Профессиональные педагогические компетенции преподавателя английского языка
статья по английскому языку (10 класс) по теме

Герцовская Любовь Николаевна

Профессиональные компетенции преподавателя английского языка

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональные компетенции преподавателя английского языка

Современные преподаватели иностранного языка, безусловно, профессионалы своего дела, но они должны обладать не только знаниями, но так же и определенными компетенциями. А потому, деятельность преподавателя представляет собой совокупность различных видов педагогической деятельности: диагностическую, проектировочную, конструктивную, коммуникативную, организаторскую, аналитическую, корректирующую, результативно-оценочную.

Диагностическая деятельность учителя направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и коллектива учащихся. Результаты диагностирования используются для корректировки учебно-воспитательного процесса.

Проектировочная и конструктивная виды деятельности направлены на прогнозирование дальнейшего развития ученика и детского коллектива, включают определение целей, задач, содержания, форм и методов работы, создание условий, планирование деятельности.

Организаторская деятельность предусматривает систему действий учителя и учащихся с целью организации детского коллектива и гармонического развития личности каждого школьника.

Коммуникативная деятельность направлена на создание педагогически целесообразных, гуманных взаимоотношений между взрослыми и детьми.

Аналитическая и корректирующая включают анализ результатов педагогической деятельности, внесение изменений в учебно-воспитательный процесс с целью прогнозирования и достижения оптимальных результатов обучения, воспитания и развития учащихся.

Результативно-оценочная деятельность представляет собой оценку качества обучения, воспитания и развития каждого учащегося, его уровня воспитанности, обученности и образованности.

Педагог, являясь субъектом деятельности, управляет учебно-воспитательным процессом, обеспечивает его образовательный, воспитывающий и развивающий характер.

Меняется общество -- меняются требования к учителю, соответственно обновляется и педагогическая деятельность. В современных условиях она должна носить гуманистический характер.

Гуманистическая направленность деятельности педагога проявляется в признании человека как высшей ценности на земле, осознании значимости личности каждого ребенка, умении строить взаимоотношения с детьми на основе любви и уважения. Гуманистическая направленность образования, обучения и воспитания предусматривает гуманное развитие личности каждого ученика, его духовно-нравственных качеств, педагогическую поддержку и заботу о каждом ребенке. Проявление гуманистического стиля взаимоотношений учителя и учащихся, основу которого составляет любовь, следует рассматривать как показатель профессионального мастерства учителя. Существует закономерность: каков учитель как Человек, таков он и как Воспитатель Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание)// http://минобрнауки.рф/documents/3071.

Термин «профессиональная компетентность» начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.).

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования - соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

1. Работа в методических объединениях, творческих группах;

2. Исследовательская, экспериментальная деятельность;

3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

4. Различные формы педагогической поддержки;

5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;

6. Обобщение собственного педагогического опыта;

7. Использование ИКТ.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.

Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

· самоанализ и осознание необходимости;

· планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

· самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Таким образом, можно отметить, что учитель или педагог, в профессиональном или среднем по уровню образования, учебном заведении, определенной направленности должен обладать определенными компетенциями, определенным профессиональным уровнем и личностными качествами. Но самое главное в преподавателе спец предметов, и особенно иностранных языков должно проявляться целеустремленность и желание совершенствования как собственных знаний, так и уровня знаний своих учеников. И конечно же педагог должен осознавать свое место в систем е образования, значимость влияния их знаний и умений на обучаемых и необходимость данной работы.

Конечно, можно много говорить на тему компетенций и их освоения, но на практике чаще всего они не реализуется, что в первую очередь зависит от самого преподавателя и если человек работающий с учениками не осознает своего влияния на них, то и результат будет далеко не всегда утешительным. А потому, в реализации преподавательской деятельности необходимо задумываться об условиях в которых приходилось реализовывать требования к уровню и знаниям преподавателя и безусловно необходимо понимать, что компетентность самого преподавателя, его профессионализм и уровень знаний это не всегда залог успешной преподавательской деятельности, так как система взаимодействия с учащимися так же зависит и от эмоциональной составляющей, а значит не только компетентностный, но и личностный подходы должны учитываться при работе, проверке или корректировке преподавательской деятельности.

Следовательно, говоря о профессионализме необходимо учитывать и то, что преподаватель, тем более преподаватель иностранного - английского языка, должен не только стремиться привить ученику какие-либо знания, но так же и вникнуть в особенности учащихся, разработать подходы к каждому из группы, и именно личностный подход позволит реализовать профессиональные знания и умения у учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение передового педагогического опыта преподавателя английского языка Михальковой Т. Л.

Моя методическая проблема как преподавателя: в учебном процессе постоянно использовать современные педагогические технологии: проектные технологии, кейс-технологии, модульные технологии,  техноло...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л. «Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие формирования ключевых компетенций уч

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л.«Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направле...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: "Роль мультимедийной презентации в изучении английского языка при формировании ключевых компетенций у студентов".

Мультимедийная  презентация - одна из форм работы со студентами, направленная на формирование ключевых компетенций учащихся через применение информационно-коммуникационных технологий.Мультимедиа ...

Профессиональная компетентность учителя иностранного языка как совокупность профессионально-педагогических компетенций

Образование- это неотъемлемая часть жизни общества, оно не только отвечает на процесс подготовки  к жизнедеятельности в социуме, но и определяет становление личности, её возможность к самореализа...

Тема « Повышение социально – педагогической компетенции преподавателей в условиях работы ПЦК»

Доклад на зональном научно–практическом семинара по теме «Реализация психолого-педагогических задач в процессе профессионального самоопределения обучающихся посредством применения технолог...

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ преподавателя английского языка (ПОРТФОЛИО), 2021

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ преподавателя английского языка (ПОРТФОЛИО), 2021...

Программа профессионального самообразования преподавателя английского языка

Смоленское областное государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение «Козловский многопрофильный аграрный колледж»,УЦПК г. Ельня   Программапрофе...