Современный подход к мотивации обучения
учебно-методический материал по английскому языку по теме

Илюшкина Алевтина Викторовна

Мотивация к обучению и личностно-ориентированный урок - моя любимая тема.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.81 КБ
Файл statya.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

          В процессе своего исторического развития человечество постоянно совершенствовало культуру взаимоотношений. В результате, на современном этапе развития мы имеем определённый набор обязательных для исполнения норм поведения и взаимоотношений. Отношения педагога и ученика, без сомнения, подчинены этим нормам в первую очередь. Безусловной нормой является принятие ЧЕЛОВЕКА как наивысшей ценности, осознание уникальности и неповторимости каждой личности. Ребёнок является личностью с самого рождения и также является наивысшей ценностью. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача учителя заключается в том, чтобы не навязывать учащемуся знания, не заставлять его вести себя так, а не иначе, а способствовать самостоятельному освоению знаний, умений и опыта, накопленных человечеством за многие тысячелетия. Каждый педагог в работе с детьми должен ориентироваться на получение ими удовлетворения от общения с ним.

      Французский философ М. Монтень ещё в XVIвеке писал: «Где для детей польза, там же должно для них быть удовольствие». Основоположник Российской педагогики К. Д.. Ушинский в разработке своей теории использовал законы многих наук: философии, истории, физиологии, анатомии и других. Он высказывался за идею гармонично развитой личности, но особенно настаивал на нравственном воспитании и поэтому требовал от учителя нравственного отношения к детям, чтобы в школе не было страха, принуждающего их «к неподвижности, к классной скуке и лицемерию». А. С. Макаренко полагал, что в деле воспитания успех зависит от мастерства и энтузиазма педагога: «Воспитательное дело есть дело кустарное». Многое зависело, по его мнению, от коллектива, в котором каждый воспитанник рос вместе с ростом коллектива. Педагог-гуманист В.А. Сухомлинский в общении с детьми делал ставку на индивидуальное своеобразие каждой личности. Он считал, что среда, окружающая ребёнка, является фактором его личностного, нравственного и эстетического воспитания. По мнению В. А. Сухомлинского всякое воздействие на личность должно развивать её, и поэтому педагог не должен наказывать детей. Этим утверждением автор подчёркивает, что школа и унижение ребёнка несовместимы.

      Принципиальные положения эти учёные сформулировали в следующих общих педагогических правилах:

 - сочетание требовательности с уважением к детям;

 - разумность и подготовленность всякого педагогического воздействия;

 - доведение этого воздействия до конца.

В соответствии со всем вышесказанным одной из главных задач современного учителя является повышение мотивации к обучению у учащихся. Наука вообще, и педагогика в частности, не стоят на месте, а постоянно развиваются. Сейчас в распоряжении учителя появились новые методы и технологии. Одними из важнейших, я думаю, являются информационные технологии обучения, которые частично решают проблему мотивации к обучению через игру, что является особенно актуальным для младших школьников. Для современного школьника компьютер – это неотъемлемая часть жизни и гораздо более важен, чем учебник или даже простая книга. Информационные технологии, уроки в режиме on-line позволяют полнее влиться в современную жизнь, быстрее узнавать о новинках в системе образования.

            Использование информационных технологий на уроке помогает решать целый ряд задач:

 - освоение знаний, знакомство с новой лексикой, грамматикой, развитие способности понимать устную и письменную речь;

 - овладение умениями использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

 - развитие способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и использовать их при решении учебных задач и в повседневной жизни;

 - воспитание интереса к предмету, к коммуникативной деятельности;

 - формирование логического мышления, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка;

 - индивидуально-личностный подход к обучению школьников;

       - овладение поисковыми, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности                                  во время индивидуальной и коллективной работы на уроке, дополнительная мотивация

       через игру;
      - воспитание бережного отношения к техническим устройствам

            В настоящее время в современной школе существенно расширились возможности применения информационных технологий, компьютеры перестали восприниматься в качестве печатной машинки, а Интернет-классы стали активно использоваться не только в преподавании информатики. Согласно новым требованиям ученик должен владеть навыками использования информационных технологий для расширения страноведческих знаний. Очевидно, что выполнение этой задачи невозможно без использования компьютера и компьютерных программ как неотъемлемой части современного языкового образования.

