Анимационные программы как сегмент досуговой деятельности в школе
статья по английскому языку на тему
Данный материал полезен для классных руководителей. которые постоянно проводят мероприятия для своего класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
animatsionnye_programmy_kak_segment.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Анимационные программы как сегмент
досуговой деятельности в школе
Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие - расслабление», «работа - отдых», «утомляющий вид активности - восстанавливающий вид активности» и т.п. Представление об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.
Досуг можно определить как средство восстановления сил человека в процессе его деятельности (например, любительских занятий); т.е. досуг является частью отдыха, поскольку не включает в себя время на сон и другие непреложные затраты, которые мы могли бы назвать отдыхом.
Досуговая деятельность - это осознанная и направленная активность человека, в которой он удовлетворяет потребности в познании собственной личности и окружающего мира, в результате которой он может выразить себя, удовлетворить собственные интересы. Педагогический процесс в сфере досуговой деятельности представляет собой ее целенаправленную организацию, планомерный перевод на более высокий уровень от репродуктивной через преобразующую к творческой. Профессионально - педагогическая деятельность специалиста - организатора досуга направлена на активное содействие гармоничному развитию личности учащегося, формированию его личностного роста.
Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми потребностями, которые человек реализует в ее процессе. Известно, что
потребности человека условно можно разделить на три типа:
- первичные, или врожденные - физиологические потребности в отдыхе, пище, продолжении рода и др.; физические - в чистом воздухе, геоландшафтных и климатических условиях жизни; материальные - в товарах повседневного спроса, пищевых продуктах и др.;
- социальные - потребности в общении, социальном обслуживании, транспортном передвижении и др.;
- культурные - потребности в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и др.
В досуге человек реализует все три указанных типа потребностей либо в тесном переплетении, либо в некоторой последовательности.
Если с первичными потребностями человек рождается и они могут давать о себе знать спонтанным состоянием организма, то социальные и культурные потребности во многом формируются культурной средой, тесно соотносятся с его разумом, социальным статусом, уровнем образования, общим развитием личности. В отличие от первичных запросов, которые более устойчивы в своих проявлениях, социокультурные потребности формируются только в социокультурной среде и по мере воспитания и взросления человека. Социокультурные потребности исключительно многообразны, сопровождают человека в течение всей его сознательной жизни. Многие из них приобретают весьма пластичный характер, будучи зависимыми от общественных трансформаций - новых условий жизни, уровня образования, социального окружения, моды и др.
При всем многообразии досуговых форм (некоторые ученые насчитывают до 500 видов досуговой деятельности) любой досуг способен выполнять четыре главные функции:
- отдых,
- развлечение,
- общение,
- саморазвитие.
Очевидно, что останавливаться только на какой-то одной из них явно недостаточно.
Между тем, как показывают исследования Л.Я Верба подростки [32, с. 26], школьники ориентированы преимущественно на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общего уровня культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений.
Вот почему так важно научить детей делать свой досуг содержательным, «работающим» на совершенствование личности. Не случайно этимологически слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть», т.е. иметь возможность что-то делать, чего-то достичь.
Можно вывести следующие основные характеристики досуга молодёжи:
- досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;
- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- досуг формирует и развивает личность;
- досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
- досуг стимулирует творческую инициативу;
- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
- досуг формирует позитивную «Я - концепцию»;
- досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
- досуг способствует самовоспитанию личности.
Сопровождая досуговую деятельность учащихся, педагог решает следующие задачи: способствует включенности учащихся в разнообразные виды деятельности и в первую очередь в творческую деятельность; помогает учащимся приобрести необходимые для личностного совершенствования и роста знания; осуществляет обучение учащихся умениям и навыкам познавательной деятельности; помогает учащимся планировать организацию своего свободного времени. Конструктивная организация свободного времени учащихся может осуществляться как в рамках учебного заведения, так и в других организациях и учреждениях, взаимодействующих с ним в целях обеспечения личностного роста учащихся.
В настоящее время во всем мире стало активно использоваться совершенно новое направление - анимация, т.е. оживление отдыха и организация непосредственных впечатлений от личного участия в мероприятиях. Анимация рассматривается как деятельность по разработке и представлению специальных программ проведения свободного времени.
Анимационная деятельность (от латинского anima - душа; animatus - одушевление) - это досуговая деятельность человека.
Анимационная деятельность - процесс сложный, многоуровневый. В её задачи входит создание анимационных культурно - досуговых программ, поиск оригинальных решений и сохранение традиционных форм, поиск новых форм, средств и методов активации культурно - досуговой деятельности людей.
Под анимационной программой мы подразумеваем объединённый общей целью или замыслом план проведения физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий.
