Статья
статья по английскому языку на тему

В современном, постоянно расширяющемся информационном пространстве овладение различными видами чтения являетя в определенной мере залогом успешности личности, поскольку умение читать тексты по-разному и извлекать информацию с различной степенью полноты необходимо человеку, прежде всего, для его учебной  и профессиональной деятельности.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь различных видов чтения как фактор развития коммуникативной компетенции учащихся

В современном, постоянно  расширяющемся информационном пространстве овладение различными видами чтения является в определенной мере залогом успешности личности, поскольку умение читать тексты по-разному и извлекать информацию с различной степенью полноты необходимо человеку, прежде всего, для его учебной и профессиональной деятельности.

Актуальность проведенного исследования заключается в том, что:

- чтение представляет собой один из наиболее сложных и, в то же время, значимых видов речевой деятельности;

- в естественной коммуникации чтение осуществляется с разными целями, следовательно, читатель использует различные виды чтения, что представляет несомненный интерес для развития умений чтения в процессе обучения иностранному языку;

- необходимо определить роль чтения в развитии различных составляющих коммуникативной компетенции: языковой, социокультурной, компенсаторной, дискурсивной компетенций, а также продуктивных речевых умений.

Методологическим обоснованием исследования является коммуникативно-деятельностный подход к обучению иностранному языку (Зимняя И.А., Пассов Е.И., Кузовлев В.П. и др.) и концепция развития коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих (Бим И.Л., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Соловова Е.Н. и др.).

Теоретическую базу исследования составили психолингвистические работы по восприятию и пониманию речи таких ученых, как В.П. Белянин, Н.И. Жинкин,  И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Р.М. Фрумкина и др.; методические работы по обучению чтению как виду речевой деятельности З.И. Клычниковой, С.К. Фоломкиной и др., а также работы по коммуникативной методике обучения иностранному языку Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, А.А. Миролюбова, Е.И. Пассова, А.Н. Щукина и др.

Цель исследования на основе анализа психолингвистической, психологической и методической литературы разработать систему заданий, направленных на развитие читательских умений как составляющей коммуникативной компетенции учащихся 9 класса.

Гипотеза исследования заключается в том, что взаимосвязанное обучение ознакомительному и изучающему чтению позволяет развивать  коммуникативную компетенцию учащихся при условии разработки системы заданий, позволяющих развивать коммуникативную компетенцию учащихся в процессе обучения различным видам чтения.

Поставленная цель и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи исследования:

- на основе анализа научной литературы исследовать речевую деятельность как процесс передачи и приема сообщения;

- определить психолингвистические особенности осуществления деятельности чтения, описать процессы восприятия и понимания, психофизиологические и психолингвистические механизмы их протекания;

- выявить виды чтения в процессе реальной коммуникации, рассмотреть и проанализировать их психолингвистические особенности;

- определить понятие коммуникативной компетенции, установить роль умений чтения в развитии коммуникативной компетенции учащихся;

- установить уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся 9 класса;

- разработать систему заданий, направленных на развитие читательских умений учащихся 9 класса при работе с текстами для чтения и провести обучающий эксперимент;

- проверить уровень сформированности читательских умений учащихся по окончании обучающего эксперимента и сделать выводы о его эффективности.

Объектом настоящего исследования является развитие коммуникативной компетенции учащихся 9 класса в процессе обучения чтению.

В соответствии с характером гипотезы и задачами исследования были использованы следующие методы исследования:

-теоретический (изучение и анализ лингвистической, методической и психолого-педагогической литературы);

-экспериментальный (разработка и проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов, обработка их результатов).

Основу экспериментальной методики работы с текстами для чтения составили следующие теоретические положения:

  1. Чтение является деятельностью только при наличии мотива к его осуществлению. В учебных условиях мотивы чтения должны определяться познавательными и коммуникативными потребностями учащихся.
  2. Чтение как вид речевой деятельности имеет определенную структуру, что требует организации поэтапной работы с текстом.
  3. В естественной коммуникации различные виды чтения используются во взаимосвязи; их выбор обусловлен решением конкретной коммуникативной задачи. Эта взаимосвязь должна отражаться и в процессе развития умений чтения.
  4. При работе с текстом для чтения формируются и развиваются различные компоненты коммуникативной компетенции: лингвистическая, социолингвистическая, социокультурная, стратегическая, дискурсивная и социокультурная.
  5. Чтение текста предполагает немедленное или отсроченное во времени использование информации, содержащейся в тексте, ее оценку, эмоциональную реакцию и т.д. Таким образом, текст становится основой для формирования и развития продуктивных речевых умений учащихся.

