Формирование основных компетенций при обучении английскому языку
статья по английскому языку на тему

Згурская Татьяна Анатольевна

Российская школа обеспечивает выпускника хорошим набором знаний и предметных умений, особенно в области естественно-математических дисциплин, однако неоднократно мы имеем дело со следующими проблемами:

  • успевающий ученик, окончив школу, в жизни оказывается неуспешным человеком;
  • молодой выпускник ВУЗа слишком длительное время адаптируется на рабочем месте, хотя объем профессиональных знаний и умений, полученных им в ВУЗе, вполне достаточен;
  • основные знания и умения, полученные в школе, оказываются не востребованными в практической жизни;
  • в критический момент выясняется, что полученные в школе знания и умения не подходят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить.

Смещение конечной цели образования со знаний ( компетенций) на «компетентность» позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

Проблема отбора ключевых (базовых, универсальных) компетентностей является одной из центральных для обновления содержания образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_osnovnyh_kompetentsiy.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Сангарская гимназия»

п. Сангар,  Кобяйский район, р.Саха (Якутия),

Россия

«Формирование  основных компетенций                                                                                              при обучении английскому языку»

Подготовила                                       учитель английского языка                

МБОУ «Сангарская гимназия»                    Т.А.Згурская                                            II кв. категория

Теоретические аспекты компетентностного подхода:

Российская школа обеспечивает выпускника хорошим набором знаний и предметных умений, особенно в области естественно-математических дисциплин, однако неоднократно мы имеем дело со следующими проблемами:

  • успевающий ученик, окончив школу, в жизни оказывается неуспешным человеком;
  • молодой выпускник ВУЗа слишком длительное время адаптируется на рабочем месте, хотя объем профессиональных знаний и умений, полученных им в ВУЗе, вполне достаточен;
  • основные знания и умения, полученные в школе, оказываются не востребованными в практической жизни;
  • в критический момент выясняется, что полученные в школе знания и умения не подходят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить.

Все вышеобозначенные факты являются следствием учебного процесса в общеобразовательной школе, который в своей основе оказывается «некомпетентностным». В итоге выпускник некомпетентностного обучения – некомпетентный человек. Это человек, которому хватает знаний и умений, но не хватает опыта их применения в различных ситуациях.  Его не учили самому главному – действовать в ситуациях неопределенности, которые постоянно имеют место в жизни.

Компетентностный подход позволяет:

  • согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
  •  подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам;
  • повысить степень мотивации учения, прежде всего, за счет осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся;
  • подготовить учеников к ответственному обучению в ВУЗе  (колледже) и исключить ситуацию, когда высокая степень свободы студента опьяняет его и приводит к «завалу» первой же сессии;
  • облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении. Учитель должен не тянуть на себе весь учебный процесс, но должен только управлять процессом учения. А на определенном этапе сами ученики становятся помощниками учителя в преподавании.

В компетентностном подходе знания полностью должны подчиняться умениям. В процесс обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные: они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете, а не в головах учащихся. В то же время, учащийся должен при необходимости уметь быстро воспользоваться всеми источниками информации для разрешения тех или иных проблем.

М.А. Чошанов считает, что компетентность - это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях». 

А.М.Ароновым компетентность определяется, как "готовность специалиста включиться в определенную деятельность", П.Г.Щедровицким - как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности (П.Г.Щедровицкий).

О.Е.Лебедев определяет компетентность как «способность действовать в ситуации неопределенности».
А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность» позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Таким образом восстанавливается нарушенное равновесие между образованием и жизнью.

Проблема отбора ключевых (базовых, универсальных) компетентностей является одной из центральных для обновления содержания образования. 

Согласно А.В. Хуторского,  ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

2. Общекультурные компетенции. Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Реализация компетентностного подхода                                                                                                 в преподавании английского языка:

Ценностно-смысловая компетенция: Учащиеся овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков.

Общекультурная компетенция: выполнение этой задачи позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым днем все возрастает.

Учебно-познавательная компетенция:

Момент совместного целеполагания присутствует на каждом уроке. Начиная изучать новую тему вместе с детьми обсуждаем сферы применения данного материала, его практическую направленность. Типичные вопросы к обучающимся:

-В какой области реальной жизни мне пригодятся эти знания?

-Какими способами я буду достигать эти цели?

Какие средства мне для этого понадобятся?

Чтобы правильно определить свой уровень и программу дальнейших действий, у ученика должна быть достаточно развита самооценка. Формирование адекватной самооценки начинается еще на младшей ступени обучения. Ученикам младшего звена предлагаются задания типа: «прежде чем выполнять задание, подумай и предложи, насколько успешно ты с ним справишься. Можешь использовать знаки «!» (отлично), «+» (хорошо), «-» (плохо), поставив один из них на полях тетради.

После того, как задание выполнено, ученикам предлагается еще раз оценить правильность его выполнения, указав это знаками повторно, увидев тем  самым объективность своей самооценки. Также ребята получают навыки оценивания работы одноклассника. Затем работы оцениваются учителем, и результаты трех оценок обсуждаются с учениками.

Позднее, когда учащиеся выходят на более старшую ступень обучения и уровень их самооценки становится достаточно адекватен, им предлагается время от времени оценивать уровень владения языком по таблице самооценки.