Функции анимационных программ - организация и руководство культурными, оздоровительными и спортивными мероприятиями, их дальнейшее распространение среди определённых категорий людей. Молодежь активна, динамична и привыкла к активному отдыху и необходимо разрабатывать такие анимационные программы, которые бы вовлекали молодежь в различные виды социально-культурной активности. Анимационные программы включают в себя различные формы: разнообразные спортивные игры, упражнения и соревнования, танцы, фестивали, карнавалы, тематические дни. Следовательно, аниматор - специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных программ проведения досуга, ориентирующий человека в многообразии видов досуга, организующий полноценный досуг. В играх аниматоры принимают участие в качестве игроков, ведущих и судей. В их задачу входит подогрев интереса и контроль за ходом игры, улаживание возможных конфликтных ситуаций. Во время игры аниматор четко излагает правила, обеспечивает ее непрерывность, безопасность, организованное начало и окончание с обязательным итогом и объявлением победителей. Динамичность, заводной характер состязательности позволяет людям раскрепоститься, проявить какие-то способности, таланты. Кроме того, командные игры еще и сближают. Следовательно, создаваемая атмосфера соперничества, с одной стороны, способствует развитию чувства коллективизма, взаимовыручки, с другой - оживлению отдыха, а это и есть основная задача, стоящая перед аниматорами.
В период формирования анимационной программы ее организаторам следует ответить на вопросы:
1. Для кого делается программа, где определяется:
- возраст и пол будущих участников и зрителей;
- национальность (особенности культур и традиций);
- состояние здоровья.
2. Что заложено в основу анимационной программы (главная идея и цели ее достижения).
3. Как построить анимационное событие.
Развлекаясь, человек или группа людей удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает собственную личность, анализирует свою роль в масштабах различных подсистем. Процессы развлечения осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной обстановке. Индустрия развлечений ставит своей целью создание условий развлечения, т.е. совокупности явлений, от наличия которых зависит процесс развлечения.
Педагогическая анимация является на сегодняшний день относительно новым для российской педагогической действительности направлением поиска путей обеспечения качественной воспитательной работы с детьми, подростками, молодёжью.
Современная педагогическая анимация, и теоретически и практически, трактуется как наиболее прогрессивная и инновационная модель создания и развития образовательного пространства, адекватного требованиям времени. Специфика педагогической анимации как особого вида воспитательной работы с детьми в сфере их досуга заключается в знаменитой формуле «Три Р», впервые предложенной французским теоретиком социокультурной анимации Ж.А. Дюмазедье: «от расслабления через развлечение к развитию личности». Фактически это означает, что педагог знает и умеет осуществлять вместе с воспитанником такие виды его досуга, которые предполагают удовлетворение потребностей от самых простейших (в отдыхе и восстановлении физических сил и здоровья) до высших (в творчестве и духовном развитии)»[6, с. 47].
Наиболее распространенным в практике является групповое досугово - творческое взаимодействие, так как в своей основе оно имеет тщательно разработанные и хорошо зарекомендовавшие себя в предшествующий исторический период методики и технологии (коллективно-творческая деятельность, организация жизнедеятельности временного детского коллектива в условиях детского оздоровительного лагеря, различные виды имитационных, ролевых, организационно - деятельностных и других игр).
Индивидуально - помогающее досуговое взаимодействие предполагает организацию такой работы с ребенком, при которой у него есть возможность осуществлять свободную досуговую деятельность, самостоятельно выбирать виды досуга, которые соответствуют его интересу; открыта сфера досуга для влияний извне (СМИ, Интернет, досугово-развлекательное пространство в социуме и пр.), а досуг не является препятствием для свободного межличностного общения учащихся.
Педагогическая анимация - это совершенно особенный и уникальный вид образовательной практики по нескольким причинам.
Во-первых, само греческое слово «shola» означает досуг, под которым в античной культуре понимали серьезную деятельность без давления обстоятельств. Постепенно первоначальный смысл школьной жизни утратился как для общества, так и для ребенка. Не удивительно, что индустриальному миру был нужен школьный конвейер, мало чем отличающийся от фабричного. Только в последние годы все отчетливее звучит идея о превращении современных школ в центры досуга для детей и их родителей (Национальная государственная инициатива «Наша новая школа»).
Во-вторых, современные дети, которых все чаще называют поколением виртуального мира, нуждаются в таких моделях воспитания, где они смогут добиваться успеха и формировать у себя соответствующую мотивацию в реальном мире. Помочь им в этом - означает сохранить этот мир для старших поколений и для себя.
В-третьих, анимация - удивительный мир профессионального творчества, от которого невозможно отказаться, поскольку это одна из немногих сфер деятельности, где профессионал подходит к своей работе так «как подходит ключ к замку» (А. Маслоу).
В настоящее время в школе во внеурочное время проводится много мероприятий различной направленности, в том числе спортивно - оздоровительной и культурно - досуговой.
Список использованных источников
- Нормативные акты
- Федеральный закон от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»//Российская газета от 6 апреля 1999 г. №64-65.
