Статья : «Социальное проектирование как способ изучения английского языка».
статья по английскому языку на тему

В статье раскрывается актуальность социального проектирования при изучении английского языка на современном этапе образования. Особое внимание уделяется рассмотрению структурных компонентов проектной деятельности и этапам ее выполнения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное проектирование как способ изучения английского языка.

Современный учитель - это организатор учения, партнёр, опытный товарищ, сотрудничающий с учащимся в процессе освоения знаний и умений, в процессе решения учебных и образовательных задач, в совместном творчестве.

Языковая личность, в контексте изучения иностранных языков - это показатель способности человека принимать полноценное участие в межкультурной коммуникации и активность, инициативность самореализации в пространстве диалога культур. Это формирование умений в познании собственной культуры, культуры других народов, а также соотнесение и согласование социокультурных установок участников диалога. По определению Ю.Н. Караулова, языковая личность - есть многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений и готовности к осуществлению языковых поступков разной степени сложности: поступков, которые классифицируются, с одной стороны по видам речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение), а с другой - по уровням языка (фонетика, грамматика, лексика). Успешное формирование социализированной субъектно-ориентированной языковой личности непосредственно обусловлено становлением языковой, культурно-коммуникативной, страноведческой учебной компетенции школьника, что совокупно развивает способности управлять своей учебной деятельностью.

Основная цель обучения иностранным языкам школьников - это формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся как умения использовать иностранный язык в практической деятельности и повседневной жизни. Чтобы создать благоприятные условия для практического овладения языком в школьном образовательном процессе важно выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свои способности, активность, творческую инициативность. Такие возможности обеспечиваются рядом современных педагогических технологий: обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационно-компьютерных технологий и интернет-ресурсов. Важно с их помощью создать условия для реализации системно- деятельностного подхода, личностно-ориентированного подхода в обучении, индивидуализации и дифференциации обучения.

Знакомство с некоторыми компьютерными обучающими программами позволило изменить образовательную среду для успешного освоения иностранного языка в школе. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать «самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию каждый ученик получает возможность не только слышать иноязычную речь, но и погрузиться в культуру языка, уловить оттенки интонаций как национальной просодической особенности. При обучении говорению каждый ученик произносит фразы на иностранном языке в микрофон, получает возможность прослушать запись собственного голоса и сравнить свою постановку речи с языковым эталоном, что дает правильную постановку звуков и грамотное построение фраз. При обучении грамматических явлений языка каждый ученик выполняет грамматические разноуровневые упражнения. При затруднениях школьник может обращаться к компьютерному грамматическому справочнику, сравнить свой результат с поправками на мониторе, постепенно добиваясь правильных ответов.

Особый мотивационный толчок в изучении английского языка учащиеся получают при организации проектной деятельности на основе их языкового знания. Наиболее эффективным подходом для этого стало использование в образовательном процессе элементов «социального проектирования - конструирования социальных ситуаций, локализованных по месту, времени и ресурсам» (3), на основе языковой практики. Школьники, создавая социальный проект, ставят перед собой реальные цели и имеют в своем распоряжении необходимые речевые навыки как языковой и коммуникативный ресурс его осуществления. Ребята придумывают, конструируют свой мир общения с носителями изучаемого языка - на основе собственного социального опыта, представлений о реальности, знаний о культуре англоязычной страны и возможностей самореализации при обращении к иностранному языку (3).

Инновация - не просто обновление, это сознательная деятельность по конструированию нового и его внедрению в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта. Социальное проектирование в практике изучения английского языка предполагает создание учеником определенных сценариев взаимодействия с людьми при социальных изменениях в ситуациях собственной жизни - они задумываются, получают обоснование актуальности освоения иностранного языка с точки зрения своих реальных возможностей и интереса, планируют свое дальнейшее продвижение в изучении языка.

Социальная субъектность - способность выступать в качестве создателя социальной реальности, инициатора конкретных ситуаций межчеловеческого взаимодействия в связи с задуманным сценарием. При этом ученик осмысливает реальные возможности к осуществлению задуманного и оценивает свои способности к самостоятельному исполнению планируемой деятельности в языковом контексте.

Жизненные концепции - это наиболее общие линии социального поведения, отношения к жизни и ее очевидных для школьника сторон.

Ценности — это разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди стремятся, и средств их достижения. Школьники ориентируются в социальном проектировании на сложившиеся у них ценности, а также согласуют с ними ценности англоязычной страны, представителей которой включают в свой сценарий, проект.

Социальные нормы - образец, правило, принцип культуросообразной деятельности, которые человек принимает и исполняет. При социальном проектировании учащиеся узнают, культурно осваивают и учатся исполнять, в том числе языковым способом, социальные нормы участников проектируемого сценария. Установка — это состояние сознания, выражающееся в потенциальной активности по отношению к ценностным объектам. Разработка замысла, вы бор средств исполнения социального проекта определены установками автора - школьника.

