Эффективность использования стихов и рифмовок при изучении английского языка
статья по английскому языку на тему

           Тема : Эффективность использования стихов и рифмовок при изучении английского языка

          Для чего нужны стихи на уроках английского языка?  Стихи – это разминка на уроках английского языка? Так ли она нужна? Можно ли обойтись без стихов на уроках английского языка в начальных классах? Эти и многие другие вопросы будут рассмотрены в данной работе.

         Стихи и песни приносят удовольствие при изучении иностранного языка, а так же повышают эффективность образовательного процесса. Ни для кого не является секретом тот факт, что использование стихотворений на уроке английского языка заметно оживляет его ход, способствует повышению активности учащихся, развивает их языковые и творческие способности, снимает усталость и напряжение, возникающие в процессе работы с языком. На мой взгляд, это один из эффективных приёмов повышения качества языковой подготовки и развития учащихся. Никто не станет отрицать, что работа над стихами, пословицами, поговорками и рифмами развивает ребёнка, прививает интерес к поэтическому слову, учит слышать красоту слова, красоту языка. Чтение стихов, заучивание наизусть делают урок более интересным и познавательным, повышают мотивацию к изучению языка. На своих уроках я использую стихи и считалки как фонетическую зарядку, физкультминутку, как возможность лучше усвоить грамматику и пополнить словарный запас.

            Рифма облегчает запоминание новых слов. Заучивание стихотворений не только развивает память учащихся, но и позволяет подбирать подходящие слова для выражения своих мыслей, развивает эмоциональную выразительность речи.

           Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

           Задача учителя состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. И поэтому одним из эффективных приёмов в обучении иностранному языку является, несомненно, использование поэтического текста, потому что этот приём в первую очередь способствует такому важному фактору, как интерес к предмету. Задача учителя добиться, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. Именно здесь ему на помощь приходит огромное количество поэтических произведений и текстов, которые открывают широкие возможности для эффективного обучения иностранному языку.

           При работе над стихами и рифмами решаются также практические цели обучения иностранному языку: отрабатывается произношение, усваивается и закрепляется лексика, развивается навык выразительного чтения, формируются грамматические навыки, а также элементарные речевые умения говорения, аудирования.

           При помощи рифмовок и стихов можно решить целый комплекс важных методических задач:

·        презентация нового звука, его произношение;

·        отработка изучаемого фонетического явления;

·        введение нового лексического материала;

·        введение и закрепление грамматического материала.

           Использование рифмовок и стихов на уроке обеспечивает активность и работоспособность учащихся, развивает творческую деятельность и поддерживает у детей интерес к изучению иностранного языка.

           Все рифмовки и стихи можно условно поделить на три типа:  

1.     фонетические,

2.      тематические, 

3.     грамматические.

           1.   Формирование произносительных навыков ведется на всех этапах обучения иностранному языку. При этом обучающиеся с большим желанием и старанием работают над отдельными звуками, труднопроизносимыми словами и интонацией, если они представлены в рифмованной форме. [2; с.4]

           Усовершенствовать навыки произношения в условиях неязыковой среды позволяет работа со стихами, рифмами и скороговорками  на уроках иностранного языка. Это простой, нескучный и в тоже время эффективный способ, который позволяет избежать многих ошибок при изучении, отработке и закреплении новых звуков. Часто урок начинается с фонетической зарядки и в качестве фонетической зарядки можно использовать вместо отдельных слов и словосочетаний, содержащих тот или иной звук, специально отобранные стихи и рифмовки. [1; с.30-31] Затем в течение 2–3 уроков стихотворение или рифмовка повторяются, корректируется произношение звука. Данный вид работы я включаю в урок на разных этапах, он служит своеобразным отдыхом для детей. На начальном этапе используются различные скороговорки и рифмовки с преобладанием слов, содержащих отрабатываемый звук. Это позволит детям собраться, сосредоточиться на предмете и быть готовым к восприятию основного материала. Фонетическая разминка на уроках английского языка позволит учащимся улучшить произношение, запомнить новые слова, а так же развивает языковые и творческие способности детей. Выбирайте стишки, которые нужно не просто повторять, а еще и показывать. Это сделает процесс запоминания (заучивания) более легким и быстрым, а так же привлечет внимание учеников.

           Хороши в качестве фонетической разминки и скороговорки. Их можно использовать на занятиях с учениками среднего и старшего среднего возраста. Ведь интересные и разнообразные занятия нужны не только малышам. Например,

     Звук[f]

Flowers here,                            
Flowers there,

Flowers growing                        ,
Everywhere.                          

