Экологическое воспитание
презентация к уроку по английскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современное экологическое состояние нашей планеты внушает серьезное опасение. Загрязнение воздуха и воды, озоновая дыра, уничтожение лесов и животных – всё это может привести к катастрофе. Проблемы экологии давно признаны на уровне правительств разных стран и постепенно решаются и в данное время существует множество официальных организаций, занимающихся проблемами экологии. Но к решению этих проблем нужно подключать каждого человека, в противном случае работа таких программ и организаций может быть сведена к нулю. В данном контексте становится актуальным термин «экологическое поведение человека», которое и является результатом экологического воспитания. Экологическое поведение – это совокупность поступков людей, направленных на защиту окружающей среды. Экологическое поведение является следствием экологической культуры общества. А так как общество состоит все-таки из отдельных личностей, то экологической культурой должен обладать каждый человек. В философской, педагогической, психологической, культурологической литературе экологическое воспитание трактуется как воспитание целостной, гармоничной личности, у которой интересы и цели, знания и умения, потребности и идеалы выступают в единстве, благодаря чему формируется экологическое сознание и мировоззрение человека, составляющее основу его экологической культуры.
Как же привить экологическую культуру каждому отдельному человеку? Формирование личности происходит в основном в детском возрасте. В соответствии с социальным заказом общества перед школой стоит сегодня задача «Формирования качеств личности, её направленности, которые бы обеспечили использование творческих потенциалов в интересах решения глобальных проблем человечества». Разработка новых технологий в промышленности и сельском хозяйстве будет осуществляться в 21 веке теми, кто сидит сегодня за школьной партой. От них будет зависеть облик нашей планеты и решение самой глобальной проблемы выживания человечества. В связи с этим в настоящее время и у нас, и за рубежом наблюдается экологизация учебных предметов, что способствует развитию экологических знаний и экологической культуры школьников как составляющих экологического воспитания. Все мы понимаем, что сегодня экологическое воспитание школьников является важной задачей современной школы и основной формой экологической культуры, включающей в себя систему научных знаний, способствующей воспитанию ответственности за состояние окружающей среды, охрану природы и разумное использование природных богатств .
Согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и среднего (полного) общего образования, одной из составляющих «портрета выпускника основной школы» является осознанное выполнение выпускником правил здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды (ФГОС ООО); одной из составляющих «портрета выпускника школы» является осознанное выполнение и пропаганда правил здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни (ФГОС СОО); личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной, рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (ФГОС ООО); личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать сформированность экологического мышления, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности (ФГОС СОО); метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Задачи экологического воспитания в школе В связи с этим перед учителем, в том числе и иностранного языка, стоят следующие задачи по экологическому воспитанию в свете требований новых программ: - формировать у учащихся убежденность в необходимости природоохранительной деятельности в стране в целом, а также в своем городе, селе, поселке; - воспитывать гражданскую ответственность за свои действия по отношению к природной среде; - включать учащихся в активную практическую деятельность, направленную на улучшение состояния окружающей среды в своем регионе; - развивать понимание, что при бережном, построенном на научной основе природопользовании, реально не только сохранить, но и улучшить окружающую среду; - воспитывать патриотические чувства, любовь к своему краю, Родине, чувство хозяина страны.
Экологическое воспитание школьников через предмет иностранный язык Иностранный язык как учебный предмет обладает огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом и наряду с другими предметами имеет определенные возможности в плане экологического воспитания. Воспитание на уроках иностранного языка целенаправленно подводит учащихся к осознанию того, что люди, владея культурой и технологией, как и все живые существа на планете, включены в глобальную экосистему, и это налагает на человека ответственность и требует серьезных ограничений в его производственной и бытовой деятельности. В любом учебнике по английскому языку обязательно присутствует один или несколько разделов, посвященных проблеме окружающей среды и раскрывающих различные аспекты этой темы в соответствии с возрастом обучающихся и их уровнем владения языком. Анализ УМК"Английский в фокусе" (Spotlight) О.В. Афанасьевой, Дж. Дули, И.В. Михеевой и др. , по которому я работаю, показывает, что в каждом разделе присутствует информация по экологическому воспитанию. Мировые экологические проблемы рассматриваются в ходе изучения таких тем как « World animals », « Green issues », « Rules and regulations », « Life and living », « Town and community »и другие. Кроме того, традиционные темы дополняются информацией экологического содержания в каждом модуле.
