Программа элективного курса "Страноведение".
элективный курс по английскому языку (8 класс) по теме

Приползина Жанна Алексеевна

Данная программа предназначена для учащихся 14-15 летнего возраста, учитывает психофизиологические особенности детей этого возраста и рассчитана на 18 часов.

Актуальность предлагаемой программы элективного курса заключается в том, что в её основу положен лингвострановедческий подход при обучении английскому языку.

Основной целью курса является воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре англоязычных стран, совершенствование коммуникативных умений и навыков, повышение познавательной активности учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                           

Программа элективного курса

«Страноведение»

(8-ой класс, 18 часов)

Автор программы:  Приползина Жанна Алексеевна,

учитель английского языка МБОУ СОШ №2,

г.Советский, Тюменская область, ХМАО.

2012г.

Пояснительная записка

Общие положения

Данная программа предназначена для учащихся 14-15 летнего возраста, учитывает психофизиологические особенности детей этого возраста и рассчитана на 18 часов.

Актуальность предлагаемой программы элективного курса заключается в том, что в ее основу положен лингвострановедческий подход при обучении английскому языку. Как правило, на данном этапе обучения у детей резко снижается интерес к изучению иностранного языка. Лингвострановедение является одним из эффективных средств повышения мотивации и способствует более осознанному изучению иностранного языка. Усвоение учащимися лингвострановедческого материала создает лингвострановедческую компетенцию, под которой понимается целостная система представлений о национальных обычаях, традициях, реалиях страны изучаемого языка, позволяющая извлекать из лексики этого языка примерно ту же информацию, что и его носители, и добиваться тем самым полноценной коммуникации.

При отборе материалов для чтения мною учитывалась степень готовности учащихся к восприятию лингвострановедческой информации: 1) определенный уровень социального развития личности подростка (мотивационная сфера деятельности: интересы, собственно мотивы и идеалы) и 2) его лингвистическая компетентность (языковая готовность).

При чтении лингвострановедческого текста у учащихся формируется лингвострановедческий интерес. Это условно названная группа интересов, которая отражает разнообразные области реальной действительности стран изучаемого языка, а также наиболее значимые исторические явления англоязычной культуры, выраженные средствами иностранного языка.

Страноведческие и лингвострановедческие интересы ограничиваются рамками иноязычной (в данном случае англоязычной) культуры; сюда относятся общественно-политические, познавательные, эстетические, читательские, спортивные и др. группы интересов, способствующие формированию у учащихся представления о стране изучаемого языка.

Цели и задачи обучения

Основной целью курса является воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре англоязычных стран, совершенствование коммуникативных умений и навыков, повышение познавательной активности учащихся.

Данные цели определяют основные задачи курса:

  • познавательная (дети узнают много нового о событиях прошлого и настоящего, о жизни и традициях разных народов, о флоре и фауне англоязычных стран и т.д.);
  • лингвистическая (дети изучают специально отобранный, специфически однородный языковой материал, отражающий культуру страны изучаемого языка, безэквивалентную лексику (обозначающую национальные реалии – Пентагон, Биг Бен) и фоновую лексику (т.е. несущую дополнительную, отличающуюся национальным колоритом информацию), а также невербальные языки жестов, мимики и повседневного (привычного поведения);
  • воспитательная (создание в группе ситуаций гуманистической направленности, побуждающих учащихся к проявлению заботы, внимания, взаимопомощи, поддержки и обогащение т.о. нравственного опыта детей);
  • поведенческая (освоение правил культуры поведения и общения на иностранном языке, изучение особенностей правил поведения и вежливости в англоязычных странах).

Виды и формы работы

Реализации поставленных задач способствует целый ряд наиболее эффективных практических методов, приемов, форм и средств обучения.

При этом учитываются индивидуальные особенности детей и их общекультурное развитие.

Основными видами деятельности подростков являются:

  • общение со сверстниками;
  • экспериментирование;
  • художественно-театральная деятельность.

Все эти виды деятельности занимают ключевое место в программе курса. Учитывая их, выделяются основные виды работы на занятиях английским языком:

  • при работе над лексикой используются учебные тексты (преимущественно аутентичные), иллюстрации, компьютерные презентации, комментарии,  обязательным является ведение лингвострановедческого словаря;
  • при работе над произношением используются скороговорки, пословицы, идиоматические выражения, песни, творческие и ситуативные игры (ролевые игры, игры-экспериментирование, интервью, игры-драматизации);
  • при работе над грамматикой применяются грамматические игры, квизы, схемы, диаграммы, графические композиции.

