Особенности обучения детей с ОВЗ английскому языку.
методическая разработка по английскому языку (5 класс) на тему

Психолого-педагогические аспекты обучения детей с ОВЗ аглийскому языку в школе на современном этапе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности обучения детей с ОВЗ английскому языку

Нормы международного права и действующее законодательство РФ закрепляют право на образование детей с ОВЗ. Родителям предоставлено право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защищать права и интересы ребенка.

К ограниченным возможностям здоровья относятся:

- нарушения слуха,

- нарушения зрения,

- тяжелые нарушения речи,

- нарушения опорно-двигательного аппарата,

- задержка психического развития,

- нарушение  интеллекта,

- иные ограничения в здоровье (детский аутизм, комплексные нарушения).

По мнению психологов, значительное число современных детей действительно демонстрируют  объективно существующие признаки недостаточности , отставания и искажений психического развития, что закономерно приводит к проблематичности социальной и учебной адаптации, требующей направленной специфической коррекции. Почему ребенок не может освоить ту или иную учебную программу, конфликтует с окружением, гиперактивен, истощаем, агрессивен и т.д.? Перечисленное лишь видимая часть айсберга, образующего феномен «отклогняющееся развитие». Оно, как и любой другой феномен человеческого бытия, имеет сложную структуру о друг с другом отрицательных и положительных сторон.

                                                                                                                                     

Проблема интегрированного обучения, т.е. обучение и воспитание детей с проблемами  в развитии в учреждениях общей системы образования в едином потоке с нормально развивающимися детьми в настоящее время широко обсуждается. С одной стороны, дети с особыми образовательными потребностями не изолированы от общества, но, с другой, в массовых школах возможности коррекционного обучения ограничены.

Интеграция в общество рассматривается как конечная цель обучения детей с нарушениями в психофизическом развитии: такой выпускник должен войти в общество как полноправный гражданин, способный к самостоятельной жизни, взаимоотношениям с окружающими людьми и продуктивной деятельности. С этой точки зрения интегрированное обучение выступает как наиболее продуктивное средство достижения конечной цели в том случае, если в массовых учебных заведениях созданы условия, позволяющие получить качественное образование, коррекционную помощь.

Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми детьми. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.

Таким образом, можно выделить цель интегрированного образования:

- принципиально новые образовательные и социальные достижения всех учащихся на основе  усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ,

- возможность наиболее полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, и тем самым наиболее полного взаимодействия и заботы детей друг о друге как членах общества.

В нашей школе обучаются дети с различными ограничениями здоровья.

                                                                                                                                       

Наибольшие трудности в обучении английскому языку вызывают дети с ЗПР.

«Как научить детей с ЗПР английскому языку?», «Способны ли они его выучить в объеме  школьной программы?» – вот те вопросы, на которые мы хотим ответить. Для учеников коррекционно-развивающего обучения такой предмет учебного плана, как английский язык является недосягаемой вершиной. Языковой барьер, то есть непонимание всего, пугает и одновременно отталкивает учеников с первых же уроков. Поэтому для учителя,  работающего с детьми с задержкой психического развития,  необходимо с самого начала подобрать правильные методы обучения, максимально облегчающие учебную деятельность. Содержание предмета в  классах коррекционно-развивающего обучения включает, главным образом, учебную информацию о двух аспектах языка: лексика и чтение, которые составляют основу формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением четырьмя видами речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение и письмо. Задания по всем четырём видам в классах для детей с ЗПР должны порождать и развивать репродуктивную деятельность учащихся. Одной из главных задач данного вида деятельности является формирование и отработка навыков чтения. В методике преподавания английского языка различают несколько видов чтения. Однако с детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно использовать преимущественно один вид чтения: чтение с полным охватом содержания. Работа с текстом традиционно начинается с ввода новой лексики. При каждом новом вводе лексики устное усвоение слов сопровождается показом  их письменных образцов как блоков а так же различными наглядностями. Запоминание новых лексических единиц также производится при помощи различных заданий: повторить за диктором слова в звукозаписи, расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово (unscramble the word), нахождение новых слов в змейке (word snake), вставить пропущенные слова из нового вокабуляра в предложение (fill in the word), игры «снежный ком» (snowball), «рыбак» (fisher). Максимальная повторяемость  материала является принципом успешного усвоения  лексических единиц. Упражнения для развития умений и навыков коррекционного  обучения:                                                                      

1. Слушание и выполнение распоряжений преподавателя.

Преподаватель говорит: Ореn thе dоог, shut thе window, tаkе thе  bооk и т.д. Ученик выполняет действие.

2.Повторение фразы или предложения.      

Преподаватель произносит фразу, учащийся должен четко и безошибочно и бегло ее повторить. I like this white house.

