саморазвитие учителя иностранного языка в условиях введения ФГОС
статья по английскому языку на тему
В этой статье предлагаются часто используемые формы организации самообразования учителя, где описываются их преимущества и недостатки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samorazvitie_uchitelya_inostrannogo_yazyka_v_usloviyah_vvedeniya_fgos.docx | 38.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы самосовершенствования и саморазвития учителя иностранного языка в условиях введения ФГОС
Сегодня в условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходят масштабные инновационные изменения в образовании.
Таким образом, принцип творческого саморазвития личности учителя становится сегодня одним из приоритетных и системообразующих, а деятельность учителя-профессионала – это непрерывный процесс самообразования и саморазвития.
Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.
1. Прохождение Курсов подготовки в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки:
* эпизодичность прохождения курсов;
* время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы;
* качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности
Главное достоинство такой формы самообразования
– возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т.к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор
- система «ученый – учитель», при которой обучение ведут ученые специалисты.
Недостатки:
- Нехватка у педагогов свободного времени
- Дороговизна обучения
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
Главные достоинства такой формы самообразования:
* возможность пройти их в удобное для педагогов время;
* возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
* дистанционные курсы проводятся на платной основе;
* документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.
4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
* научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
* посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
* участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
* посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
* теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.
5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.
Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
* использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
* самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
* освоение информационных концепций, знаний и навыков;
* наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
* обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
* методическая помощь является персональной и адресной;
* попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов: например,
Педсовет.org, Завуч.Инфо, Российский общеобразовательный портал, Сеть творческих учителей
Интернет предоставляет большие возможности для изучения материалов ФГОС; подходов к уроку, оцениванию и анализа урока с позиций ФГОС и составления собственных авторских разработок.
В своей работе я использую материалы образовательных, методических, информационных, справочных сайтов и порталов. Знакомлюсь с опытом работы учителей, а также делюсь своим опытом.
В моей работе как учителя – предметника и как классного руководителя есть определенные творческие находки, педагогические идеи, которые я размещаю на своем персональном сайте и на других мини сайтах учителей.
Подводя итог, можно сказать, что чем больше информации, методов и инструментов использует учитель в своей работе, тем больше эффект от его работы. Но самое главное – это желание учителя работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов. Рубакин Н. А.
Таким образом, сегодня учитель – это не только призвание, но и призыв к непрерывному творческому саморазвитию.
* Интернет-государство учителей (intergu.ru) своими основными задачами считает оказание поддержки учителю в его профессиональной деятельности, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме.
* Педсовет.org (pedsovet.org) целями своей работы указывает: популяризацию в сети деятельности работников образования, активизацию и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.
* Завуч.Инфо (zavuch.info) организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий.
* Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) основными своими задачами считает содействие повышению доступности и качества российского образования, обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, проведение консультаций специалистов.
* Открытый класс (www.openclass.ru) целью своей деятельности называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования.
* Сеть творческих учителей (it-n.ru). Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тыс.)
Так в 2014г мною была составлена программа профессионального саморазвития, включающая следующие формы организации самообразования:
Цель программы: повышение профессионального уровня, педагогического мастерства и компетентности учителя.
Задачи:
- систематическое изучение психолого-педагогической и методической литературы;
- повышение квалификации и профессиональная переподготовка;
- изучение передового педагогического опыта учителей иностранных языков;
- совершенствование системы подготовки учащихся к итоговой аттестации (экзамены в формате ЕГЭ, ГИА), предметным олимпиадам, творческим конкурсам, НПК;
- обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Ожидаемый результат:
- реализация программы профессионального саморазвития поможет мне повысить свой профессиональный уровень, педагогическое мастерство и компетентность;
- результативная работа в направлении развития познавательной активности и накопления опыта творческой деятельности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности школьников.
Реализация программы профессионального саморазвития
Виды деятельности | Ресурсы | Сроки реализации |
I. Изучение психолого-педагогической и методической литературы
| ||
1. Изучение методической литературы по ФГОС | 2012-2017 систематическое изучение и обобщение материала | |
2. Обзор психолого-педагогического и методического материала в сети Интернет
| 2012-2017 систематически | |
II. Повышение квалификации и профессиональная подготовка
| ||
1. Повышение квалификации по предмету | курсы повышения квалификации (ИРООО) | 2012-2017 |
2. Изучение инновационных методов работы ведущих учителей района и области в обучении и воспитании
| 2012-2017 систематически | |
3. Дополнительная профессиональная подготовка | дистанционные курсы, семинары, мастер - классы | 2012-2017 |
4. Переаттестация на первую квалификационную категорию |
| 2015 |
5. Получение высшего образования | заочно | 2013-2018 |
III. Изучение передового педагогического опыта по использованию электронных ресурсов
| ||
1. Изучение методической литературы, учителей-новаторов, учителей иностранных языков. Посещение мастер - классов
| систематически
| 2012-2017 |
2. Составление мультимедийных презентаций к урокам и внеурочным занятиям | систематически | 2012-2017 |
3. Составление собственных авторских разработок в электронном варианте и использование их в образовательном процессе | презентации, проектные работы | 2014-2017 |
4. Внедрение полученных результатов в педагогическую практику | обработка и обобщение опыта | 2012-2017 |
IV. Формирование ключевых компетенций школьников, развитие познавательной активности и накопление опыта творческой деятельности | ||
1. Совершенствовать систему подготовки к экзаменам в форме ЕГЭ | систематически | 2012-2017 |
2. Реализация программы школы «Одаренные дети» и создание условий для активного и результативного участия одаренных детей в предметных олимпиадах, творческих конкурсах.
