Обобщение опыта по теме "Технология использования проектной методики на уроках иностранного языка"
опыты и эксперименты по английскому языку на тему
В данном докладе представлен материал о том. то такое проектная методика. какие этапы работы она включает в себя. А также даётся полное описание всех особеннсттей и хараткеристик данного этапа создания проекта на уроках английского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в учебном процессе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языкам.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, творчество. Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе.
На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами: И.Я. Бим, И.А. Зимней, Т.Е. Сахаровой, Е.С. Полат и др.
Из комплекта программно- нормативных документов следует, что основной целью обучения ИЯ на старшем этапе является совершенствование всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, являющееся главным условием осуществления межкультурной коммуникации в целом.
На завершающем этапе целесообразнее использовать такую педагогическую технологию, которая давала бы возможность учителю ввести учеников в процесс познания, нацелить их на поиск знаний, то есть способствовала бы дальнейшему развитию вторичной языковой личности и совершенствованию первичной, дальнейшему формированию коммуникативной, социокультурной и межкультурной компетенции.
Каким же образом проектная методика может быть использована в преподавании ИЯ на старшей ступени обучения?
Проектная методика обеспечивает успешное развитие вторичной языковой личности. Основная идея данного подхода лежит в том, чтобы пе6ренести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся.
Признаками проектной методики как новой личностно – ориентированной технологии являются:
- Наличие идеи автора – личностно – деятельный подход к обучению ИЯ.
- Точность и предсказуемость результатов, осознание путей их достижения.
- Нацеленность на создание конкретного речевого продукта (диалог, монолог и т.д), воплощенных в видах и формах учебной и внеучебной деятельности (стенгазета, дневник, комикс, сценарий).
- Связь идеи проекта с реальной жизнью: наличие связей между теорией и практикой.
- Самоорганизация и ответственность участников пролекта. Консультационно- координирующий характер деятельности учителя.
- Обоснованная технология обучения коммуникативной компетенции, которая является главным условием развития межкультурной коммуникации в целом, то есть предусматривает завершенность проекта, а именно наличие четкого алгоритма действий.
Анализируя вышесказанное, можно выделить следующие принципы:
- Принцип коммуникативности. Данный принцип обусловливает всю учебно – познавательную деятельность учащихся в процессе осуществления проекта. Выделяют следующие принципы коммуникативного подхода в рамках проектной методики обучения ИЯ:
- В процессе проектного обучения учащиеся включаются в познание окружающего мира и выполняют проблемные задания, развивающие самосознание, мышление.
- В процессе проектной деятельности учащиеся принимают активное участие в формировании ведущих и текущих целей и задач; ищут пути их решения, выбирают оптимальное решение при наличии альтернативы, осуществляют и аргументируют выбор.
- Учащимся дается возможность выражать свои собственные мнения, чувства, поделится опытом.
- Поощряется совместная работа учащихся в группах.
- Принцип ситуативной обусловленности. Учащиеся принимают активное участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации.
- Принцип проблемности. В основе любого проекта лежит проблема, требующая определенных языковых средств со стороны учащихся для ее разработки и решения и имеющая определенную практическую и теоретическую значимость. Например: система школьного образования в России и в странах изучаемых языков (проблема: можно ли построить школу будущего, взяв все положительное, что есть в школьном образовании России, Великобритании, США? Как вы ее представляете?)
Если при традиционном подходе учащимся приходится неоднократно сталкиваться с трудностями в выполнении заданий, требующих ассоциаций со знаниями, усвоенными раннее, то по проектной методике учащееся освобождаются в большей части от таких трудностей, так как в процессе разработки проекта собственная заинтересованность учащегося, его внутренние мотивы, стремление проявить свои творческие способности, заставляющие активно мыслить, рассуждать над проблемой, раскрывает в его памяти необыкновенные речевые ресурсы, которые он использует в новой сложившейся ситуации.
Так, после изучения темы «Образование (Education)» учащимся предлагают составить проект «The schools of tomorrow» «Школы будущего», взяв все положительное, что есть в школьном образовании России, Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии. При этом учащиеся воспроизводят в памяти знания из различных областей, полученных на уроках иностранного языка.
