Приемы организации интерактивного чтения на уроках английского языка
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Для развития умения интерактивного чтения американские методисты предлагают задания вовлекающие учащихся в чтение. Их цель провести учащихся «в, через, или за текст», дать им возможность почувствовать себя погруженными. Поглощенными и полностью вовлеченными в текст.В данной статье приведены примеры заданий по работе с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_chtenie.docx | 29.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Груздова Л.Л.
Приемы организации интерактивного чтения.
Обучение чтению в рамках целостного подхода строится на двух теоретических моделях – теории схемы и теории взаимодействия.
Согласно теории схемы понимание текста происходит за счет активизации индивидуальной схематы читателя, содержащей его прошлый опыт, полученный в результате данной деятельности. При интеракции новой информации с ранее полученной образуется новая, более развитая схемата.
Теория взаимодействия утверждает, что дети усваивают язык лучше, если взаимодействуют со всеми аспектами своего окружения. Поэтому необходимо подключать мысли и чувства ребенка, использовать личный, социальный и культурный контексты его деятельности.
Таким образом, учитывая положения обоих теорий, понимание текста при чтении происходит тогда, когда учащиеся активизируют свои прошлые знания, связывают их с новой информацией, полученной при чтении, взаимодействуют с текстом, интерпретируют его, обсуждают. Слушают друг друга, оценивают свои чувства по поводу прочитанного.
При организации чтения необходимо соблюдать следующие условия:
- В ходе учебной работы с текстом все языковые процессы (чтение, письмо, слушание и говорение) должны быть интегрированы.
- Учащиеся должны читать интересные, аутентичные тексты, эстетически приятные и соответствующие их возрасту.
- Тексты должны представлять собой целостные произведения ( рассказ, сказка, стихотворение, роман)
- Учащиеся должны иметь возможность обсуждать, делиться своим мнением в устной и письменной форме.
- Задания, предшествующие чтению или следующие за ним не должны носить характер искусственно созданных упражнений. Они должны представлять собой реальные возможности для коммуникации. Для выражения мыслей, интересов и чувств читателей, которые бы могли учиться разговаривать на содержание произведения, строить свои суждения, соотносить то о чем они читают, со своим собственным опытом.
Для развития умения интерактивного чтения американские методисты предлагают задания вовлекающие учащихся в чтение. Их цель провести учащихся «в, через, или за текст», дать им возможность почувствовать себя погруженными. Поглощенными и полностью вовлеченными в текст.
Первая группа заданий предназначена для активизации прошлого опыта учащихся, их знаний в той или иной области. Сюда включены следующие задания:
KWL Chart. После объявления темы или названия произведения учащиеся аккумулируют свои знания о предмете, заполняя первую часть таблицы – Know, представленной на доске или плакате.
Учитель поощряет обсуждение учащимися их знаний, а затем предлагает им высказаться по поводу того что они хотели бы узнать в данной области и заполнить вторую часть таблицы – Want. После коллективного обсуждения наиболее интересные идеи вносятся в эту часть таблицы. Третья часть таблицы Learnt - после прочтения всего текста.
KWL Chart
Know | Want | Learnt |
Knowledge Chart. Задание аналогично предыдущему и предназначено для построения моста между прошлыми знаниями учащихся и новой информацией.
Prior Knowledge about | New Knowledge about |
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 3 |
Вторая группа фокусирует внимание читателя на содержание текста, включая его основные элементы – место действия (setting), главных героев (main characters), проблему (problem), разрешение проблемы (solution), нравственные ценности (moral values).
Story frame. Схема содержит достаточно информации для того, чтобы учащиеся представили основное содержание текста и смогли его пересказать. Ее содержание может меняться в зависимости от типа произведения, языковых знаний учащихся, задач урока.
The story takes place ______________________________________
__________________________________ is a character of the story
Who ____________________________________________________
Another character of the story is _________________________________
Who________________________________________________________
A problem occurs when_________________________________________
After that, ____________________________________________________
And _______________________________________________________
The problem is solved when___________________________________________
The story ends with_________________________________________________
При работе с данной схемой учитель задает учащимся вопросы, помогающие им заполнить ее, а потом просит рассказать о прочитанном.
Story Pyramid. В этом задании учащимся предлагается заполнить пирамиду, которая включает следующую информацию
Line 1. Name of the main character
Line 2. Two words describing the main character.