- Федеральный закон от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»//Российской газета от 12 января 2002 г. № 6.
- Закон Российской Федерации от 7.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей»//Российская газета от 16 января 1996 г. №8.
- Закон Российской Федерации от 27.11.1992 года №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»//Российская газета от 27 апреля 2010 г. № 89.
- Закон Российской Федерации от 3.11.2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»//Российская газета от 8 ноября 2006 г. №250.
- Литература
- Асанова И.М. Организация культурно - досуговой деятельности: учебное пособие/Асанова И.М.- Москва: Академия, 2012. - 191с.
- Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга/ Вишняк А.И. - Киев: Высшая школа, 1999-53с.
- Гольцов Г.Г. Проектирование социально-культурной деятельности/ Гольцов Г.Г. - Орел, 1999.-68 с.
- Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. 2011. № 7. С.10-13.
- Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1995.
- Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях/Ерошенков И.Н. - М.: НГИК, 2003.- 32с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. Ростов-н/Д: Феникс, 1997.
- Иваненков С. П. Проблемы культуры молодежи// Кредо. 1998. №1(7). С.20-25.
- Исаева И.Ю. Досуговая педагогика. Учебное пособие/ Исаева И.Ю. - М.: Флинта, НОУ ВПО «МПСИ», 2010.- 52-53с.
- Канн-Канн В.А. Учителям и родителям о психологии подростка. - М.: Высшая школа, 1990.
- Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы спортивно-досуговой деятельности: Учебное пособие/ Кисилева Т.Г. - М.: Издательство МГУК, 1995.-136с.
- Кон И.С. Психология старшеклассника. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980.
- Культура досуга. - Киев: Высшая школа, 1990.-108 с.
- Спортивно – развлекательная деятельность: Учебное пособие/Под ред. Т.Н.Жарикова, В. М. Чижикова.-М.: Издательство МГУК, 1981.-462с.
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - М.: Медицина, 1985.
Малыхина Л. Б., Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование. Реализация. Экспертиза: Учебное пособие/ Марков А.П. - СПб.: СПбГУП, 1998.- 364с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984.
- Никульников А.Н. Организаторам досуга детей на каникулах/ Никульников А.Н. СУИ, 2008.-16с.
- Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие/ Петрова З.А. - М.: МГИК, 1998. - 158 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Академия, 2002.
- Поварницына Л.А. Психологический анализ трудностей общения. - М.: Педагогика, 1987
- Скрипунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социс.-2002.-№1.- С.105-110.
- Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление/ Трегубов Б.А. - СПб., 2000. - 152 с.
- Фридман Л.М., Калугина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991.
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования//Вестник образования. 2004. №22. С. 12-25.
- Философский энциклопедический словарь. - М.: Энциклопедия, 1983.
III. Интернет-источники
- Хайруллин И.И. Спортивно – оздоровительное общественное мероприятие [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://proginolscan.binhoster.com/tn-tretyakova-servisnaya-deyatelnost-skachat-knigu-besplatno.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение в образовательную программу «Организаторы досуговой деятельности». Что изучает досуговая деятельность
Цель: Знакомство с досугом, как одним из видов творческой деятельности. Задачи:Познакомить детей с термином «досуг», принципами и методом досуга.Раскрыть один из методов досуга – игру.Развивать и...
Формирование здорового образа жизни обучающихся как важный сегмент педагогической деятельности преподавателя-организатора ОБЖ
Опыт работы по организации и проведению уроков ОБЖ по разделу формирования ЗОЖ, уроков здоровья;по реализации образовательных программ по профилактике социально-значимых заболеваний (СЗЗ);по проведени...
Внеклассная работа и досуговая деятельность как фактор социализации и социокультурной реабилитации воспитанников группы "Особый ребёнок" школы-интерната VIII вида.
Данная статья включает в себя теоретические и практические аспекты внеклассной работы и досуговой деятельности, способствующие активизации процесса социализации и социокультурной реабилитации во...
Организация досуговой деятельности в условиях школы- интерната. Доклад на методическом объединении воспитателей.
«Дело воспитания ребёнка есть дело величайшей сложности и трудности. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово-интонация, с которой оно произносится, являются капельк...
Методическая разработка совместных досуговых мероприятий для учащихся и их родителей по программе «Соленое тесто» «Использование театрализации и игр в организации работы с родителями и совместной досуговой деятельности взрослых и детей»
Данная методическая разработка представляет вниманию педагогов опыт использования тематических кукольных представлений и игр в рамках проведения досуговых мероприятий и праздников для учащихся и их ро...
Программа по культурно-досуговой деятельности: "Праздники радости" на 2017-2019 гг.
Материал для преподавателей ДМШ и ДШИ....
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ» лето 2020
Каникулы – это и время отдыха, и период значительного расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации, её осмысления, формирования новых умений и способностей, жизн...