Программа по страноведению Великобритании и США
рабочая программа по английскому языку (10, 11 класс) на тему

Программа создана для развития у школьников способности использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира. Данный курс рассчитан на учащихся 10-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stranovedene.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 2

г. Георгиевск Ставропольского края

 

Программа

по страноведению

Великобритании и США

для 10-11 классов

Разработана учителем английского языка высшей категории

Милюхиной

Ириной Геннадьевной

2012 год


Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели обучения страноведению Великобритании и США.
  3. Страноведение Великобритании - X класс.
  4. Страноведение США - XI класс.
  5. Дополнительный материал для проведения практических
    работ.
  6. Список использованной литературы.


Пояснительная записка

Новые политические, социально - экономические и культурные реалии в России и во всем мире, влияние технологических достижений цивилизации на развитие мировой языковой индустрии потребовали расширения функций иностранного языка как учебного предмета. На современном этапе развития России создались благоприятные условия для изучения иностранных языков и их реального использования в общении с представителями других стран.

В настоящее время в мировой практике обучения языкам ставятся задачи обучения иностранному языку как средству межкультурного общения, как способу познания достижений национальной и общечеловеческой культуры, способу осмысления себя гражданином своей страны и членами мирового сообщества.

Курс страноведения способствует развитию у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Он предполагает взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие школьников средствами иностранного языка для подготовки к межкультурному общению в сфере школьного и послешкольного образования, молодежного туризма, использование иностранного языка как инструмента общеевропейского и общепланетарного сотрудничества, способа билингвистического и бикультурного саморазвития. Курс страноведения предполагает взаимосвязанное коммуникативно-речевое, социокультурное и языковое развитие школьников. Он систематизирует языковые и социокультурные знания, приобретенные на более ранних этапах обучения, углубляет знания о лингвокультуроведческой вариативности английской речи, развивает умения использовать иностранный язык как инструмент межкультурного общения.

Коммуникативное и социокультурное развитие школьников средствами языков международного общения направлено на:

  • Формирование  и  развитие  билингвистической  коммуникативной компетенции,   необходимой   для   коммуникативно   приемлемого общения на иностранном языке;
  • Культуроведческое      обогащение      школьников     по     принципу расширяющегося круга культур;
  • Формирование у учащихся представлений о диалоге культур какбезальтернативной философии жизни в современном мире;
  • Подготовку школьников к выполнению международных тестов поопределению уровня владения иностранным языком.

Изучение страноведения приобщает учащихся к культуре другого народа, делает изучение английского языка более привлекательным, расширяет кругозор, обогащает активный и пассивный словарь. Одновременно обучение страноведению способствует более точному и адекватному пониманию носителей другой культуры.


Данный курс рассчитан на учащихся 10 - 11 классов, учитывает их возрастные особенности, общеобразовательный уровень и языковую подготовку.

Обучение страноведению Великобритании и США в 10 - 11 классах осуществляется по УМК нового поколения - комплексу Майкла Вон - Риз «In Britain» и Марты Бордман «In the USA» издательства «Chancerel International Publishers», лицензионное издание «Титул». Обучение по этому комплексу направлено на развитие языковых навыков учащихся на материале аутентичных информационно - справочных текстов.

В комплексе широко представлены аутентичные аудиотекст для обучения аудированию как средству межкультурного общения:

  • Аудипутеводители;
  • Инструкции - пояснения;
  • Фрагменты устного взаимодействия при поиске информации;
  • Аудиообъявления и сообщения в аэропорту, самолете, поезде;
  • Торговая реклама;
  • Ситуативно-тематические диалоги;
  • Ситуативно-тематические монологи;
  • Анкеты;
  • Передачи страноведческого и культуроведческого характера.

Разнообразные упражнения в разделе «Activities» способствуют развитию умения   вести   дискуссию,   аргументированно   излагать   свою   точку   зрения, развивают навыки  письменной речи:     заполнять  анкеты,  выполнять тесты страноведческого характера, заполнять различные таблицы, писать сочинения.

В процессе обучения страноведению предполагаются следующие формы организации учебного процесса:

  • Аудиторные занятия - лекции на иностранном языке с привлечением различных источников информации и наглядных пособий различных видов;
  • Семинарские (практические) занятия с учащимися, на которых изучаемый материал расширяется, дополняется различными фактами и обсуждается в классе, заслушиваются доклады, сообщения учащихся по теме семинара, выполняются различные виды упражнений из раздела «Activities»;
  • Самостоятельная работа учащихся, которая включает подготовку  докладов, отбор  дополнительного   фактического материала по темам.

