Статья "Подготовка учащихся к ЕГЭ, раздел «аудирование»"
статья по английскому языку (11 класс) на тему

Хребтова Анастасия Владимировна

Статья содержит методические рекомендации по выполнению раздела "аудирование", ЕГЭ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2016_metodicheskie_rekomendatsii_i_1.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка учащихся к ЕГЭ, раздел «аудирование»

Раздел «аудирование» ЕГЭ состоит из трех заданий, измеряющих уровень сформированности умений:

1. Задание на понимание основного содержания прослушанного текста

Данное задание, первое в разделе «Аудирование», проверяет понимание основной мысли прослушанных текстов и относится к базовому уровню. Учащийся должен установить соответствие между звучащими высказываниями с утверждениями‚ данными в списке. Причем в этом списке есть одно лишнее утверждение. Это сделано для того, чтобы учащиеся не выбирали последнее соответствие методом исключения. За каждое правильно установленное соответствие учащийся получает 1 балл. Максимально возможное количество первичных баллов за это задание - 6.

При работе с этим типом задания следует обратить внимание учащихся, что от них не требуется полного понимания прослушиваемых текстов. Задание можно выполнить в опоре на несколько ключевых слов, которые находится в рамках базового словарного запаса учащихся.

При подготовке учащихся к данному заданию большое значение имеет формирование у учащихся механизма предвосхищения содержания текста в опоре на содержание утверждений. Начинать работу с этим типом задания необходимо с того, что учащийся должен попытаться установить общую тему, объединяющую все тексты. После этого учащимся можно предложить предположить, какие слова или словосочетания могут встретиться им в записи с заданием. Рекомендуется не просто подбирать синонимы к словам, содержащимся в предложениях, а просить учащихся вообще перечислить ассоциации, возникающие у них при прочтении того или иного утверждения. Например, утверждение Writing Valentines has a very long history  может вызвать такие ассоциации как cards, historically, long ago и так далее.

Необходимо также научить учащегося выделять похожие между собой утверждения и устанавливать различия между ними. Например, следующие высказывания: 2. It’s another time to spend money и 3. Valentines make a big business объединены темой денег. Однако если утверждение 2 имеет некую негативную коннотацию, предполагает, что потребитель тратит много денег на праздник, то утверждение 3 скорее относится предприятиям, которые извлекают прибыль из праздника и имеет более позитивную окраску.

Не рекомендуется проверка правильности выполнения любого задания по aудированию по ключам. Белее эффективной является работа со скриптом аудиозаписи. Если учащийся в процессе тренировочной работы выполнил задание неверно, можно дать ему возможность прочитать текст и найти в нем те ключевые слова, которые позволяют определить правильный ответ. Можно предложить учащимся читать текст аудиозаписи и одновременно включить аудиозапись еще раз, чтобы учащиеся читали в том же темпе, в котором предъявляется аудиотекст.

3a каждое правильно установленное соответствие экзаменуемый получает один балл, то есть максимум за полностью верное выполнение этого задание составляет 6 баллов.

Рекомендации к выполнению задания 1

  • Можно использовать паузу перед началом задания для того, чтобы подчеркнуть ключевые слова, определяющие основной смысл каждого утверждения. Это поможет вам легче ориентироваться в утверждениях и ускорить выбор ответа.
  • Следует помнить, что вы не услышите в высказываниях точно такие же слова, как в утверждениях A-G. Как правило, главная мысль фрагмента выражена другими словами и не копирует аудиотекст.
  • Задание этого типа не предполагает полного понимания теста. Надо сосредоточить внимание на ключевых словах, выражающих основную мысль говорящего.
  • Запись проигрывается дважды. После первого прослушивания следует отметить наиболее вероятные ответы. Вовремя второго прослушивания нужно сосредоточиться на информации, которую вы упустили B первый раз или в правильности которой вы сомневаетесь.
  • Следует помнить, что одно из утверждений является лишним. Вовремя второго прослушивания убедитесь, что это высказывание не подходит ни к одному аудиофрагменту.

