Особенности обучения детей с ОВЗ английскому языку.
методическая разработка по английскому языку (5 класс) на тему
Психолого-педагогические аспекты обучения детей с ОВЗ аглийскому языку в школе на современном этапе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности обучения детей с ОВЗ английскому языку
Нормы международного права и действующее законодательство РФ закрепляют право на образование детей с ОВЗ. Родителям предоставлено право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защищать права и интересы ребенка.
К ограниченным возможностям здоровья относятся:
- нарушения слуха,
- нарушения зрения,
- тяжелые нарушения речи,
- нарушения опорно-двигательного аппарата,
- задержка психического развития,
- нарушение интеллекта,
- иные ограничения в здоровье (детский аутизм, комплексные нарушения).
По мнению психологов, значительное число современных детей действительно демонстрируют объективно существующие признаки недостаточности , отставания и искажений психического развития, что закономерно приводит к проблематичности социальной и учебной адаптации, требующей направленной специфической коррекции. Почему ребенок не может освоить ту или иную учебную программу, конфликтует с окружением, гиперактивен, истощаем, агрессивен и т.д.? Перечисленное лишь видимая часть айсберга, образующего феномен «отклогняющееся развитие». Оно, как и любой другой феномен человеческого бытия, имеет сложную структуру о друг с другом отрицательных и положительных сторон.
Проблема интегрированного обучения, т.е. обучение и воспитание детей с проблемами в развитии в учреждениях общей системы образования в едином потоке с нормально развивающимися детьми в настоящее время широко обсуждается. С одной стороны, дети с особыми образовательными потребностями не изолированы от общества, но, с другой, в массовых школах возможности коррекционного обучения ограничены.
Интеграция в общество рассматривается как конечная цель обучения детей с нарушениями в психофизическом развитии: такой выпускник должен войти в общество как полноправный гражданин, способный к самостоятельной жизни, взаимоотношениям с окружающими людьми и продуктивной деятельности. С этой точки зрения интегрированное обучение выступает как наиболее продуктивное средство достижения конечной цели в том случае, если в массовых учебных заведениях созданы условия, позволяющие получить качественное образование, коррекционную помощь.
Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми детьми. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.
Таким образом, можно выделить цель интегрированного образования:
- принципиально новые образовательные и социальные достижения всех учащихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ,
- возможность наиболее полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, и тем самым наиболее полного взаимодействия и заботы детей друг о друге как членах общества.
В нашей школе обучаются дети с различными ограничениями здоровья.
Наибольшие трудности в обучении английскому языку вызывают дети с ЗПР.
«Как научить детей с ЗПР английскому языку?», «Способны ли они его выучить в объеме школьной программы?» – вот те вопросы, на которые мы хотим ответить. Для учеников коррекционно-развивающего обучения такой предмет учебного плана, как английский язык является недосягаемой вершиной. Языковой барьер, то есть непонимание всего, пугает и одновременно отталкивает учеников с первых же уроков. Поэтому для учителя, работающего с детьми с задержкой психического развития, необходимо с самого начала подобрать правильные методы обучения, максимально облегчающие учебную деятельность. Содержание предмета в классах коррекционно-развивающего обучения включает, главным образом, учебную информацию о двух аспектах языка: лексика и чтение, которые составляют основу формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением четырьмя видами речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение и письмо. Задания по всем четырём видам в классах для детей с ЗПР должны порождать и развивать репродуктивную деятельность учащихся. Одной из главных задач данного вида деятельности является формирование и отработка навыков чтения. В методике преподавания английского языка различают несколько видов чтения. Однако с детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно использовать преимущественно один вид чтения: чтение с полным охватом содержания. Работа с текстом традиционно начинается с ввода новой лексики. При каждом новом вводе лексики устное усвоение слов сопровождается показом их письменных образцов как блоков а так же различными наглядностями. Запоминание новых лексических единиц также производится при помощи различных заданий: повторить за диктором слова в звукозаписи, расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово (unscramble the word), нахождение новых слов в змейке (word snake), вставить пропущенные слова из нового вокабуляра в предложение (fill in the word), игры «снежный ком» (snowball), «рыбак» (fisher). Максимальная повторяемость материала является принципом успешного усвоения лексических единиц. Упражнения для развития умений и навыков коррекционного обучения:
1. Слушание и выполнение распоряжений преподавателя.
Преподаватель говорит: Ореn thе dоог, shut thе window, tаkе thе bооk и т.д. Ученик выполняет действие.
2.Повторение фразы или предложения.
Преподаватель произносит фразу, учащийся должен четко и безошибочно и бегло ее повторить. I like this white house.
