Статья
проект по английскому языку на тему

Pospelova Helen

 

  ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА ОСНОВЕ РАЗЛИЧНЫХ ОПОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pospelova_e.a.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

        Е.А.Поспелова учитель английского языка

 высшей квалификационной категории

  ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА ОСНОВЕ РАЗЛИЧНЫХ ОПОР

  Работа с текстом на уроках английского языка является одним из основных этапов подготовки самостоятельного речевого продукта. Учебная деятельность школьников при работе с текстами, прежде всего, направлена на анализ и присвоение информации, которая обусловлена учебными программами и составляет общее содержание текста. В процессе чтения и анализа прочитанного происходит осмысление учащимися учебного материала, формируются базовые знания и учебные умения. Организуя текстовую деятельность школьников, обучая их разнообразным способам работы с информацией, мы учим их учиться, развиваем личностную сферу, способствуем их социальной адаптации. Одним из видов такой работы является пересказ.

    При пересказе текста происходит следующее:

     - тренируется грамматика;

     -быстро запоминается новая лексика, языковые шаблоны, грамматические конструкции;

     -  развивается языковое чутье;

     -  речь становится богаче и разнообразнее;

     -  увеличивается скорость речи при общении с собеседником в реальной ситуации;

     - улучшается произношение, так как при пересказе есть возможность обращать внимание на тренировку звуков.

    Но при пересказе иностранного текста у учащихся возникают определенные трудности, которые были выявлены анкетированием учащихся:

     -ограниченный запас слов;

     -ограниченный арсенал грамматических структур;

     -боязнь говорить вслух, потому что вполне вероятны ошибки;

     -нужно иметь хорошую память, чтобы запомнить определенное количество информации;

     - от страха забывают то, что хотели сказать, и как это надо было сказать;

     - иногда пугает размер текста, который надо пересказать.              

      Большинство учащихся вызубривают текст. Некоторые – все предложения, другие – основную часть текста. В результате такой работы учащиеся не смогут приобрести никаких навыков. Конечно, заучивание наизусть может быть тоже полезным. Но к овладению речью не ведет ни заучивание текстов, ни так называемая активизация материала текста.

           Используя стратегию многократного прочтения и выучивания текста наизусть, я провела уроки по подготовке монологического высказывания на основе прочитанного текста. Работа над текстом была разделена на три этапа: предтекстовый, текстовый и  послетекстовый [1].

Предтекстовый этап. По оценкам специалистов упражнения, относящиеся к этому этапу, предназначены для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, видовременными формами глагола и т.д.) и языковой догадкой для формирования навыков вероятностного прогнозирования. Задания, характерные для этого этапа:

  1. Прочтите заголовок и скажите, о чем (ком) будет идти речь в тексте;
  2. Ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями (если таковые даны к тексту с переводом); не читая текст, скажите, о чем может идти в нем речь;
  3. Прочитайте и выпишите слова, обозначающие … (дается русский эквивалент).
  4. Выберите из текста слова, относящиеся к изучаемой теме;
  5. Найдите в тексте незнакомые слова.

Текстовый этап. Данный этап предполагает использование различных приемов извлечения информации и трансформации структуры и языкового материала текста. Для него характерны такие задания:

  1. Выделите слова (словосочетания или предложения), которые несут важную (ключевую) информацию;
  2. Выпишите или подчеркните основные имена (географические названия, термины, определения, описания, обозначения);
  3. Замените существительное местоимением по образцу;
  4. Сформируйте ключевую мысль каждого абзаца;
  5. Отметьте слово (словосочетание), которое лучше всего передает содержание текста (части текста).

Послетекстовый этап. На этом этапе предполагается использование на выявление основных элементов содержания текста. Наиболее типичные задания данного этапа:

  1. Озаглавьте текст;
  2. Прочтите вслух предложения, которые поясняют названия текста;
  3. Найдите в тексте предложения для описания …?
  4. Подтвердите (опровергните) словами из текста следующую мысль;
  5. Ответьте на вопрос;
  6. Составьте план текста.

При пересказе текста рекомендуется использовать речевые клише:

- This text is about …

- I would like to tell you …

- I think …

- I like / I don’t like … because …

Эти клише помогут построить связные высказывания при пересказе, составлении характеристики, выражении своего отношения, своей точки зрения относительно прочитанного.

