Проектные и модульные технологии на уроках
статья по английскому языку на тему
Материал из опыта работы по использованию проектных и модульных технологий на уроках
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТНОГО И МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Богданова Татьяна Николаевна, учитель английского языка, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 1», г. Тулун Иркутской области
В данной статье представлен опыт работы с обучающимися по реализации проектного задания, опыт применения модульной технологии; данные технологии способствуют формированию у ребят умения продуктивно организовывать свою деятельность, повышают интерес к учению, развивают творческие способности.
Творческая деятельность, опыт которой накапливается постепенно, - это такая деятельность, в результате которой создаётся новое посредством специфических процедур. Особенность этих процедур – это то, что они поддаются алгоритмизации, расчленению на операции, их можно выстроить в необходимой последовательности, описать, дать представления о них. Это самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, подчас неожиданную. Это умение самостоятельно найти проблему в привычной ситуации. Это видение новой функции знакомого объекта, умение самостоятельно увидеть элементы рассматриваемого объекта в их взаимосвязях, комбинирование ранее известных способов в новые.
С целью развития творческой деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной работе активно применяю проектное обучения. При этом использую разные виды проектов: информационно-поисковые проекты – сбор и анализ информации, подготовка и защита выступления, доклада, реферата; исследовательские проекты, нацеливающие учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез; продуктивные проекты, дающие возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, видеофильма, плаката, рисунка; драматизационные проекты, создающие условия для игрового моделирования; практико-ориентированные проекты, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.
Общее во всех типах проектов – вовлечение учащихся в деятельность, они учатся на собственном опыте и опыте других, получают удовлетворение от результата своего труда.
Алгоритм проектного обучения включает пять основных шагов: выбор проблемы, определение актуальности темы проекта; создание первой творческой группы (наработка идей и способов решения проблемы); создание второй творческой группы (одновременно с первой группой нарабатываются идеи и способы решения проблемы); обмен информацией между группами (круглый стол); защита результата поисковой деятельности, выработка совместного решения.
Проективные приемы могут быть индивидуальными и групповыми, их общей особенностью является наличие поставленной проблемы и задачи решить ее. Поиск самой проблемы также может входить в задачи школьников.
Организационная структура блока уроков «метода проектов» близка к структуре лекционно-семинарной системы, но отличается от нее большим удельным весом семинаров, практикумов, самостоятельной работы: организационный момент урока, вводное повторение, изучение нового материала, закрепление, обобщающее повторение, контроль, коррекция.
Итак, более подробно о методе проектов на примере проекта по теме «В. Шекспир» (из моего опыта работы). В карте, которую я разрабатываю вместе с ребятами, прослеживается последовательность этапов проекта, формы деятельности участников и роль учителя в ходе осуществления проекта.
Возраст школьников – 8-10 класс (14-16 лет).
Формы организации деятельности учащихся: самостоятельная внеаудиторная работа, индивидуальное консультирование с учителем, факультативные занятия, работа в группе.
Цель проекта: популяризация творчества драматурга среди учащихся.
Задачи проекта: реализовать страноведческий аспект, развить умение проведения лингвистического анализа на английском языке, научиться осуществлять микроисследование (самостоятельному поиску информации; проведению опросов; рецензированию, оценке и анализу своей творческой работы).
Конечный продукт: реферат «Биография В. Шекспира» на русском языке, реферат «W. Shakespeare and his world» на английском языке, вёрстка школьного журнала о творчестве драматурга (журнал затем можно использовать в качестве методического и дидактического пособия).
Творческие группы учащихся: литературная, лингвистическая, социологическая, редакционно-оформительская.
Этапы работы над проектом представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1.
I этап Разработка проектного задания 1 урок | II этап Разработка проекта, самостоятельная работа 1факультативное занятие и 1 урок | |
Задачи | Определение темы, обоснование актуальности проблемы, формирование творческих групп, определение источников информации, выбор информации, выбор критериев оценки результата. | Выполнение проекта. |
Учащиеся | Обсуждение проектного задания, распределение обязанностей, уточнение информации | Самостоятельная работа с информацией, систематизация и обобщение материалов. |
Литературная группа | Определение перечня литературных источников. | 2 подгруппы: русский язык, английский язык, чтение литературоведческих, критических статей. |
Лингвистическая группа | Консультация учителя-словесника, выбор произведения для анализа. | Анализ отрывка, классификация, сравнение языковых явлений. |
Социологическая группа | Выбор группы опрашиваемых, составление «опросника» (анкеты). | Проведение письменного опроса, обобщение материала. |
Редакционно-оформительская группа | Подготовка эскиза журнала | Верстка журнала |
Учитель | Объяснить цели проекта, оговорить сроки, консультации, наблюдение | Консультирует, советует, наблюдает |
На последующих этапах проводится защита и оценка деятельности.