            Многие современные учебно-методические комплексы оснащены интерактивными мультимедийными приложениями, которые могут быть использованы как во время урока, так и для дополнительной и самостоятельной работы школьников. Все диски содержат множество интерактивных заданий: игры, кроссворды, шарады, песни и упражнения, направленные на закрепление пройденного материала в устной и письменной форме. Таким образом, с помощью данных приложений можно решать множество дидактических задач:

 -  отрабатывать произношение,

 - формировать и развивать навыки чтения,

 - совершенствовать умения письменной речи школьников, пополняя словарный запас учащихся,

 - отрабатывать грамматические навыки,

 - и самое главное – формировать у младших школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка.

            Более старшие учащиеся при работе с интерактивными приложениями имеют возможность:

 - выполнять занимательные задания, направленные на совершенствование лексических навыков и на формирование навыков правильного произношения,

 - в игровой форме освоить употребление фразовых глаголов и предлогов,

 - познакомиться с разделами экзамена Listening и UseofEnglish,

 - прочитать комментарии к заданиям разного типа.

 С помощью мультимедийных приложений достигается индивидуализация обучения, так как каждый ученик может работать в подходящем для него темпе, т. е. выбирая оптимальную для себя скорость усвоения материала. Кроме того, учащиеся имеют возможность прослушать правильное произношение, как в британском, так и в американском вариантах английского языка, совершенствовать свои фонетические навыки, используя раздел PronunciationPractice. Использование интерактивного атласа, игр и упражнений не только пополнит словарный запас, но и превратит обучение в увлекательную игру.

            Специфика компьютерных упражнений заключается в том, что многие из них связаны с движением (перемещением слов на экране дисплея). В этом случае наряду с деятельностью зрительного канала восприятия, включается моторный. Возможность перемещать слова способствует их запоминанию, формированию произвольного внимания учащихся, повышению устойчивости их внимания, управляемости восприятия у младших школьников, поскольку, по утверждению психологов, ученик гораздо быстрее усваивает материал, если он связан непосредственно с действием, которое он видит и выполняет сам.

            Безусловно, ученики могут выполнять предметные действия и с раздаточным материалом, но при таком виде работы учителю трудно проследить за правильностью действий каждого учащегося. Вместе с тем, компьютерная программа способна обеспечить контроль за ходом выполнения задания каждым из учеников. При этом обучающие учебные действия чередуются с контролирующими, тем самым обеспечивается пошаговая обратная связь и, следовательно, пошаговая управляемость учебного процесса. Учитель легко может узнать, кто из учащихся испытывает затруднения и сразу же оказать ему помощь.

            Использование компьютерной программы позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося: те школьники, у которых больше развита слуховая память, имеют возможность прослушать то или иное слово необходимое количество раз, а учащиеся с преобладающей зрительной памятью больше концентрируются на графическом образе слова.

Компьютер даёт возможность проделывать упражнения, направленные на отработку той или иной операции в зависимости от трудностей, испытываемых отдельными учащимися. Это ведёт к улучшению качества знания изучаемых лексических единиц каждым учеником.

            Контроль со стороны учителя заключается в непосредственном наблюдении за выполнением тренировочных упражнений учащимися, при этом он вызывает отдельных учеников в целях установления качества выполнения упражнения – правильно или неправильно оно выполнено, либо в отсроченной проверке в устной и письменной форме. При обучении с использованием компьютерной программы контроль происходит на всех этапах обучения лексике за счёт того, что существует обратная связь.