2. Задание на понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации

Данное задание повышенного уровня сложности, второе в разделе «Аудирвоание», проверяет умение понимать и извлекать необходимую информацию из текста. Учащийся дважды прослушивает беседу в стандартной ситуации повседневного общения. Учащемуся необходимо установить правильности или неправильности высказывания и наличия информации в тексте, выбрав ответ из предложенных «Верно», «Неверно»  И «В тексте не сказано», то есть, на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа.

Перед прослушиванием текста учащемуся внимательно прочитать предложенные утверждения и обобщить информацию о ситуации, полученную из них. Например,:

А. The tourist has Visited England before.

B. There is a number of sightseeing attractions in Windsor besides Windsor Castle.

C. The tourist hopes to see The Queen in Windsor.

D. The Household Cavalry Museum occupies a part of Windsor Castle.

Е. The tourist wants to see Windsor Castle on a separate day.

F. The receptionist claims that most tourists need more than one day to spend in Windsor.

G. The tourist wants to buy postcards with the town Views.

Исходя из данного перечня утверждений, мы можем c большой долей вероятности предположить, что турист намеревается посетить Виндзор и интересуется достопримечательностями этого английского города. Кроме того, очевидно, что необходимо обращать внимание и на мысли туриста, и на информацию, которую дает служащим, так как предложенные утверждения по очереди центрируются на туристе и клерке.

Объясните учащимся, что, прочитав предложение, им следует заранее настроиться на то, какая информация в нём является объективной, a какую информацию ему следует уловить во время прослушивания текста. Например, в утверждении D можно предположить, что музеи кавалерии находится в  Виндзоре, но необходимо понять, на территории города или самого Виндзорского замка.

Стоит отметить, что учащиеся чаще всего испытывают затруднения с определением опции «В тексте не сказано».

Готовя учащихся к выполнению такого задания необходимо также обращать их внимание на отрицательные предложения и перефразировать их так, чтобы смысл предложения оставался тем же, при этом отрицательная частица отсутствовала бы в тексте. Дело в том, что отрицательная частица часто ускользает от внимания учащихся, и они могут перепутать опции «Верно» и «Неверно», в принципе правильно поняв сам текст.

При выполнении этого задания можно предложить следующий алгоритм его выполнения: во время первого прослушивания определить, есть необходимая информация в тексте или нет, то есть учащиеся определяют утверждения «В тексте не сказано». Во время второго прослушивания учащиеся оценивают оставшиеся утверждения как «Верно»  или «Неверно».

За каждое правильно установленное соответствие экзаменуемый получает один балл, то есть максимум зa полностью верное выполнение этого задание составляет 7 баллов.

Рекомендации к выполнению задания 2

  • Перед началом прослушивания необходимо внимательно прочитайте предложенные вам утверждения A-G.
  • Используйте паузу перед началом задания (20 сек) для того, чтобы подчеркнуть ключевые слова, выражающие основную мысль высказывания
  • Обратите внимание учащихся на наличие в утверждении таких слов, как enough, much, lots, often,а также слов  never, rarely, seldom, которые придают высказыванию отрицательных характер.
  • Следует помнить, что информация, относящаяся к утверждениям, как правило, выражена в аудиотексте не теми словами, какими сформулировано само утверждение, поэтому при ознакомлении с заданием рекомендуется подумать о синонимах к ключевым словам высказываний.
  • Помните о разнице между ответами «Неверно» и «В тексте не сказано». Неверное предложение содержит информацию‚ противоречащую содержанию аудиотекста. Вариант «В тексте не сказано» предполагает, что исходя из содержания прослушанного вы не можете дать ни положительный, ни отрицательный ответ, то есть информация по этому утверждению в аудиотексте отсутствует.
  • Утверждения располагаются в том порядке, в котором соответствующая им информация встречается в тексте.

3. 3адания на полное понимание прослушанного текста

Данные задания, последние в разделе «Аудирование», строятся на прослушивании интервью и проверяют умения полного понимания прослушанного текста. При их выполнении предлагается дважды прослушать интервью, после чего учащиеся выполняют тест множественного выбора (три опции) по содержанию прослушанного текста. Данное задание является заданием высокого уровня сложности и по силам не каждому учащемуся.

Безусловно, учащиеся должны начать с внимательного изучения вопросов и предложенных вариантов, после чего учащиеся суммируют полученную информацию о тексте.

