Статья:"Инновационные технологии в обучении английскому языку"
статья по английскому языку по теме

Михальчик Галина Петровна

Применение компьютерных технологий, информационно-педагогических технологии (ИПТ), Интернет-технологии в обучении иностранным языкам.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_v_obuchenii_inostrannomu_yazyku.odt23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в обучении иностранному языку.

     Подготовка человека (учащегося) к жизни в постоянно меняющемся мире является главной целью инновационных технологий в образовании. С помощью инноваций в обучении происходит ориентация учебного процесса на потенциальные возможности ученика и их реализацию. Происходит качественное изменение личности учащегося. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.

    В условиях информационного общества знания, и квалификация приобретают первоочередное значение в жизни человека. Чтобы быть в курсе развития мировой науки, необходимо изучение первоисточников на языке авторов. Поэтому, повышение значимости иностранного языка, его востребованность, оказали влияние на содержание, задачи и динамику обучения.

     В ХХI веке интенсификация и модернизация образования требует внедрения таких инновационных технологий, которые преследуют цель творческого воспитания личности в интеллектуальном и эмоциональном измерении. Такими инновационными технологиями являются: развивающее обучение, проектирование, проблемное обучение, уровневая дифференциация, тестовая система, игровое обучение, погружение в иноязычную культуру, обучение в сотрудничестве, самовоспитание и автономия, интеграция, а также - здоровьесберегающие, исследовательские, информационно - коммуникативные и личностно - ориентированные технологии.

    Бурное развитие современных средств информационных технологий, в частности компьютерных информационных технологий, приводит к тому, что происходит процесс внедрения этих технологий в такие сферы деятельности человека, как наука, производство, искусство, образование и т.д. В связи с этим современная вычислительная техника предлагает широкий диапазон технических и программных средств, способных решить большое количество профессиональных задач.

     Применение ИКТ в процессе обучения в школе даёт возможность активизировать познавательную, мыслительную и самостоятельную деятельность учащихся, интенсифицировать учебный процесс. Информационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы. При обучении посредством ИКТ развивается интеллект, воображение, внимание, наблюдательность, речемыслительные и творческие способности.

    Применение компьютерных технологий становится высокоэффективным творческим реализующим фактором использования разнообразных форм развития, воспитания и обучения.

      Такой способ организации учебной деятельности позволяет не только в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока, но и осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность.

    Напомним, что информационно-педагогические технологии (ИПТ) в обучении иностранным языкам сочетают в учебном процессе ресурсы информатики (information science), коммуникации (communication science) и педагогики (educational science). Новые технологические решения входят в практику работы учителей и учащихся, преобразуя современную методическую культуру преподавания иностранных языков и становясь ее новым символом.

   Применение информационно-педагогических технологий (информационных и коммуникационных технологий) в курсе иностранного языка предусмотрено Федеральным государственным образовательным стандартом начиная с начальной школы (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. №373).

Современные технологии обучения

    Термин технологии обучения (или педагогические технологии) используется для обозначения совокупности приемов работы учителя (способов его научной организации труда), с помощью которых обеспечивается достижение поставленных на уроке целей  обучения с наибольшей эффективностью, за минимально возможный для их достижения период времени.

     В наши дни произошла дифференциация двух составляющих содержание термина: технологии обучения (Technology of Teaching) и технологии в обучении (Technology in Teaching). С помощью первого термина обозначают приемы научной организации труда учителя, с помощью которых наилучшим образом достигаются поставленные цели обучения, а с помощью второго - использование в учебном процессе технических средств обучения.

     Важнейшими характеристиками технологий обучения считаются следующие: а) результативность (высокий уровень достижения поставленной учебной цели каждым учащимся), б) экономичность (за единицу времени усваивается большой объем учебного материала при наименьшей затрате усилий на овладение материалом), в) эргономичность (обучение происходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата, при отсутствии перегрузки или переутомления), г) высокая мотивированность в изучении предмета, что способствует повышению интереса к занятиям и позволяет совершенствовать лучшие личностные качества обучаемого, раскрыть его резервные возможности.

     Большинство исследователей рассматривают технологии обучения как один из способов реализации на занятиях личностно-деятельностного подхода к обучению, благодаря которому учащиеся выступают как активные творческие субъекты учебной деятельности.