            Таким образом, компьютерная программа создаёт условия для индивидуализации и интенсификации процесса обучения лексике, обеспечивая выполнение равносложных упражнений всеми учащимися одновременно. Это позволяет увеличить объём индивидуальной тренировки и своевременной индивидуальной коррекции процесса формирования навыка, что в конечном итоге ведёт к улучшению качества всех видов  навыков у каждого учащегося.

            Решение задачи повышения мотивации к обучению невозможно без создания психологического климата на уроке, эта же задача является одной из самых сложных. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребёнок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с учителем и другими учениками, либо, напротив, становится замкнутым, пассивным. Психологический климат – это совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, раскрепощённости, создаёт комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности учащихся.     Неблагоприятный климат препятствует развитию, ввергает человека в состояние боязни, незащищённости, нервозности и отчаяния. Заботой о человеке должны быть пронизаны все сферы школьной жизни. Там, где нет ориентации на человека, там не может быть благоприятного климата. К средствам влияния на психологический климат  можно отнести демонстрацию доброжелательности, знаки внимания, дизайн, интерьер, музыка, разнообразные занимательные формы работы на уроке и во внеурочное время, элементы природы, речевые, пластические и мимические средства и многое другое.

            Особое место занимают здесь так называемые уроки-экскурсии, т. е. уроки, проводимые на улице в тёплое время года. Во время таких уроков учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности: они описывают то, что видят, слушают текст по теме и отвечают на вопросы, составляют диалоги. При этом идёт быстрое запоминание новой лексики, подтверждённой тем, что видят учащиеся, возможна отработка различных грамматических конструкций и явлений. Более целесообразным является проведение такого рода уроков с учащимися начальной и средней школы. Мой опыт показывает, что ребята любят эти уроки и всегда с нетерпением ждут хорошей погоды, чтобы провести урок на улице. Несомненна и польза для здоровья: дети находятся на улице, двигаются, дышат свежим воздухом, а не сидят за партой в душном классе, что особенно актуально весной в солнечные, погожие дни.

            Говоря о проблеме психологического климата на уроке необходимо принимать во внимание, что ребёнок, приходящий в школу, несёт на себе отпечаток того микросоциума, в котором он рос и развивался. Он имеет какой-то опыт и какие-то достижения, и не его вина в том, что среда развила в нём именно такую индивидуальность, а не другую. Учителю следует принять как данность то, чем обладает ребёнок, и, исходя из этого, планировать свою деятельность. Считаю, что обращение педагога к детям должно иметь позитивную направленность, расширять сферу деятельности, объяснять то, чем и как им следует заняться. При нарушении принятых норм со стороны детей (отвлекаются во время урока, разговаривают и т. д.) задача учителя – не запрещать их действия прямым указанием («не крутись», «не разговаривайте», «перестаньте»), а перевести активность детей в другое русло в соответствии с целью воспитания. В качестве примера позитивной реакции педагога могу предложить следующее: «Пожалуйста, откройте книгу», «Внимательно посмотрите на задание. Что требуется сделать?», «Какие незнакомые слова вы встретили в этом упражнении?» Исходя из ситуации на уроке и задач урока педагогу следует выбрать тот или иной вариант. Запрет возможен только в том случае, когда действия ученика могут обернуться непоправимой бедой для него или окружающих людей.

            Эффективность требования учителя возрастает, если учитель всё время подчёркивает своё уважение к детям. Для этого педагог в любой ситуации должен оставаться на достаточно высоком уровне культурного развития и поднимать на него учеников. Поэтому, подходящими обращениями считаю: «Пожалуйста», «Будь любезен» и т. д. Соблюдение позитивной направленности как форма уважения ученика создаёт благоприятный психологический климат для учащихся, а интенсивное развитие возможно только при наличии такого климата. С этой целью полагаю необходимым подчёркивать достоинства ученика, его успехи и положительные качества, повышать его самооценку, способствовать преодолению затруднений и достижению успеха.

