Медод кластера
статья по английскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Кластер на уроках как технология «критического мышления»
Учитель английского языка
Лесникова Е.В.
Кластер на уроках как технология «критического мышления»
Цели:
- представить наиболее общую современную модель комбинированного урока, включающую три основных этапа: вызов, осмысление, рефлексию
- детально рассмотреть новый приём обучения «Кластер» , применение которого возможно на каждом из этапов урока.
Большинство уроков, проводимых учителями в школе, по-прежнему комбинированные, то есть традиционные. Если бы мы попытались в обобщённой форме представить такой урок с применением современных технологий, то пришли бы к выводу: почти на всех уроках такого типа используется технология «критического мышления».
Новые образовательные стандарты устанавливают свои приоритеты:
- способность пользоваться приобретенными умениями умение получать информацию и моделировать;
- сотрудничество и взаимопомощь.
Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами К.Мередит, Д.Огл, Д.Стил. Ее применение в педагогической деятельности позволяет развивать (посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций) познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти, мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве т.е. дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Базовая модель организации урока в этой технологии включает три этапа:
ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ.
1.Вызов – проводится актуализация опорных знаний и представлений об изучаемом – «что знаю». Задача первой фазы урока - активизировать, заинтересовать детей, мотивировать их на дальнейшую работу и «вызвать» уже имеющиеся знании, создать ассоциации по изучаемому вопросу. Результатом этого этапа становится либо формулирование учениками собственных вопросов, на которые им непременно хочется найти ответы, либо, в зависимости от выбранных учителем приемов, предположения учащихся, которые нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении.
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
2.На фазе осмысления идет непосредственная работа с информацией. На этой стадии урока даётся ответ на вопрос «Что хочу знать?» Поэтому основной этап урока предполагает чтение информационных и художественных текстов, структурирование информации, ее анализ и оценку. Чтение и слушание становятся осмысленным.
Информационная (получение новой информации по теме)
Систематизационная (классификация полученной информации)
3.На заключительной фазе урока, названной рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается. Подводятся итоги: что узнал? Что было интересно, а что не понравилось? Выслушиваются мнения и предложения. Анализируются собственные мыслительные операции во время урока.
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, оценка процесса)
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» -ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много: кластер, синквейн, инсерт (чтение с пометками), зигзаг, верные и неверные утверждения, таблица толстых и тонких вопросов, «Шесть шляп мышления», и другие.
Кластер – это педагогическая стратегия, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, дает доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме, а также развивает память и пространственное мышление. В разных методических источниках этот метод называется по-разному: «карта-понятий», «карта-схема», «еж», «асоциограмма». Его можно составлять индивидуально, в группах или всем классом. Кластер – это гибкий многофункциональный метод, который может применяться на всех трех стадиях урока для изучения новой темы, закрепления, повторения и контроля . Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала, т.е это графический прием систематизации материала в виде «грозди».
Последовательность действий по составлению кластера проста и логична:
1. посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы;
2. вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;
3. по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Организуя работу с школьниками, и учитывая возрастные особенности обучающихся, нужно помнить, что учитель на уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений. Я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры. Над нерассмотренными вопросами можно при желании поработать дома. Поэтому применение «кластера» не ограничивается только урочной деятельностью.
Приём - «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность. У детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.
Кластер может применяться как на фазе вызова, так и на фазе осмысления или в качестве стратегии урока.
Существуют различные виды кластеров.
- классический кластер - бумажный кластер - кластер с нумерацией слов для составления рассказа - кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов -групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа - обратный кластер - грамматический кластер.
Вывод: Обобщая все вышеуказанное, можно сказать, что «Технология развития критического мышления» и ее основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения самообразования.
Кластер активизирует мыслительную деятельность учащихся:
умение ставить вопросы;
умение выделить главное;
умение делать сравнение;
умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;
умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.
Работая над созданием кластера, необходимо помнить несколько правил:
не бояться записывать все, что приходит на ум;
дать волю воображению и интуиции;
продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
постараться построить как можно больше связей.
Прием «Составление кластера»
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.
Заключение
- Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель.
- Важен результат.
- Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.
- Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.
Закончить хотелось бы словами древнего мыслителя Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Поэтому определяясь с целями, оглянитесь на то, что уже сделано.
И каждому из вас «Узелок на память» от поэта Я.Хелемского.
Никогда не допускай уступок,
Даже в малом будь самим собой,
Побеждает именно поступок,
Зорко управляющий судьбой.
Целеустремлен и беспокоен
Каждый продолжающийся день.
Разные слова, единый корень –
Поступь. Наступление. Ступень.
Принимая всякое решенье,
С вечным риском сочетая труд,
Помни: настоящее движенье
Люди поступательным зовут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приём кластер (гроздь) Правила составления грозди.
Работа с текстом по технологии РКМЧП....
Кластер по теме "Чай".
Кластер - это графическая организация материала, которая позволяет систематизировать и обобщить полученные знания и интересные сведения в виде схемы. Схема создается учащимися самостоятель...
Кластер на уроках английского языка
Методические приёмы использования кластера на уроках английского языка...
Кластер "Древние германцы"
Схема для отработки материала "Варвары и Рим" 6 класс (средние века)...
карта памяти или кластер-один из приемов технологии развития критического мышления через письмо
один из приемов запоминания , систематизации материалов на уроках физики...
Опыт работы с кластерами
“Кластери” – технология, зародившаяся в США. Американские педагоги считают: прежде, чем изучать что-то, надо сначала построить свою собственную модель на основе известных представлений, после чего по ...
Презентация "Использование медода проектов на логопедических занятиях" 7 класс
Формирование коммуникативной компетенции учащихся с тяжелыми нарушениями речи предусматривает использование метода проетов как в урочной, так и внеурочной деятельности. Данная презентация демонс...