Идеал - наивысшее мыслительное выражение желаемого и должного. Направленность на достижение идеала - важнейшая сторона социального проектирования, связывающая его с социокультурной традицией познания человека и общества. В социальном проектировании школьников при изучении английского языка в качестве идеала выступает представление о личности истинного англичанина, его поведенческих проявлениях, языковой традиции, а также о своем жизненном будущем в связи с опорой на знание языка.

Использование организационно-технических приёмов в социальном проектировании связано с вербальными средствами выражения учащиеся. Однако широко используются и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. В фонограммах учебного курса используются звукоподражательные средства и шумовые эффекты. Таким образом, развитие коммуникативных навыков при социальном проектировании надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию для реализации задуманного сценария.

Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самостоятельно продумывать и осуществлять сценарий и содержание культурно-языкового общения по социальному проекту.

Китайская мудрость гласит: «Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня и я научусь». При организации социального проектирования учащихся учителем используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания английского языка - разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и, так называемый, эгофактор (5).

1.        Разнообразие - необходимая черта любого хорошего обучения, способствует поддержанию интереса к учебе; сюда относится разнообразие тем, типов текстов (диалоги, монологи, письма, настольные игры, описания, инструкции и т.п.), разнообразие форм учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая работа, работа в командах) и разнообразие типов упражнений.

2.        Проблемность означает, что учащиеся используют язык как для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата, так и новыми способами его достижения. Проблематизация задания заставляет думать, подросток обучается, думая, мысля. Имеется широкий диапазон коммуникативных заданий и проектных работ, ориентированных на решение социокультурных проблем. Проблемный подход имеет место при обучении грамматике в тех случаях, когда учащийся использует ее в реальной живой речи, и когда он постигает ее как систему языка.

3.        Безусловно, важно, чтобы школьник учился с удовольствием, продуктивно, много узнавал. Тогда он учится свободно, без принуждения, испытывая радость (В.О. Ключевский писал: «направлять не принуждая»!). Часто задания могут оформляться в виде шутки, головоломки, загадки и иметь музыкальное сопровождение, шумовые эффекты, иллюстрации.

4.        Особое значение имеет эгофактор, т.е. возможность говорить о том, о чем школьники думают — о своих планах. При организации общения важно применять такие ситуации, которые затрагивают интересы учащихся, связаны с его личным опытом, в полной мере реализуя личностно-ориентированный подход.

Главные цели введения в школьную практику элементов социального проектирования в качестве метода обучения иностранному языку (4):

1.        Показать умения отдельного ученика или группы учеников

использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.

2.        Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.

3.        Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.

4.        Подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости.

Обучение с использованием элементов социального проектирования и приёмов социального конструирования имеет целый ряд достоинств. Работа над проектами способствует (2):

•        повышению значимости языка как средства общения;

•        развитию умения работать в коллективе;

•        расширению кругозора учащихся;

•        повышению мотивации учащихся;

•        поощрению творчества;

•        воспитанию самостоятельности;

•        интеграции всех четырех видов речевой деятельности;

•        развитию общеучебных умений.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1.        Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:

-        предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

-        выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить

учащимся идею, обсудить ее с учениками.

2.        Организация участников проекта.

Сначала формируется группа учащихся - участников общего проекта; распределяются проектные задачи. Обязанности каждого участника проекта соотносятся со склонностями учащихся к логическим рассуждениям, способностями обобщать, формулировать выводы, оформлять проектную работу. При формировании группы в ее состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, из различных социальных групп населения.

3.        Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное - не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4.        Презентация проекта.

Весь обработанный, оформленный материал надо представить

одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь - только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, композицию, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные задания тщательно градуируются с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке. Поощряется разработка вначале чернового варианта, а потом - оформление «чистовика».        

5.        Подведение итогов проектной работы.

Основные требования к использованию социального проектирования как метода организации эффективного изучения английского языка состоят в следующем (2):

•        выявление социально или личностно значимой проблемы, требующей интегрированных знаний и путей решения;

•        теоретическая, практическая, познавательная значимость результатов;

•        самостоятельная (индивидуальная,  парная,  групповая) деятельность учащихся;

•        структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных материалов);

•        использование исследовательских методов:

-        определение задач исследования;

-        выдвижение гипотез;

-        обсуждение методов;

-        оформление результатов;

-        анализ данных;

-        выводы.

