Методическая разработка по теме "Обучение устной речи на начальном этапе изучения английского языка" (из опыта работы)
методическая разработка по английскому языку на тему
В методической разработке рассматриваются упражнения, способствующие развитию устной речи на начальном этапе изучения английского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обучение устной речи
на начальном этапе изучения
английского языка.
(из опыта работы)
ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ как процессу продуктивному, т. е. требующему от учащихся построения высказывания, обусловлено ситуацией общения. Это связано с большими трудностями для учащихся и требует больших затрат времени учителя.
Говорение может выступать в форме монологического (связного) высказывания и диалогического высказывания- беседы. Диалогическая речь в большей степени обусловлена, чем монологическая речь, и ей свойственна большая эмоциональность и экспрессивность.
В младших классах устную речь можно рассматривать и как цель и как средство обучения.
Говорение как средство обучения широко используется при формировании произносительных, грамматических и лексических навыков. Оно используется при тренировке, поскольку ознакомление с формой, значением, употреблением, с той коммуникативной нагрузкой, которую несет материал, подлежащий усвоению, происходит через аудирование. Как только уч-ся в первый раз воспроизводит материал (звук, слово, словосочетание, предложение), начинается тренировка.
Формирование навыка говорения осуществляется в ходе выполнения упражнений. ГОВОРЕНИЮ как цели обучения должна предшествовать работа над языковым и речевым материалом. Иными словами, учащимся нужно обеспечить достаточную тренировку в правильности фонетического, грамматического и лексического оформления высказываний.
Формированию устной речи служат две группы упражнений: тренировочные и творческие. Выполнение первой группы упражнений связано с использованием говорения в качестве средства обучения. Вторая группа упражнений обеспечивает учащимся возможность творческого использования сформированных навыков при решении коммуникативных задач.
Итак, рассмотрим говорение как средство формирования произносительных, грамматических и лексических навыков.
Как советуют нам авторы УМК И.Н.Верещагина и Н.В. Уварова, работа над произношением должна строиться исходя из особенностей английских звуков с учетом русского языка. Все английские звуки условно можно разделить на три группы. Первая группа – звуки, похожие в английском и русском языках, например (m,b,s,z,k,g]. Они не требуют специального обучения – здесь срабатывает перенос.
Вторая группа – звуки, отличающиеся от аналогичных в русском языке. Они требуют коррекции, например [t,d,p].Учащимся следует показать, чем они отличаются от звуков родного языка и как их нужно произносить.
Третья группа звуков требует от учителя самого пристального внимания. При работе над звуками [w,h,r ] необходимо объяснить артикуляцию и добиться осознанного произношения их учащимися.
Большую роль при работе над звуками играет показ. Так , например, обучая звуку ( ), можно использовать собственные ладони, как бы открывая их. Межзубные звуки хорошо показывать на кукле, которую легко сделать из бумаги (нарисовать мордашку, прорезать щель для рта и просунуть «язык».)
Для формирования фонетических навыков речи используются упражнения разных типов. Эти упражнения проводятся в контексте игровой деятельности. Очень популярен на уроках англ. языка мистер Язычок-Mr Tongue,который является героем многих фонетических зарядок-сказок.
1.Упражнения на слушание и распознавание звуков, их долготы и краткости. Учитель произносит слова (как знакомые, так и незнакомые), а учащиеся, услышав нужный звук в слове, хлопают в ладоши. Так, научить различать звуки [i]-{i:] можно с помощью игры:
«Мистер Язычок говорит, что его часы то спешат, то отстают. Как спешат часы? Вот так:[tik-tik].
Как отстают? Вот так:[ti:k-ti:k].
Хлопните в ладоши, если услышите долгий звук [i:]: [ti:k-tik-ti:k- mi:t-mitn-milk].
Тренировать межзубные звуки можно на примере четверостишия:
Самолет летит, гудит-,
А змея ползет, шипит-,
Пчелка на цветке жужжит-,
Чайник на плите кипит-.
Вариантом фонетического задания может быть следующее: определить звуки родного и англ. языка. Это задание очень полезно, так как развивает фонематический слух.
2. Упражнения на воспроизведение звуков, слов, словосочетаний, структур, которые учащиеся повторяют за диктором или учителем.
Большой любовью у детей пользуются упражнение «подражание английскому попугаю»- прием осознанной имитации. Например, дети подражают английскому попугаю, который произносит английские слова и целые фразы с англ. звуками.
Саша на Санках. Слон Съешь Свой Сладкий Суп.