3. Повторяемость коррекционных упражнений, но с включением новизны. Kate has a cat. Kate has a cat and a car and a hare.

4. Преобразование без подстановки.

Тренируется вопросительная форма:

Стимул. I study in the morning.

Реакция. Dо уоu study in the morning?

Тренируется образование третьего лица, единственного числа Ргеsеnt Simple:

Стимул. I study in the morning.

Реакция. Не studies in the morning.

Иногда упомянутым упражнениям придается форма разговора.

Учитель: The students  аге busy. Аге the students busy?

Ученик: Yеs, they are.

5. Устная подстановка наряду с какими-либо изменениями.

Например, с изменением формы слов. Тренируется образование множественного числа имен существительных

Учитель: The boys are coming. (слова girls, children подставляются)

Ученики повторяют: The boys are coming .    

При обучении лексике основной акцент делается на усвоение лексических и синтаксических единиц, подобранных для определенной обыгрываемой ситуации. Тщательно отбирается лексический минимум, учитывая посильность его усвоения и интересы детей каждого конкретного возраста. Исключены из изучения косвенные вопросы, употребление артиклей дается в ознакомительном плане.

Наибольшее количество учебного времени отводится чтению. Особое внимание уделяется переводу. Новые лексические единицы переводятся при помощи словаря. Задания после чтения лучше давать простые. При этом в проверочных работах предложения лучше не менять, а использовать их так как они написаны в текстах для чтения.

В аудировании мы тренируем восприятие речи учителя и других собеседников.

Значительно сокращаем и письменные работы. Письмо используется на всех этапах обучения только как средство обучения для прочного усвоения лексики и грамматики.

Такие коррекционные занятия вырабатывают у учащихся умение свободно и быстро использовать речевые образцы. Особенностью коррекционной работы является тщательная дозировка речевого материала. Нужно учитывать утомляемость, склонность к торможению и для этого нужно часто проводить смену видов деятельности .  

В работе с детьми, имеющими проблемы с опорно-двигательным аппаратом, мы чередуем учебную деятельность с физминутками, которые дают возможность ученику снять физическое напряжение и способствуют здоровьесбережению.                                                                                                                            

Коррекционное обучение – это процесс активного усвоения опыта и знаний, полученных в результате систематически повторяющейся отработки учебного материала и усвоение способов применения полученных знаний. При  подходе к выбору методов работы можно достичь определённых положительных успехов даже в обучении такому сложному предмету как иностранный язык. Вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке английского языка не угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее огромную возможность самореализации себя как полноценной личности учебного процесса.Самое главное мы должны помнить, что при работе с такими детьми мы не должны перейти ту грань которая бы повлекла за собой нелюбовь к иностранному языку. Мы должны сохранить их интерес к языку, ведь для кого-то он может стать не просто чем-то новым и интересным, а может и смыслом в жизни.

                                                         

         

                                             Литература:

1. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1987

2. Грэндин Т, Скариано М.М. «Отворяя двери надежды: Мой опыт преодоления аутизма».- М.:Центр лечебной педагогики, 1999.

3. Дилигенский Н. Слово сквозь безмолвие. (Москва, 2000)

4. Добсон  Дж. Непослушный ребенок: Практическое руководство для родителей. — М., 1992.

5. Жукова И. С, Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. —

 М., Просвещение , 1993

6. Никитина С.Ю. Обучение детей с ОВЗ. Тамбов, 2017

                                                             

                                                                                                                            7

                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал "Психологические особенности обучения детей с ОВЗ иностранным языкам".

Методика обучения иностранным языкам (ИЯ) не существует изолированно, она связана с рядом других наук (философией, физиологией, психологией, языкознанием, педагогикой и др.) попирается на установленны...

Статья "Психологические особенности обучения детей с ОВЗ иностранным языкам"

Методика обучения иностранным языкам (ИЯ) не существует изолированно, она связана с рядом других наук (философией, физиологией, психологией, языкознанием, педагогикой и др.) попирается на установленны...

Статья "Психологические особенности обучения детей с ОВЗ иностранным языкам"

Методика обучения иностранным языкам (ИЯ) не существует изолированно, она связана с рядом других наук (философией, физиологией, психологией, языкознанием, педагогикой и др.) попирается на установленны...

Особенности обучения чтению на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Прцесс чтения и результат его - извлечение информации - имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. В данном метриале рассмотрены особенности обучения чтению на уроках ан...

Статья "Особенности обучения детей с ОВЗ иностранному языку"

Особенности обучения детей с ОВЗ иностранному языку. Что необходимо учитывать при обучении таких детей...

Доклад Особенности обучения детей с ОВЗ английскому языку в инклюзивных группах в условиях дополнительного образования 2021

Особенности обучения детей с ОВЗ английскому языку в инклюзивных группах в условиях дополнительного образования...