Специфика обучения чтению школьников
статья по теме
Предварительный просмотр:
Машаева С.М.
Специфика обучения чтению школьников
МБОУ Гимназия №18 им. И.Я. Илюшина, г. Королев
В настоящее время наиболее актуальной является разработка реальных и рациональных методик обучения основным видам речевой деятельности, в частности чтению.
В Государственном стандарте среднего (полного) общего образования по иностранным языкам отмечается, что выпускник должен уметь читать литературу на изучаемом языке, используя разные стратегии чтения, то есть владеть умениями аналитического, изучающего, просмотрового, поискового и ознакомительного чтения.
Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать основные базовые технологии работы с текстом и выделить три этапа: дотекстовый, текстовый и послетекстовый этап. Каждый этап имеет свои цели и задачи.
Дотекстовый этап:
- создать необходимый уровень мотивации учащихся;
- активизировать имеющиеся фоновые знания и опыт;
- по возможности, сократить уровень языковых, речевых и социокультурных трудностей;
- проконтролировать уровень сформированности различных языковых навыков и речевых умений.
Текстовый этап:
- продолжить формирование языковых навыков и речевых умений.
Послетекстовый этап:
- использовать текст в качестве содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
В связи с этим, в своей работе учителя я применяю серию книг «21 век. Учимся понимать прочитанное» авторов К. Метольд, Х. Джоунз, состоящую из четырех уровней. Данное пособие формирует умение просмотрового, ознакомительного и изучающего чтения. Приведу пример работы с текстом, способствующей развитию некоторых специальных учебных и общеучебных умений и проанализирую выполняемые упражнения с точки зрения их формирования:
- Pre-reading activity.
Данное упражнение является обобщением личностно-ориентированной информацией и активизацией интереса учащихся.
- The comprehension exercises.
Упражнения на понимание способствуют развитию учебно-информационных умений. На данном этапе учения демонстрируется не только общее понимание (main idea), но и детальное понимание текста.
- The picture comprehension exercises.
При выполнении заданий данного типа упражнений от обучающихся требуется детальное понимание текста и сопоставление его с визуальным представлением фактов, содержащихся в рассказе.
- The summary exercises.
В заключении учащимся предлагается упражнение, благодаря которому демонстрируется понимание отрывка в целом, а также умение употребления нужных форм слов (словообразование). Выполнив предложенные упражнения, учащиеся подготовились к пересказу текста.
В заключение, хочется подчеркнуть, что необходимо развивать искусство чтения, так как это является системообразующей основой для формирования информационно-академических умений, которые позволяют учащимся эффективно ориентироваться в растущих информационных потоках.
1. Е.Н. Соловова Методика отбора и работы с текстами для чтения и на старшем этапе обучения школьников // Иностранные языки в школе. 2007. - № 2. - С. 2 - 11.
2. К. Метольд, Х. Джоунз 21 век. Учимся понимать прочитанное // Титул. 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы обучению чтения младших школьников на уроках английского языка
Методические рекомендации помогут учителям,работающим в начальной школе...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Мультимедийные упражнения как эффективное средство мотивации обучению чтению и говорению младших школьников (на материале сказки «Sivka -Burka» в УМК « Starlight 3»)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ На тему: Мультимедийные упражнения как эффективное средство мотивации обучению чтению и говорению младших школьников(на материале сказки «Sivka -Burka» в У...
Обучение чтению младших школьников на английском языке в рамках ФГОС.
Данная работа посвящена некоторым проблемам возникающим в ходе обучения чтению младших школьников на английском языке и способы их решения....
Практика обучения чтению и письму на английском языке младших школьников
Практика обучения чтению и письму на английском языке младших школьников - комбинация традиционного метода и метода целого слова....
Специфика обучения младших школьников английскому языку на первоначальном этапе
1. Содержание 1.1. Введение 1.2. Основные методики обучения детей иностранному языку.1.3 Особенности обучения английскому языку н...
Методическая статья: "Способы преодоления трудностей при обучении чтению школьников на уроках английского языка в младшей школе".
Методическая статья: " Способы преодоления трудностей при обучении чтению школьников на уроках английского языка в младшей школе"...
Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)/Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)
Конспект родительского собрания. Время проведения: 1 период обучения, конец сентября....