Обратите внимание учащихся, что при прослушивании интервью членение текста на смысловые части уже произведено посредством вопросов интервьюера. Поэтому учащимся легче ориентироваться в аудиотексте и в тексте.

При выполнении любого теста множественного выбора напоминайте учащимся, что после того, как он выбрал правильный, с его точки зрения, ответ, необходимо проанализировать оставшиеся варианты и попытаться объяснить при помощи фактов и информации из текста, почему они являются неверными.

Учителю необходимо обратить внимание учащихся на тот факт, что и правильные, и неправильные варианты ответа могут включать слова и фразы из текста, то есть следует обращать внимание и на контекст. Те варианты ответа, которые в тексте имеют контекст, отличный от того, который они имеют в вопросе, являются неверными. Следует также быть осторожными с теми вариантами ответа, в которых встречаются те же слова и фразы, что звучать в тексте. Чаще всего эти варианты являются неверными. В правильных ответах часто используются синонимы, перифраз.

Напомните учащимся, что им следует быть внимательными, выбирая в качестве верного ответа опцию, содержащую категоричное мнение или утверждение. Часто такие опции содержат слова типа never, always, only, every и др. Такие опции часто бывают неверным вариантом ответа.

За каждый правильно выбранный ответ экзаменуемый получает один балл, то есть максимум за полностью верное задание на полное понимание прослушанного текста составляет 7 баллов.

Рекомендации к выполнению задания 3

  • Используйте паузу перед прослушиванием текста для внимательного ознакомления с заданиями 3-9 и предлагаемыми вариантами ответа.
  • Не пытайтесь определить правильный ответ до прослушивания, потому что он полностью зависит от содержания текста.
  • При выборе ответа надо руководствоваться только той информацией, которая звучит в аудиофрагменте.
  • Вопросы предлагаются, как правило, в том же порядке, в котором они встречаются в аудиотексте, поэтому, если вы определили ответ на задание, сразу же переключайте своё внимание на следующее задание и предлагаемые варианты ответов на него, чтобы не пропустить важную информацию.
  • Иногда вопросы имеют общий характер, они касаются высказанных мнений, намерений автора или контекста ситуации. Отвечая на них, следует обращать внимание не только на отдельные фразы, но и на более длинные фрагменты текста или даже на текст в целом.
  • При выборе правильного ответа следует опираться не на услышанные слова, а на смысл высказывания.

Список использованной литературы:

  1. Вербицкая М.В., Миндрул О.С. Английский язык, практический справочник для подготовки к ЕГЭ–М: АСТ, 2014
  2. Музланова Е.С. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ –М: АСТ, 2014
  3. http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как подготовить учащихся к ЕГЭ по иностранному языку. (Раздел "Аудирование")

Методические советы учителю для составления тренировочных упражнений....

Рекомендации для учащихся 11 класса к выполнению раздела «Аудирование» в формате ЕГЭ.

Цель памятки - познакомить учащихся английского языка с технологиями подготовки к единому государственному экзамену по разделу «Аудирование»; помочь сформировать у учащихся умение восприятия текста на...

Стратегии подготовки к ЕГЭ к разделу "Аудирование"

Рекомендации и упражнения для поэтапной подготовки к ЕГЭ к разделу "Аудирование"...

Технология подготовки учащихся к выполнению заданий раздела "Аудирование" ГИА/ЕГЭ

Опираясь на опыт подготовки учащихся к итоговой аттестации, можно сказать, что успех зависит от эффективности использования нами  в практике  системы упражнений и заданий....

Задания по подготовке учащихся к сдаче экзамена по французскому языку в формате ЕГЭ ( разделы: аудирование, чтение,грамматика и лексика, письмо, говорение)

В данной работе представлены разработки заданий по чтению: короткие газетные статьи информационного характера для чтения с пониманием основного содержания и отрывки из художественных произведений для ...

Задания и приёмы для подготовки учащихся к разделу «Аудирование».

Основной целью обучения иностранным языкам на современном этапе является формирование коммуникативно-когнитивной компетенции, поскольку язык есть средство общения. Эта компетенция обеспечивает способн...