В преподавании данного курса большая роль отводится межпредметным связям иностранного языка с такими курсами, как география, история, литература, в ходе изучения которых учащиеся знакомятся с историческими особенностями, географическим положением, экономикой, литературой стран изучаемого языка. В курсе преподавания страноведения предусмотрено проведение интегрированных уроков.

В заключение каждой темы проводится контрольный тест, который позволяет определить уровень ЗУН учащихся по пройденной теме и по курсу данного предмета в целом.


Цели обучения страноведению Великобритании и США

Курс страноведения обеспечивает целостность системы знаний о странах изучаемого языка и способствует комплексной реализации целей обучения иностранному языку: воспитательной, образовательной, развивающей и практической.

Цели курса:

  • Дальнейшее совершенствование ЗУН учащихся в зонах рецептивного и продуктивного   владения   всеми   видами   речевой   деятельности   на английском языке;
  • Расширение    кругозора   учащихся    за    счет    сведений    о    странах изучаемого языка, науке, культуре, искусстве, истории народа, быте, экономическом развитии, достопримечательностях, традициях;
  • Обучение грамматическому и лексическому варьированию английской речи в рамках изученных разговорных тем в ситуациях повседневно -бытового, административного, учебного общения;  
  • Ознакомление с социокультурными особенностями, обучение речевому поведению  на  английском языке в условиях формального  и неформального общения;
  • Изучение общественной жизни и культуры Великобритании и США как члена мирового сообщества;
  • Формирование системы мировоззренческих взглядов интернационалистической   направленности, решение задач эстетического воспитания;
  • Формирование  логического мышления учащихся, развитие познавательного интереса;
  • Развитие интеллектуальных умений школьников при сборе, обработке и интерпретации различных видов культуроведческой информации;
  • Стимулирование   школьников к осознанию себя как носителя определенных социокультурных взглядов.

Обучение иностранному языку как средству международного общения тесно взаимосвязано с его активным использованием как инструмента познания мировой культуры, национальных культур стран изучаемого языка.


Страноведение Великобритании

(34 часа)

Раздел I. Знакомство с Великобританией.

(16 часов)

Некоторые факты о Великобритании. Введение.

Официальное название, статус, площадь, столица. Британские острова. Географическое положение. Страны Соединенного Королевства. Столицы, эмблемы, святые покровители. Климатические условия.

Типично британское.

Национальности и языки. Этническое разнообразие.

Национальные символы Великобритании.

Флаг    Соединенного    Королевства    Великобритании    и    Северной Ирландии.

Герб. Национальные эмблемы.

Из истории Великобритании

Первые известия о Британских островах.

Древнейшее население.

Заселение Британских островов кельтами.

Римское завоевание.

Англ о - саксонская Англия.

Скандинавское завоевание.

Нормандское завоевание. Вильгельм Завоеватель.

Империя и демократия. Генри VIII.

Елизавета I.

Становление Парламента.

Империя и развитие промышленности.


Государственный и политический строй Великобритании.

Английский язык - язык международного общения.

Королевская власть и ее роль в современной Великобритании.

Законодательная власть. Британский Парламент. Палата лордов. Палата общин.

Их права, значение, традиции.

Исполнительная власть. Кабинет министров. Государственный аппарат. Система выборов.

Политические партии (консервативная, либеральная, социал -демократическая) и их роль в жизни страны.

Британия и мир.

Распад британской империи. Британское содружество наций. Положение Великобритании в современном мире.

Национальные праздники и фестивали.

Состав Соединенного королевства, население.

Размещение населения. Городское и сельское население.

Англия. Лондон - политический, экономический, финансовый, культурный центр.

Портовые города: Портсмут, Плимут, Саутгемптон. Университетские города: Оксфорд, Кембридж. Промышленные центры: Бирмингем, Ковентри, Ливерпуль, Манчестер, Лидс, Шеффилд.

Шотландия. Природные, хозяйственные, исторические особенности. Города: Глазго, Эдинбург.

Уэльс. Кадиф.