      Звуки[s]

She sells sea shells on the sea shore. The shells that she sells are sea shells, I am sure.

            2.Формирование лексических умений и навыков предполагает знание ситуативных, социальных и контекстуальных правил, которых придерживаются носители языка. Обучающиеся должны усвоить значения и формы лексических единиц,  уметь их использовать в различных ситуациях устного и письменного общения.

             Песни и рифмовки помогают вводить или закреплять лексический материал в живой и эмоциональной форме. Заучивание стихов, рифмовок  и воспроизведение их на уроках сначала хором, а позже индивидуально или парами развивает навыки говорения на иностранном языке. Рифмованная речь более привычна и естественна для детей, чем простая, потому что легче запомнить информацию в рифмованном виде. На начальном этапе обучения дети хорошо воспринимают, запоминают и воспроизводят готовые лексические конструкции, особенно если они рифмуются или вводятся под музыку, ритм. Например, известная песня “Good morning!” является готовым диалогом, с помощью которого дети учатся здороваться, спрашивать, как идут дела и прощаться.

           При работе над темой для повышения мотивации и эффективности изучения материала можно использовать рифмовки и стихи, так или иначе связанные с изучаемой тематикой. При этом очень часто есть возможность пополнить активный лексический запас новыми словами и выражениями по теме. Например, при изучении лексики  по теме «Животные» можно ввести  глагол “have got” – “иметь” и разучить с детьми следующую стих:

Have you got a dog?

No, I haven’t got a dog.

Have you got a cat?

No, I haven’t got a cat.

Have you got a bird?

No, I haven’t got a bird.

But I’ve got a little mouse and it’s got a little house.  

          Эта песня помогает закрепить вопросительные, отрицательные и утвердительные предложения. На последующих уроках можно предложить обучающимся составить свой стих. Следующая рифмовка поможет обогатить словарный запас также при изучение темы «Животные» :

                                                    It’s fun to be this,
                                                     It’s fine to be that,
                                                     To leap like a lamb,
                                                     To climb like a cat,
                                                     To swim like a fish,
                                                     To hop like a frog,
                                                     To trot like a horse,
                                                     To jump like a dog.

            3. Часто слово «грамматика» ассоциируется с чем-то скучным и нудным. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков, что является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности.

              Конечно, когда дети слышат о том, что нужно учить грамматику, им кажется, что это очень сложно и скучно, они не смогут разобраться, нередко они теряют мотивацию и желание к продолжению изучения языка. Можно по-разному строить процесс ознакомления с грамматическим материалом и его тренировки. Кто сказал, что нельзя учить грамматику посредством стихов, рифмовок и песенок? Периодически повторяя или заучивая стишки на английском языке наизусть, дети легко запоминают сложные грамматические конструкции, так называемые фразы – клише. Далее в процессе разговора на английском языке, составления диалогов, при написании сочинений ученики с легкостью вспоминают необходимые грамматические конструкции, правильно подбирают вспомогательные глаголы для определенных местоимений, правильно определяют время глагола. Даже если ребенок допустил ошибку в процессе речи, он понимает, что предложение звучит неправильно и исправляет себя сам. Для запоминания определенных грамматических конструкций необязательно заставлять учащихся заучивать правила, огромные тексты. Например, достаточно просто провести вначале урока специальную разминку. Возьмите мяч. Кидая мяч ученику произнесите предложение с необходимой грамматической конструкцией. (например, I am.. I am a boy. и т.д.) Ученик бросает мяч вам обратно повторяя сказанное вами предложение или фразу. Задействуйте в игре всех учеников, периодически повторяя данное упражнение каждый урок. Вы заметите, как легко дается грамматический материал вашим ученикам.

          Для того чтобы знания грамматики не остались в памяти обучающихся лишь в виде заученных правил, схем, таблиц, коротких четверостиший, чтобы речь обучающихся была грамматически правильной, нужно обеспечить условия многократного употребления речевых образцов за счёт упражнений на подстановку. Например, формы глагола  to be.

I am a mouse,
You are a cat.
One, two, three,
You catch me

I am Ann,                                            I am not Ann,
You are Dan,                                       You are not Dan,
He is Peter,                                          Hi is not Peter,
She is Rita.                                          She is not Rita.

They are four,                                     Am I Ann?
No more.                                            Are you Dan?
                                                          Is he Peter?
                                                          Is she Rita?
 

Модальный глагол can 

I love learning English,
I can read,
I can write,
I can speak English too,
I love learning English
And what about you?