    В методике преподавания иностранных языков к современным технологиям обучения принято относить: обучение в сотрудничестве, метод проектов (проектные технологии), центрированное на учащихся обучение, дистанционное обучение, использование языкового портфеля, тандем-метод, технология «case study», компьютерные и аудиовизуальные технологии.

Всемирная сеть Интернет

       Преимущество внедрения Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку в настоящий момент уже не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств.

   За последнее десятилетие было написано немало работ, в которых исследователи раскрывали позитивное влияние различных форм синхронной и асинхронной Интернет-коммуникации - электронной почты, чата, форумов, веб-конференций и т.п. - на формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Непосредственно ресурсы сети Интернет являются бесценной и необъятной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей.

     Экономическое развитие России и Федеральный национальный проект «Образование» постепенно делают Интернет повседневной реальностью для большинства российских школьников. С каждым днем информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся неотъемлемым средством общения для все большего и большего количества людей.

    Современное развитие сети Интернет характеризуется появлением и широким распространением социальных сервисов и служб (Веб 2.0), направленных на общение между людьми. В этой связи на данном технологическом этапе развития общества общение посредством сети Интернет уже не может рассматриваться как дополнительный вид общения.

      Однако одно только наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. В научной литературе существует немало описаний того, как неверная, или, точнее сказать, методически неграмотно построенная работа

учащихся с Интернет-ресурсами способствовало формированию у них не только ложных стереотипов и обобщений о культуре страны изучаемого языка, но даже расизма и ксенофобии. Именно поэтому на современном этапе обучения иностранным языкам, когда используют новейшие Интернет-технологии, возникает острая необходимость в разработке новых методик обучении иностранному на основе учебных Интернет-ресурсов и социальных сервисов Веб 2.0, направленных на комплексное формирование и развитие:

- аспектов иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов (языкового, грамматического, социокультурного, компенсаторного, учебно-познавательного) (Новые образовательные стандарты…,2004);

- коммуникативно-когнитивных умений осуществлять поиск и отбор, производить обобщение, классификацию, анализ и синтез полученной информации;

- коммуникативных умений представлять и обсуждать результаты работы с ресурсами сети Интернет;

- умений использовать ресурсы сети Интернет и социальные сервисы Веб 2.0 для образования и самообразования с целью знакомства с культурно-историческим наследием различных стран и народов, а также выступать в качестве представителя родной культуры, страны, города и т.п.;

- умений использовать ресурсы сети Интернет и сервисы Веб 2.0 для удовлетворения своих информационных и образовательных интересов и потребностей.

Наиболее широко употребляемым в учебно-методической литературе является термин Интернет-технологии. Под ним в методике обучения иностранным языкам следует понимать совокупность форм, методов, способов, приемов обучения иностранному языку с использованием ресурсов сети Интернет и социальных сервисов. Иными словами, Интернет-технологии - использование сети Интернет в обучении иностранному языку.

    В дидактическом плане сеть Интернет включает в себя, по меньшей мере, два основных компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы. К наиболее распространенным формам телекоммуникации (т.е. коммуникации посредством Интернет-технологий) относятся электронная почта, чат, форум, ICQ, видео-, веб-конференции и т.п. К формам телекоммуникации относятся популярные социальные сервисы Веб 2.0: блоги, странички вики, серверы подкастов и закладок, сервер фотографий Flickr, сервер видеороликов YouTube и т.п. Веб 2.0 - это платформа социальных сервисов и служб, позволяющая широкому кругу пользователей сети Интернет быть не только получателями информации, но, главное, ее создателями и соавторами. Первоначально эти социальные сервисы были созданы для реального общения между людьми, находящимися на расстоянии друг от друга и лишь потом стали использоваться в учебных целях в обучении иностранному языку.

    Информационные ресурсы сети Интернет содержать текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках. Однако для того, чтобы учащиеся не захлебнулись в изобилии информации разного содержания и разного качества, а наиболее продуктивно использовали ее для удовлетворения образовательных и профессиональных интересов и потребностей, появилась необходимость в разработке специальных учебных Интернет-ресурсов, направленных на обучение учащихся работать с ресурсами сети Интернет. К учебным Интернет-ресурсам мы относим хотлист, мультимедиа скрэпбук, трежа хант, сабджект сэмпла, вебквест. В отличие от Интернет-ресурсов телекоммуникации учебные Интернет-ресурсы создаются исключительно для учебных целей. Они могут быть разработаны по различным предметам, включая иностранный язык.