Формирование экологической культуры на уроках английского языка в начальной школе Мы начинаем формирование экологической культуры учащихся с самой младшей ступени, закладывая основы будущего гражданина России, осмысливающего себя как часть окружающего мира, природы, берегущего этот мир как свой дом. Формы экологического воспитания на младшей ступени обучения: экологические минутки в виде загадок, рифмовок или обычных логических цепочек конкурсы рисунков, плакатов на экологическую тему участие в школьном празднике «День Птиц» (изготовление кормушек и бумажных птиц) создание плакатов, рисунков, выполненных в ходе экологических акций и призывающих защищать природу создание экологических сказок конкурсы юных поэтов, воспевающих природу
Мы учимся любить и беречь нашу планету
Формирование экологической культуры на уроках английского языка в средней школе В средней школе продолжается формирование основ экологической культуры средствами английского языка. Дети уже обладают достаточным словарным запасом, чтобы описывать на английском языке различные природные явления и обсуждать экологические проблемы, приобретая при этом не только знания новых лексических единиц и грамматических структур языка, но и приобретая основы экологической культуры. Письменные задания являются приоритетными на этой ступени обучения. Дети описывают погоду, свой микрорайон, животных, памятники, оформляют постеры, брошюры для туристов, делают доклады о своем городе, указывая положительные и отрицательные стороны, пишут сочинения за и против, обосновывая свою точку зрения. Экологические уроки: Урок-дискуссия «Общественный или личный транспорт» (9 класс) Урок-суд «Глобализация-хорошо или плохо?» (11 класс) Урок –виртуальная экскурсия по заповедным местам России (10 класс) Урок-дискуссия «Зоопарки-за и против» (7 класс) Урок –презентация «Природные заповедники мира» (10 класс) Открытый урок «Животные в опасности» (9 класс)
Всё большее значение приобретает проектная методика, которая позволяет сделать учебный процесс для школьников личностно-значимым, где он сможет раскрыть свой творческий потенциал, проявить и реализовать свои исследовательские способности, активность, самостоятельность. Проектная методика поддерживает мотивацию обучения на достаточно высоком уровне и настраивает учащихся на практическое применение полученных знаний о природе. Эффективность экологических проектов на уроке английского языка кроме решения учебных задач в том, что учащимся предоставляется возможность выразить свои собственные идеи в удобной для них форме: изготовление афиш, объявлений, брошюр, плакатов, инструкций по применению. Они могут выступить в роли журналиста, освещающего экологические катастрофы, корреспондента, ведущего репортаж с места, где произошло чрезвычайное природное явление, менеджера ресторана, предлагающего своим клиентам меню из экологически чистых продуктов, менеджера по рекламе, гида, предлагающего посетить экологически чистый район. Это способствует творческому развитию учащихся, развивает у них интерес к изучению английского языка, не оставляет их равнодушными к проблемам окружающей среды. Например, групповой проект «Мой дом –мой микрорайон», разработанный учащимися 6 класса (создание экологических правил для жителей своего района), Проект « Исторические памятники Бердска » или индивидуальный проект (10 класс) « Сохраним природу для будущих поколений » «(10 класс )
Урок-проект «Мой дом и мой микрорайон» 6 класс
Проект «Исторические памятники Бердска» (10 класс) Работая над проектом, учащиеся узнали много интересного из истории нашего города, изучили и собрали материал по экологическому состоянию некоторых мест и памятников, которые нуждаются в нашем внимании и заботе, создали презентацию. Все работы выполнялись на английском языке. Залогом успешной презентации проектов является тщательная подготовка. Учитель должен взять на себя роль организатора итоговых выступлений и помочь учащимся выбрать форму презентации. Подобные исследовательские и проектные работы развивают умения учащихся стратегически мыслить, решая масштабные задачи возрождения страны, воспитывают уважение к себе как к личности, способной влиять на порядок вещей и менять его к лучшему , и помогают осознать себя членом мирового сообщества, где все взаимосвязано.
Таким образом, экологическое воспитание учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в нашей школе многообразно и разносторонне, но мы не останавливаемся на достигнутом. Мы стремимся отыскать новые интересные для детей формы уроков, проектов, экологических праздников и конкурсов, которые бы увлекали детей своей новизной, необычностью, были бы им не только полезны с точки зрения содержательной, но вызывали бы у них интерес и желание творить, искать, выдумывать, выражая себя, открывая скрытые способности и таланты. Я считаю, что экологическое воспитание -очень важный аспект в целостной системе воспитания. Мы, педагоги, должны не только помочь нашим учащимся овладеть экологическими знаниями , но и научить их жить в гармонии с собой и матерью-природой.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»
Работа опирается на опыт учителя СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...
Экологическое образование и экологическое воспитание на занятиях химии
Применение элементов экологического воспитания на занятиях химии в разделе "Органическая химия"...
Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»
При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...
Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...
Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников.
Представлена система работы по экологическому воспитанию и формированию экологического сознания и экологической культуры школьников....
Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»
Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...