            Важным моментом при этом выступает форма организуемой деятельности. Однотипная, монотонная форма снижает интерес у детей, повергает в состояние скуки, даже безразличия. При этом внимание учащихся концентрируется на трудностях. Занимательная форма работы отвлекает от трудностей, снимает психологическое и даже физическое напряжение; ребёнок, как бы играя, преодолевает сложности и справляется с задачей, поставленной педагогом.

            При предъявлении требования учитель должен соблюдать педагогический такт. Педагогический такт – это не то как, каким голосом обращаться к учащимся, это наиболее целесообразное поведение учителя, способствующее развитию личности ребёнка. Поэтому, способами проявления педагогического такта могут быть не только мягкость, но и строгость, и даже непримиримость. В итоге у ребёнка формируется позитивное отношение к требованию, которое всегда предъявляется в вежливой форме, к деятельности, интересной и занимательной по форме, к себе самому, как к личности, обладающей достоинствами, к учителю, тактичному в любой ситуации, к школе в целом, так как именно здесь он чувствует себя  успешным.

            В заключение подчеркну ещё раз: требование и уважение настолько тесно связаны между собой, что являются как бы двумя сторонами одной медали. Хочется вспомнить слова А. С. Макаренко: «Как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему».

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко.
  2. Коротов В. М. Введение в общую теорию развития личности: Лекции.
  3. Макаренко А. С. Педагогические сочинения.
  4. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии.
  5. Татарченкова С. С. Урок как педагогический феномен.
  6. Ушинский К. Д. Собрание сочинений.



Предварительный просмотр:

          В процессе своего исторического развития человечество постоянно совершенствовало культуру взаимоотношений. В результате, на современном этапе развития мы имеем определённый набор обязательных для исполнения норм поведения и взаимоотношений. Отношения педагога и ученика, без сомнения, подчинены этим нормам в первую очередь. Безусловной нормой является принятие ЧЕЛОВЕКА как наивысшей ценности, осознание уникальности и неповторимости каждой личности. Ребёнок является личностью с самого рождения и также является наивысшей ценностью. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача учителя заключается в том, чтобы не навязывать учащемуся знания, не заставлять его вести себя так, а не иначе, а способствовать самостоятельному освоению знаний, умений и опыта, накопленных человечеством за многие тысячелетия. Каждый педагог в работе с детьми должен ориентироваться на получение ими удовлетворения от общения с ним.

      Французский философ М. Монтень ещё в XVIвеке писал: «Где для детей польза, там же должно для них быть удовольствие». Основоположник Российской педагогики К. Д.. Ушинский в разработке своей теории использовал законы многих наук: философии, истории, физиологии, анатомии и других. Он высказывался за идею гармонично развитой личности, но особенно настаивал на нравственном воспитании и поэтому требовал от учителя нравственного отношения к детям, чтобы в школе не было страха, принуждающего их «к неподвижности, к классной скуке и лицемерию». А. С. Макаренко полагал, что в деле воспитания успех зависит от мастерства и энтузиазма педагога: «Воспитательное дело есть дело кустарное». Многое зависело, по его мнению, от коллектива, в котором каждый воспитанник рос вместе с ростом коллектива. Педагог-гуманист В.А. Сухомлинский в общении с детьми делал ставку на индивидуальное своеобразие каждой личности. Он считал, что среда, окружающая ребёнка, является фактором его личностного, нравственного и эстетического воспитания. По мнению В. А. Сухомлинского всякое воздействие на личность должно развивать её, и поэтому педагог не должен наказывать детей. Этим утверждением автор подчёркивает, что школа и унижение ребёнка несовместимы.

      Принципиальные положения эти учёные сформулировали в следующих общих педагогических правилах:

 - сочетание требовательности с уважением к детям;

 - разумность и подготовленность всякого педагогического воздействия;

 - доведение этого воздействия до конца.