| поэтапно | 2012-2017 |
3. Вовлечение школьников в исследовательскую деятельность для участия в научно-практических конференциях, Интернет проектах | поэтапно | 2012-2016 |
V. Актуальные профессиональные проблемы: переход на новые ФГОС | ||
1. Осуществление перехода на ФГОС | поэтапно | 2013 |
2. Выбор (разработка) учебно-методического сопровождения при переходе на новые стандарты | выбор УМК, разработка КТП | 2013-2014 |
VI. Обеспечение качества организации образовательного и воспитательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий
| ||
1. Использование проектной технологии, здоровьесберегающих технологий, игровой технологии, ИКТ в обучении и воспитании. | систематически | 2012-2016 |
2. Вовлечение учащихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных способов обучения. Возможности использования интерактивной доски на уроках английского языка.
| поэтапно | 2014-2017 |
VII. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
| ||
1. Выступление с обобщением опыта работы на ШМО учителей гуманитарного цикла, на педсоветах и методических совещаниях школы, РМО учителей английского языка, педагогическом марафоне, НПК и августовских конференциях работников образования | систематически | 2012-2017 |
Программа по саморазвитию реализована лишь частично, но я уже добилась существенных результатов: в 2014г.прошла аттестацию на 1 квалификационную категорию по должности «учитель».
Самообразование, и как следствие, профессиональный рост педагога становятся основой для эффективного педагогического труда, и помогает значительно повысить качество образования в школе.
Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов.
Профессиональное саморазвитие учителя – необходимое условие повышения качества образования
Современный социальный заказ общества школе требует от учителя постоянной работы над собой, роста профессионализма, что, в свою очередь, становится решающим фактором обеспечения качества образования.
В целом система качества образования ОУ складывается из содержания образования, образовательных технологий, информационно – методического, материально – технического обеспечений, профессионализма педагогов и как следствие - уровня подготовки учащихся.
Исходя из реалий нашей работы, можно видеть, что качество профессиональной деятельности каждого учителя строится из двух составляющих: деятельность в предметной области и воспитательная деятельность. Показателями в предметной деятельности являются: качество организации учебного процесса, качество обучения; в воспитательной: качествовоспитательной работы с классом, степень участия в воспитательной работе школы и в целом: методическая подготовка учителя и готовность к развитию инновационной деятельности.
Таким образом, принцип творческого саморазвития личности учителя становится сегодня одним из приоритетных и системообразующих, а деятельность учителя-профессионала – это непрерывный процесс самообразования и саморазвития.
Способность к самообразованию вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Для себя я определила следующие мотивы потребности к самообразованию:
∙ Ежедневная работа с информацией.
Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации. Одним из мотивов, побуждающих к самообразованию, я считаю переход к преподаванию по новому учебнику.
∙ Желание творчества.
Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же сценарию.Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
∙ Стремительный рост современной науки и техники предполагает широкое использование средств ИКТ.
∙ Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение.
∙ Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю
∙ Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его “хорошим” или “плохим”. Плохим учителем быть стыдно и обидно.
∙ Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
∙ Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда преподавать?
Направления самообразования:
∙ профессиональное (предмет преподавания);
∙ психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
∙ психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
∙ методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
∙ правовое;
∙ эстетическое (гуманитарное);
∙ информационно-компьютерные технологии;
∙ охрана здоровья;
Источники самообразовании считаю:
∙ жизненный опыт человека;
∙ прочитанные книги, телевидение;
∙ общение с разными людьми;
∙ все способы самопознания;
∙ курсы повышения квалификации;
∙ анализ своей профессиональной деятельности;
∙ размышления о каждом удавшемся и неудавшемся уроке;
∙ мероприятия по обмену опытом.
Процесс моего самообразования как учителя я реализую следующими действиями:
∙ посещаю уроки коллег и участвую в обмене опытом;
∙ все время произвожу анализ своей педагогической деятельности ;
∙ совершенствую свои знания в области классической и современной психологии и педагогики; изучаю методические журналы, знакомлюсь с публикациями по вопросам психологии, педагогики и методики преподавания предмета в Интернете.