3. Повторяемость коррекционных упражнений, но с включением новизны. Kate has a cat. Kate has a cat and a car and a hare.
4. Преобразование без подстановки.
Тренируется вопросительная форма:
Стимул. I study in the morning.
Реакция. Dо уоu study in the morning?
Тренируется образование третьего лица, единственного числа Ргеsеnt Simple:
Стимул. I study in the morning.
Реакция. Не studies in the morning.
Иногда упомянутым упражнениям придается форма разговора.
Учитель: The students аге busy. Аге the students busy?
Ученик: Yеs, they are.
5. Устная подстановка наряду с какими-либо изменениями.
Например, с изменением формы слов. Тренируется образование множественного числа имен существительных
Учитель: The boys are coming. (слова girls, children подставляются)
Ученики повторяют: The boys are coming .
При обучении лексике основной акцент делается на усвоение лексических и синтаксических единиц, подобранных для определенной обыгрываемой ситуации. Тщательно отбирается лексический минимум, учитывая посильность его усвоения и интересы детей каждого конкретного возраста. Исключены из изучения косвенные вопросы, употребление артиклей дается в ознакомительном плане.
Наибольшее количество учебного времени отводится чтению. Особое внимание уделяется переводу. Новые лексические единицы переводятся при помощи словаря. Задания после чтения лучше давать простые. При этом в проверочных работах предложения лучше не менять, а использовать их так как они написаны в текстах для чтения.
В аудировании мы тренируем восприятие речи учителя и других собеседников.
Значительно сокращаем и письменные работы. Письмо используется на всех этапах обучения только как средство обучения для прочного усвоения лексики и грамматики.
Такие коррекционные занятия вырабатывают у учащихся умение свободно и быстро использовать речевые образцы. Особенностью коррекционной работы является тщательная дозировка речевого материала. Нужно учитывать утомляемость, склонность к торможению и для этого нужно часто проводить смену видов деятельности .
В работе с детьми, имеющими проблемы с опорно-двигательным аппаратом, мы чередуем учебную деятельность с физминутками, которые дают возможность ученику снять физическое напряжение и способствуют здоровьесбережению.
Коррекционное обучение – это процесс активного усвоения опыта и знаний, полученных в результате систематически повторяющейся отработки учебного материала и усвоение способов применения полученных знаний. При подходе к выбору методов работы можно достичь определённых положительных успехов даже в обучении такому сложному предмету как иностранный язык. Вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке английского языка не угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее огромную возможность самореализации себя как полноценной личности учебного процесса.Самое главное мы должны помнить, что при работе с такими детьми мы не должны перейти ту грань которая бы повлекла за собой нелюбовь к иностранному языку. Мы должны сохранить их интерес к языку, ведь для кого-то он может стать не просто чем-то новым и интересным, а может и смыслом в жизни.
Литература:
1. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1987
2. Грэндин Т, Скариано М.М. «Отворяя двери надежды: Мой опыт преодоления аутизма».- М.:Центр лечебной педагогики, 1999.
3. Дилигенский Н. Слово сквозь безмолвие. (Москва, 2000)
4. Добсон Дж. Непослушный ребенок: Практическое руководство для родителей. — М., 1992.
5. Жукова И. С, Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. —
М., Просвещение , 1993
6. Никитина С.Ю. Обучение детей с ОВЗ. Тамбов, 2017
7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал "Психологические особенности обучения детей с ОВЗ иностранным языкам".
Методика обучения иностранным языкам (ИЯ) не существует изолированно, она связана с рядом других наук (философией, физиологией, психологией, языкознанием, педагогикой и др.) попирается на установленны...
Статья "Психологические особенности обучения детей с ОВЗ иностранным языкам"
Методика обучения иностранным языкам (ИЯ) не существует изолированно, она связана с рядом других наук (философией, физиологией, психологией, языкознанием, педагогикой и др.) попирается на установленны...
Статья "Психологические особенности обучения детей с ОВЗ иностранным языкам"
Методика обучения иностранным языкам (ИЯ) не существует изолированно, она связана с рядом других наук (философией, физиологией, психологией, языкознанием, педагогикой и др.) попирается на установленны...
Особенности обучения чтению на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Прцесс чтения и результат его - извлечение информации - имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. В данном метриале рассмотрены особенности обучения чтению на уроках ан...
Статья "Особенности обучения детей с ОВЗ иностранному языку"
Особенности обучения детей с ОВЗ иностранному языку. Что необходимо учитывать при обучении таких детей...
Доклад Особенности обучения детей с ОВЗ английскому языку в инклюзивных группах в условиях дополнительного образования 2021
Особенности обучения детей с ОВЗ английскому языку в инклюзивных группах в условиях дополнительного образования...