- Принцип автономности. Проектная работа устраняет зависимость ученика от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни. Следовательно, одним из главных принципов является предоставление обучаемым реальной автономии и возможности проявления инициативы и самостоятельности в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.
Наряду с этим выделяют следующие умения, которые способствуют успешному овладению проектной деятельностью:
- Интеллектуальные – умение работать с информацией, с текстом, выделять главную идею, вести поиск информации в иноязычном тексте, анализировать информацию, делать обобщения, выводы.
- Творческие – умение генерировать идеи, умение находить не один, а несколько вари антов решения проблемы; умения прогнозировать последствия.
- Коммуникативные – умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль.
Обозначим основные особенности организации проекта. Технологией осуществления проекта предусмотрено три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Этапы проектирования
Этапы | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
| |||
Этап мотивации и целеполагания | - Определение темы; - Выявление одной или нескольких проблем; - Уточнение целей конечного результата; - Выбор рабочих групп. | Уточняет информацию. Обсуждает задание. Выявляет проблемы. | Мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей проекта. Наблюдает. |
Этап планирования | - анализ проблемы, выделение гипотез, обсуждение каждой из гипотез; - определение источников информации, способов ее сбора и анализа; - постановка задач и выбор критериев оценки результатов; - распределение ролей в группе. | Выдвигают гипотезы решения проблемы, формируют задачи. Определяют источники информации. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. | Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает. |
Этапы принятия решений | - обсуждение методов проверки принятия гипотез; - выбор оптимального варианта; Определения способа представления результатов; Сбор информации – интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. | Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Уточняют источники информации. | Наблюдает. Консультирует. Советует. Косвенно руководит. |
| |||
Этап выполнения проекта | Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта. | Работают с информацией. Проводят исследования. Синтезируют и анализируют идеи. Оформляют проект. | Наблюдает. Направляет процесс анализа. Составляет и заполняет индивидуальные карты текущего контроля за проектной деятельностью на каждого учащегося. |
| |||
Этап защиты проекта | - подготовка и оформление доклада; - обоснование процесса проектирования; - объяснение полученных результатов; Коллективная защита проекта. | Защищают проект. | Наблюдает. Направляет процесс защиты проекта. Задает вопросы в роли рядового участника. |
Этап проверки и оценки результатов | - анализ выполнения проекта, достигнутых результатов; - анализ достижения поставленной цели; - оценка результатов, выявление новых проблем. . | Коллективный самоанализ проекта и самооценка | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
Важнейшую роль при организации проектной деятельности выполняет сам учитель. Деятельность преподавателя на разных этапах меняется. На подготовительном она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать первоначальную помощь в рамочном планировании. Таким образом, здесь преобладает регулятивно-организационная функция. На этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. То есть на данном этапе ведущей функцией учителя является консультационно- координирующая. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, поскольку учитель принимает участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта. Данная функция заключается в оценивании учителем проектной деятельности и подведение итогов.
Проектная работа в большинстве случае предусматривает и этап применения результатов проектирования: учащиеся делают заключения о возможности применения полученных практических результатов в жизни своего города, страны, а также приводят к формулированию новых проблем.
Преподаватель при общем руководстве проектом должен постоянно уметь «переключаться» от выполнения одной функции к другой или совмещать их. В этом заключается сложность руководства проектом.
Разрабатывая проект вместе с учениками, готовясь к нему, подбирая необходимые материалы, нужно четко осознавать его особенности и соответственно планировать работу. Поэтому, приступая к работе над проектом, важно ознакомиться с их типологией.
Рассмотрим таблицу классификации современных проектов.