В соответствии со всем вышесказанным одной из главных задач современного учителя является повышение мотивации к обучению у учащихся. Наука вообще, и педагогика в частности, не стоят на месте, а постоянно развиваются. Сейчас в распоряжении учителя появились новые методы и технологии. Одними из важнейших, я думаю, являются информационные технологии обучения, которые частично решают проблему мотивации к обучению через игру, что является особенно актуальным для младших школьников. Для современного школьника компьютер – это неотъемлемая часть жизни и гораздо более важен, чем учебник или даже простая книга. Информационные технологии, уроки в режиме on-line позволяют полнее влиться в современную жизнь, быстрее узнавать о новинках в системе образования.

            Использование информационных технологий на уроке помогает решать целый ряд задач:

 - освоение знаний, знакомство с новой лексикой, грамматикой, развитие способности понимать устную и письменную речь;

 - овладение умениями использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

 - развитие способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и использовать их при решении учебных задач и в повседневной жизни;

 - воспитание интереса к предмету, к коммуникативной деятельности;

 - формирование логического мышления, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка;

 - индивидуально-личностный подход к обучению школьников;

       - овладение поисковыми, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности                                  во время индивидуальной и коллективной работы на уроке, дополнительная мотивация

       через игру;
      - воспитание бережного отношения к техническим устройствам

            В настоящее время в современной школе существенно расширились возможности применения информационных технологий, компьютеры перестали восприниматься в качестве печатной машинки, а Интернет-классы стали активно использоваться не только в преподавании информатики. Согласно новым требованиям ученик должен владеть навыками использования информационных технологий для расширения страноведческих знаний. Очевидно, что выполнение этой задачи невозможно без использования компьютера и компьютерных программ как неотъемлемой части современного языкового образования.

            Многие современные учебно-методические комплексы оснащены интерактивными мультимедийными приложениями, которые могут быть использованы как во время урока, так и для дополнительной и самостоятельной работы школьников. Все диски содержат множество интерактивных заданий: игры, кроссворды, шарады, песни и упражнения, направленные на закрепление пройденного материала в устной и письменной форме. Таким образом, с помощью данных приложений можно решать множество дидактических задач:

 -  отрабатывать произношение,

 - формировать и развивать навыки чтения,

 - совершенствовать умения письменной речи школьников, пополняя словарный запас учащихся,

 - отрабатывать грамматические навыки,

 - и самое главное – формировать у младших школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка.

            Более старшие учащиеся при работе с интерактивными приложениями имеют возможность:

 - выполнять занимательные задания, направленные на совершенствование лексических навыков и на формирование навыков правильного произношения,

 - в игровой форме освоить употребление фразовых глаголов и предлогов,

 - познакомиться с разделами экзамена Listening и UseofEnglish,

 - прочитать комментарии к заданиям разного типа.

 С помощью мультимедийных приложений достигается индивидуализация обучения, так как каждый ученик может работать в подходящем для него темпе, т. е. выбирая оптимальную для себя скорость усвоения материала. Кроме того, учащиеся имеют возможность прослушать правильное произношение, как в британском, так и в американском вариантах английского языка, совершенствовать свои фонетические навыки, используя раздел PronunciationPractice. Использование интерактивного атласа, игр и упражнений не только пополнит словарный запас, но и превратит обучение в увлекательную игру.

            Специфика компьютерных упражнений заключается в том, что многие из них связаны с движением (перемещением слов на экране дисплея). В этом случае наряду с деятельностью зрительного канала восприятия, включается моторный. Возможность перемещать слова способствует их запоминанию, формированию произвольного внимания учащихся, повышению устойчивости их внимания, управляемости восприятия у младших школьников, поскольку, по утверждению психологов, ученик гораздо быстрее усваивает материал, если он связан непосредственно с действием, которое он видит и выполняет сам.

