они знают  и думают по озвученной теме, проблеме и передают лидеру группы (возможно учителю) свои идеи. Все идеи принимаются, фиксируются на любом носителе информации (компьютер, доска, лист бумаги и т.д.) После окончания «мозгового штурма» участники группы собираются и обсуждают выдвинутые идеи, отбирая из их числа наиболее рациональные с точки зрения большинства участников.

Метод «пресс».

Метод «пресс» состоит их 4 этапов:

1. Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что …»).

2. Обоснование своей мысли («… так как…»)

3. Примеры и аргументы для подержания своей точки зрения («…например…»)

4. Обобщение, выводы («Итак ….»)

Метод «пресс» следует использовать тогда, когда возникают противоречивые вопросы и во время проведения упражнений, в которых надо занять определенную позицию по обсуждаемой теме.

Метод «дебаты».

Данный метод представляет формализованный спор по определенным правилам и носит рамочный характер. Для дебатов обязательным условием является наличие 2 оппонентов, которые пытаются убедить третью сторону (судей) в правоте своей позиции. В споре побеждает та сторона, которая наиболее аргументированно защитит свою позицию.

Деловая учебная игра – моделирование профессиональной деятельности и ролевое взаимодействие по игровым правилам участвующих в ней специалистов, в определенном условном времени, в атмосфере неопределенности, при столкновении позиций, с разыгрыванием ролей и оцениванием. Существуют множество сценариев деловых игр. Существенные признаки ролевой игры:

- наличие игровой ситуации;

 - набор индивидуальных ролей;

 - несовпадение ролевых целей участников игры, принимающих на себя и исполняющих различные роли;

 - игровое взаимодействие участников игры;

Проигрывание одной и той же роли разными участниками, многовариативность решений;

 - групповая рефлексия процесса и результата.

Метод «Mind Map»(Карта мышления/памяти) является технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идет поток идей, их количество неограниченно. Они все фиксируются, запись идет сверху слева и заканчивается справа внизу. Карта является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Возможности ее использования:

 - при систематизации, повторении материала:

 - при работе с текстом;

 - при повторении в начале урока;

 - при введении в тему;

 - при сборе необходимого языкового материала;

 - при контроле.

Используются следующие интерактивные методические приемы.

Прием «кластер» («гроздья»)

Суть приема:

 - выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление в определенном порядке виде «грозди» - схемы. Важно:

 - выделить главную смысловую единицу (тему);

 - выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);

 - конкретизировать фактами и мнениями.

Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

Применение «синкквейн» или «пятистишье» способствует творческому развитию ученика, заставляет его самостоятельно мыслить, творить. Структура синквейна:

 1. Первая строка – одно слово, описывающее тему(существительное);

 2. Вторая  строка – два слова, обычно это прилагательные;

 3. Третья строка – 3 слова, выражающие действие по теме (глаголы);

 4. Четвертая строка – фраза из 4 слов, показывающее отношение к теме – предложение;

 5. Пятая строка – одно слово, синоним первого или итоговое слово.

Прием «Знаем/Хотим узнать/Узнали» применим для чтения и позволяет контролировать работу каждого ученика. Перед чтением текста ученики чертят в тетради таблицу из 3 колонок (знаем, хотим, узнали).

Прием «Учимся вместе».

Возможности использования: при работе с текстом, при изучении грамматики. Взаимообучение происходит в группах из 4 7 человек. Всем раздаются экземпляры одного и то же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца «учитель» должен: обобщить содержание абзаца, задать вопросы по тексту, объяснить непонятные слова, дать прогноз возможного содержания следующего абзаца, дать задание для чтения следующего абзаца.

Разнообразные интерактивные упражнения.

«Аквариум». Учащиеся объединяются в группы по 5 – 6человек.одна из групп занимает место в центре класса, получает задания, зачитывает и обговаривает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих. После этого место в «аквариуме» занимает другая группа.

«Два, четыре – вместе». Учащимся предлагается проблема или информация, которую они обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обговаривание вопроса.

«Микрофон». Учащимся предлагают высказать свою точу зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший микрофон, обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод. Другие ученики в это время не могут говорить, поскольку право говорить имеет только тот, у кого символический микрофон.

