Стратегии выполнения раздела "Аудирование"
статья по английскому языку (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Стратегии выполнения заданий по разделу «Аудирование»
ЕГЭ уже давно стал масштабной реалией российского образовательного пространства. Начиная с 2009 года единый государственный экзамен является единственной формой государственной аттестации абитуриентов. Теперь для поступления на многие факультеты вузов необходимо сдавать ЕГЭ по английскому языку.
Поэтому важной задачей всех специалистов (как школьных, так и вузовских) является разработка и освоение технологий обучения, позволяющих выпускникам гарантированно достигать во время экзаменационных испытаний ожидаемых результатов.
В данной статье я бы хотела наиболее подробно рассмотреть раздел «Аудирование» и привести эффективные стратегии выполнения заданий данного этапа при сдаче государственного экзамена.
По мнению специалистов, аудирование - самая трудная часть ЕГЭ по английскому языку. Это признают даже преподаватели.
Цель этой части экзамена - проверить‚ насколько точно и полно понимается содержание устной английской речи.
Анализ результатов ЕГЭ позволяет сделать вывод, что чаще всего оценка снижается за невнимательность. Например‚ в задании дается связанное со звучащим текстом утверждение и предлагается выбрать ответ из трех вариантов: «верно»‚ «неверно»‚ «в тексте не сказано». В инструкции к заданию подчеркивается‚ что формулировка «в тексте не сказано» означает‚ что «на основании текста нельзя дать ни положительного‚ ни отрицательного ответа». Однако старшеклассники часто пытаются дать ответ без опоры на текст‚ исходя из собственных представлений и общих знаний. Также экзаменуемые склонны выбирать неверный вариант ответа только потому‚ что в нем звучат те же слова‚ что и в тексте. Необходимо помнить, что правильный ответ‚ как правило‚ выражен синонимами.
1. При подготовке к экзамену необходимо использовать те же типы текстов‚ которые фигурируют в контрольных измерительных материалах ЕГЭ:
- для аудирования с пониманием основного содержания - микротексты и короткие монологические высказывания‚ имеющие общую тематику;
- для аудирования с извлечением необходимой информации - рекламные или другие объявления‚ бытовые диалоги‚ короткие интервью;
- для аудирования с полным пониманием - интервью‚ беседы‚ обращения или выступления‚ имеющие научно-популярную тематику‚ а также телевизионные программы и фильмы.
2. Важно помнить‚ что аудирование с пониманием основного содержания не предполагает знание значения каждого слова. При подготовке к этой части экзамена нужно научиться концентрироваться на ключевых лексемах‚ не обращая внимания на лишнюю информацию.
3. Еще одно важное умение‚ которым необходимо овладеть для экзамена‚ - это способность подбирать синонимы к словам из текста.
4. Во время экзамена следует использовать 15 секундную паузу между первым и вторым прослушиваниями аудиотекстов‚ стараться именно в это время ответить на поставленные вопросы.
5. Выбор ответа в заданиях на полное понимание прослушанного текста должен быть основан только на той информации‚ которая в тексте звучит‚ а не на том‚ что думает или знает экзаменуемый по предложенному вопросу.
6. Необходимо внимательно изучить инструкцию по переносу ответов в специальный бланк и ознакомиться с образцами написания букв и цифр. Нужно потренироваться на демонстрационных вариантах ЕГЭ.
Детально остановимся на одном из трех типов заданий.
Задание В1: аудирование базового уровня.
На экзамене предлагается список из 7 утверждений по одной тематике (например, отношение к книгам, здоровый образ жизни и пр.) под буквами A-G. Предлагается прослушать 6 высказываний и установить соответствия между имеющимся списком утверждений и высказываниями записанных на пленку людей. Одно утверждение лишнее. Запись звучит дважды.
На мой взгляд, для успешного выполнения задания В1 необходимо внимательно прочитать экзаменационные задания перед началом прослушивания или в то время, когда диктор на пленке читает задание. Это способствует тому, что ученик сможет понять тематическую направленность текста для прослушивания, что, безусловно, облегчит его понимание.