            Безусловно, ученики могут выполнять предметные действия и с раздаточным материалом, но при таком виде работы учителю трудно проследить за правильностью действий каждого учащегося. Вместе с тем, компьютерная программа способна обеспечить контроль за ходом выполнения задания каждым из учеников. При этом обучающие учебные действия чередуются с контролирующими, тем самым обеспечивается пошаговая обратная связь и, следовательно, пошаговая управляемость учебного процесса. Учитель легко может узнать, кто из учащихся испытывает затруднения и сразу же оказать ему помощь.

            Использование компьютерной программы позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося: те школьники, у которых больше развита слуховая память, имеют возможность прослушать то или иное слово необходимое количество раз, а учащиеся с преобладающей зрительной памятью больше концентрируются на графическом образе слова.

Компьютер даёт возможность проделывать упражнения, направленные на отработку той или иной операции в зависимости от трудностей, испытываемых отдельными учащимися. Это ведёт к улучшению качества знания изучаемых лексических единиц каждым учеником.

            Контроль со стороны учителя заключается в непосредственном наблюдении за выполнением тренировочных упражнений учащимися, при этом он вызывает отдельных учеников в целях установления качества выполнения упражнения – правильно или неправильно оно выполнено, либо в отсроченной проверке в устной и письменной форме. При обучении с использованием компьютерной программы контроль происходит на всех этапах обучения лексике за счёт того, что существует обратная связь.

            Таким образом, компьютерная программа создаёт условия для индивидуализации и интенсификации процесса обучения лексике, обеспечивая выполнение равносложных упражнений всеми учащимися одновременно. Это позволяет увеличить объём индивидуальной тренировки и своевременной индивидуальной коррекции процесса формирования навыка, что в конечном итоге ведёт к улучшению качества всех видов  навыков у каждого учащегося.

            Решение задачи повышения мотивации к обучению невозможно без создания психологического климата на уроке, эта же задача является одной из самых сложных. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребёнок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с учителем и другими учениками, либо, напротив, становится замкнутым, пассивным. Психологический климат – это совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, раскрепощённости, создаёт комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности учащихся.     Неблагоприятный климат препятствует развитию, ввергает человека в состояние боязни, незащищённости, нервозности и отчаяния. Заботой о человеке должны быть пронизаны все сферы школьной жизни. Там, где нет ориентации на человека, там не может быть благоприятного климата. К средствам влияния на психологический климат  можно отнести демонстрацию доброжелательности, знаки внимания, дизайн, интерьер, музыка, разнообразные занимательные формы работы на уроке и во внеурочное время, элементы природы, речевые, пластические и мимические средства и многое другое.

            Особое место занимают здесь так называемые уроки-экскурсии, т. е. уроки, проводимые на улице в тёплое время года. Во время таких уроков учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности: они описывают то, что видят, слушают текст по теме и отвечают на вопросы, составляют диалоги. При этом идёт быстрое запоминание новой лексики, подтверждённой тем, что видят учащиеся, возможна отработка различных грамматических конструкций и явлений. Более целесообразным является проведение такого рода уроков с учащимися начальной и средней школы. Мой опыт показывает, что ребята любят эти уроки и всегда с нетерпением ждут хорошей погоды, чтобы провести урок на улице. Несомненна и польза для здоровья: дети находятся на улице, двигаются, дышат свежим воздухом, а не сидят за партой в душном классе, что особенно актуально весной в солнечные, погожие дни.

