Использование проектной методики при изучении иностранного языка
статья по английскому языку на тему

Гагарина Светлана Владимировна

Что же такое проект?  Фактически, ключ к пониманию проектной работы лежит не в вопросе «Что?», а в вопросе «Кто?» Кто принимает решение? Проект – это расширенный вид работы на определенную тему, где содержание и презентация определяются непосредственно теми, кто изучает язык. Учитель или учебник обеспечивает тему, а  исполнители (авторы) проекта сами решают, о чем они будут писать и как они будут это преподносить. Это особенность сконцентрированности на изучаемом языке, лежащая в основе любой проектной работы  является жизненной необходимостью, и о ней мы поговорим, когда будем обсуждать достоинства проектной работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование проектной методики при изучении иностранного языка.

С.В.Гагарина,

МБОУ «СОШ №87»г.Казани,

sveta.gagarina2012@yandex.ru

   Что же такое проект?  Фактически, ключ к пониманию проектной работы лежит не в вопросе «Что?», а в вопросе «Кто?» Кто принимает решение? Проект – это расширенный вид работы на определенную тему, где содержание и презентация определяются непосредственно теми, кто изучает язык. Учитель или учебник обеспечивает тему, а  исполнители (авторы) проекта сами решают, о чем они будут писать и как они будут это преподносить. Это особенность сконцентрированности на изучаемом языке, лежащая в основе любой проектной работы  является жизненной необходимостью, и о ней мы поговорим, когда будем обсуждать достоинства проектной работы.

Зачем выполнять проектную работу?

      Какие выгоды и преимущества дает проектная работа классу, изучающему язык?  Учащиеся не чувствуют, что английский язык является насущной необходимостью, а просто это способ коммуникации и развлечения. Они могут экспериментировать с языком, как с чем-то реальным во время проекта, а не только с тем, о чем они знают только из книг. Проектная работа более чем любой другой вид деятельности, охватывает два основных аспекта коммуникативной направленности:

  • Убежденность в мотивации, то есть, как учащиеся относятся к заданию
  • Убежденность в уместности знаний, т.е. как учащиеся пользуются иностранным языком.

Мотивация.

Позитивная мотивация – это ключ к успешности в языке, и проектная работа особенно полезна, как средство этой позитивной мотивации. Ученики действительно получают удовольствие от этой работы. Но почему, же проектная работа настолько мотивирована?

Личность.

Первой и основной причиной мотивированности являются то, что любая проектная работа личностно направлена. В проекте нет ничего искусственного, придуманного. Учащиеся пишут о своей собственной жизни, своих городах, своих мечтах и фантазиях, проводят свои поиски и исследования по темам, которые их интересуют. А, поскольку они используют свой личностный опыт, значимость и презентация проекта становятся очень важными для изучающих язык. Они поэтому и будут вкладывать  столько сил, сколько смогут в то, чтобы проект был выполнен хорошо.

Изучение через выполнение

Во-вторых, проектная работа является очень активным средством. Это разновидность организованной игры. Учащиеся не просто получают и воспроизводят слова, они:

  •  собирают информацию
  •  рисуют картинки, карты, диаграммы и таблицы;
  •  вырезают картинки
  •  аранжируют тексты и наглядности
  •  разукрашивают
  •  проводят интервью и обзоры
  •  возможно делают аудиозаписи и т.д.

Чувство успеха

В конце концов, проектная деятельность дает четкое осознание достигнутого результата. Появляется отдача у учащихся, так как они по настоящему осознают, что они могут делать с тем английским, который они изучаю. Эта особенность проектной деятельности делает ее приемлемой, особенно в классах со смешанными способностями, поскольку каждый учащийся может работать в соответствии со своим уровнем и скоростью. Более способные учащиеся могут показать, что они знают, независимо от задания, в то же время более медленный ученик тоже может совершить такое, чем он сможет гордиться, возможно, получит удовлетворение от выполненного задания, используя сделанные им самим, какие- то наглядности.

Интеграция языка с другими навыками.

Сначала проектная деятельность помогает интегрировать иностранный язык в структуру собственной компетенции учащегося. Проектная работа создает связь между иностранным языком и собственным миром учащегося. Она вдохновляет на использование широкого спектра коммуникативных навыков, помогает учащемуся использовать другие области знаний,  обеспечивает возможностью развивать навыки письма.

Язык и культура.

Широко известно, что одним из самых важных достоинств изучения иностранного языка является возможность приобщения к другим культурам. Однако, очень важно еще и то, что такой международнозначимый язык, как английский, дает возможность приобщения учащихся к культуре всего англо-говорящего мира, а в связи с использованием английского в качестве   языка международного общения и к культурам целого мира, и может быть средством для того, чтобы рассказать миру о своей собственной культуре. Проектная работа помогает создать такие условия. Она служит своеобразным мостом межкультурной коммуникации друг с другом.

Современная школа требует, чтобы все предметы вдохновляли учащихся на развитие инициативы, независимости, воображения, самодисциплины, сотрудничества и навыков исследовательской работы. Проектная работа является одним из способов превращения этих основных задач обучения в практическую деятельность в классе.

       Вы можете сделать проект практически по любой теме. Проекты могут помочь развивать способность учащихся по всем видам деятельности: чтению, письму и говорению, развитию запаса лексики, использованию знаний по грамматике.

Проект, прежде всего, это:

  1. Большой труд.

Каждый проект – это результат усердного труда. Авторы проекта нашли информацию по каждой теме, собрали картинки, оформили свои идеи или информацию, которую они нашли, собрали вместе и создали презентации, которые понятны для всех.