Северная Ирландия. Борьба за гражданские права. Белфаст.


Раздел П. Британский образ жизни.

(18 часов)

Введение. Общие сведения.

Прибытие в Британию. Транспорт.

Британская семья.

Дома.

Экономика и промышленность. Поиск работы.

Система образования Великобритании.

Система школьного образования. Государственная система среднего образования (тип школ). Частная школа (элитарные школы).

Система высшего образования. Старейшие университеты (Оксфордский, Кембриджский), их элитарный характер, особенности традиционной организации обучения. Лондонский университет. Высший технический колледжиновый вид учебных заведений («политекникс»). Открытый университет - система заочного обучения по телевидению.

Вклад английского народа в развитие науки и техники. Великие английские ученые и изобретатели.

Культура Великобритании.

Театрально - музыкальная жизнь страны.

Главные театры страны. Театрально - музыкальные центры: Лондон, Эдинбург, Страд форд - на - Эйвоне и другие.

Музыкальная жизнь. Выдающиеся композиторы: Артур Глисс, Бенджамин Бриттен, Алан Буш.

Музыка «Битлз». Современные исполнители поп - музыки.

Классическая литература. Жизненный и творческий путь В. Шекспира. Роль Ч. Диккенса в развитии жанра «социальный реалистический роман».

Литература начала XX века. Г. Уэльс, Д. Голсуорси, Б. Шоу, О. Уальд, В. Моэм и другие.

Литература XX века. Проблема человеческой личности в романах А. Мердок, В. Голдинга, Д. Фаулза, Д. Лессинг, С. Хилл, М. Спарк.

Средства массовой информации. Кино. Телевидение. Периодическая печать: «серьезная» и популярная пресса. Журналы для женщин, юношества. Газеты.

Повседневная жизнь.

Еда. Национальные блюда.

Магазины и покупки.

Спорт. Национальные спортивные игры: футбол, крикет, рэгби.

Свободное время, отдых.

По городу. На дороге. Поезда.

За городом.

Охрана окружающей среды.


Страноведение США

(34 часа)

Раздел I. Знакомство с США.

(16 часов)

Представление США.

Официальное название, статус, площадь, столица.

Географическое положение. Климат.

По штатам.

Крупные города: Вашингтон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго.

Северовосточные штаты (новая Англия) - промышленная мастерская Америки. Развитие промышленности. Природные ресурсы: уголь, нефть, газ, железо, медь, цинк. Рыболовство.

Средний запад - «кукурузный пояс». Производство молочных продуктов. Лес, пшеница, полезные ископаемые. Айова - штат побратим Ставропольского края.

Южные штаты - регион жаркого лета. Хлопок, табак, кукуруза, арахис.

Западные штаты - зона пустыни. Овцеводство. Выращивание риса, овса, пшеницы, хлопка, овощей, фруктов. Автомобилестроение, самолетостроение.

Район скалистых гор. Месторождения золота, меди, угля, серебра, свинца.

Национальные парки Скалистых гор.

Калифорния - золотой штат. Силиконовая долина. Голливуд.

Северо-запад. Аляска - земля айсбергов и полярных медведей. Эскимосы - жители Аляски. Рыбная ловля. Деревообрабатывающая промышленность.

Тихоокеанская зона. Карибский бассейн.

Американский вариант английского языка.

Американизмы. Отличие американского и британского вариантов английского языка.

Этническое разнообразие. Национальности и языки. «Тающий котел».

Из истории США.

Коренные американцы. Прибытие в Новый Свет. Первые исследователи и поселенцы.

Война за независимость. Д. Вашингтон. Нация разделилась. Гражданская война. А. Линкольн. Продвижение на Запад. Золотая лихорадка. Дикий Запад. США во время Второй мировой войны. Холодная война. Мировая держава.


Раздел II. Американский образ жизни.

(18 часов)

Американская политическая система.

Законодательная, исполнительная и судебная власть в США. Конгресс США - Сенат и Палата представителей. Президент США и его команда. Верховный Суд США. Взаимосвязь всех ветвей власти.

Конституция США. Билль о правах. Поправки к Конституции.

Демократическая и республиканская партии.

Национальные символы США.

Флаг США. История создания, значение звезд и полос. Дядя Сэм - символ американской нации. Колокол свободы - символ свободы США. Белоголовый орел - национальная птица США.