На каждом этапе работы ученик должен уметь анализировать свои достижения: «Достаточно ли я подготовлен, чтобы переходить к следующему уровню? Если нет, где пробелы в моих знаниях?» Учащиеся оказываются в ситуации выбора, принятия решения: постоянно аргументировано отвечать на эти вопросы; в результате у них вырабатывается навык рефлексии.

Формированию этого навыка способствует и самопроверка учащимися собственных работ. Учащиеся получают выполненную ими работу (сочинение, грамматический тест) проверенной, но без исправленных ошибок. Учитель подробно обсуждает с ними природу ошибок, дети выполняют работу над ошибками, систему упражнений, анализируют неточности.

Позитивно способствуют развитию самооценки разноуровневые задания, дифференцированные по уровню сложности (должна быть обеспечена открытость тих уровней).

Одним из самых лучших и эффективных по мнению И.А.Зимней и Т.Е.Сахаровой методов формирования учебно-познавательной компетенции является МЕТОД ПРОЕКТОВ (школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать варианты решения). Метод проектов нашел свое отражение в УМК Афанасьева О.В., Михеева И.В., Языкова Н.В., по которым ведется обучение английскому языку в МБОУ «Сангарская гимназия».

Информационная компетенция: Обучение английскому языку дает достаточно возможности для формирования этой компетенции. На сегодняшний день компьютеры прочно вошли в жизнь детей, они имеют доступ к Интернету, пользуются электронной почтой, и это является их жизненной потребностью. Получая задания, написать реферат или подготовить сообщение, выполняя творческие задания, участвуя в конкурсах,  учащиеся ищут дополнительную информацию в различных источниках, тем самым совершенствуя свою информационную компетенцию.

Информационные компьютерные технологии заняли прочно место в процессе обучения. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения: индивидуализация обучения, интенсификация самостоятельной работу учащихся, повышение познавательной активности и мотивации учащихся).

Коммуникативная компетенция: работа над данной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную. Добиться формирования коммуникативной компетенции возможно последовательно и системно продвигаясь по следующим направлениям.

Прежде всего, каждый человек должен уметь заявить о себе: представить себя, сообщить о себе определенные сведения. В устной форме это реализуется в монологической или диалогической форме.  Дети определяют социальные роли и ведут диалог по различным темам.

В письменной форме о сформированности коммуникативной компетенции можно судить, когда учащиеся способны заполнить анкету, сообщив о себе необходимую информацию (начиная от самой простой – своего имени и фамилии, адреса в начальных классах до резюме в старших классах).

Социально-трудовая компетенция: В неразрывной связи с коммуникативной компетенцией находится социально-трудовая компетенция. Овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Основной способ – ролевая игра. Участвуя в разрешении разнообразных ситуаций, от самых простых (знакомство, в магазина, за столом) до более сложных ученики не просто практикуются в употреблении лексики и грамматики, а готовят себя к будущим социальным ролям, к жизни в обществе со своими законами и правилами.

Компетенция личностного самосовершенствования: личность ученика, его нравственные качества, стремление к самопознанию растет и развивается под воздействием среды, в которую попадает ученик. Большую роль играет сам учитель, стиль его общения с детьми, его духовные ценности и приоритеты.

        Таким образом, уроки английского языка представляют  большую возможность для реализации компетентностного подхода, и именно формирования ключевых компетенций.

        Помимо уроков английского языка большим подспорьем в деле формирования ключевых компетенций является внеурочная работа по предмету, когда дети не испытывая давления грядущей отметки с удовольствием совершенствуют и демонстрируют свои навыки владения английским языком и сформированность общеучебных умений и навыков в целом.

        Это традиционные предметные Недели английского языка, Недели Великобритании, Недели краеведения (вот лишь некоторые из дел, проведенных совместно с учениками нашей школы за последние три года. Это и элективный курс в 7 классе «Клуб по переписке».

Обучение английскому языку – взаимосвязанная система начальной, средней и старшей ступеней, поэтому переход с одной ступени на другую не является для ребенка стрессом. На каждой ступени обучения выстраивается учебный процесс так, чтобы дать детям возможность реализовать себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная образовательная программа “Professor Higgins. Английский без акцента!”как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную за...

Формирование ключевых компетенций при обучении английскому языку

В работе представлены теоретические основы компетентностного подхода в обучении детей, дана характеристика ключевых компетенций, которые подлежат формированию в период школьного обучения, описаниы воз...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка при обучении грамматической стороне речи на средней ступени.

Основное назначение обучения иностранным языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка....

Основные направления формирования УУД в процессе обучения английскому языку в начальной школе

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько в...

Формирование социокультурной компетенции при обучении английскому языку

В данной статье отражены некоторые аспекты формирования социокультурной компетенции....

Формирование ключевых компетенций при обучении английскому языку.

В данной статье расказывается о системе ключевых компетенций при обучении английскому языку....

«Роль метода проектов в формировании лингвосоциокультурной компетенции при обучении английскому языку».

Для формирования лингвосоциокультурной компетенции метод проектов имеет ключевое значение. Он является комплексным обучающим методом, расширяет индивидуальную картину мира учащихся, критически усвоить...