Развитие компенсаторных навыков и умений у учащихся на старшей ступени обучения и в период подготовки к ЕГЭ
методическая разработка по английскому языку на тему
Компенсаторное умение - это речевое действие по использованию определённых иноязычных языковых/неязыковых средств для компенсации трудностей, возникающих при несовершенном владении языком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompensatornye_umeniya_i_navyki.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление Шкиря С.В.
Заседание методического объединения учителей английского языка (22 января 2017)
Развитие компенсаторных навыков и умений у учащихся на старшей ступени обучения и в период подготовки к ЕГЭ.
Компенсаторная компетенция базируется на знаниях о вербальных/ невербальных средствах компенсации, компенсаторных стратегиях и умениях преодоления различных затруднительных ситуаций в процессе иноязычного общения при несовершенном владении иностранным языком и отношении к процессу межкультурного общения - позитивном отношении к речевому партнеру, желании вступить в контакт, продолжить его, адекватной реакции на коммуникативные затруднения.
В качестве ключевых компонентов в структуре компенсаторной компетенции, выступают компенсаторная стратегия и компенсаторное умение, различение которых является принципиальным для теории и практики иноязычного образования.
Компенсаторное умение - это речевое действие по использованию определенных иноязычных языковых/неязыковых средств для компенсации трудностей, возникающих при несовершенном владении иностранным языком.
Компенсаторное умение и стратегия соотносятся как часть и целое и являются необходимыми элементами в системе формирования компенсаторной компетенции.
Компенсаторная компетенция - готовность и способность учащихся выходить из затруднительного положения в процессе межкультурного общения, связанного с дефицитом языковых средств, страноведческих знаний, социокультурных норм поведения в обществе, различных сферах жизнедеятельности. Компенсаторная компетенция является одним из самых важных элементов коммуникативной компетенции. По мнению многих методистов ( Т.М. Фоменко, А.Л. Тихонова и др.) уровень развития компенсаторных умений считается качественным показателем иноязычной коммуникативной компетенции. Что же включает в себя понятие «компенсаторная компетенция»? Это способность учащегося привлекать в условиях недостаточного знания нового языка имеющиеся у него знания, умения и навыки пользования родным (или уже изученным, или просто более знакомым) языком.
Компенсаторная компетенция включает следующие умения:
• умение пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании;
• умение прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста, использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, графики, шрифтовые выделения, комментарии, сноски);
• умение игнорировать лексические и смысловые трудности, не влияющие на понимание основного содержания текста;
• умение использовать переспрос и словарные замены в процессе устно-речевого общения;
• умение использовать мимику, жесты при общении.
Изучив психолого-методическую литературу, методисты пришли к выводу о том, что, чтобы обеспечить максимальную эффективность развития компенсаторной компетенции, на уроках английского языка необходимо создавать условия для развития у учащихся мышления, речи, воображения, восприятия, внимания и памяти.
Далее были разработаны задания для формирования и развития компенсаторной компетенции. К ним относятся все задания, направленные на поддержание иноязычного общения на уроке, и задания, нацеленные на активизацию речемыслительной деятельности учащихся.
Задания для формирования компенсаторной компетенции, направленные на развитие устной речи:
Вопросно-ответные упражнения. При применении данного приема учащиеся получают огромный стимул к работе, превращаясь из объекта обучения в субъект речетворчества. Учет интересов, жизненного опыта позволяет создать на уроке для каждого из школьников условия, стимулирующие их мыслительную деятельность. Ведь, говоря об интересующих их вещах, ученики часто выходят за рамки непосредственно заданной цели, стремятся дополнить ее, сформулировать свою мысль и выразить ее на иностранном языке. Например:
Pupil 1: I want to be a lawyer because it sounds exciting. Why do you want to be a lawyer?
Pupil 2: I want to be a lawyer because it sounds exciting and it requires a university degree. Why do you want to be a lawyer?
Pupil 3: I want to be a lawyer because it sounds exciting, requires a university degree and it is an interesting job. Why do you want to be a lawyer?... Заполнение пропусков.
Тренировочные упражнения на восстановление, состоящие из разрозненных предложений, в которых учащиеся должны заполнить пропуски подходящими по смыслу словами. Такого рода упражнения создают для учащихся проблемные ситуации, что, в свою очередь, помогает достичь развития интеллектуальной активности учащихся на уроках ИЯ, а значит и формирования компенсаторной компетенции.
Например:
Fill in the gaps with words from the list.
* brave * dedicated * creative * courageous * funny * helpful * careful
1. Florists have to be.............They make
floral bouquets and arrangements.
2. Clowns need to be ......... to make
people laugh.
Соотнесение:
Упражнения на соотнесение требуют от учащихся выполнения таких интеллектуальных операций как анализ, синтез, сравнение, опознавание, выбор, перестановка и принятие решения. Чтобы выполнить такие задания, от учащихся требуется определенная мыслительная деятельность, что, в свою очередь, способствует формированию компенсаторной компетенции. Например:
Match the words to make compound nouns.
1. parachute a) watching
2. bird b) collecting
3. stamp c) jumping
Вероятностное прогнозирование:
подобные упражнения направлены на формирование общеречевого психологического механизма вероятностного прогнозирования. Более того, такие задания включены в комплексные умения интегрированного чтения и аудирования, что способствует снятию трудностей при чтении незнакомого текста и его лучшему пониманию.
Например, учащимся можно предложить следующее задание к тексту для чтения "It's a Dog's Life":
1. Look at the picture and guess what the text is about. What do you think a police dog does? Discuss in pairs and decide.