Статуя    свободы    -    подарок    Франции    -    символ    свободы    для иммигрантов США. Валюта США.

Религия США.

Различные направления в религии.

Христианское   направление:    протестантизм   и   католизм.   Евреи   и мусульмане в США.

Региональное распространение религиозных направлений.

Средства массовой информации.

Телевидение и радио. Газеты и журналы. Борьба за равенство.


Система образования.

Система дошкольного, начального и среднего образования. Высшая школа.

США сегодня.

Экономика США - система свободного предпринимательства.

Рабочая сила в США. Проблемы безработицы. Семья. Американская молодежь. Особенности периода взросления. Конфликты с родителями и проблемы в школе. Подготовка к будущей карьере.

Дом. Виды жилья.

Любимые блюда американцев. Разнообразие национальных блюд. Сеть недорогих ресторанов. Здоровая пища. Система «быстрого питания».

Магазины и покупки.

Спорт в США. Американский и европейский футбол. Бейсбол. Баскетбол и волейбол - американские по происхождению виды спорта. Зрелищные и массовые виды спорта и спортивные игры. Причины широкого распространения спорта в США.

Американские праздники.

Свободное время.

Наука. Высокие технологии.

Кино, театр, музыка.

Литература.

Изобразительное искусство и архитектура.


Литература

  1. Богородицкая В.Н., Хрусталева Л. В. Мир Британии. М., 2003 г.
  2. Власова Е. Л. Focus on the USA. С - П., 1992 г.
  3. Голицинский Ю. Б. Великобритания. С - П., 2003 г.
  4. Голицинский Ю. Б. Соединенные Штаты Америки. С - П., 2002 г.
  5. Кауфман  К.   И.,  Кауфман  М.   Ю.   Страницы  Британской  истории.
    Обнинск, 1998 г.
  6. Колодяжная Л. Н. Познакомьтесь: Великобритания. М., 1999 г.
  7. ОщепковаВ. В. О Британии вкратце. М.,1998 г.
  8. Ощепкова В. В. США. География, история... М., 1998 г.
  9. Павлоцкий В. М. Знакомимся с Британией. С - П., 1997 г,
  10. Павлоцкий В. М. Знакомимся с Америкой. С - П., 1997 г.
  11. Салина И. А. Все о Лондоне. М., 1996 г.
  12. Сатинова В. Ф. Читаем и говорим о Британии и британцах. Минск,
    1999 г.
  13. Журнал Speak Out. Изд - во Глосса - пресс.

  1. Оксфордский путеводитель по британской и американской культуре
    под ред. Дж. Краузе. Изд - во Oxford University Press, 2003 г.
  2. Mark Farrell British Life and Institutions. Обнинск, 2000 г.
  3. Michael Vaughan - Rees In Britain. Обнинск, 1999 г.
  4. Matha Bordman In the USA. Обнинск, 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Страноведение.Великобритания".

Предлагаемый элективный курс, предназначенный для учащихся 9 классов школ с углублённым изучением английского языка, способствует обеспечению повышенного уровня владения английским языком, носит межпр...

Рабочая программа факультатитвного курса "Страноведение. Великобритания"

Рабочая программа факультатитвного курса "Страноведение. Великобритания"...

Рабочая программа факультатитвного курса "Страноведение. Великобритания"

Представлена рабочая программа по курсу "Страноведение. Великобритания"...

Программа спецкурса «Страноведение Великобритании и США»

Данный материал предназначен для учителей английского языка, ведущих специализированные курсы по страноведению Великобритании и США. В программе даются основные разделы курса. Материал педагоги подбир...

Рабочая программа дополнительного образования «Страноведение Великобритании»

Данная программа предназначена для учащихся 5 классов, изучающих английский язык и имеющих основные знания об англоязычных странах.Использование страноведческой информации в учебном процессе обеспечив...

Программа элективного курса для 9 классов «СТРАНОВЕДЕНИЕ. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ»

Курс предназначен для подготовки обучающих­ся 9 классов и рассчитан на 17 часов.Программа настоящего курса разработана на основе «British studies optional course based on IT», разработанного в рамках ...

Образовательная программа "История, литература, страноведение Великобритании"

Данная программа является логическим продолжением образовательной программы «Обучение английскому языку в клубе «Тандем» и служит общей задаче – сформировать основу для дальней...