у Зайки Заболели Зубки
Методисты советуют, помимо работы над новым фонетическим материалом на каждом уроке проводить специальную фонетическую зарядку, материалом для которой могут быть звуки, слова, словосочетания, рифмовки, стихотворения.
Вы помните стихи и песни, выученные в детстве? Неважно, на каком они были языке, родном или иностранном - стоит вспомнить одну строчку и всё стихотворение сразу же всплывает в памяти. Это происходит потому, что у детей прекрасно развита долговременная память. Всё, что они учили в этом возрасте, запоминается надолго. Поэтому на уроках мы разучиваем большое количество стихотворений, считалок, загадок, рифмовок, которые часто сопровождаются динамическими движениями. Данный вид работы можно включать на разных этапах урока: он служит для фонетической зарядки, отдыхом между этапами урока, физминуткой.
Говорение является важным средством формирования грамматического и лексического навыков. Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от ситуации является одним из важнейших условий использования языка как средства общения. После того как уч-ся ознакомились с грамматическим явлением в структуре и поняли, какую коммуникативную задачу можно решить с его помощью, они приступают к тренировке. Объём и характер тренировки зависят от сложности грамматического материала.
Тренировка начинается с простейшей операции- репродукции, т.е. имитативного воспроизведения образца. Чем слабее группа, тем больше требуется имитативной работы. После репродуктивного упражнения важно обратить внимание на сочетаемость данного слова с уже известными учащимся словами. Учитель даёт слово, например a ball, и просит детей назвать словосочетания этого слова с другими. Ученики говорят: a red ball, a big ball, to play with a ball…
Далее следует подстановка, когда образец наполняется уже известными уч-ся словами. Например, ученикам даётся образец: I can read. Дети говорят: I can run. I can jump. I can count. Для отработки вопросительной формы дети должны отгадать, что умеет делать их собеседник. При подстановке хорошо использовать наглядность: игрушки, предметы, картинки, игры.
Далее можно использовать упражнения на расширение заданного образца, т. к. уч-ся владеют необходимым лексическим материалом. Сначала дети выполняют упражнение на расширение на уровне словосочетания, например: a cat, a white cat, a nice white cat, a nice clever white cat. Затем операция расширения может быть выполнена на уровне предложения.
Pupil 1: I have a cat.
Pupil 2: I have a white cat.
Pupil 3: I have a nice white cat.
Pupil 4: I have a nice clever white cat.
Очень важной операцией для формирования говорения является трансформация. Трансформация требует большой интеллектуальной активности уч-ся, т. к. при её выполнении происходит перестройка заданного образца, а для этого надо не только знать, что нужно переделать в образце, но и уметь это делать быстро.
Формирование грамматического и лексического навыков происходит также в ходе выполнения заданий на комбинирование. На начальном этапе учащихся следует учить комбинированию речевых образцов разного грамматического оформления, чтобы получить связное логическое высказывание. Например, детям можно предложить образец высказывания из 3-4 предложений и попросить их построить аналогичное.
Teacher: I have a toy. It is a car. It is red. I like it.
Pupil: I have a toy. It is a doll. It is nice. I like my doll.
Учитель может также дать одно предложение и попросить детей повторить его и добавить 2-3 предложения, логически связанные с первым.
Teacher:. I have a dog
Pupil 1: I have a dog. His name is Jack. He likes to play. He is clever.
Pupil 2: I have a dog. His name is Smoke. He is black and white. He is small.
Комбинирование позволяет формировать у уч-ся навыки оперирования разными структурами в зависимости от поставленной задачи.
Устная речь в младших классах является не только средством, но и целью обучения.
Обучение диалогической речи начинается с обучения реагировать на реплику собеседника. Для того чтобы обучение диалогу не носило формальный характер, а было коммуникативно направленно, следует использовать различные игры.
Обучение диалогу может проходить на примере краткого диалога-образца. Работа с ним проходит следующие этапы:
- восприятие и понимание,
- выучивание диалога наизусть,
- простое воспроизведение,
- воспроизведение с модификацией,
- использование в новых ситуациях.
Даже на этапе просто воспроизведения диалога можно использовать приёмы, развивающие изобретательные и творческие способности детей.
Возьмём простейший пример из учебника для 3 класса И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной (урок 15)
- Excuse me.
- Can you tell me the time, please?
- Certainly. It’s 4 o’clock.
- Thanks.
- Not at all.
Один и тот же диалог можно разыграть и представить по-разному. ВОТ НЕКОТОРЫЕ СИТУАЦИИ.
- Две школьницы торопятся в школу, бегут, сталкиваются друг с другом, произносят диалог, смотрят на часы, потом разбегаются.