Рассмотрим работу с текстом из учебного пособия “ Spotlight 7”[2].

«Vanished!»

One Saturday last winter, my best friend Amy, Maria, Greg, Andy and I decided to spend the weekend in my uncle’s big house in the country. It was stormy outside, so we decided to spend a cosy evening chatting together in the living room downstairs.

Suddenly there was a powerful gust of wind. The lights flickered and then went out altogether. «What was it?» I said. «Don’t worry, John, it’s just a power cut» Greg reassured me. We carried on laughing and telling scary stories in the dark. After a while there was a bright flash of lightning that lit up a whole room. There was a loud gasp. «Andy is missing» Amy cried.

We all looked at each other confused and scared, because no one had seen Andy leave the room. We felt our way around the house, calling Andy, but there was no reply. We want back to the living room and tried to think of what to next. Just then, there was a loud snore from the corner of the room. At that moment, the lights came back on. There was Andy, fast asleep on a big, velvet sofa!

Andy sat up sleepily, rubbing his eyes. «Oh good, the lights are back on!» He said. «I was sleepy and felt like a snooze. I didn’t want anyone to trip over me so I crawled over here». We were all very relieved.

John, 13

Предтекстовый этап включает следующее задание:

Read the title and say:

What is the story about?

Текстовый этап включает следующие задания:

Read the text and answer the questions:

1)What happened last winter?( Вопрос можно записать на доске.Он обращает читателей к кульминационной части текста и помогает выделить основные моменты его содержания)

  1. Who are the main characters of this story?(это задание поможет соотнести имена и образы героев и лучше усвоить содержание текста)

Послетекстовый этап является подготовкой к пересказу и делится на несколько этапов:

1 этап:  разделение текста на смысловые части. В данном случае первая часть- это первый абзац, вторая часть – второй абзац, третья часть – третий абзац.

2 этап:  перевод слов и выражений с русского на английский.

Решили провести, порыв ветра, гостиная на нижнем этаже, смеяться, ответ, храп, смотреть друг на друга, страшные истории, сонный, потирать глаза, темнота, громкий вздох.

3 этап:  выписать и перевести незнакомые фразы и слова.

4 этап:  определение верных и неверных предложений к тексту.(T or F)

  1. It was sunny outside.
  2. Suddenly, there was a heavy rain.
  3. We carried on laughing and telling scary stories in the dark.
  4. We all looked at each other surprised, because no one had seen Andy leave the room.
  5. There was a loud snore from the corner of the room.
  6. “ I was sleepy and felt like a snooze.”

5 этап: выделение основных предложений. Работа проводится совместно ,предложения удобно выписать на доску. Сначала получается одиннадцать предложений.

  1. One Saturday last winter, my best friend Amy, Maria, Greg, Andy and I decided to spend the weekend in my uncle’s big house in the country.
  2. We decided to spend a cosy evening chatting together in the living room downstairs.
  3. Suddenly there was a powerful gust of wind. The lights flickered and then went out altogether.
  4. We carried on laughing and telling scary stories in the dark.
  5. After a while there was a bright flash of lightning that lit up a whole room. There was a loud gasp. «Andy is missing»
  6. We all looked at each other confused and scared, because no one had seen Andy leave the room.
  7. We felt our way around the house, calling Andy, but there was no reply.
  8. Just then, there was a loud snore from the corner of the room.
  9.  At that moment, the lights came back on. There was Andy, fast asleep on a big, velvet sofa!
  10. Andy sat up sleepily, rubbing his eyes.
  11. We were all very relieved.

6 этап: дальнейшая работа предусматривает видоизменение предложений с целью их сокращения. Затем выделяются ключевые слова.

  1. My best friend Amy, Maria, Greg, Andy and I decided to spend the weekend in my uncle’s big house in the country.
  2. We spent a cosy evening chatting together in the living room downstairs.
  3. Suddenly there was a powerful gust of wind and the lights flickered.
  4. We carried on telling scary stories in the dark.
  5. After a while there was  a loud gasp: «Andy is missing»
  6. We all looked at each other confused and scared.
  7. We called Andy, but there was no reply.
  8. At that moment, the lights came back on and we saw Andy sleeping on a big sofa.
  9. We were all very relieved.

