Доклад на тему: "УУД на уроках домашнего чтения иностранных языков"
статья по английскому языку на тему
Доклад содержит введение, теоритическую часть, практическую часть, заключение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uud_na_urokah_cht._inost._yaz._doklad.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
"Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках домашнего чтения по английскому языку"
Учитель: Ходина Елена Васильевна
МБОУ Мглинская СОШ №2
Введение
В наши дни возникает вопрос: как приобщить школьников к чтению на иностранном языке без принуждения и сделать урок чтения занимательным? Уроки по домашнему чтению являются, пожалуй, единственной возможностью в создавшихся условиях отойти от привычного академичного течения уроков, разнообразить их интересной и полезной информацией, охватить в полном масштабе все виды речевой деятельности в процессе работы над текстом, что поможет учащимся увидеть и понять окружающий мир в его разнообразии, общности, развить свое общечеловеческое познание.
Актуальность исследования: в соответствии с Новыми Федеральными стандартами целью и результатом образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, что реализуется только на основе усвоения универсальных учебных действий. Урок иностранного языка сегодня - это комплексная дидактическая работа с применением интернет - технологий и современных технологических средств. Несмотря на такое разнообразие нововведений, безусловно способствующих повышению интереса и мотивации обучаемых к изучению ИЯ, неизменным и по праву считающимся одним из самых действенных средств обучения ИЯ сегодня по-прежнему считается чтение, а точнее работа с текстом. Практика показывает, что интерес к этому виду речевой деятельности у школьников низок. Причинами этого могут быть такие факторы:1) отсутствие интереса к чтению на родном языке; 2) несформированность навыков чтения на ИЯ и возникновение трудностей в процессе чтения; 3) несоответствие методов и приемов работы с текстами художественной направленности возрастным и индивидуально-личностным особенностям ребят. Таким образом, становится очевидной необходимость целенаправленного развития интереса учащихся к чтению на ИЯ, чтобы оно способствовало развитию познавательного интереса, для этого необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности детей. Это соответствует актуальной задаче образования – формирование целостного мировосприятия учащихся УУД.
Теоретическая часть
В контексте новых подходов и изменений в стратегиях обучения иностранному языку, домашнее чтение произведений художественной литературы страны изучаемого языка становится важным и неотъемлемым аспектом процесса обучения иностранному языку. Под домашним чтением понимается обязательное для всех учащихся, дополнительное по отношению к учебнику, постоянное чтение оригинальной литературы с целью извлечения содержательной информации, обогащения словарного запаса и развития аналитического мышления. Домашнее чтение обеспечивает более прочное формирование всех компонентов коммуникативной компетенции.
Особого внимания с точки зрения психологических, дидактических и методических характеристик вопросы домашнего чтения требуют применительно к среднему этапу обучения (5-7-е классы), так как он является важным связующим звеном между начальным и старшим этапами и закладывает основу для более глубокой реализации культуроведческого подхода в преподавании иностранного языка
Самостоятельное чтение посильной для учащихся иноязычной литературы стало равноценным и неотъемлемым компонентом педагогического процесса обучения АЯ. Систематическое проведение уроков аспекта «домашнее чтение» на среднем этапе способно обеспечить более прочное формирование познавательных учебных умений и коммуникативной компетенции. При чтении художественной литературы на английском языке у школьников не только формируются читательские потребности, они приобщаются к мировой культуре, что способствует их гуманитарному образованию.
- умение выделять отдельные элементы текста (смысловые вехи);
- умение соотносить отдельные части текста (эпизоды) друг с другом и отделять между ними логическую связь (причинно-следственную, временную);
- умение обобщать, синтезировать отдельные факты на основе логики изложения;
- умение выявить подтекст (на элементарном уровне).