           В заключение, хотелось бы сказать, что использование стихотворений, рифмовок и песен создает психологически благоприятный климат и комфортную атмосферу в классе. Приемы работы со стихами, песнями и рифмовками сочетаются с другими приёмами и делают урок лёгким, интересным и запоминающимся и вносит живую струю в ход урока, создавая эффект новизны. Любой материал на песенной основе запоминается легче и быстрее, как в работе с младшими детьми, так и с подростками. Грамматика и лексика прочнее откладывается в долговременной памяти обучающихся, совершенствуется произношение.

          Хотелось бы отметить, что ребятам нравиться этот вид работы. Заучивание небольших по объему стихотворений и рифмовок не требует от них больших усилий и служит эффективным средством усвоения языкового материала.

           Таким образом, стихотворения стимулируют учеников к монологическим и диалогическим высказываниям, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствует развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx80.2 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективность использования стихов и рифмовок при изучении английского языка Халиуллина Динара Фагимовна , учитель английского языка, МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения» г. Казани, Республики Татарстан

Слайд 2

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Слайд 3

Задача учителя состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. И поэтому одним из эффективных приёмов в обучении иностранному языку является, несомненно, использование поэтического текста, потому что этот приём в первую очередь способствует такому важному фактору, как интерес к предмету. Задача учителя добиться, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. Именно здесь ему на помощь приходит огромное количество поэтических произведений и текстов, которые открывают широкие возможности для эффективного обучения иностранному языку.

Слайд 4

При помощи рифмовок и стихов можно решить целый комплекс важных методических задач: презентация нового звука, его произношение; отработка изучаемого фонетического явления; введение нового лексического материала; введение и закрепление грамматического материала

Слайд 5

Все рифмовки и стихи можно условно поделить на три типа: тематические, фонетические, г рамматические

Слайд 6

Одной из главных задач на начальном этапе обучения является постановка правильного произношения , поэтому особое внимание необходимо уделить такому этапу урока английского языка как фонетическая зарядка.

Слайд 7

Фонетическе зардки She sells sea-shells on the sea- shore. The shells that she sells are sea-shells . This fish has a thin fin. That fish has a thick fin. This fish is the fish. That fish has a thinner fin than that fish . Can you can a can as a canner can can a can ? Why do you cry, Willy? Why do you cry? Why, Willy? Why, Willy? Why, Willy? Why?

Слайд 8

Принимая во внимание быструю утомляемость детей, на уроке английского языка нельзя обойтись без физминутки , сопровождаемой рифмовками. Таким образом, мы достигаем двойную цель: небольшая передышка и запоминание новых слов .

Слайд 9

Рифмовки на лексику This is my father, This is my mother, This is my brother Paul, This is my sister, This is my uncle, How I love them all. Good morning, good morning, Good morning to you. Good morning, good morning, I’m glad to see you. Red and Yellow White and blue, The gayest flowers Are just for you Red, red, red the rose, Blue , blue, blue the dress, Grey , grey, grey the cat, And so is the rat.

Слайд 10

Рифмовки на грамматику Have you got a dog? No , I haven’t got a dog. Have you got a cat? No , I haven’t got a cat. Have you got a bird? No , I haven’t got a bird. But I’ve got a little mouse and it’ s got a little house. I love learning English, I can read, I can write, I can speak English too, I love learning English And what can you?

Слайд 11

Использование стихотворений, рифмовок создает психологически благоприятный климат и комфортную атмосферу в классе . Облегчает изучение грамматики и лексики , прочнее откладывается в долговременной памяти обучающихся, совершенствуется произношение стимулирует учеников к монологическим и диалогическим высказываниям, служит основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствует развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи.

Слайд 12

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование песен, стихов и рифмовок на уроках английского языка

Один из эффективных приемов обучения – использование стихотворных и песенных материалов на уроках иностранного языка....

Использование песен, стихов и рифмовок на уроках английского языка

Один из эффективных приемов обучения – использование стихотворных и песенных материалов на уроках иностранного языка....

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках английского  языка....

«Эффективные способы повышения словарного запаса при изучении английского языка.»

laquo;Эффективные способы повышения словарного запаса при изучении английского языка.»Ни для кого не секрет, что знание иностранных языков не только открывает новые перспективы, сулит профессио...

Статья "Использование стихов и песен на уроках английского языка для создания психологического комфорта"

Создать комфортную обстановку на уроках английского языка с помощью песен, игр, стихов и загадок...