Технологии развития критического мышления
методическая разработка по английскому языку на тему

Санькова Анна Юрьевна

Обобщение инновационного опыта по теме "Технологии развития критического мышления на уроках английского и немецкого языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx435.81 КБ

Предварительный просмотр:

Описание системы работы (инновационного опыта)

Технология развития критического мышления

C:\Users\пользователь\Documents\тт\P1030341.JPG

«Не мыслям надо учить, а мыслить»

И. Кант

В сегодняшнем демократическом обществе, где каждому гражданину предстоит принимать важные решения, особое значение имеет умение критически мыслить. Овладение навыками критического мышления необходимо и для формирования гражданского сознания.  Очень важно научить детей думать, а не просто запоминать, вникать в суть информации, осмысливать её. Данная технология как нельзя лучше подходит к урокам иностранного языка через ее приемы.

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? И что это такое?

Существует много определений данному понятию, однако в качестве рабочего я выделяю следующее: «критическое мышление – это самонаправляемое, самодисциплинируемое, самооценивающее и самокорректирующее мышление. Технология «критического мышления» сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования.

Специфика данной технологии заключается в следующем:

- во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации;

- во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов;

 - в-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Развитие технологии критического мышление удачно вписывается в урок иностранного языка, так как включает в себя три этапа:

- вызов;

- осмысление;

- рефлексия.

Представлю действия учителя и ученика на каждом этапе:

Технологические этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вызов:

-  актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Осмысление:

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Рефлексия:

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Технология дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

-умение критически мыслить;

- умение ответственно относиться к собственному образованию;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- повышение качества образования;

- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Все это осуществляется при помощи специальных приемов.

Будучи молодым специалистом, работая с разновозрастными детьми, изучающими разные языки (английский, немецкий), я уже апробировала следующие приемы: синквейн, мозговой штурм, корзина идей, инсерт, толстые и тонкие вопросы, написание эссе, фишбон, кластер, знаю-узнал новое-хочу узнать и так далее (описание приемов см. в ПРИЛОЖЕНИИ 1).

Из своего педагогического опыта я могу сказать, что у моих учащихся наибольший интерес вызывают следующие приемы: синквейн, корзина идей, кластер, «тонкие и толстые вопросы».

 

Приведенная ниже таблица демонстрирует успешность приемов на уроке

Классы (язык)

Приемы технологии развития критического мышления

Синквейн

Кластер

Корзина идей

Мозговой штурм

Фишбон

«Толстые и тонкие вопросы»

Инсерт

3 (нем.яз.)

14%

50%

10%

6%

5%

10%

5%

4 (англ.яз)

20%

20%

5%

5%

5%

35%

10%

7 (нем.яз.)

50%

10%

10%

10%

10%

5%

5%

9 (нем.яз.)

15%

20%

5%

25%

5%

15%

5%

Данные таблицы подтверждает следующая диаграмма

Приоритеты детей меняются, по моим наблюдениям, в зависимости от:

- возраста;

- уровня владения иностранным языком;

- тематики;

- способности учителя мотивировать учащихся;

- личной заинтересованности тем или иным приемом.

Подводя итоги сравнения эффективности данных приемов на своих уроках с учетом приоритетов детей, я получила следующие результаты:

Согласно данным, в 3 классе дети с наибольшим удовольствием участвуют в создании кластеров. Их привлекает относительная простота и доступность приема. Ведь кластеры – это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадиях вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

Правила очень простые.

В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе.

Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником  в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».

Последовательность действий при составлении кластера проста и логична:

  1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word,  слайде Power Point написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

  1. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

  1. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

! Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

! Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

! Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Итак, на уроках иностранного языка этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем.

Иная тенденция прослеживается в работе с учащимися 4 класса. Они с интересом участвуют в дискуссиях с опорой на приём «тонких и толстых вопросов».

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся  (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа.  В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того, как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

«Тонкие вопросы»

(русск., англ., нем.)

«Толстые вопросы»

(русск., англ., нем.)

Кто? Who? Wer?

Почему? Why? Warum?

Что? What? Was?

Объясните, почему? Explain why? Erklӓren Sie, bitte, warum?

Когда? When? Wann?

Почему Вы так думаете? Why do you think? Warum meinen Sie  so?

Где? Where? Wo?

Какая основная идея? What is the most important idea? Welche Hauptidee ist hier?

Было ли? Was it? War das?

Какие различия? What is the difference? Welche  Unterschiede…?

Действительно, для успешного обучения детей иностранному языку важно развивать у них умение дифференцированно отвечать на вопросы разной степени сложности и задавать «умные» вопросы.

Синквейн – приём, наиболее любимый среди учащихся 7 и 9 классов.. Детям импонирует возможность творить на уроке и учиться в процессе творчества.

В каждом УМК по иностранному языку есть эмоционально окрашенные темы, такие как «Любовь», «Братья наши меньшие», «Край, где я живу», темы, близкие каждому человеку. Да и не только к темам, близким по духу, можно составить синквейн, но и к таким сложным, как «Проблемы молодежи», «Моя будущая профессия» и так далее. Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение - это рефлексия. В таких темах с легкостью можно использовать написание синквейна. Cреди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных "по правилам", мы знаем не так уж много: японские танку, хокку, сонет. К таким формам относится и синквейн. Синквейн пишется в стиле «белый стих», с чем может справиться любой ученик, так как искусство стихосложения, подбор рифмы под силу не каждому.

