Дидактические игры на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку ( класс) на тему

Максимова Юлия Анатольевна

Использование дидактических игр на уроках английского языка в начальной школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр на уроке английского языка

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, наиболее естественный и доступный путь к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.

Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре.

Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: “В игре выявляется характер ребёнка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира и т.п. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. “Игра – регулятор всех жизненных позиций ребёнка. Она хранит и развивает “детское” в детях, она – их школа жизни и “практика развития”

Перестроечные процессы, происходящие в стране, охватили все сферы нашей жизни. Расширились контакты с зарубежными странами, появилась возможность общения с другими народами на всех уровнях (межгосударственные связи, народная дипломатия, туризм, обмен учащимися и студентами и т.д.). Это, в свою очередь, вызвало необходимость изучения иностранных языков, в особенности английского.

Общение на любом языке требует большого словарного запаса, который накапливается в течение нескольких лет. Отсюда следует, что изучать язык следует начинать с раннего детства. Это вызвало поиск педагогами новых приёмов, позволяющих детям эффективно и качественно, а главное с интересом изучать иностранные языки. Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребёнка посредством игровой деятельности в процессе обучения языку.

Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Происходит это благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать он это может только с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи. Расширение игры (воссоздание всё более сложных действий и событий из жизни взрослых, их отношений) и невозможность реализовать его только через предметные действия с игрушками влечёт за собой переход к использованию изобразительных, речевых и воображаемых действий (совершаемых во внутреннем плане, “в уме”).

В игре у ребёнка закладывается способность оперировать образами действительности, что, в свою очередь, создаёт основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности. Кроме того, развитие воображения важно само по себе, ведь без него невозможна никакая, даже самая простая человеческая деятельность.

Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребёнок, воспроизводя в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовать их с другими детьми.

Творческие или сюжетно – ролевые игры создаются самими детьми. Они различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации – разыгрывание сказок и рассказов).

Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них – решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы: подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.

Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость в активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх – без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.

Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета; в играх с правилами главное – решение задачи, выполнение правил.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.

Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми, формируются  качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.

Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли учителя. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других – иные.

Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет. Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.  

Иногда игры соотносят с материалом:

  1. Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.
  2. Настольно–печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.
  3.  Словесные игры наиболее сложны, Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

Из понимания  значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:

  1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
  2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
  3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.  

Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроках.

Игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность.

Возраст от 6 до 8 лет в психоанализе называется латентным периодом. В этот период своей жизни ребёнок старается узнать как можно больше обо всём мире. Поэтому целесообразно начинать обучение английскому языку именно в возрасте 6–8 лет. Если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир незнакомого языка.

Одним из этих подходов является игра, сильнейший фактор психологической адаптации ребёнка в новом языковом пространстве, который может решить проблему естественного ненасильственного внедрения ребёнка в мир языка.  

SAUSAGE

Цель игры: выработка умений задавать вопросы

Игроки задают водящему вопросы типа “What is your favourite fruit?” (Какой твой любимый фрукт), “What is your nose like?” (На что похож твой нос?), и так далее.

На каждый вопрос водящий отвечает “Sausage”(сосиска), если он засмеется, то становится игроком, водящим становиться тот игрок, который задал последний вопрос.

Победителем становиться тот, кто не засмеялся. Иногда становиться не так просто сохранять серьезное выражение лица.

SAY IT QUICKLY

Цель игры: отработка лексического материала

Водящий задает вопросы игрокам. Игроки должны быстро отвечать на вопрос словом, начинающимся с буквы S (можно выбрать любую букву алфавита), но отвечать должны быстро. Например, водящий задает вопрос “what is your favourite food?” (Какое твое любимое блюдо?) Ответ может быть“sugar”(сахар) или даже  “salt” (соль). На вопрос “I saw a strange animal in your garden yesterday – What was it?” (я видел странное животное у вас в саду. Кто это?) Ответом может быть “squirrel” (белка)

Игрок, который не смог ответить на вопрос, выбывает.

Cheerleaders

Цель игры: Отработка произнесения слов по буквам.

Водящий произносит задуманное слова по буквам, игроки должны угадать это слово. Например, водящий говорит первую букв задуманного слова “Give me an A” игроки повторяют “A!”, Потом называет вторую букву задуманного слова “Give me an P” (например слово apple) и так далее, пока слово не будет произнесено по буквам.

После этого водящий спрашивает What does in shell? Игроки называют слово, если они угадали. Тот игрок, который первым угадал слово, становится водящим. Задумывает слово и игра начинается заново.