Таким образом, в результате совместной проработки текста при подготовке к пересказу объем текста для запоминания сокращается более, чем в два раза, а выделение ключевых слов и фраз помогает быстрее запомнить предложения.

При пересказе текста я разрешаю учащимся пользоваться ключевыми словами, выписанными заранее на отдельный лист.

Этот метод работы облегчает понимание ребят содержания текста и дальнейшего пересказа. Практика показала, что даже те учащиеся, которые всегда отказывались пересказывать, стали активно работать на уроке и показывать положительные результаты, пересказывая прочитанное.

Работа с текстом подразумевает не только работу над рассказам или статьей, но также и развитие навыков работы с текстом песни для дальнейшего ее исполнения.

На  уроке я ставлю цель умение учащихся выделять основную информацию из прослушанной песни, развивать языковые догадки, творческое мышление и воображение.

Предлагаю вашему вниманию отрывок урока, посвященного работе над  английской рождественской песней.

Самостоятельная работа

a) We’ve  spoken about  almost  all Christmas traditions, but forgot to remember about  carols- traditional Christmas songs. And  today I want you  to sing the song  “ Let it snow” [3] . You have the lists  with the text  of this wonderful song. But not all words are in. The task is  -  Listen to the  song  twice , put on the missing  words. Then we’ll check the answers and try to sing. ( слушать два раза ,проверить слова , прочитать вместе , прочитать куплет по одному)

                                  Текст песни Dean Martin - Let it Snow! 

Oh the weather outside is frightful

But the fire is so delightful

And since we've no place to go

Let It Snow! Let It Snow! Let It Snow!

 

Man, it doesn't show signs of stopping

And I've brought some corn for popping

The lights are turned way down low

Let It Snow! Let It Snow!

When we finally kiss goodnight 

How I'll hate going out in the storm! 

But if you'll really hold me tight

All the way home I'll be warm

And the fire is slowly dying

And, my dear, we're still good-byeing

But as long as you'd love me so 

Let It Snow! Let It Snow! And Snow!

 

When we finally kiss goodnight

How I'll hate going out in the storm!

But if you'll really grab me tight 

All the way home I'll be warm

 

Oh, the fire is slowly dying 

And, my dear, we're still good-byeing 

But as long as you'd love me so 

Let It Snow! Let It Snow! Let It Snow!

 

b)    And now  let’s check the words.

c)      Find their meanings matching the English word with its Russian equivalent.( задание на листах на партах)

1.outside – [aʊtˈsaɪd] – снаружи

2.frightful – [fraɪtfəl] – ужасный

3.delightful – [dɪˈlaɪtfəl] – очаровательный, восхитительный

4.since – [sɪns] – с тех пор

5.place – [pleɪs] – место

6.signs – [saɪnz] –признаки

7.bring (brought) – [brɪŋ (brɔ:t)] – приносить

8.corn – [kɔ:n] – кукуруза

9.popping – [pɒpɪŋ] – хлопок

10.light – [laɪt] – свет, лампа

11.go out – [ɡəʊ aʊt] – выходить

12.hold – [həʊld] – обнимать

13.tight – [taɪt] – крепко

14.grab – [ɡræb] – схватить, ухватить

15.slowly – [sləʊli] – медленно

d)   Let’s  read the words of the song all together , one by one .

 e)  And now it’s time to sing a song.

В результате проведенных исследований и наблюдений было доказано, что для систематизации работы по формированию монологического высказывания и понимания услышанного необходим методически правильно подобранный комплекс упражнений, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм организации учебной деятельности, непрерывность и последовательность в изложении материала. Важно, чтобы учащиеся осознали реальную возможность пользоваться языком как средством общения. Для того, чтобы заинтересовать учащихся, пробудить их мотивацию к монологическому высказыванию, упражнения по формированию монологического высказывания должны быть разнообразными, интересными, увлекательными.                                                                                                                                                                              В педагогической работе мною используются различные упражнения по формированию монологической речи. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в работе по развитию монологической речи.

Литература:

  1. Ариян М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам М.А. Ариян Иностр. языки в школе 1999 6 С. 17-22.
  2. Spotlight 7. Английский в фокусе. 7 класс. Учебник - Ваулина Ю.Е., Дули Д. 2010г С. 20
  3. Ссылка  сайта: http://en.lyrsense.com/frank_sinatra/let_it_snow


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....