«Критерии оценки достижений обучающихся в монологической и диалогической речи в начальной школе (по ФГОС)»
методическая разработка по английскому языку на тему

Первый, традиционный, трактует их как возрастание объема знаний, умений и навыков воспитанников, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Базарно-Матакская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевского муниципального района

Республики Татарстан

Тема для публикации:

«Критерии оценки достижений обучающихся  в монологической и диалогической речи в начальной школе (по ФГОС)»

Учитель английского языка: Е.Г. Леонтьева

2017 год

Положительный опыт наставничества в Татарстане, как и процесс обучения, формируется из двух основных составляющих: обучая, учись сам. С приходом ФГОС в школу  меняются и совершенствуются различные критерии, позволяющие формировать УУД и успешно оценивать работу ученика. Уровень сформированности универсальных учебных умений и навыков невозможно сегодня оценить с помощью традиционной системы, в связи с чем логичным становится переход на инновационные технологии, механизмы которых позволяют оценивать эффективность обучения на основе личностных результатов. Особенность современного подхода к обучению – его практическая деятельностная направленность, ориентация не только на усвоение знания, но и на способность его применения на практике. При этом новые формы оценивания «настраиваются» не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность.

 C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков.

В современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме оценки образовательных достижений обучающихся.

Первый, традиционный, трактует их как возрастание объема знаний, умений и навыков воспитанников, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.

Второй подход к проблеме оценивания уровня образовательных достижений обучающихся исходит из признания необходимости учета динамики их личностного развития, сформированности у них основных метапредметных навыков. Показателями достижений обучающихся в данном случае являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижения в образовательном процессе, формирование метапредметных образований.

Меняется и роль преподавателя. Если раньше он,  в основном, выполнял транслирующую и контролирующую функции, то теперь он выполняет роль тьютора, координирующего образовательный процесс, начиная от познания и заканчивая результатом.

Критерии оценивания работ учащихся по предмету «Английский язык» 

Критерии оценки устных развернутых ответов (монологические высказывания, пересказы, диалоги, проектные работы, в т.ч. в группах) 

Устные ответы оцениваются по пяти критериям:

1. Содержание (соблюдение объема высказывания, соответствие теме, отражение всех аспектов, указанных в задании, стилевое оформление речи, аргументация, соблюдение норм вежливости).

2. Взаимодействие с собеседником (умение логично и связно вести беседу, соблюдать очередность при обмене репликами, давать аргументированные и развернутые ответы на вопросы собеседника, умение начать и поддерживать беседу, а также восстановить ее в случае сбоя: переспрос, уточнение);

3. Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);

4. Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);

5. Произношение (правильное произнесение звуков английского языка, правильная постановка ударения в словах, а также соблюдение правильной интонации в предложениях). 

         Одной из составляющей итоговой оценки является накопительная система оценки  - пример этому - портфолио учащихся (портфель достижений или языковой портфель). «Портфель достижений» включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт.

Где фиксируются образовательные достижения?

Наряду с традиционными классными журналами и ученическими дневниками с обезличенными отметками (не известно, за что поставлена отметка) стали приходить формы учета, регистрирующие достижения школьников в выполнении конкретных заданий.

Мне нравится опыт  образовательной системы «Школа 2100», где  рекомендуется использовать «Таблицы образовательных результатов». Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен овладеть школьник (таблица предметных, метапредметных и личностных результатов). Эти таблицы по выбору учителя могут существовать либо в электронном, либо в бумажном виде. Таблицы размещаются в «рабочем журнале учителя» (не в официальном классном журнале) и в «дневнике школьника».

Таблица образовательных результатов состоит из разделов:

- Умения в аудировании;

- Умения в чтении про себя;

- Лексико-грамматические навыки;

- Умения в письменной речи;

- Умения в устной речи (монологической, диалогической)

- Умение взаимодействовать в группе

 «Дневник школьника» является инструментом развития самостоятельности. По решению учителя ученик может фиксировать в таблицах «дневника» свои образовательные достижения в виде отметок (за контрольные работы, тесты, проекты, отдельные задания и т.п.) и самооценок (слов-характеристик, знаков)

 Развитие монологической речи учащихся – актуальная проблема в современном обществе, т.к. связная речь является необходимым условием успешного обучения ребенка в школе. Обладая развитой монологической речью, учащиеся могут давать развернутые ответы на вопросы школьной программы; аргументировано и логично излагать свои собственные суждения; воспроизводить содержание текстов учебников,  художественных произведений; научиться  грамматически правильно излагать собственные мысли, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому.

 Монологическая речь  - длительное, последовательное, связное изложение мыслей, одним лицом. Монологическая речь требует больших знаний, общей культуры, владения собой, активной и планомерной передачи информации.

Критерии монологической речи: основные (связность, цельность) и дополнительные (грамматическая правильность построения предложения, разнообразие лексических средств).

Задача говорящего сводится к тому, чтобы представить материал в логически стройном виде, выделив наиболее существенные части и сохраняя четкий логический переход от одной части излагаемого материала к другой.

Формирование умений монологической речи будет успешно осуществляться при использовании учителем специального комплекса упражнений, способствующих формированию умений монологической речи.