Структура и содержание курса

Выбор тематики и уровня лексико-грамматического материала учитывает особенности развития учащихся, их языковую подготовку, интересы и мотивацию.

Исходя из этого представляется целесообразным ввести следующие темы:

  1. СК Великобритании и Северной Ирландии.
  2. Шотландия.
  3. Уэльс.
  4. Англия.
  5. Ирландия.
  6. Австралия сегодня.
  7. Новая Зеландия.
  8. Канада.
  9. Соединенные Штаты Америки.
  10.  Спорт за рубежом.
  11.  Американские тинейджеры.
  12.  Британские суеверия.
  13.  Еда в Британии.
  14.  Секрет успеха Голливуда.
  15.  Праздники в США и Британии.
  16.  Проблема занятости подростков за рубежом.
  17.  Идиоматические выражения на английском языке.
  18.  Защита творческих проектов по выбранной теме.

Учебно-тематический план программы

п/п

Тема

Основное содержание

Лексический материал

Кол-во

часов

1.

The UK of Great Britain and Northern Ireland

Reading

Discussion

Speaking

Work in groups

the English Channel, monarchy, discover, stretch, border on, be washed by, consist of

1

2.

Scotland

Introduction

Reading

Role play a dialogue between a travel agent and a customer

paradise, myth, castle, abbey, cross, destroy, trade, cathedral, valley, tobacco

1

3.

Wales

Listening

Writing

Grammar Practice

independence, Celtic, equal, broadcast, coal-mining

1

4.

England

Reading

Conversation: a travel agent is talking to a customer about holidays in London

inhabitant, society, fort, camp, college, measure, reveal

1

5.

Ireland

Reading

Discussion

Writing an advertisement

population, origin, settler, civil rights, discrimination

1

6.

Australia Today

Multimedia presentation

Discussion

Making a crossword puzzle

Aborigines, be situated, mainland, territory, standard of living, government

1

7.

New Zealand

Reading

Work in groups

Role play

lie, official language, represent, make up, service industry

1

8.

Canada

Reading

Project work

descendent, set up, turn into, navigator, exploration, struggle, Indians, Eskimos

1

9.

The USA

Listening

Conversation

Writing

Create an ideal ad for: 1) a couple over 50; 2) a family of 4

size, be elected, be founded, skyscraper, eagle, area, include

1

10.

Sports Abroad

Reading

Writing

Find advertised holidays for: 1) a sports-mad teenager; 2) a young couple

invent, youth, team, be fond of, physical, athlete, respectable, healthy nation

1

11.

American Teenagers

Reading

A portrait of a modern American teenager

Comparing the American and the Russian teens

unite, movement, fashion, deal with, exist, protest, peace, ecological problem

1

12.

The Superstitions in Britain

Reading

Discussion

Role play

Analyze the tourist’s behavior in the given situations

superstition, ladder, misfortune, mirror, household, tools, suppose

1

13.

Meals in Britain

Reading

Role play

Project work

meal, prepare, tasteless, ingredient, spice, criticize, cuisine

1

14.

The Secret of Hollywood’s success

Watching a film

Discussion

Writing a fan letter

career, director, success, hit, huge, win, draw smb’s attention to

1

15.

Holidays in the USA and Britain

Reading

Role play

Create the calendar of the important events

travel, package, customs, duty-free, luggage, price category

1

16.

The Problem of the Teens’ Unemployment Abroad

Reading

Making an Interview

Writing: develop 10 questions that you’d like to ask an American teen

unemployment, job, manager, service, look for, support, solve, realize

1

17.

 English Idioms

Reading

Work in pairs

Grammar practice

idiom, short-handed, boast, bend, praise, stubborn, tolerate, be aware, pay for

1

18.

Project Work

Speaking

Designing an Album

Quiz

-

1

Модель выпускника

В ходе изучения данной программы учащиеся должны:

«знать/понимать»:

- основные значения изученных ЛЕ (слов, словосочетаний);

- особенности структуры простых и сложных предложений английского языка;

- признаки изученных грамматических явлений (ВВФГ, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);

- основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;

- особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка.

«уметь»:

говорение

 

- начинать, вести/поддерживать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета;

- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

- сообщать сведения о своей стране и стране изучаемого языка;

- передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;

аудирование

- понимать содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (программы теле-, радиопередач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять для себя значимую информацию;

- понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные;

- использовать переспрос, просьбу повторить;

чтение

- ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку;

- читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);

- читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

- читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;

письменная речь

- заполнять анкеты и формуляры;

- писать поздравления с опорой на образец, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка;

- делать выписки из иноязычного текста, составлять письменные материалы, необходимые для презентации результатов проектной деятельности;

«использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» для:

- достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;

- соблюдения этикетных норм межкультурного общения;

- приобщения к ценностям мировой культуры через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные;

- участия в конкурсах, олимпиадах, межкультурных проектах;

- обогащения своего мировосприятия, осознания роли английского языка в сокровищнице мировой культуры.