Лучше всего начинать такую игру с коротких слов типа dog, cat, car...

Letters and themes dice

Цель игры : закрепление лексического материала (любого)

Материал: Два больших кубика (можно сделать из бумаги). На одном написаны любые 6 букв (на каждой стороне по букве), на другом кубике 6 любых тем, например «Животные», «Еда», « Одежда» и т.д.

Разделить игроков на 2 команды.

Первая команда бросает кубики и пытается придумать слово, начинающееся на выпавшую букву, слово должно соответствовать теме, выпавшей на другом кубике.

Если первая команда ответила неправильно, ход переходит ко второй команде. Если ответ правильный, то команда получает одно очко и продолжает бросать кубики.

Необходимо придумать слово в течение 30 секунд, в противном случае ход переходит к другой команде.

Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Letter game. First to say Z

Цель игры: повторение английского алфавита (цифр, месяцев и т.д.)

Игроки сидят в кругу. Первый участник держит мяч и начинает первый раунд игры. Игрок может сказать одну, две, минимум три буквы алфавита (подряд) перед тем как передаст мяч следующему игроку. Например, первый игрок говорит A,B,C, второй- D, третий- E,F,G, четвертый – H,I

Игрок, который скажет последнюю букву Z выигрывает, получает одно очко и начинает следующий раунд. Игра заканчивается тогда, когда кто то из игроков набирает 3 очка.

Варианты игры. Вместо букв алфавита можно говорить числа от 1 до 20, кто назовет 20, получает одно очко.

Можно называть месяца, начиная с января. В этом случае максимум можно называть два слова. Выигрывает тот, кто называет месяц декабрь. Он получает одно очко.

Подвижные игры

Zip – Zap!

Эту игру хорошо проводить в новых классах, где дети не знают имена друг друга.

Цель игры : закрепить фразы What’s yor name? Her/his name is...

Игроки сидят в кругу на стульях (пустых стульев нет).

Водящий встает в середину круга и говорит Zip  или Zap!

Если водящий сказал  Zip, игрок, на которого указали, говорит имя того соседа, который сидит слева от него, например Нis name is Jane.

Если водящий сказал  Zap, игрок, на которого указали, говорит имя того соседа, который сидит справа от него.

Другой игрок становится водящим. Игра повторяется. После некоторого времени можно произнести Zip – Zap! Тогда все игроки встают и перебегают на другие места.

Игроки узнают имена своих новых соседей, и игра продолжается.

Вместо Zip – Zap! Можно произносить Left или Right.

Bandits and sheriffs

Цель игры : закрепить лексический материал.

Разделить игроков на две команды. Одна команда «бандиты», другая «шерифы». Команды сидят друг напротив друга. Учитель – начальник полиции, стоит в конце комнаты около пустого стула – «тюрьма»

Дать каждому бандиту и шерифу номера.

Положить предметы (или картинки) на середину, чуть ближе к бандитам. Начальник называет предмет и номер, например Ruler! Four! Бандит под номером 4 бежит и берет линейку. В это же время шериф под номером 4 гонится за бандитом.

Если бандит взял линейку и успел убежать к своей команде, то говорит “I’ve got the ruler!” Линейка остается у бандитов.

Если шериф успел поймать бандита, он  говорит “I’ve caught bandit number four!” Затем шериф конфискует линейку, а бандита сажают в тюрьму (на свободный стул)

Игра продолжается до тех пор, пока все предметы не будут похищены или конфискованы или пока все бандиты не окажутся в тюрьме.

Команда, у которой больше предметов, выиграла.

Вместо предметов можно использовать игрушки животных. Тогда бандиты становятся охотниками, а шерифы – защитниками животных.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Дидактические игры на уроках английского языка"

Материал может быть использован при подготовке к урокам английского языка в младшем и среднем звене. Использование игр один из средств повышения познавательного интереса....

Дидактические игры на уроках английского языка

В данной статье я расскажу вам об основных дидактических играх, которые я использую на уроках английского языка для хорошего усвоения лексических единиц по определенной теме....

Дидактические игры на уроках английского языка начальных классах

Игры на уроках английского языка Материалы взяты с сайта: http://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/inostranye-jazyki/didakticheskie-igry-na-urokah-angliiskogo-jazyka-v-nachalnyh-k...

Дидактические игры на уроках английского языка.

Игра – творчество. Игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замеча...

Дидактические игры на уроках английского языка

Дидактические игры на уроках английского языка...

От игры к знаниям: дидактические игры на уроке английского языка.

Использование дидактических игр на уроках делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, помогает облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Ис...