Таблица классификации современных проектов
Общедидактический принцип | Типы проектов | Краткая характеристика |
Доминирующий в проекте метод или вид деятельности | Исследовательский | Требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования. |
Творческий | Предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников. | |
Ролево-игровой | Предполагает распределение участниками определенных ролей. | |
Информационный (ознакомительно-ориетировачный) | Предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта, способы обработки информации, презентация. | |
Предметно-ориентировачный | Предполагает четко обозначенной с самого начала результат деятельности ориентированный на социальные интересы самих участников. Требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них. | |
Предметно-содержательная отрасль | Монопроект | Проводится в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее важные разделы программы, требуют тщательной структуризации по урокам с четким обозначением целей, задач проекта, тех знаний, умений, которые ученики в результате должны приобрести |
Межпредметный | Выполняется, как правило, во внеурочное время. Требует очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, хорошо проработанной формы промежуточных и итоговых аттестаций. | |
Характер координации проекта | С открытой координацией (непосредственный) | Предполагает консультационнно-координирующую функцию руководителя проекта |
Со скрытой координацией (телекоммуникационный проект) | Координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся-партнеров, организованных на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности. | |
Характер контактов | Внутренний (региональный) | Организуют внутри школы, между школами, классами. |
Международный | Предполагает участие школьников из разных стран. | |
Количество участников проекта | Личностный | Проводится индивидуально, между двумя партнерами. |
Парный | Проводится между парами участников. | |
Групповой | Проводится между группами. | |
Продолжительность проведения | Краткосрочный | Проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы. |
Средней продолжительности (1-2 мес). | Междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему. | |
Долгосрочный ( до года ) | Междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему. |
Как показывает данная таблица, каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому разрабатывая проект необходимо учитывать признаки и характерные особенности каждого из них. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, проектно-ориентированных и ролево-игровых…
Характер организации проекта в большей степени также зависит как от типа проекта, так и от его темы (содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он, непременно включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.
Проект – это решение, исследование определенной проблемы, его практическая или теоретическая реализация. Проектная деятельность участников подчинена определенному алгоритму и является сложной, состоящей из нескольких этапов творческой, исследовательской работы. Этим проектная методика отличается от работы над темой, в которой часто достаточно прост о усвоить материал по теме; от ролевой игры, дискуссии и т.л., в которых роли распределяются в групповой работе для осуществления следующего методического замысла: лучшего усвоения материала, стимулирования интереса, мотивации познавательной деятельности учащихся.
Однако работа над проектом содержит определенные трудности. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществлять проектную деятельность на ИЯ: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Неизбежны и языковые ошибки, так как часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определенные языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.
Результативность проектной работы зависит от множества факторов, которые должны отслеживаться учителем при планировании того или иного проекта. Знание основных особенностей типологии проекта является необходимым условием успешной реализации проекта, а значит осуществление продуктивной иноязычной речевой деятельности учащихся в процессе обучения ИЯ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация педагогического опыта по теме "Использование проектной методики на уроках английского языка"
В данной работе описаны основные виды проектов и методика работы с ними на уроках....
Использование проектной методики на уроках иностранного языка в начальной школе как способа развития универсальных учебных действий обучающихся.
Сегодня мы живем в мире, который стремительно меняется, повсеместно идет обновление научных знаний, технологий и технических систем. Меняется смысл и значение образования. В этих условиях школа отходи...
статья "Использование проектной методики на уроках иностранного языка"
В данной статье рассматриваются проблемы технолигии использования проектной методики в обучении инностранным языкам на старшей ступени средней общеобразовательной школы....
Использование проектной методики при изучении иностранного языка
Что же такое проект? Фактически, ключ к пониманию проектной работы лежит не в вопросе «Что?», а в вопросе «Кто?» Кто принимает решение? Проект – это расширенный вид работы на определенную тему, ...
Использование проектной методики в преподавании иностранного языка
Согласно стандартам основного общего образования по иностранному языку практической целью обучения английскому языку является достижение учащимися коммуникативной компетенции на допорогов...
Статья "Использование проектной методики на уроке иностранного языка как эффективное средство организации творческой и учебной деятельности обучающихся"
Основной целью введения метода проектов в школу является развитие интереса к предмету и приобретение исследовательского опыта, развитие умения творчески оформ...
статья: "Использование проектной методики на уроках иностранного языка"
Статья раскрывает особенности эффективности использования методов проектов на уроках иностранного языка. На основе своего личного опыта работы хочется выделить метод проектов, как один из ведущих мет...