Существуют универсальные принципы проектной деятельности:

  • вариативность (использование индивидуальной, парной, групповой форм работы, выбор темы и различных упражнений, изучение текстов - диалоги, таблицы, письма, комиксы, карты, анкеты);
  • постановка проблемы (проблема заставляет учащихся думать, а значит - учиться);
  • самостоятельность (уточнение формулировки задачи, выбор формы  проекта,  распределение  заданий  в  группе,   систематизация промежуточных материалов);
  • создание комфортной обстановки на уроке (отсутствие страха перед общением на иностранном языке помогает лучше усваивать трудные темы программы);
  • учение с увлечением (усвоение материала идёт легче, если процесс учащимся нравится);
  • личностный фактор (проектная работа предоставляет ребятам возможность думать и говорить о себе, своей жизни, своих интересах, увлечениях);
  • адаптация заданий (нельзя предлагать ученику задание, с которым он не сможет справиться, при выборе задания следует учитывать возрастные особенности, учебные возможности, этап работы над проектом).

Переработка и адаптация элементов социального проектирования в качестве обучающей методики направлены на основную цель -научить учащихся самостоятельно приобретать знания и умело применять их на практике, в контексте социокультурной реальности и собственного опыта ее преобразования.

При использовании элементов социального проектирования и универсальной проектной технологии перед учителем стоят следующие задачи:

•        развитие познавательных умений и навыков;

•        умение ориентироваться в информационном пространстве;

•        самостоятельно конструировать свои знания;

•        интегрировать знания из различных областей наук;

•        критически мыслить.'

По характеру конечного продукта, согласно Н.Ф. Коряковцевой, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:

•        конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, игры и их описание, инструкции

•        игровые—ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов

урока в школе (программы по практике устной речи, грамматике, фонетике), драматизация пьесы (программы по практике устной речи, использованию детской литературы страны изучаемого языка)

•        информационно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона какой-либо страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка»,  которые  включены в программу по страноведению,

«Библиография произведений какого-либо писателя» (программа детской литературы страны изучаемого языка)

•        сценарные проекты - сценарий внеклассного мероприятия для школьников на период педагогической практики или для клуба любителей иностранного языка, который функционирует в рамках педагогического колледжа (программы по страноведению и детской литературе страны изучаемого языка).

•        творческие работы - свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).

•        издательские проекты - стенгазеты, материалы для стендов.

Основной задачей образования, реализуемой при изучении английского языка, является актуальное исследование социокультурной реальности и понимание окружающей жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от одного социального проекта к другому. Социальный проект, который исполняют ученики, должен вызывать энтузиазм, увлекать, «идти от сердца». Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, школьники планируют самостоятельно, выполняют, анализируют и оценивают с позиций собственного опыта и представлений о желаемом социальном будущем.        

Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность английского языка как языка международного общения. Они инициативно, по внутреннему побуждению конструируют социальные ситуации, в которых им потребуется описать свои семью или город иностранцам, и проектная работа готовит их к этому. Школьники осмысливают расширение перспектив самореализации при достаточном владении английского языка. Ценность образования в целом становится для учащегося актуальнее, его мотивация к: учению обогащается новыми интересами и стремлениями.

1.        Гальскова,  Н.Д.  Современная методика обучения иностранным языкам [Текст]. - М, 2000. - 207 с.

2.        Гузеев, ВВ. Планирование результатов образования и образовательная технология [Текст]. - М.. Народное образование, 2000. - 115 с.

3.        Луков, В.А. Социальное проектирование [Текст]. -М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2006. — 238 с.

4.        Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования [Текст] / под ред. ЕС. Полат. - М., 2000. - 211 с.

5.        Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка [Текст]

//Иностранные языки в школе. - 2000. -№2, З.-С. 25-31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о проектной деятельности при изучении английского языка

В данной статье исследуются методы оценки проектной деятельности учащихся на примере внеурочной деятельности по английскому языку. В качестве иллюстрации выбрана постановка «Король Артур» на английско...

Статья ПОВЫШЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Статья посвящена актуальной проблеме повышения мотивации в процессе изучения английского языка; рассматриваются приемы повышения внутренней мотивации обучающихся на уроках английского языка.The articl...

Эффективные способы изучения английского языка.

Советы по изучению английского языка и быстрому запоминанию лексики....

Проект для ученика как средство для самореализации и способ изучения английского языка.

Проект для ученика - средство для самореализации. Потребность в самореализации и в самопознании – важнейшая потребность в подростковом возрасте. Проект – один из мощных стимулов их учебной...

Научно-исследовательский проект на тему "ПЕСНИ КАК МОТИВИРУЮЩИЙ СПОСОБ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

Объект исследования: Песенный материал для изучения английского языка.    Цель работы: Выяснить эффективность изучения английского языка при помощи прослушивания и заучивания ...

презентация к проекту "ПЕСНИ КАК МОТИВИРУЮЩИЙ СПОСОБ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

Актуальность проекта заключается в том, что для любого человека, желающего построить успешную карьеру, иметь насыщенную жизнь и просто идти в ногу со временем знание английского языка является необход...