Таблица 1 (продолжение).
III этап Оценивание результатов 1 занятие | IV этап Защита проекта | V этап Рефлексия | |
1 занятие | |||
Задачи | Анализ выполнения проекта, обсуждение достигнутых результатов | Подготовка формы защиты проекта, объяснение полученных материалов | |
Учащиеся | Коллективное обсуждение, самоанализ | Коллективная защита | Самооценка |
Литературная группа | Редактирование рефератов | Рефераты на русском языке, английском языке | Самооценка |
Лингвистическая группа | Редактирование, коррекция | Сообщение | Самооценка |
Социологическая группа | Обсуждение результатов, сведение их в таблицу | Итоги опроса | Самооценка |
Редакционно-оформительская группа | Редактирование материалов | Демонстрация журнала | Самооценка |
Учитель | Наблюдает, направляет | Участие в анализе | Общее оценивание проекта |
При работе над проектом учитель выполняет следующие функции: помогает учащимся в поисках источников для работы над проектом; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет учеников.
Отлично успевающие, ответственные ученики по желанию и, если не против их родители, учатся по разработанным мною программам-модулям, в которых перед учащимся поставлены задачи и определены ожидаемые результаты, даны критерии контроля и определено содержание учебного материала. И в течение 3-6 уроков учащийся может самостоятельно организовывать и спланировать свою деятельность по теме, по разделу (и даже место работы может определить сам, например, в библиотеке). Приведу пример применения модульной технологии. Обучающемуся предлагается краткая анкета, в которой он отмечает, как хочет изучить тему (под руководством учителя, самостоятельно и иногда консультироваться с учителем, или самостоятельно, без помощи других). Если учащийся выбирает второй или третий способ организации своей деятельности, он получает карточку на английском языке, где указывает класс, фамилию, название темы, раздела, отвечает на вопросы: «Где можно использовать информацию, которую ты получишь? Где можно найти необходимую информацию? Что следует изучить? Какой проект хотел бы выполнить по заданной теме? Как будешь осуществлять самоконтроль?» Далее предлагается алгоритм работы по теме: этапы и количество уроков, задачи на каждом этапе, обязательный и дополнительный перечень упражнений учебника и рабочей тетради, критерии оценки работы. После первого этапа (повторения, актуализации пройденного материала) учащемуся предлагается помощь: если он не испытывает затруднений в освоении темы, он продолжает работать самостоятельно; если он нуждается в помощи, то получает консультацию учителя, или начинает обучаться вместе с остальными учащимися. На последнем этапе – этапе контроля – выполняет тест, как правило, успешно. В течение учебного года по модулям занимаются два-три ученика, и осваивают они самостоятельно не более одной темы (эффект применения данной технологии высокий).
Вышеупомянутые технологии обучения не заменяют классно-урочную систему, но они помогают сделать обучение увлекательным процессом и для обучающегося и для учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Использование блочно-модульной технологии на уроках химии"
материал содержит теоретические основы данной технологии, классификацию учебных элементов, примерный тематический план курса органической химии с использованием блочно-модульной технологии...
Модульная технология на уроках географии.
Модульная технология на уроках географии. Модульная технология ориентирована на самостоятельную работу учащихся и предполагает деление урока на несколько элементов (УЭ). Каждый элемент имеет свою...
Из опыта внедрения блочно-модульной технологии на уроках физики
Обобщение опыта по осуществлению компетентностного подхода на уроках физики через применение блочно-модульной технологии...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ
Новая парадигма образования состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консульт...
блочно-модульная технология на уроках математики
Процесс обучения – процесс двухсторонний. Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, желание овладеть самостоятельно знаниями, их инт...
Использование модульной технологии на уроках биологии
Сущность модульного обучения состоит в том, что каждый ребенок самостоятельно достигает целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы над модулем...
Публикация в сборнике 2 Международной ярмарки образовательных технологий по теме "Использование возможностей модульной технологии на уроках физики"
Данный материал раскрывает опыт работы учителя с использованием модульной технологии....