«Синтез идей». Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий на уроке: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе т.д. После выполнения первая группа отдает свой лист для доработки второй группе, вторая – третье и т.д. Когда доработанный лист возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников.

«Займи личную позицию». Этот метод полезен во время проведения в классе дискуссий на противоречивую тему.

Порядок проведения:

  1. Разместить плакаты в противоположных концах кабинета. На одном из них написать «согласен», на другом – «не согласен».
  2. Вывесьте правила проведения упражнения и обсудите их.
  3. Попросите участников стать возле соответствующих плакатов в зависимости от их мыслей относительно обсуждаемой темы.
  4.  Произвольно выберите несколько участников и попросите их обосновать свою позицию.
  5. После изложения разных точек зрения спросите, не изменил ли кто-нибудь из участников своего мнения  и не  хочет ли персти к другому плакату. Они должны обосновать причину своего перехода.
  6.  Попросите участников  назвать наиболее убедительную причину противоположной стороны.

 «Обучая – учусь».

Материал делится на отдельные блоки по количеству учащихся в классе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обговаривание и закрепление учебного материла.

«Выбери позицию».

Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и 3 позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся выбирают определенную позицию, формируют 3 группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы принятие правильного решения.

«Карусель». Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями, после чего учащиеся перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы и провести по кругу опрос.

«Броуновское движение».

Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

«Дерево решений».

Дерево решений – класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопросы и делает записи на своем дереве (лист ватмана), потом группы меняются листами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Структурой некоторых уроков являются учебные станции(Learning Stations).

Можно планировать учебную деятельность по группам  станциям. Направить 1 группу в течение 10 минут выполнять лексические упражнения, 2 группа в эти 10 минут занимается грамматикой , 3 группа отчитывает текст или сразу выполняет задания по нему. Через 10 минут каждая группа переходит на другую станцию, т.е. переходит к другому столу, где лежат задания по другому аспекту урока. За урок учащиеся побывают и поработают на всех станциях. Последним этапом урока может быть беседа по данной теме, интервью или игра, мультимедийная презентация.

Мультимедийные интерактивные технологии разделяются на такие аудиовизальные и интерактивные средства обучения, как программные средства (мультимедийные диски, презентации, видео-, аудио-ролики, ресурсы сети Интернет) оборудование (ПК, аудио, видео-аппаратура, мультимедийный проектор, интерактивная доска).

Интерактивные курсы “Tell me more”. «Английский: путь к совершенству», детские энциклопедии (например”Encyclopedia Britannica’) и т.д. рассчитаны на обучение по всем РД как для самостоятельного обучения, так работы в группе.

Разнообразие стилей общения и обучения  на уроке, использование интерактивных образовательных технологий в сочетании с мультимедийными интерактивными технологиями обогащают содержание урока, ускоряют темп его поведения, повышают интерес к изучению ИЯ и делают его личностно-ориентированным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об интерактивном обучении на уроке английского языка.

об использовании интерактивного обучения на уроке английского языка...

Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы"

Данная статья содержит краткое описание технологии интерактивного обучения на уроках в основной школе, ее особенности, некоторые формыи методы, преимущества.  Также в ней описаны фрагменты некото...

Мастер класс по теме: «Технология интерактивного обучения на уроках английского языка»

Предоставлен мастер-класс по теме  «Технология интерактивного обучения на уроках английского языка», где в рамках реальной ситуации можно познакомиться с этапами данной технологии....

применение технологии интерактивного обучения на уроках английского языка

В данной разработке даётся сущность понятия «интерактивное обучение», классификация методов и приёмов интерактивного обучения и их применения на уроках английского языка с конкретными примерами, опи...

Статья "Использование ментальных карт как приёма технологии фасилитации при интерактивном обучении на уроках английского языка"

В данной статье подробно описаны основные приёмы фасилитации (упрощения) образовательного процесса изучения английского языка и техники улучшения результативности образовательного процесса. Статья даё...

Статья "Использование технологий интерактивного обучения на уроках английского языка"

Интерактивное обучение – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся форм...