Целесообразно выявить общую проблему высказываний. Как правило, все семь утверждений близки тематически, поэтому искать надо различия, стараясь ответить на вопрос: «Чем высказывания отличаются друг от друга?»
Во время первого прослушивания над каждым номером говорящего следует записать какую-либо информацию о говорящем, по которой можно бы его вспомнить (мужчина - женщина, взрослый - ребенок, молодой - старый), а также их общее отношение к обсуждаемой проблеме (отрицательное или положительное) и одно-два ключевых слова из их высказывания.
Не стоит определять ответ сразу после окончания высказывания каждого говорящего. Важно прослушать всю запись до конца и только затем выбрать ответы, опираясь на заметки. Необходимо помнить, что одно утверждение лишнее.
При повторном прослушивании надо сосредоточить внимание на тех говорящих, чьи высказывания еще не соотнесены ни с одним утверждением.
В наши дни многие Интернет-ресурсы позволяют слушать радио в режиме он-лайн, а это замечательная возможность подготовиться к части «Аудирование». На наш взгляд, особый интерес представляет поисковый ресурс Radiotime, который позволяет выбирать из более чем 100 000 радиопередач.
В сети Интернет можно слушать некоммерческое радио National Public Radio (рекомендуем передачи Tell Me More и Talk of the Nation).
BBC Radio 4 представляет большое количество ток-шоу разной тематики. Положительным моментом можно считать возможность повторного прослушивания программ из архива (рекомендуем передачи Environmental Programmes; You and Yours; Science Programmes).
Новости и спортивные обзоры в режиме реального времени представлены на BBC Radio 5 live (рекомендуем Story of the Day).
London's Biggest Conversation открывает возможность слушать большинство передач радиостанции LBC, ток-шоу с участием радиослушателей, обсуждение последних событий и злободневных тем.
Раздел сайта ВВС 6-minute English позволяет прослушать отрывок из новостей или радиопередачи, а потом прочитать текстовый вариант прослушанного с объяснениями сложных слов и выражений.
Кроме материалов, предлагаемых на прослушивание, есть смысл смотреть англоязычные фильмы и передачи. Цифровое телевидение стало доступным практически всем, так что можно смотреть CNN, BBC, National Geographic или любой другой канал на английском языке. Цель такого просмотра - адаптирование к особенностям английской речи, акцентам.
На сайте ВВС Documentaries можно просматривать 20-минутные документальные ролики, затрагивающие самые разные темы нашей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стратегия выполнения тестовых заданий по чтению в рамках подготовки к ЕГЭ
Стратегия выполнения тестовых заданий по чтению в рамках подготовки к ЕГЭ...
Презентация по теме "Стратегия выполнения тестовых заданий по чтению в рамках подготовки к ЕГЭ"
Стратегия выполнения тестовых заданий по чтению в рамках подготовки к ЕГЭ...
«Обучение стратегиям выполнения заданий раздела «Письмо. С1» с целью подготовки суворовцев к ЕГЭ по английскому языку»
Сегодня основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение ...
Выявление стратегии выполнения творческих работ на уроках технологии (направление «Обслуживающий труд»)
Рассматривается необходимость исследования индивидуальных познавательных стратегий школьников при выполнении любых видов работ, а особенно работ творческих, в ходе которых учащиеся проявляют свою инди...
Стратегии выполнения задания C1 (план урока)
Урок подготовлен и проведен в 8 классе. На данном уроке применялись различные приемы, формы и методы работы. В ходе урока успользовались компьютер, проектор, экран, презентация. Содержание урока спосо...
Стратегии выполнения задания C1 презентация
Презентация подготовленна к открытому уроку по теме " Стратегии выполнения задания C1 ", проведенного в 8 классе....
Урок "Стратегии выполнения письменной части повышенного уровня"
В разработке урока в 11 классе приводятся приёмы, используемые при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С2)...