        При определении видов монологических  упражнений необходимо учитывать следующие критерии:

  1. Вид монолога (сообщение, повествование, описание, рассуждение);
  2. Связность и логичность изложения мысли и структурно – композиционна завершенность высказывания:
  3. Объем (полнота) высказывания – степень раскрытия темы и количество предложения:
  4. Степень комбинированности языковых  (лексических и грамматических) средств
  5. Лексико-грамматическая правильность.

Методически важным является характер опор, с помощью которых выполняется упражнения при обучении монологической речи. (Опоры могут быть такими, как наглядность, текст, ситуация, тема, проблема). Опоры могут меняться.

Для того чтобы заинтересовать учащихся, пробудить их мотивацию к монологическому высказыванию, упражнения по формированию монологического высказывания должны быть  разнообразными, интересными, увлекательными. В педагогической работе мною используются различные упражнения по формированию монологической речи.  Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания.

                         Показатели успешности образовательного процесса:

 1. Активность на уроке (карточки активности).  

 2. Отметки за контрольные работы, самостоятельные работы, диктанты, итоговые устные ответы, творческие работы.

Инструментарий:

1. Portfolio: письменные и устные задания в учебнике, обобщающие изученный материал. Творческие работы к каждому модулю.

2. Board Game – игра в рабочей тетради на закрепление изученного материала.  

3. I love English:  раздел в рабочей тетради на закрепление изученного материала во всех видах речевой деятельности.

4. Now I know: задания в учебнике, направленные на самооценку и самоконтроль.

5. Progress Check: тесты из сборника контрольных заданий.

6. Progress Report Card: карточка оценки достижений учащихся по каждому модулю.

7. Student’s Self – Assessment Form: карточка самооценки достижений по модулю, которая заполняется каждым учеником.  

Коммуникативные УУД. Общий уровень развития общения.

1. Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

2. Ориентация на партнера по общению.

3. Умение слушать собеседника.

Коммуникация как общение (интеракция).

1. Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

Коммуникация как кооперация.

1. Умение договариваться, находить общее решение.

2. Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

3. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

4. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Коммуникация как условие интериоризации (по Л.С.Выготскому «формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом») 

1. Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

2. Способность строить понятные для партнера высказывания.

3. Умение с помощью вопросов получить необходимые сведения от партнера по деятельности.

Показатели:

1. Умение вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос, диалог - побуждение.

2. Умение кратко описывать  и характеризовать предмет, картинку персонаж. 3. Умение  рассказывать о себе и своем окружении.

4. Умение воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора.

5. Умение кратко передавать содержание прочитанного, услышанного.

6. Умение выражать отношение к прочитанному, услышанному.

7. Умение понимать речь учителя, одноклассников, небольшие тесты и сообщения в аудиозаписи.

8. Умение читать вслух и про себя и понимать содержание прочитанного.

9. Умение пользоваться справочным материалом.

10. Умение выполнять в письменной форме различные упражнения и творческие задания.

11. Владение графикой, каллиграфией, орфографией, транскрипцией, фонетическими, лексическими и грамматическими навыками.

Инструментарий:

1. Устные ответы в монологической и диалогической речи.

2. Письменные творческие задания.

3. Тесты по чтению и аудированию.

   Как видно из перечисленных критериев, показателей инструменты отслеживания иногда охватывают параллельно несколько УУД. Кроме предложенного уже инструментария можно использовать методики КПН Е.М. Муравьева и КПН А. Е. Богоявленской « Методические указания работнику образования  по исследованию учебной деятельности и познавательных процессов». В этом пособии приведены 33 методики выявления уровня достижения учащимися метапредметных результатов.  

   Исходя из  перечисленных планируемых результатов образования,  можно предложить следующую систему отслеживания сформированности УУД в процессе обучения английскому языку в начальной школе, в том числе и устной речи.   Организация саморегуляции учащихся в процессе обучения предполагает   формирование здоровой личности учащегося, осознающей собственную реальность с набором ценностей и взглядов на жизнь, с представлениями о том, как она сможет реализовать себя в будущей жизни, где иностранный язык станет одним из главных двигателей для карьеры и творческой самореализации.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

2.Рабочая программа Английский язык 2-4 классы. Н.И. Быкова, М.Д. Поспелова, М. «Просвещение» 2011 г.

3. Е.М. Муравьева и  А. Е. Богоявленской « Методические указания работнику образования  по исследованию учебной деятельности и познавательных процессов»  Справочник администрации школы по организации учебного процесса. Часть 3. Москва, Центр «Педагогический поиск», 2001.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методика обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения иностранного языка"

Введение. Проблема обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка является одной из самых главных проблем в методике обучения английскому языку. Обучен...

Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов по английскому языку в начальной школе

Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов по английскому языку в начальной школе...

Критерии оценки достижения планируемых результатов по предмету «Английский язык» в свете требований ФГОС.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения...

Учебная ситуация по теме «Дружба» для развития монологической и диалогической речи учащихся 9 класса монгольской школы (русский язык как иностранный)

Ребята, все мы живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими отдыхаем. Нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатии друг к другу, то нас можно назвать товарищами. А высшая степен...

Критерии оценки достижения планируемых результатов по предмету «Бурятский язык как второй» (ФГОС)

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Бурятский язык как второй» представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к резу...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...