  1. Творчество.

Проекты являются творческими, и по своему содержанию и по языку. Каждый проект это уникальное явление коммуникации, оформленное самими создателями проекта.

  1. Личностный подход.

Этот элемент творческого создания делает проектное задание очень личным опытом. Учащиеся пишут об аспектах своей собственной жизни, и, соответственно, вкладывают много от себя в свои проекты.

  1. Адаптационность.

Проектная деятельность- это адаптационная технология очень высокого уровня. Она может быть использована на любом уровне от начинающего до высокого и при работе с учащимися любого возраста.

Существует широкий выбор возможных видов проектной деятельности. Какие виды деятельности могут быть выбраны и действительно эффективны, зависит от многих факторов, включая возраст, уровень подготовки и интересы обучаемого, возможность доступа к источникам информации и объем времени.

Вот несколько таких тем и видов деятельности:

Проект «Семья» может быть проведен со следующими видами работ:

  •  Подписи к фотографиям;
  •  Создание семейного древа (рисунки) и информация о предках;
  •  Письменный рассказ о жизни, какой она была в детстве у ваших родителей;
  •  Сравнение разных семей в разных странах;
  •  Обзор того, кто и что делает у вас дома;
  •  Создания сценария о том, как ссорятся в вашей семье;
  •  Стихотворение о вашей семье;

Проект «Еда» дает возможность задействовать следующие виды заданий:

  • Описание рецептов;
  • Обзорный рассказ о любимой еде, о том, что люди едят на завтрак и  т.д.
  • Составления путеводителя по ресторанам вашего города;
  • Описание приемов пищи в вашей стране;
  • Выяснение и сравнение образа питания в богатых и бедных странах;
  • Еда и здоровый образ жизни;

Проект «Космос» может предложить следующие виды заданий:

  • Поиск информации и описание ранних (первых) полетов в космос;
  • Рисунки космических существ;
  • Планирование города на Луне;
  • Написание научно-фантастических рассказов или пьесы;
  • Создание рекламы или брошюры об отпуске в космосе;
  • Описание самого последнего полета в космос;
  • Поиск информации и описания планет, того, как работает ракета,   проблемы жизни на орбите и т.д.;

Проект «Путешествия. Великобритания» может быть связан со следующими видами работ:

  • Составление культурной программы при посещении Лондона (дискуссия), выбор достопримечательностей (выступление в роли гида);
  • Выбор транспорта (составление диалогов);
  • Покупка билетов, бронирование гостиницы, поведение в  аэропорту, на вокзале, при оформлении документов, на таможне, провоз багажа, объявления о задержке поездов (ситуационно-ролевые игры);
  • Подготовка презентаций об истории, культуре, знаменитых людях Великобритании, особенностях климата (поиск дополнительной информации).

Вот пример проектного задания по экологии.

Животные находятся в опасности. Многие из них на грани вымирания.

  1. Поработайте в группе. Выясните, какие животные находятся на грани вымирания.
  2. Напишите статью о них.
  3. Составьте постер.
  4. Составьте классный журнал из ваших постеров.

Загрязнение среды.

Загрязнение среды влияет на многое вокруг нас: здания, реки, животных, воздух, которым мы дышим, море.

  1. Выясните, как загрязнение среды влияет на ваш город или вашу страну.
  2. Сделайте плакат по этой проблеме.

Использованная литература:

  • Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам // Иностранные языки в школе – 2002 – №1 – с. 5-11
  • Бухаркина М.Ю. Метод проектов в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе – 2005 – №3 – с. 24-29
  • Дурницына О.Ф. Итоговый урок-проект в VII классе по теме «Добро пожаловать в Россию!» // Иностранные языки в школе – 2005 – №4 – с.48-52
  • Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе – 2003 – №3 – с.38-42
  • Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике // Иностранные языки в школе – 2002 – №1 – с. 18-22
  • Полат Е.С. Проектная методика // Иностранные языки в школе – 2000 – №2
  • Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе –2000 – №3 – с.3-9
  • Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка // Иностранные языки в школе –2002 – №3 – с.41-46
  • Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку // Иностранные языки в школе – 2002 – №3 – с.46-48


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной методики на уроках иностранного языка в начальной школе как способа развития универсальных учебных действий обучающихся.

Сегодня мы живем в мире, который стремительно меняется, повсеместно идет обновление научных знаний, технологий и технических систем. Меняется смысл и значение образования. В этих условиях школа отходи...

статья "Использование проектной методики на уроках иностранного языка"

В данной статье рассматриваются проблемы технолигии использования  проектной методики в обучении инностранным языкам на старшей ступени средней  общеобразовательной школы....

Обобщение опыта по теме "Технология использования проектной методики на уроках иностранного языка"

В данном докладе представлен материал о том. то такое проектная методика. какие этапы работы она включает в себя. А также даётся полное описание всех особеннсттей и хараткеристик данного этапа создани...

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка

 Согласно стандартам основного общего образования по иностранному языку практической целью обучения английскому языку является достижение учащимися коммуникативной компетенции на допорогов...

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка

В  данной работе рассказано о применении проектно методики на уроках иностранного языка в начальной, средней и старшей школе. Приведены критерии оценивания работ....

Использование проектной методики в обучении иностранного языка

Данная статья рассказывает о теоретических основах использования проектной методики,здесь рассматриваются цели и задачи данной методики.Обучение проводится через личность ученика.Данная методика разви...

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка на старшей ступени обучения

На современном этапе развития педагогической науки среди многообразия новых технологий, использующих личностно-ориентированный подход к образовательному процессу, наиболее часто упоминается проектная ...