Статья "Учитель нового поколения"
статья по английскому языку на тему
Статья, приготовленная для публичного выступления на "Конкурсе Педагогических достижений".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_uchitel_novogo_pokoleniya.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель нового поколения.
Смотрю фильм 1948 года «Первоклассница». Молодая учительница в строгом платье с накрахмаленным воротничком входит в класс и здоровается с детьми. Начинается урок. Девочки (а в послевоенной России они обучались отдельно от мальчиков) садятся на свои места и, не отрывая глаз, смотрят на свою первую в жизни Учительницу. С каким восторгом, трепетом и преклонением глядят они на нее! Как ждут каждого ее слова и внимательно вслушиваются во все, что она говорит!
С тех пор прошло почти семьдесят лет. Те маленькие первоклассницы, что сидели за советскими партами, выросли, у них родились дети, а у их детей, в свою очередь, свои дети. И как раз о них – современных школьниках, в 2014 году был снят другой фильм, очень ярко отражающий действительность – «Дневник мамы первоклассника». Первые кадры. Камера плывет по школьному двору: все с букетами. Мамы поправляют девочкам банты и отряхивают мальчикам наглаженные брючки. Дети недовольно кряхтят. Кто-то устал стоять, кто-то опоздал. А один из детей – маленький мальчик в очках, произносит знаковую для нашего времени фразу: «Мам, ну можно я уже отдам букет учительнице? Вот же она! Пусть возьмет и сама держит!»
Если бы у меня спросили, какое первое сентября нравится мне больше – наверное, я бы ответила, что старое. Но если бы мне задали вопрос, можно ли было оставить все как есть, или, лучше сказать, вернуть все, как было, то я бы сказала, что это категорически невозможно. И невозможно это по причине того, что с тех пор изменилось если не все, то очень многое – изменилась политическая, экономическая, технологическая ситуация в мире и стране, но самое главное – ИЗМЕНИЛИСЬ ДЕТИ.
Они изменились не сами по себе, они тоже вынуждены были измениться потому, что родились уже совсем не в том мире, в котором были рождены их учителя и родители.
Изменилась система отношений дети-взрослые. Если раньше взрослый был для ребенка непререкаемым авторитетом, источником знаний, то сейчас благодаря технологическому прорыву и повсеместной гаджетизации дети зачастую умеют больше и имеют больший доступ к знаниям, чем даже взрослые, которые из окружают.
Несколько поколений назад у детей были лыжи, мячик и книга, сейчас же атрибутами младших школьников являются google, youtube и Xbox. Для того чтобы что-то узнать, достаточно сказать OK, Google и задать вопрос.
Но не только доступность знаний. Также тот фактор, что новое поколение детей зачастую имеет намного более низкую сопротивляемость любым трудностям – чтобы поесть, надо только разогреть, и даже памперсы с младенчества приучают детей не испытывать совершенно никакого дискомфорта. А учиться тяжело. И тяжело учиться всем.
Дети больше не готовы часами неделями и годами впитывать знания за просто так. Кнуты не срабатывают. Пряники тоже. Пятерку получить сложно. Двойку получить не зазорно. Замечания у некоторых каждый день и родители просто напросто перестали на них реагировать.
Мотивации нет. Не понятно даже для чего элементарно учиться писать, если в социальных сетях текст сообщений исправляется автоматически.
Таким образом, мы, учителя, имеем дело с совершенно иным материалом, и пытаться слепить из него что-то, используя старые методы – как минимум малоэффективно.
Отсюда и получаем, что необходим качественно новый подход в образовании. Реформы неминуемы. А новой реформированной школе нужен учитель нового поколения.
Теперь о нем.
Итак, что должно быть в учителе нового поколения такого, чего не было в учителе старого поколения? Отмечу в скобках, что под этим термином я не подразумеваю возраст учителя.
По сути, все это написано в ФГОС, который лично я очень люблю и уважаю.
В первую очередь, учитель нового поколения должен стараться стимулировать самостоятельную познавательную активность детей, т.е. его главной задачей должно быть научить ребенка учиться! Любой профессионал должен уметь оборачивать минусы в плюсы. Поэтому, если мы говорим о том, что дети с легкостью могут найти в интернете любую информацию, учителю нового поколения нужно использовать это в образовательных целях. Вместо того чтобы тратить силы на борьбу со списыванием работ из сети, нужно делать акцент на задания с использованием разных ресурсов. Как бы мне ни хотелось обернуть процесс интернетизации вспять, к моему величайшему сожалению, это невозможно. Кстати, в международной программе по оценке образовательных достижений PISA задания в основном оценивают умение учащихся правильно извлекать информацию, анализировать ее и приходить к правильным выводам. Энциклопедические знания и зазубривание формул уступают место умению найти и грамотно применить информацию.