В процессе исследования были проведены констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты в 9 классе общеобразовательной средней школы №210 Центрального района. Класс обучался по учебнику авторов О.Л. Гроза и О. Б. Дворецкая “New Millennium English - 9”.

Анализ результатов констатирующего эксперимента выявил низкую сформированность при ознакомительном и изучающем видах чтения у учащихся 9 класса таких умений, как умение отделять второстепенную информацию от главной и делать выводы на иностранном языке. Для повышения уровня сформированности умений была разработана система заданий, направленная на развитие вышеуказанных умений и коммуникативной компетенции при работе с текстами для чтения.

В ходе обучающего эксперимента умения ознакомительного и изучающего чтения развивались у учащихся взаимосвязано, на одних и тех же текстах, а также велась работа над развитием продуктивных речевых умений.

Анализ экспериментальной работы показал, что у учащихся возросла мотивация к обучению, они проявили заинтересованность к темам, затронутым в текстах, и продемонстрировали активность при выполнении заданий, разработанных для разных этапов работы над текстами.

Результаты контрольного эксперимента продемонстрировали эффективность обучающего эксперимента в отношении большинства умений ознакомительного и изучающего чтения.  Результаты свидетельствуют о том, что данные умения представляют особую трудность для учащихся и требуют целенаправленного развития. В дальнейшем необходимо уделять большее внимание разработке заданий, направленных на развитие именно этих умений.

Разработанная система заданий позволяет формировать не только умения в чтении, но и такие компоненты коммуникативной компетенции как лингвистическая, компенсаторная и дискурсивная.

Выводы по полученным результатам

1. Констатирующий эксперимент показал низкую сформированность большинства умений ознакомительного и изучающего чтения.

2. Система заданий обучающего эксперимента, построенная в соответствии с этапами осуществления речевой деятельности, включала задания, направленные на развитие читательских умений учащихся. При разработке системы заданий учитывалась взаимосвязь ознакомительного и изучающего видов чтения, важность развития языковой, социокультурной, компенсаторной и дискурсивной компетенций в процессе чтения, а также возможность развития умений продуктивной речевой деятельности – говорения и письменной речи.

3. Контрольный эксперимент продемонстрировал повышение уровня развития умений: устанавливать логическую/хронологическую связь фактов и событий; обобщать данные, изложенные в тексте; делать выводы из прочитанного;  полно и точно понимать содержание; умение составлять план, тезисы по прочитанному тексту.

4. Разработанная методика работы с текстом, направленная на комплексное развитие различных составляющих коммуникативной компетенции, оказала существенное влияние на учебную деятельность учащихся и позволила в значительной степени активизировать педагогический процесс, повысить уровень осознанности выполнения заданий учащимися; повысить мотивацию учащихся к обучению английскому языку; развивать навыки работы со словарем; формировать у учащихся умения самостоятельной работы.

Список использованной литературы

  1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. – М.: Советская энциклопедия, 2005. – 608 с.
  2. Белянин В. П. Основы психолингвистической диагностики: модели мира в литературе / В. П. Белянин. – М.: 2000. – 214 с.
  3. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 336 с.
  4. Жинкин Н. И. Психолингвистика / Н. И. Жинкин  – М.: Лабиринт, 2009. – 288 с.: ил.
  5. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с. (Библиотека учителя иностранного языка).
  6. Клычникова З. И. Психологические  особенности  обучения чтению на иностранном языке: пособие для учителя / З. И. Клычникова. -  3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1983. – 210 с.
  7. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 5-е изд., стер. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.
  8. Соловова Е. Н. Современные требования к научно-методическому и учебно-методическому обеспечению учебного процесса в языковом образовании. / Е. Н. Соловова  // Иностранные языки в школе - 2004, № 4.
  9. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам : практикум к базовому курсу: учеб. пособие для вузов / Е. Н. Соловова.  – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 192 с.
  10. Фоломкина С.К. Обучению чтению на иностранном языке в неязыковом вузе / С.К. Фоломкина. – М.: Высш.шк., 2005. – 207 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....