    Реализуя положения ФГОС, все больше российских учителей активно пользуются возможностями Web 2.0, хотя многие из них начинали свою профессиональную деятельность до появления информационных технология и условно называются “digital immigrants”, в отличие от своих учащихся - “digital natives”, рожденных в эпоху информатизации жизнедеятельности человека.

    В основу существования и функционирования Web 2.0 положен важный принцип активного участия пользователей в создании, изменении, преобразовании и варьировании информации в сети. Содержание сетевых ресурсов Web 2.0 непрерывно обогащается благодаря объединенным усилиям самих пользователей, среди которых есть немало учителей и учащихся. В этом заключается главное отличие Web 2.0 от «всемирной паутины» предшествующего поколения, основной функцией которой было накопление, хранение и систематизация информационных ресурсов с невиданными ранее возможностями мгновенной доставки информации пользователю.

    Информационно-педагогические технологии на базе Web 2.0 - это интегрированные в обучении иностранным языкам интернет-приложения (программы в сети), обеспечивающие социализацию, группирование, взаимодействие, соединение ресурсов и творчество школьником.

    Предложенное определение означает, что информационно-педагогические технологии на базе Web 2.0 в школьном образовательном курсе иностранного языка обеспечивают в учебном процессе социализацию - общение учащихся во всемирной сети через государственные и культурные границы, группирование - вступление в существующие сетевые сообщества или образование собственных виртуальных сообществ учащихся в учебных целях, взаимодействие - создание учащимися совместных продуктов деятельности в режиме реального времени, соединение ресурсов - накопление совместных информационных материалов в сети для общего пользования или обмена в учебном и воспитательном процессе, творчество - общее участие в творческих проектах, виртуальных выставках и презентациях в соответствии с учебно-воспитательными задачами.

    Таким образом, мы смело можем сказать, что Интернет - ресурсы, обладают огромным потенциалом и могут быть очень полезными в обучении иностранным языкам. Существует множество обучающих программ и сайтов для изучения иностранных языков которыми мы можем воспользоваться, и большинство обучающих программ - бесплатные.

учебный интернет английский язык

Использованная литература

1. Подопригорова Л.А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам //Иностранные языки в школе.-2003.-№5.

2. Селевко К.С. Современные образовательные технологии.- М., Народное образование,1998.

3. Нелунов А.И., Сейдалов М.И. Новые подходы к обучению иностранных языков - выпуск 2: Сборник статей аспирантов и преподавателей; научный редактор: д.п.н., профессор Фомин М.М.; 2004.

4. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам, 2010

5. Иностранные языки в школе, 6 номер, 2013.

6. Иностранные языки в школе, 5 номер, 2013.

7. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. - Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно - коммуникационных Интернет - технологий.

8. Колкова М.К. Методика обучения иностранным языкам в средней школе, 2008

9. Семенов В.Д., Борисов А.Н., Никулин А.В. Профессиональная эффективность учителя иностранных языков в условиях внедрения в ФГОС, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационных технологий при обучении английскому языку в начальной школе

Плюсы раннего начала систематического изучения иностранного языка не сводятся к существенному повышению качества владения языком учащимися, оканчивающими среднюю школу. Важен весомый интеллектуальный,...

Реализация инновационных технологий в обучении английскому языку как средство осуществления компетентностного подхода в современном образовании

методическая разработка  «Инновационные технологии как средство обеспечения качества образования»                          ...

Статья "Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе".

В статье дана подробная информация применения инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Показаны методы и приемы использования. Подробно описана технология развития  критиче...

«Использование современных инновационных технологий в обучении английскому языку в соответствии с требованиями ФГОС»

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обуче...

«Практическое использование технологии коммуникативного обучения английскому языку: из опыта учителя английского языка Пироговой Е.В. на примере УМК «Английский язык» для 2–11 классов (авторов В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудовой и др.)» Статья.

Данная статья является обобщением опыта моей работы по теме «Практическое использование технологии коммуникативного обучения английскому языку: из опыта учителя английского языка Пироговой Е.В. ...

Инновационные технологии в обучении английскому языку в урочной и внеурочной деятельности

    В статье затрагивается тема важности применения инновационных технологий через метод проектов в обучении английскому языку при проведении урочной, внеурочной деятельности, в профе...