∙ систематически интересуюсь событиями современной экономической, политической и культурной жизни;
∙ повышаю уровень своей эрудиции: выполняю тесты и другие задания по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы; Участие в олимпиадах – существенный мотив для самообразования учителя по предмету, т.к. для подготовки учащихся к участию в олимпиаде от учителя требуются более глубокие знания, чем материал школьного курса. Считаю, что учитель должен обладать знаниями в различных учебных предметах. Часто на своих уроках использую сведения из физики, географии, биологии, литературы, исторические сведения.
∙ систематически прохожу курсы повышения квалификации; последние курсы, темой которых были особенности обучения английскому языку в условиях введения ФГОС были пройдены мной в прошедшем учебном году;
∙ показываю открытые уроки;
∙ Большое внимание уделяю организации внеурочной деятельности по предмету.
Ее я организую в виде индивидуальной или групповой работы с отдельными категориями учащихся;
В течение двух лет работаю над осуществлением практико – ориентированного проекта по теме: «Использование игровых моментов на уроках английского языка с целью повышения качества знаний учащихся»
Вся деятельность в рамках проекта направлена на повышение профессиональной компетентности.
№ | Содержание работы | Практический результат |
1 | Изучение литературы по теме самообразования. | Составление каталога, конспектов, выписок. |
2 | Разработка программно – методического обеспечения: - календарно – тематическое и поурочного планирования с учетом применения ИКТ; - различные виды тестовых и контрольных работ; - презентации. | Использование данных материалов в практике работы |
3 | Материальное обеспечение: - приобретение видеофильмов, - учебных комбинированных программ, - тренажёров, - мультимедиа энциклопедий, словарей. | Применение данных средств обучения на уроках и во внеклассной работе |
4 | Обучение на курсах повышения квалификации. | Разработка уроков с использованием ИКТ |
5 | Участие в системе методической работы различных уровней | Руководство школьным методическим объединением. Выступления на педсоветах, тьюторских курсах, семинарах, конференциях. Проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий. |
6 | Обобщение собственного опыта работы по теме самообразования. - накопление и систематизация материала, - описание опыта работы | Создание портфолио учителя Творческий отчёт в ходе квалификационной аттестации. |
В ходе реализации данного проекта занимаюсь исследовательской, инновационной деятельностью, связанной с использованием компьютерных, Интернет - технологий в процессе обучения и воспитания учащихся. Ведь одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить их современными средствами и технологиями работы, сформировать у них информационную культуру.
Активно участвуя в методической работе школы и района,
Большие возможности для этого предоставляет Интернет. В своей работе использую материалы образовательных, методических, информационных, справочных сайтов и порталов Знакомлюсь с опытом работы учителей.
Свои материалы размещаю в Интернете на своем персональном сайте и на других мини сайтахъ учителей.
В моей работе как учителя – предметника и как классного руководителя есть определенные творческие находки, педагогические идеи, от которых зависит успех воспитания и образования. Свою педагогическую копилку имею возможность представить в Портфолио личных достижений, которое постоянно обновляется и пополняется.
Вся работа, конечно же, направлена на конечный результат - повышение качества образования учащихся.
Казалось бы, из высокого уровня успеваемости класса по предмету следует высокое качество учителя как преподавателя предмета. Но не всё бывает так просто. Когда работаешь в условиях сельской школы с малочисленными классами, то качество труда в области предмета зачастую больше зависит от состава класса, подбора детей, от уровня их притязаний и желания учиться. И конечно, правильнее сравнивать не разные выпуски, а траекторию движения одного и того же класса, это и является объективным показателем работы учителя.
В заключении хотелось бы сказать о том, что одним из ключевых направлений образовательной системы является развитие учительского потенциала, а центральное место в квалификационных требованиях занимают педагогические компетенции, что предполагает постоянный профессиональный рост учителя. Таким образом, сегодня учитель – это не только призвание, но и призыв к непрерывному творческому саморазвитию.
Подводя итог, можно сказать, что чем больше информации, методов и инструментов использует учитель в своей работе, тем больше эффект от его работы. Но самое главное – это желание учителя работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Возможности УМК по английскому языку серии "Форвард" для профессионального развития учителя английского языка в условиях введения ФГОС
Проблема качественного преподавания иностранного языка в начальной школе была и остается одним из актуальных направлений развития иноязычного образования в школе. Особое значение она приобретает...
УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Согласно стандарту второго поколения, главной задачей школы, училища и преподавателей является изменение форм организации обучения, использование новых образовательных технологий, информационно-образо...
Контроль в обучении иностранным языкам в условиях введения ФГОС нового поколения
На современном этапе роль контроля резко возрастает в связи с задачами введения нового школьного стандарта и обновления содержания обучения, а также развития новых технологий контроля и оценивания. Пр...
"Современные подходы к преподаванию иностранного языка в условиях введения ФГОС"
Предмет «Иностранный язык» входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существовани...
КОНТРОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Правильно организованный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных цел...
"Современные подходы к преподаванию иностранного языка в условиях введения ФГОС"
Иностранный язык, как и любой другой предмет, имеет свои особенности, свою специфику. В настоящее время основной целью владения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диал...
"Современные подходы к преподаванию иностранных языков в условиях введения ФГОС"
В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...