2. Use these words and phrases to predict the content of the text.
to find lost children to save lives to go on patrol to be a member of the police department
3. Before reading the text complete the sentences with the words and phrases in the box:
On patrol hero police dog is proud in the same room
1. The Alameda Police Department in California...........to have Kenzie.
2. It is a real-life super....
3. Kenzie is a fully-trained..........
4. Kenzie sleeps.........as me.
5. Kenzie is.......for ten hours.
Подобными упражнениями можно помочь учащимся предугадать сюжет текста, установить причинно-следственные связи.
Учебный перифраз: примером могут служить такие задания, как дать определение словам, объяснить их значение, решить кроссворд и др. Перифраз используется при семантизации лексики, решении кроссвордов и т.п.
Например: Read the text, then explain the words in bold.
The Alameda Police Department in California is proud to have Kenzie on the force. He's a real-life super hero. Kenzie is not an ordinary police officer, though. He is a Police Service Dog in the canine unit ...
Возможные варианты ответов: to be proud - to feel pleased about something;
on the force - as a member of the police department;
real-life - actually happening in life, not invented in a book;
ordinary - average, common or usual, not different or special;
canine unit - unit relating to dogs. Используя учебный перифраз, учащиеся заменяют незнакомые или малоизвестные слова на более привычные языковые единицы. При этом они пользуются языковой догадкой, подбором синонимов или даже невербальными средствами. Все это помогает уклониться от употребления незнакомых языковых явлений.
Восстановление диалога, предложений, слов:
Например: А) rotac -ragmena -mraref -
Keys: actor, manager, farmer
B) breakfast, the, for, Smiths, eggs, often, scrambled, eat
Key: The Smiths often eat scrambled eggs for breakfast.
В первом случае учащихся выбирают, соотносят и группируют буквы для определения слова в рамках изучаемой лексики. В нашей школьной практике мы часто используем подобные упражнения для подготовки к диктантам, так как они также эффективно помогают запомнить правописание изучаемых слов. Восстановление предложений, диалога требует от учащихся использования языковой догадки, что способствует развитию компенсаторной компетенции.
Решение проблемных ситуаций:
Проблемные ситуации очень важны для формирования компенсаторной компетенции. Решение проблемных ситуаций требует от учащихся поисковой деятельности. Такие ситуации можно использовать на этапе до прочтения текста, так как именно он активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Игровые задания:
Игра делает обучение интересным. Она помогает включить в работу даже самых неактивных школьников, так как в ней помимо знаний проявляются и находчивость и сообразительность, что и способствует развитию компенсаторной компетенции учащихся. Примером игровых заданий могут послужить и ребусы. Например:
1) stand i (I understand)
2) ter/very/esting (very interesting)
3) b/sick/ed (sick in bed)
Внеклассные мероприятия:
Компенсаторная компетенция особенно хорошо развивается во внеклассных мероприятиях, так как элемент состязательности способствует развитию творческих способностей учащихся, активизирует их мыслительные способности и языковую деятельность. В качестве конкурсных заданий можно предложить учащимся декламацию стихотворения на английском языке и его литературного перевода, сочинение, литературный перевод прозаического текста или выступление с публичной речью.
Проектная деятельность:
Выполнение проектов способствует формированию и развитию умений всех видов речевой деятельности. Используя проектную деятельность на уроках, мы способствуем творческому мышлению учащихся, планированию своей работы, прогнозированию вариантов ее решения и способов выполнения.
Итак, целенаправленно и систематически используя все выше перечисленные методы и средства формирования компенсаторной компетенции в школьной практике, можно убедиться в том, что при сформированности компенсаторной компетенции, учащиеся способны выходить из положения в условиях реального дефицита языковых средств при получении и передаче информации, что в свою очередь стимулирует всестороннее развитие личности ребенка и реализацию его резервных возможностей. Учащиеся действительно находят внутренние ресурсы, активизируют то, что уже знают, таким образом, приобретая новые навыки.
Литература:
1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5-е, испр. - М.: Лабиринт, 1999.
2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991.
3. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр "БЛИЦ"», "Cambridge University Press", 2001.
4. Масалимова Д.Ф. Обучение устной речи как одно из средств развития личности // Современные технологии обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах педвузов: Материалы региональной научно-практической конференции. - Бирск: Бирск. гос. соц.-пед. акад., 2006. - С. 114-116.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование умений чтения на средней и старшей ступенях обучения
В работе отражены следующие аспекты чтения: подходы к классификации, требования к обучению, цели обучения, принципы обучения, умения и стратегии чтения, требования к подбору текстов, виды тестов...
Выступление "Элективный курс как одна из форм организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на старшей ступени обучения" - 2013 г.
Выступление на августовском городском педагогическом форуме 2013, СамараВ презентации есть ссылка на работу учащихся 9 класса под названием "Ах, самарочка-волжанка, россияночка", которая стала победит...
Развитие письменной речи учащихся на старшей ступени обучения английскому языку по УМК "Старлайт"
В статье «Развитие письменной речи учащихся на старшей ступени обучения английскому языку» рассказывается о применении технологии педагогических мастерских в обучении учащихся созданию различного вида...
Особенности формирования компенсаторной компетенции обучающихся в аудировании на старшей ступени обучения
В данной статье рассматриваются этапы формирования компенсаторной компетенции в аудировании, наиболее эффективные компенсаторные стратегии и представлена возможная диагностика уровня сформированности ...
Развитие умений читать в технологии креативного обучения иноязычной культуре на старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К
Аннотация: В статье «Развитие умений читать в технологии креативного обучения иноязычной культуре на средней и старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К.М. «Звездный английск...
Роль проектной работы в развитии коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся в урочное время на старшей ступени обучения английскому языку
Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания, особый интерес для нас представляет проектное обучение, котор...
Развитие умений читать на средней и старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К.М. и др. «Звездный английский"
В статье « Развитие умений читать на средней и старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К.М. и др. «Звездный английский» поднимаются актуальные вопросы...