Также учитель нового поколения должен чтить компетентностный подход (чтобы результаты образования могли применяться за пределами системы образования)
Учитель нового поколения не должен бояться сместить с себя центр знания и перестать являться единственным его источником.
Современному учителю необходимо использовать ИКТ, но не загромождать ими процесс обучения.
Учитель нового поколения готов искать к детям индивидуальный подход. Меня поразила фраза в заголовке одной из статей о финском образовании. Она гласила: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». На данном этапе развития системы российского образования учителя оказались в очень затруднительном положении. Так с одной стороны, им нужно адаптировать программу под нужды каждого конкретного ребенка, учитывая его особенности, а с другой – в итоге получить стабильные результаты итоговой аттестации.
Также необходимо современному учителю использовать технологии и приемы, оптимальные для детей (технология запоминания, критического мышления и другие)
Учителю нового поколения нужно реализовывать программу таким образом, чтобы дети учились думать комплексно.
Также с одной стороны учитель должен уметь заинтересовать предметом! Влюбить в русский язык, привести в восторг химией, поразить литературой! Но в то же время ему необходимо суметь, поднявшись над предметом, разглядеть в ученике то чудесное, что есть в нем независимо от его личных взаимоотношений с данной дисциплиной! Предмет не должен мешать учителю рассмотреть в ученике личность!
И наконец, учитывая тот факт, что зарплата учителя достигла уровня, когда уже не жизненно необходимо работать на две ставки, учителю нового поколения необходимо уметь правильно рассчитать свою нагрузку. Так, чтобы от отчетов и бумаг у него осталось время подумать о детях, о том, как использовать на следующем уроке ту или иную технологию, как провести игру по своему предмету, которая вдохнет в детей азарт к учебе и желание узнавать предмет. На то, чтобы побыть с собственной семьей и позаботиться о близких.
Но помимо тех специфических качеств, которыми нужно овладеть учителю нового поколения, ему необходимо не забыть и о том, что всегда было в этой профессии самым важным. Это стремление понять ребенка и найти к нему подход даже тогда, когда кажется, что игра не стоит свеч. Это желание быть заинтересованным в том, чтобы не просто научить его математике и объяснить ему физику, но привнести в эту маленькую жизнь хотя бы капельку света и тепла. Потому как только тот ученик поймет вполне, который понят учителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Достижение нового качества обучения на уроках истории и обществознания в условиях перехода к ФГОС нового поколения в основной школе"
ФГОС нового поколенния основны изменении образовательной парадигмы в основе которой лежит -компетентностный подход....
Сценарий выступления агитбригады «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ НОВУЮ ЖИЗНЬ»
На сцену выходят все члены агитбригады. Одни одеты в черное, другие - в белое.ВЕРОНИКА: Вас приветствует агитбригада «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ НОВУЮ ЖИЗНЬ» ПЕСНЯ №1 «ВАРШАВЯНКА»...
Сценарий выступления агитбригады «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ НОВУЮ ЖИЗНЬ»
На сцену выходят все члены агитбригады. Одни одеты в черное, другие - в белое.ВЕРОНИКА: Вас приветствует агитбригада «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ НОВУЮ ЖИЗНЬ» ПЕСНЯ №1 «ВАРШАВЯНКА»...
«Использование современных технологий на уроках иностранного языка в новой школе в условиях введения ФГОС нового поколения»
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые об...
Методическая разработка к педагогическому совету «Шпаргалки поколения Z. Как воспитывать детей нового поколения?»
Методическая разработка к педагогическому совету «В одно окно смотрели двое» Стратегия работы с детьми девиантного поведения....
Особенности организации образовательного процесса в начальной школе при переходе на государственный стандарт нового поколения. УМК нового поколения.
Каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопрос ‘’Как обучать в новых условиях?’’...
Учебники нового поколения – составляющая перехода на новый стиль образования
Из опыта апробации учебника-хрестоматии «Литература» (5 – 8 классы)» Г. С. Меркинаи «Литература» (9 класс) С. А. Зинина, В. И. Сахарова, В. А. Чалмаева (издательство «Русское слово»)...