Метод проектов
статья по английскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Метод проектов или проектная деятельность?
Существует мнение, что отличительной чертой нового столетия является его «всепронизывающая проектность». Проектная культ) ра является общей формой реализации искусства планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления.
Проективность - образовательная тенденция будущего.
В нашей гимназии учащиеся изучают три иностранных языка, что дает им возможность общаться со сверстниками многих стран мира. Было решено использовать эту возможность в современных условиях и расширить образовательную технологию метода проектов, выйдя за рамки одной школы, города, страны. Так появились международные проекты.
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания , ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Международные проекты расширяют информационное пространство, дают возможность увидеть широкий спектр проблем и прийти к их решению используя опыт своих зарубежных сверстников, а так же поделиться своим опытом и умениями.
Участники проектной деятельности самым непосредственным образом включены в активный познавательный процесс, самостоятельно формулируют проблему, осуществляют сбор необходимой информации, планируют варианты решения проблемы, делают выводы, анализируют свою деятельность формируя и приобретая новый жизненный опыт.
Метод проектов создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащихся в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.
Этот метод обладает рядом важных характеристик:
- концептуальность
- системность
- воспроизводимость
- универсальность.
Основные цели проектного обучения:
- Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.
- Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности и коммуникативности, что особенно важно в международных проектах.
- Развивать исследовательские умения.
Организация проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки как учителя, так и учащихся, что обогащает их совместную работу, делает ее более интересной, значимой и интересной.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены:
- видеофильм
- альбом
- компьютерная презентация
- газета
- доклад
- отчет
- журнал и т.д.
Результатами проектной деятельности наших учащихся являются:
- видеофильм
- журналы
- отчеты
- компьютерные презентации
- спектакли.
Учителя - руководители проектов, являются ключевыми фигурами, непосредственно организующими и контролирующими осуществление учащимися проектной деятельности. Они осуществляют набор рабочей группы; проводят консультации; руководят проектной деятельностью; осуществляют методическую поддержку; поэтапно отслеживают результаты; координируют внутригрупповую работу учащихся.
Результативность проектной деятельности заключается в:
- стимулировании внутренней познавательной и повышении интереса к предмету (изучаемому языку);
- повышении активности и самостоятельности разных по уровню и способностям учащихся;
- в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных способностей.
Проектная деятельность ценна не только результатом, а самим процессом, так как она стимулирует истинное учение самих учащихся, личностно ориентировано, самомотивировано, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение учащимся и учителям.
- В современной педагогической литературе можно встретиться как с термином “метод проектов”, так и с термином “проектная деятельность”. Что необходимо школе прежде всего - то или другое?
- Метод проектов - понятие из области дидактики и частных методик. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, способ организации процесса познания. Поэтому если говорится о методе проектов, то имеется в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом. В основу метода положена идея, составляющая суть понятия “проект”. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую ученики выполняют в течение определенного отрезка времени.
- Проектная деятельность - категория психологическая. В подростковом возрасте ребенок должен научиться работать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы воплощения в жизнь своего “проекта”. Почему здесь используется термин “проектная”, а не “практическая” работа? Дело в том, что стержнем проектирования является связь замысла с воплощением, а не просто самостоятельное достижение результата. У подростка возникает своеобразная чувствительность именно к этой связке, которая и составляет суть ответственности за предмет и результат своей деятельности.
- Итак, метод проектов находится вне содержания образования. Метод проектов в руках учителя есть своеобразный педагогический инструмент, с помощью которого решаются определенные дидактические задачи, то есть прежде всего задачи взрослого.
- Проектная же деятельность есть способ организации образовательного пространства, учеников. В этих условиях учитель выполняет только функции управления и коррекции их деятельности. Они сами ставят перед собой задачи, планируют и решают их, осуществляют контроль своих действий и оценку своего результата, сами определяют свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Проект как форма работы требует оформления результатов для предъявления его окружающим, которая не может задаваться пятибалльной системой оценивания.
Какие же цели я преследую в разработке проектов в моей предметной деятельности?
Образовательные - прежде всего, я хочу продумать работу с учеником так, чтобы он задумался над тем, как работать с информацией, какие способы представления информации можно использовать,- как эти знания использовать в дальнейшем. Ученики, работая над своей темой, учатся собирать информацию, анализировать, делать выводы, учатся читать специальную литературу, осваивать терминологию и т.п., то есть приобщаться к информационной культуре и углублять свои знания и навыки в компьютерных технологиях, а также в других областях науки. Воспитательные - воспитание терпимости к чужому мнению, внимательного, доброжелательного отношения к версиям и суждениям других учащихся, воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы и т.п. Развивающие - развитие умения работать самостоятельно с дополнительной информацией, расширение кругозора, повышение эрудиции, развитие устойчивого интереса к различным источникам знаний, развитие творческих способностей учащихся, умения предъявить свою работу другим и т.п.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕКТА
• Замысел работы - это тоже так называемый предэтап в проектировании: о умение видеть проблему и пути её решения.
° Первый этап выполнения проекта - сбор и первичная обработка материала, распределение ролей в проекте. Приобретённые учащимися знания и навыки:
- Первый этап выполнения проекта - сбор и первичная обработка материала, распределение ролей в проекте. Приобретённые учащимися знания и навыки:
о планирование и анализ своей работы; о сбор и анализ необходимого материала; о организация коллективной работы и т.п.
- Второй этап - компьютерная обработка полученного материала:
о освоение основных принципов и приёмов работы с программными средами; о умение работать с графикой.
- Третий этап - оформление основных блоков проекта:
о распределение большого количества материала согласно цели и задачам проекта;
б соотношение практического и теоретического материала в каждом блоке проекта;
о применение различных компьютерных технологий; о дизайн общего вида проекта.
- Четвёртый этап - оформление и представление итогов проекта:
о структурирование материала, необходимого для успешной защиты проекта; о умение отвечать на вопросы экспертов и участников защиты; о формулирование выводов и видение перспектив работы.
Имеет смысл более детально анализировать подход к проблеме со стороны школьника, чтобы добиться максимально полного раскрытия его интересов и способностей. Не нужно навязывать школьнику работу в проекте. Если он пришёл с желанием работать, то при правильной планировке задания получается ситуация, при которой учащийся сам заинтересован в выполнении определённой работы, даже если она его интересует в данный момент меньше, чем работа другого члена проектной группы.
Школьник должен ясно видеть конечную цель своей работы и проекта вообще, а руководитель обязан ему помочь в этом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов, как метод формирования у учащихся УУД.
Тем , кому интересна пректная деятельность учащихся, будет полезна данная публикация и ее приложения. В других разделах я размещу разработки учебных проектов с их содержанием и презентациями. Буд...
ПРОГРАММА ПК: «Метод проектов - один из активных методов обучения учащихся с учётом требования ФГОС».
Эта программа была представлена в рамках конкурса РОСАТОМ....
«Метод проектов» - универсальных дидактический метод.
«Метод проектов» – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированного на творческую самореализацию личности учащегося, на развитие его интеллектуальных и физических во...
Поисково-исследовательский этап метода проекта: метод обучения в команде"
Данную методическую разработку "Поисково-исследовательский этап метода проекта: метод обучения в команде" можно рекомедовать педагогам дополнительного образования ОУ в помощь при реализации творческих...
Метод проектов как один из эффективных методов системно- деятельностного подхода.
Данная статья буден полезна всем, кто использует в своей работе современные методы обучения....
Метод проектов и дифференцированный метод обучения
Сущность собственной методической системы...
Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.
Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...