Приложения.

  1. Методическое обеспечение курса.

♦ Методические рекомендации по теме «Игровая деятельность как средство обучения общению на английском языке».

♦ Методические рекомендации по теме «Лингвострановедческий подход при обучении английскому языку».

♦ Наглядные пособия по изучаемым темам, географические карты англоязычных стран, рекламные буклеты и т.д.

♦ Примерные темы творческих проектов к итоговому уроку-зачету:

- «Достопримечательности Вашингтона»;

- «Животные Австралии»;

- «Молодежная мода в США и Британии»;

- «Символы Америки»;

- «Английская кухня»;

- «Парад кинозвезд»;

- «Города Великобритании»;

- «Королевская семья»;

- «Идиомы о животных»;

- «Мой любимый спортсмен»;

- «Хобби в Соединенном Королевстве и США»;

- «Рождество в Великобритании».

  1. Материально-техническое обеспечение курса.
  • Аудиокурс. Английский язык для отдыха за рубежом. // Россия, М.: ООО «Бизнессофт», 2006.
  • Английский язык. Путь к совершенству». Полный интерактивный курс. // Россия, М.: ООО «Медиахаус», 2002.
  • Учим английский язык. Интерактивный курс. // Россия, «Руссобит- Паблишн», 2004.
  • Электронное пособие «Английский язык. Страноведение». Авторы: Басс Е.В., Васильева Л.В., Лукашенко В.В. и др. Издательство: «Учитель», 2013.

  1. Список литературы.
  1. Для учащихся:

  1. Английский язык. // М.: Изд.дом «Первое сентября», 2003-2006.
  2. Балк Е.А. Занимательный урок. Сборник дополнительных материалов. // М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
  3. Бурова И.И. Практикум по английскому языку. // СПб.: Изд-во «Союз», 2003.
  4. Ермолова И.В. Английский язык. Карточки заданий. // г.Саратов: Лицей, 2005.
  5.  Куриленко Ю.В. 400 тем по английскому языку. // М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2002.
  6. Лазарева Е.И. Новый русско-английский разговорник. // М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006.
  7. Матюгин И.Ю. Как запоминать английские слова. // Издательство «РИПОЛ Классик». 2006.
  8. Новиков А.В. Устные темы по английскому языку для школьников. // М.: ООО «Лист Нью», 2001.
  9. Солодовченко Л.Н. Учебное пособие для школьников и абитуриентов. // М.: «5 за знания», 2005.
  10. Хилер Т. Отличный словарь синонимов. // Издательство «Sourcebooks». 2011.

     3.2. Для учителя: 

  1. Английский язык. // М.: Изд.дом «Первое сентября», 2003-2006.
  2. Димент А.Л. Тематические вечера на английском языке. // М.: Просвещение, 1988.
  3. Дмитриева Л.Ф.// М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д., 2005.
  4. Иностранные языки в школе, 1991-2006.
  5. Колесникова И.Л. Пишем по-английски. // СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2005.
  6.  Куриленко Ю.В. 400 тем по английскому языку. // М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2002.
  7. Маслыко Е.А. Учебное общение на уроке английского языка.// Минск, «ВШ».,1990.
  8. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. // М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «изд-во АСТ», 2004.
  9. Ощепкова В.В. Язык и культура Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии. // Издательство «Каро», 2006.
  10.  Павлецкий В.М. «Великобритания. Монархия, история, культура». // Издательство «Каро», 2006.  

  1. Интернет-ресурсы:
  1. www.uchmet.ru/library/material/143618
  2. dreamteam43.ru/index/stranovedenie_velikobritanii/0-47
  3. festival.1september.ru/articles/565888
  4. englishwell.org/teachprograms
  5. www.uchmag.ru 
  6. www.proshkolu.ru/club/language/list/1-11112-98239
  7. www.zavuch.ru/methodlib/225/51878
  8. www.anglyaz.ru/stranovedenie.html
  9. metodsovet.su/load/inostr_yaz/158
  10.  4flaga.ru/countries.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Знакомство с программой Visio. Программа элективного курса по информатике.

Элективный курс "Visio" по  информатике ориентирован на преподавание в 10-11 классах средней общеобразовательной школы....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...