Line 3. Three words describing the setting.
Line 4. Four words stating the problem.
Line 5. Five words describing one main event.
Line 6. Six words describing the second main event.
Line 7. Seven words describing the third event.
Line 8. Eight words stating the solution of the problem
Пример пирамиды для сказки «Золушка»
1. Cinerella
2. shy, dirty
3. kingdom nice house
4. glass slippers lost (at the) ball
5. fairy grandmother magic horses cart
6. midnight clock chimes hurry home dropped
7. handsome prince look for nice lady try (on)
8. fits perfectly get married live happily ever after
Story map. После прочтения всего текста учащиеся заполняют его карту в которой отражены основные элементы текста. Задание может выполняться индивидуально, в малых группах или коллективно. Заполненная карта является хорошей опорой для дальнейшего обсуждения, составления пересказа или написания сочинения.
The setting ______________________________________________
The main characters __________________________________________
Statement of the problem _________________________________________
Event 1_______________________________________________________
Event 2_____________________________________________________
Event 3_____________________________________________________
Statement of the solution________________________________________
Story theme (What is the story really about)_________________________
Values brought out of the story______________________________________
Третья группа заданий развивает мышление учащихся, их умения пересказывать, анализировать, сравнивать события и поступки героев.
Prediction Chart. При выполнении данного задания активизируются знания учащихся о событиях, героях, появляются мотивы для продолжения знакомства с текстом. По мере продвижения в чтении учащиеся все больше обращают внимание на детали, соотносят описание событий. Цель задания – вызвать интерес к чтению, внутреннюю мотивацию.
What I predict will happen What actually happen
Chapter (extract) 1
Chapter (extract) 2
Etc.
Compare/ Contrast Chart. Выполняя данное задание, учащиеся учатся анализировать сходства и различия. Диаграмма заполняется индивидуально или в малых группах с последующим коллективным обсуждением или развернутым письменным высказыванием. Учитель может предварительно провести обсуждение вопросов, помогающих учащимся сформулировать свои мнения.
Different Alike Different
Одним из условий успешного использования приемов интерактивного чтения является наличие дискуссии, обсуждения. Если учащиеся вовлечены в живую дискуссию. Их понимание текста значительно усиливается не только за счет вопросов, задаваемых учителем, но и за счет взаимодействия с другими учащимися. Для более плодотворного обсуждения учитель должен соблюдать следующие рекомендации
- Выступать в роли организатора обсуждения и поддерживать его, обеспечивая взаимодействие
- Иметь заранее заготовленные вопросы, чтобы вызвать комментарии или суждения учащихся.
- Активизировать различные мыслительные процессы учащихся (анализ, синтез, сравнение, оценивание).
- Делать «паузу ожидания» длиною 5 секунд. Чтобы дать время учащимся для творческого активного мышления.
- Включать всех учащихся в обсуждение. Задавая им вопросы и поддерживая их.
Используемая литература:
Julia M. Dobson “Effective Techniques for English Conversation Groups” United States Information Agency Washington D.C. 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы организации интерактивного чтения на уроках английского языка.
В данной статье речь идет об обучении чтению на старшей ступени обучения....
Приемы организации групповой работы на уроках английского языка в рамках ФГОС
Использование интерактивных методов и приемов насовременном уроке английского языка.Сущностные характеристики интерактивного обучения. Описание возможности использования некоторых инновационных интера...
Стратегия, этапы работы, приемы по развитию смыслового чтения на уроках английского языка
Буклет "Стратегия, этапы работы, приемы по развитию смыслового чтения на уроках английского языка" содержит стратегию, этапы работы над текстами при овладении стратегией смыслового чтения, прием...
"Приемы смыслового чтения на уроках английского языка как средство мотивации учащихся к изучению иностранного языка"
английский язык...
Интерактивное чтение на уроках английского языка в старших классах
Приемы организации интерактивного чтения могут быть использованы на уроках чтения отрывков из художественных произведений в старших классах...
Интерактивное чтение на уроках английского языка
Материал может быть использован на уроках чтения произведений художественной литературы на английском языкее в старшихх классах...
Методический семинар«Приемы формирования смыслового чтения на уроках английского языка»
Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения. умения находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными. научно-популярными, официальны...