ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
статья по английскому языку на тему
Статья посвящена важнейшим условиям реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьника на уроках английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_razvitie_i_vospitanie_na_urokah_angliyskogo_yazyka._glybova_a.yu_.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Глыбова А.Ю., учитель
английского языка
первой квалификационной
категории МОУ «Русская классическая гимназия»
г. Саратов
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.
Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. Значимость нравственного воспитания детей особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности части молодежи, бездуховности. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся частым явлением. В условиях кризиса нравственных ценностей, переживаемого современной цивилизацией, жестокости и бездуховности человеческих взаимоотношений огромное значение приобретает возвращение к моральным нормам и правилам, которые на протяжении многих поколений направляли поведение людей.
«Современный учитель находится в поиске таких методов и средств, которые обеспечивали бы проникновение в учебный процесс морали, ее ценностей и вызывали бы их практическое усвоение, совершенствуя нравственный облик учащихся. Нравственная личность обладает добродетелями, представляющими собой общественные ценности, закрепленные во внутреннем мире человека в форме знаний, чувств, убеждений, а учебный процесс является "посредником", механизмом, передающим ей эти ценности.»[1] Духовно-практические качества человека не передаются генетически, а вырабатываются в ходе долгой и кропотливой совместной деятельности учащегося и педагога. Первоначальным источником нравственных идеалов для любого человека является семья, далее человек испытывает воздействие среды - детского сада, школы, друзей, знакомых и т.д. Таким образом, с одной стороны, от учителя требуется стать образцом нравственности для учащихся, а с другой стороны, перед ним ставится задача корректировки нравственных убеждений, трансляции общественных ценностей, что является как высокой моральной ответственностью, так и практически трудно реализуемой задачей.
Важнейшими условиями реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьника на уроках английского языка являются:
- участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия. Например, в гимназии проводится много открытых уроков, посвященных нравственному воспитанию («Что такое дружба?», «Протянем руку помощи»), внеклассных мероприятий, праздников. Особое место в духовно нравственном воспитании занимают внеклассные мероприятия посвященные Рождеству и Пасхе;
- усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. Учащиеся принимают участие в различных акциях, проектах («Нет курению», «Мы за здоровый образ жизни» и т. д.), которые способствуют сплочению коллектива, прививают чувство ответственности за достижение результата;
- посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе. Учащиеся моего класса активно принимают участие в благотворительных акциях, ставят сценки на английском языке, посещают детские дома, собирают для нуждающихся детей игрушки и школьные принадлежности;
- получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями). Как классный руководитель, я часто провожу классные часы и праздники совместно с родителями, например, заседания семейного клуба, посвященного дню матери.
Также очень важна на уроках иностранного языка работа в парах и групповая работа. В процессе парной и групповой работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, учащиеся привыкают помогать друг другу и осуществлять контроль над товарищем, а это развивает внимание, способствует развитию чувства коллективизма.
Путь воспитания при чтении – это путь опосредованный: от текстов, от полученной информации к мыслям, к выработке взглядов, убеждений формированию мировоззрения. Эффективность воспитания в процессе чтения зависит не только от правильного подбора материала, от подуманных приемов организации чтения, но и от возможности применять содержание прочитанного в практической деятельности учащегося.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Духовно-нравственное развитие является одним из ведущих компонентов в обучении иностранным языкам.
- Духовно-нравственное развитие на уроках иностранного языка реализуется в основной своей массе через чтение текстов различной тематики (рассказы о родине и её истории, о жизни выдающихся деятелей науки и культуры, о природе, музыке, экологии и др.) и их отработку в различных упражнениях (преимущественно речевых).
- Прекрасным помощником в реализации нравственного воспитания может служить поэзия страны изучаемого языка. Специфика поэзии помогает овладеть эмоционально-ценностным опытом общения и воспитывает учащегося в нравственном смысле, параллельно расширяя его кругозор.
- Очень полезной, с точки зрения развития навыков говорения и реализации нравственного воспитания, является работа в парах, проектная работа, а также проведение конференций, докладов и открытых обсуждений. В процессе парной и групповой работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, учащиеся привыкают помогать друг другу и осуществлять контроль над товарищем, а это развивает внимание, способствует развитию чувства коллективизма.
- Чтобы усвоенное и продуманное в ходе чтения стало действительным, нашло своё воплощение в повседневной жизни учащихся, актуально проведение учениками конференций и докладов, представление проектов и написание эссе и сочинений. Написание сочинений и эссе также является актуальным способом реализации нравственного развития на уроках иностранного языка, что, кроме того, способствует еще и развитию навыков письменной речи.
- Немаловажным компонентом в воплощении нравственного развития является личность учителя, его заинтересованность в предмете.
ЛИТЕРАТУРА
- Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001. – с. 76-77, 113.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. – М., 2003.
- Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранному языку. - М., «Просвещение», 1996. - с. 47 – 49.
- Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Ж. Классный руководитель. 2003. - № 4 – с.24-29.
[1] Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Ж. Классный руководитель. 2003. - № 4 – с.24-29.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексика, систематизированная по классам, помогающая осуществлять духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка
Был проведен анализ лексики учебников, способствующей воспитанию нравственности и моральных норм поведения. Были рассмотрены учебники для школ с углубленным изучением англтийского языка. Приведены спи...
Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка
В данной статье показана работа учителя по духовно-нравственному воспитанию уч-ся на уроках английского языка...
"Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"
доклад по теме "Духовно нравственное воспитание на уроках английского языка"...
"Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"
доклад по теме "Духовно нравственное воспитание на уроках английского языка"...
Проектирование как эффективное средство развития и воспитания на уроках английского языка.
Данный материал позволяет учителям использовать в своей работе опыт в проведении уроков-проектов...
Выступление на школьном методическом совете на тему: "Проектирование как эффективное средство развития и воспитания на уроках английского языка"
Выступление на школьном методическом совете...
«Люблю ли я Россию так же, как полюбила ее английская принцесса?» Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках английского языка.
Я хочу поделиться своим опытом по духовно-нравственному воспитанию на уроках английского языка. В России много святых, которые верою побеждали врагов видимых и невидимых, ...