Слово синквейн происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

1. В первой строчке одним словом называется тема (существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы двумя прилагательными.

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя глаголами.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - это синоним, который повторяет суть темы.

В ПРИЛОЖЕНИИ 2 представлено несколько синквейнов на немецком языке по разным тематикам.

Три вышеописанных приема пользуются особой популярностью у учащихся. Это касается и эффективности применения этих приемов, ведь чем интереснее ученику, тем эффективнее его работа на уроке.

Остается еще один вопрос, а именно: какой прием использовать на той или иной стадии, будь то вызов, осмысление, содержание.

Из своего опыта и по своим наблюдениям отмечу, что каждый из приемов своеобразен и может вписаться как в одну стадию, так и во все.

Представлю таблицу взаимосвязи приемов и стадий развития критического мышления:

Таблица взаимосвязи приемов критического мышления и этапов

Прием

Этап

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Кластер

+

+

+

Корзина идей

+

Синквейн

+

+

Толстые и тонкие вопросы

+

+

Мозговой штурм

+

+

Фишбон

+

ЗУХ

+

Конспектирование

+

Инсерт

+

+

+

Эссе

+

Шесть шляп мышления

+

+

Кубик

+

Чтение с остановками

+

+

+

Дискуссия

+

Дерево предсказаний

+

Плюс-минус-вопрос

+

+

Верители вы

+

+

Бортовой журнал

+

+

Разнообразие современных педагогических технологий не только пробуждает творческую мысль педагога, но и ставит его перед проблемой выбора: применять или не применять ту или иную технологию на практике. Учителя по-разному воспринимают новое: одни скептически полагают, что реализовать инновационные идеи в рамках классноурочной системы достаточно трудно, другие сразу хотят попробовать в своей практике новый подход.

И здесь, на мой взгляд, актуально подойти к выбору технологии с точки зрения её продуктивности и "оснащенности" средствами достижения поставленных образовательных целей. То есть важно перенести акцент с вопроса "ЧТО делать?" на проблему "КАК сделать?", чтобы потом не искать ответа на традиционное "Кто виноват?"

Эффективность образовательной технологии маловероятна при отсутствии педагогической техники и взаимодействия учителя и ученика, проявляющегося в предъявлении и принятии учебных задач и заданий.

Представленный опыт связан с преобразованием, моделированием и адаптацией к конкретным условиям школы комплекса методов, приемов и средств развития критического мышления на уроках иностранного языка.

Новизна опыта выражается в следующих положениях:

- создание условий для проектирования индивидуальной познавательной траектории развития личности на уроках иностранного языка;

- создание и апробация комплекса лингвострановедческого материала;

- включение личности в активную речемыслительную деятельность, направленную на развитие коммуникативных умений.

Итак, вовлеченные в процесс критического мышления, ученики овладевают навыками самостоятельной работы, что способствует максимальному саморазвитию и адекватной (критической) оценки своего субъективного опыта. Ученику предоставляется возможность для самореализации, а при работе в группах, развиваются такие качества как сотрудничество, ответственность, доброжелательность, толерантность. Таким образом, реализуется не только образовательный, но и развивающий, и воспитательный потенциал урока.

Однако существуют и определенные трудности, которые может испытывать учитель, работая с данной технологией. Трудности эти могут быть преодолены, некоторые  - нет.

Мой самоанализ трудностей выглядит следующим образом:

Таблица самоанализа трудностей

Трудность

Справляюсь

Частично справляюсь

Не справляюсь

Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно - урочной системы очень сложно. Лучше урок сдваивать, если есть такая возможность.

+

Не все дети способны работать с большим объёмом информации.

+

Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая).

+

С технологией нужно подробно ознакомиться, изучить необходимую литературу, посетить уроки коллег.

+

Неправильное понимание стратегий и методов.

+

(подробно изучаю)

Непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые

+

(стараюсь привлечь их внимание или не использовать прием)

Большие материальные и временные затраты

+

Ознакомившись с данными таблицы, можно сделать вывод о том, что трудности можно преодолеть или частично преодолеть.

В заключение хотелось бы отметить образовательные результаты использования приемов технологии развития критического мышления.

Уметь работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний.

! Пользоваться различными способами интегрирования информации.

! Задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу.

Решать проблемы.

! Вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.

! Выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

! Аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.

! Уметь самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность).

! Брать на себя ответственность.

! Участвовать в совместном принятии решения.

! Выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

! Уметь сотрудничать и работать в группе.

Школа дает уникальную возможность для проявления креативности, но при этом обязывает соблюдать накопленный опыт и пошаговое освоение новых технологий.  

Иоганн Вольфганг Гёте говорил:

«Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь, подобно звездам, спокойно, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности

Данная работа представляет собой  описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....

Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"

В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....