- Мальчик знакомиться с девочкой, звучит диалог, и они вместе уходят.
- Кукольный театр. Ребята произносят диалог, спрятавшись под парту. Говорят куклы. Или они надевают маски. Красная Шапочка встретилась в лесу с Волком:
- Excuse me, Little Red Riding Hood.
- Yes, Mr. Wolf?
- Can you tell me the time, please?
- Certainly. It’s 4 o’clock.
- Thanks.
- Not at all.
- It’s time to eat some tasty Granny if I find any.See you later, Little Red Riding Hood.
- Good-bye, Mr. Wolf.
- Разговор двух деловых людей по телефону в виде “Jazz Chant”
- Excuse me. Excuse me. Excuse me, please.
- Yes, sir, Yes, sir, what do you want?
- Can you tell me the time, please? Can you tell me the time, please?
- Yes, sir, Yes, sir, what do you want?
- Can you tell me the time, please? Can you tell me the time, please?
- Yes, sir, Yes, sir, It’s 4 o’clock. It’s 4 o’clock.
- Thank you, Thank you, sir.
- Any time, Any time, you want.
В младших классах монологическая речь представлена описанием, сообщением, рассказом о прослушанном. Говорение, особенно монолог, представляет для детей серьёзные трудности. Они связаны с выбором того, что сказать и как сказать.
Формирование этого сложного умения должно протекать с помощью опор, как по содержанию, так и по форме изложения. Опорой может служить текст. Если текст воспринимается на слух, то он должен быть небольшим по содержанию и логично построенным, например:
This is a girl. Her name is Ann. She is eight. she is from Britain.
Дети прослушивают текст, затем им предъявляется картинка другой девочки и предлагается рассказать о ней. Рассказ детей сводится к воспроизведению услышанного текста, в котором меняются только несколько слов.
Опорой может служить и печатный текст. Дети читают об игрушке, а затем рассказывают о своей. Опорой может быть структурная модель типа: This is a … It is... It can... It likes.. Учитель говорит о каком-либо животном, опираясь на модель. Потом показывает картинки других животных и просит ребят рассказать о них. Опорой репродуктивно-продуктивного высказывания могут быть игрушки, картинки (предметные, ситуативные, тематические). Для таких высказываний возможна опора и на ключевые слова, и на план, например в виде вопросов. Ответы на вопросы позволяют уч-ся построить монологическое связанное высказывание.
Для высказываний на продуктивном уровне необходимы стимулы, обеспечивающие детям достаточно самостоятельное высказывание по предложенному заданию. В качестве такого стимула может служить прочитанный текст, если требуется передача его основного содержания в нескольких предложениях с выражением своего отношения к прочитанному.
Когда дети начинают заниматься англ. языком, нельзя пожаловаться на отсутствие у них интереса к обучению. Увлекательность и новизна предмета не оставляет их равнодушными. Сама природа ребёнка побуждает его к развитию всех его внутренних сил: глаза хотят видеть, уши –слышать, ноги –ходить, руки- действовать, сердце- любить, ум- мыслить. Поэтому основная задача учителя- раскрыть все каналы восприятия детей.
РИПКРО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение диалогической речи на начальном этапе изучения иностранного языка
Ведущая цель изучения английского языка – коммуникативная. Мы знаем, что основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в школе является ком...
"Методика обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения иностранного языка"
Введение. Проблема обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка является одной из самых главных проблем в методике обучения английскому языку. Обучен...
Развитие навыков устной речи на начальном этапе изучения английского языка.
Данная статья содержит ряд упражнений и игр для развития навыков устной речи у младших школьников на уроках английского языка....
Формирование общих компетенций обучающихся на начальном этапе изучения английского языка через использование информационно – коммуникационных технологий (CD диск «Oxford de Luxe. 1С образовательная коллекция»)
Материалы статьи напечатаны в сборнике II Всероссийской Ярмарки образовательных технологий.г. Омск, 2013г....
Организация речевой деятельности учащихся на начальном этапе изучения английского языка с использованием игровых технологий
Организация активной речевой деятельности является наиболее сложной из тех задач, которые стоят перед учителями иностранного языка. Успешному решению этой зада...
Практическая фонетика на начальном этапе изучения английского языка
Сейчас обучение английскому языку начинается с начальной школы и к детям нужен иной методический подход....
Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе изучения английского языка
Очевидно, что наибольшую трудность для учащихся представляет начальный этап изучения иностранного языка ведь они, не обладая необходимым языковым запасом и навыками его использования в речи, а также в...