            Говоря о проблеме психологического климата на уроке необходимо принимать во внимание, что ребёнок, приходящий в школу, несёт на себе отпечаток того микросоциума, в котором он рос и развивался. Он имеет какой-то опыт и какие-то достижения, и не его вина в том, что среда развила в нём именно такую индивидуальность, а не другую. Учителю следует принять как данность то, чем обладает ребёнок, и, исходя из этого, планировать свою деятельность. Считаю, что обращение педагога к детям должно иметь позитивную направленность, расширять сферу деятельности, объяснять то, чем и как им следует заняться. При нарушении принятых норм со стороны детей (отвлекаются во время урока, разговаривают и т. д.) задача учителя – не запрещать их действия прямым указанием («не крутись», «не разговаривайте», «перестаньте»), а перевести активность детей в другое русло в соответствии с целью воспитания. В качестве примера позитивной реакции педагога могу предложить следующее: «Пожалуйста, откройте книгу», «Внимательно посмотрите на задание. Что требуется сделать?», «Какие незнакомые слова вы встретили в этом упражнении?» Исходя из ситуации на уроке и задач урока педагогу следует выбрать тот или иной вариант. Запрет возможен только в том случае, когда действия ученика могут обернуться непоправимой бедой для него или окружающих людей.

            Эффективность требования учителя возрастает, если учитель всё время подчёркивает своё уважение к детям. Для этого педагог в любой ситуации должен оставаться на достаточно высоком уровне культурного развития и поднимать на него учеников. Поэтому, подходящими обращениями считаю: «Пожалуйста», «Будь любезен» и т. д. Соблюдение позитивной направленности как форма уважения ученика создаёт благоприятный психологический климат для учащихся, а интенсивное развитие возможно только при наличии такого климата. С этой целью полагаю необходимым подчёркивать достоинства ученика, его успехи и положительные качества, повышать его самооценку, способствовать преодолению затруднений и достижению успеха.

            Важным моментом при этом выступает форма организуемой деятельности. Однотипная, монотонная форма снижает интерес у детей, повергает в состояние скуки, даже безразличия. При этом внимание учащихся концентрируется на трудностях. Занимательная форма работы отвлекает от трудностей, снимает психологическое и даже физическое напряжение; ребёнок, как бы играя, преодолевает сложности и справляется с задачей, поставленной педагогом.

            При предъявлении требования учитель должен соблюдать педагогический такт. Педагогический такт – это не то как, каким голосом обращаться к учащимся, это наиболее целесообразное поведение учителя, способствующее развитию личности ребёнка. Поэтому, способами проявления педагогического такта могут быть не только мягкость, но и строгость, и даже непримиримость. В итоге у ребёнка формируется позитивное отношение к требованию, которое всегда предъявляется в вежливой форме, к деятельности, интересной и занимательной по форме, к себе самому, как к личности, обладающей достоинствами, к учителю, тактичному в любой ситуации, к школе в целом, так как именно здесь он чувствует себя  успешным.

            В заключение подчеркну ещё раз: требование и уважение настолько тесно связаны между собой, что являются как бы двумя сторонами одной медали. Хочется вспомнить слова А. С. Макаренко: «Как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему».

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко.
  2. Коротов В. М. Введение в общую теорию развития личности: Лекции.
  3. Макаренко А. С. Педагогические сочинения.
  4. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии.
  5. Татарченкова С. С. Урок как педагогический феномен.
  6. Ушинский К. Д. Собрание сочинений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы в теории обучения.

В статье отвечает на вопрос: "где источник человеческих знаний". Ответить на этот вопрос пытались педагоги -мыслители с древнейших времен до наших дней. В статье рассматривается современная теория обу...

Современный подход и методы обучения иностранному языку в школе.

Проекты – личностно - ориентированный вид работы, который предполагает активное участие школьников в разных видах деятельности: они должны писать, клеить, вырезать, обращаться к справочникам, рисовать...

Современные подходы к проблеме обучения и развития детей с детским аутизмом

Основная задача данного материала - раскрыть особенности современных методов и методик коррекции расстройств аутистического спектра. ...

Статья" Современные подходы к организации обучения детей с ОВЗ на уроках математики"

Современные подходы к организации обучения детей с ОВЗ на уроках математики...

Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA

Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...

Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"

Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....

Современные подходы к повышению мотивации на уроках иностранного языка

Проблема повышения мотивации к изучению иностранного языка существует на протяжении десятилетий. На эту тему написаны научные труды и диссертации. А что сегодняшний день и современный учитель может пр...