Важным содержательным моментом является развитие устно-речевой активности учащихся на основе прочитанного художественного произведения или его фрагмента. Ключевая задача первого этапа — формирование элементарных умений интерпретации художественного произведения:
- умение передачи содержания прочитанного на фактическом уровне (для этого необходимо владеть умением трансформации текста, а так же умением сокращения предложения или отдельных его частей, частичной замены текста своими словами, передачи содержания эпизодов, связанных одним коммуникативным стимулом;
- умение формулировать свою точку зрения по поводу прочитанного, подкрепив ее аргументами (примерами из текста).
- умение оценивать поступки, действия литературных героев, выражать свое отношение к персонажам, давать сравнительные характеристики.
- умение прогнозировать дальнейшее поведение героя.
- умение передать главную мысль прочитанного отрывка.
- составить и написать план прочитанного произведения (или фрагмента);
- передать содержание прочитанной истории от другого лица;
- сделать письменный перевод с английского на русский небольшого отрывка, стараясь сохранить общее настроение.
Сформировать и развить все перечисленные выше специальные (познавательные и речевые) умения можно, опираясь на следующие общеучебные умения, связанные с переработкой знаний и организацией воспринятого материала:
- умение отбирать факты, отбрасывать ненужное, второстепенное;
- умение замены, сокращения, упрощения или усложнения;
- умение устанавливать временные и причинно-следственные связи;
- умение делать предположения, выводы;
- умение привести пример, сделать сравнение, дать ответ.
Немаловажную роль играют так же умения межличностного отношения: умение выслушать собеседника, понять его позицию, высказать свое мнение, согласиться, возразить, доказать свою точку зрения. Особенность домашнего чтения в том, что большую часть работы учащиеся осуществляют вне классных занятий, поэтому получение и осмысление новой информации остается для домашнего задания. Чтение в этом случае по целевой установке является изучающим, по месту чтения – домашним, по характеру работы – интенсивным.
Практическая часть
На работу с каждым произведением отводится одно-два-три занятия, количество которых зависит от величины читаемого произведения.
Предтекстовый этап работы начинается еще в конце урока, предшествующего непосредственно уроку домашнего чтения.
На этом этапе проводится подготовка к чтению, т.е. снятие языковых трудностей (объяснение трудных слов и сложных структур), ознакомление с темой, на этом же этапе учащиеся могут использовать уже накопленные знания и личный опыт (соотнесение художественного произведения с русским вариантом). Учащиеся выписывают в свои тетради “Home-reading” незнакомые слова, с которыми они встретятся в тексте. Также в своих инструкциях я ориентирую учащихся на то, чтобы они прибегали при встрече с незнакомыми словами к догадке с опорой на контекст.
Немаловажное условие успешной работы с текстом - создание доброжелательной атмосферы в классе и положительной мотивации. На этом этапе можно использовать такие приемы работы: предсказывание/предугадывание, ассоциации с иллюстрациями или заголовками, ответы на вопросы, заполнение пробелов, мотивационные вопросы. На данном этапе имеет место и работа с заглавием, затем прогнозирование о чем пойдет речь в произведении. Далее происходит первоначальное снятие лексических трудностей с целью упрощения последующего домашнего чтения . Важно создать такие условия, чтобы ребенок насладился процессом самостоятельного чтения, а не потратил всю энергию на поиски незнакомых слов в словаре. У ученика должно остаться желание обдумать прочитанное, так как домашнее чтение предполагает уже некоторую начальную эмоциональную реакцию от прочитанного дома. Лексика художественных текстов, по мнению методистов, тесно соприкасается с общеупотребительным словарем разговорного языка, а это дает возможность непрерывной связи обучения чтению и говорению. В представленных уроках отражено влияние предтекстовой работы на характер дальнейшей организации урока. Проделанная подготовительная работа на этом этапе благотворно сказывается на понимании текста.
^ Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения дома. Данные задания схожи с теми, которые учащиеся проделывают после чтения текстов на уроках литературы, т. о. есть межпредметная связь, что в какой -то мере облегчает работу ученика. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, и он включает в себя следующие задания: составление плана, заполнение пропусков, верные/неверные утверждения, логическая перегруппировка предложений, ответы на вопросы, составление словесных портретов персонажей, лексико-грамматические упражнения .
Следует разделить данные упражнения по уровням сложности, что обеспечит личностно-ориентированный подход к урокам по домашнему чтению и позволит учащимся выбрать задание по силам и правильно оценить свои возможности, как это показано в таблице:
1уровень-высокий
2уровень-средний
3уровень-низкий
Ответы на вопросы к тексту (подробные)
10-12
Ответы на вопросы к основному содержанию
текста (5-6)
Нахождение в тексте эквивалентов данным русским предложениям
Составление подробного плана текста
Составление краткого плана текста
Расположение в правильном порядке основных пунктов плана
Пересказ текста. Высказывание своего отношения к прочитанному.
Пересказ текста с использованием подробного плана.
Расположение предложений в той последовательности, в которой они находятся в тексте.
Цель послетекстового этапа – интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями: говорением и письмом, т.е. учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в разных речевых ситуациях. В качестве заданий можно организовать дискуссию, ролевую игру, презентацию, опрос мнений, написать сочинение . Важной задачей домашнего чтения является совершенствование умения иноязычного говорения. Чтобы общение на уроке не превращалось в искусственное, на нем должна присутствовать интерпретация информации. В реальных жизненных ситуациях повествование перемежается с описанием и рассуждением. Проанализировав упражнения, используемые в различных учебниках и учебных пособиях по домашнему чтению для развития устной речи на базе прочитанного, я пришла к выводу, что основными являются следующие коммуникативные задания: задания, предполагающие активную мыслительную деятельность учащихся; проблемные задания; пересказ текста; активизирующие упражнения на материале текста.
Заключение
Итак, домашнее чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности, которая направлена на извлечение информации из письменного текста, взятого из жизни носителей языка, и обучению продуктивным видам речевой деятельности. Домашнее чтение обладает большой образовательной и социо-культурной значимостью. Это, несомненно, способствует повышению мотивации изучения английского языка и, следовательно, помогает достижению целей обучения в соответствии с Государственным стандартом общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок домашнего чтения по английскому языку в 6 классе "Uncle-and-Auntie Pat"
Урок домашнего чтения по английскому языку в 6 классе. " Home Reading Lesson Chapter 2 “Uncle-and-Auntie Pat”...
Презентация к уроку домашнего чтения по английскому языку в 6 классе к УМК"Enjoy English","Grandad\'s Boneshaker Bicycle"
Эта презентация может быть использована к уроку домашнего чтения....
Доклад на тему: "Формирование экологической культуры учащихся средствами иностранного языка"
В докладе отражается опыт работы по экологическому воспитанию учащихся среднего звена( 5-7 классов). Представлены различные виды работы на уроке и во внеклассной деятельности с ...
Технологическая карта урока немецкого языка в 4 классе по теме "На уроке" (Домашнее чтение)
Технологическая карта урока немецкого языка в 4 классе по теме "На уроке" (Домашнее чтение). УМК "Немецкий язык. Первые шаги" (Бим И.Л., Рыжова Л.И.,Садомова Л.В., Фомичёва Л.М.). Самоанализ...
Доклад на тему «Совершенствование и повышения качества преподавания иностранного языка в процессе модернизации образования»
«Совершенствование и повышения качества преподавания иностранного языка в процессе модернизации образования»...
Методическая разработка «Использование метода учебных проектов в преподавании английской и американской литературы на уроках домашнего чтения на иностранном языке в старших классах для школ с углубленным изучением иностранного (английского) языка.»
Аннотация к методической разработке.В методической разработке изложен опыт и попытка аргументированно доказать эффективность использования учебного проекта при обсуждении книги по домашнему чтению....