Работа учителя над методической темой
статья по английскому языку на тему

Чамур Надежда Борисовна

В статье представлены этапы работы учителя английского языка над методической темой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа учителя над методической темой

                                                        Чамур Н.Б. учитель английского языка

ГБОУ школы № 593 Невского района

Санкт-Петербурга

В настоящее время в нашей стране обозначилась тенденция, связанная с переходом на новый тип образования - инновационный, а для его эффективной реализации требуются иные образовательные технологии.

Проблема современных образовательных технологий - это поиск тех оснований, которые позволяли бы отличать стандартные технологии от технологий инновационных, развивающих самостоятельность мышления субъекта учения, формирующих инновационное поведение, т.е. отвечающих целям и задачам современного образования.

Использование в педагогической практике образовательных технологий стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Важным вопросом в данном контексте выступает вопрос о способности учителя достаточно эффективно использовать уже имеющиеся инновационные технологии и самостоятельно их создавать.

Выбирая методическую тему «Использование современных образовательных технологий в обучении английскому языку», я ориентировалась на современную образовательную политику, на требования к организации образовательного процесса и методическую тему школы.

Обучение на курсах в СПб АППО по программе «Образовательные технологии в современной школе» в 2010 – 2011 учебном году (232 часа) дало возможность не только ознакомиться с современными технологиями, но и творчески применять их при проведении учебных занятий. Освоение инновационных процессов в образовании связано с анализом их сущности, структуры, классификации и особенностей, изучением инновационного потенциала среды и творческого потенциала участников нововведений. Педагогическая инноватика – наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.

Работа над методической темой позволит с опорой на традиции, на изучение инноваций, перейти к практической реализации поставленных учителем целей и задач, что в конечном итоге должно усилить мотивацию обучающихся при изучении английского языка, повысить качество предметных образовательных результатов обучающихся.

На первоначальном этапе работы над методической темой проводилось изучение вопроса, систематизация ранее накопленного материала.

На методическом объединении учителей английского языка обсуждался вопрос об использовании инновационных технологий в учебном процессе в зависимости от возрастных категорий.

1. Информационно-коммуникационные технологии. Школа № 593 работает по УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой для школ с углубленным изучением английского языка. Данный УМК, включающий учебники, рабочие тетради, книги для чтения, сборники контрольных заданий, аудиодиски, имеет информационную поддержку на сайте издательства «Просвещения». В УМК представлен комплекс упражнений, ориентированный на целенаправленную последовательную работу по подготовке к выпускным экзаменам в формате ГИА и ЕГЭ, разработан комплекс дополнительных упражнений в электронном варианте.

2. Личностно-ориентированные технологии. Преимущества личностно-ориентированных технологий в развитии познавательного интереса и мышления, учебная деятельность приобретает творческий характер.

3. Технология модульного и блочно-модульного обучения. Данный УМК, включающий учебники, рабочие тетради, книги для чтения, сборники контрольных заданий, аудиодиски, позволяет использовать технологию модульного обучения, учитель может выбирать разнообразные упражнения, исходя из особенностей класса.

4. Технологии развивающего обучения. Технологии развивающего обучения приводят школьников к пониманию важности иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации.

5. Технология обучения в диалоге. Данные образовательные технологии строятся на основе организации различных видов коммуникативного взаимодействия. Обучающиеся учатся вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог – обмен мнениями, комбинированные диалоги.

6. Технологии обучения иноязычной культуре – коммуникационные технологии обучения. Основными задачами реализации содержания обучения являются:

- формирование и развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности;

- формирование и развитие языковых навыков;

- формирование и развитие социокультурных умений и навыков.

7. Здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяет определять время подачи сложного учебного материала, выделять время для проведения самостоятельных работ, применять технические средства обучения, что в конечном итоге повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.

8. Система инновационной оценки «портфолио». Данная технология позволяет вести учет индивидуальных достижений школьника за определенный период обучения. Педагогическая идея учебного портфолио предполагает перенос оценки достижений на самооценку, школьник сам может определить траекторию своего дальнейшего индивидуального развития.

9. Технологии традиционные, технологии стандартного характера, технологии объяснительно-иллюстративные. Главный результат здесь выражается в формировании знаний, умений и навыков.

10. Интегративно-воспитательные технологии. В свете современных тенденций обучение иностранным языкам предполагает интегративный подход в обучении, соответственно в образовательном процессе необходимо не только развивать умения иноязычного речевого общения, но и решать задачи воспитательного, культурного, межкультурного и прагматического характера.

11. Технологии проблемного обучения. Технологии  проблемного обучения создают в учебной деятельности проблемные ситуации, которые активизируют самостоятельную деятельность школьников по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

12. Исследовательские и проектные методы обучения. Школьники учатся планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту. Обучающиеся также участвуют в проектной деятельности межпредметного характера.

13. Технология обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа). Технология обучения в сотрудничестве предполагает создание продукта коллективного труда школьниками, объединенными в малые группы, опираясь на их предыдущий опыт и знания.

14. Технологии проведения учебных занятий. Выбор формы учебного занятия определяется учителем, целями обучения, по использованию технических средств обучения (аудиовизуальные, компьютерные и т.д.), по методическим задачам (средства, методы, технологии), по организации учебного процесса (индивидуальные, коллективные, смешанные).

15. Технологии рефлексивного характера. Целью и конечным результатом данных технологий является овладение субъектом способами рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями, которые бы в дальнейшем входили в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий.

На формирующем этапе работы над методической темой изучались на практике достоинства и недостатки предполагаемых методов обучения, накапливался опыт практической деятельности.

Обучающиеся вместе с учителем были вовлечены в ОЭР. Было отмечено улучшение информационных навыков у школьников.

Были проведены открытые уроки для учителей школы № 593, для педагогов и детей гимназии города Хельсинки, для участников фестиваля педагогического мастерства региона «Балтика-Север» в рамках проекта ЮНЕСКО «Сохраним всемирное культурное и природное наследие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Методические рекомендации и комментариии к системе работы над индивидуальной методической темой

Содержат цели, задачи, источники, порядок  и результаты работы над индивидуальной методической темой...

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования для работы над общей методической темой

Методические рекомендациипедагогам дополнительного образованиядля работы над общей методической темой...

материал к классному часу, а также работа учителя химии по теме "Профориентационная работа классного руководителя и учителя химии"

данный документ содержит информация о профориентационной работе, которая проводилась с учащимися 10-го класса на классном часу, а также материал, содержащий взаимосвязь химии с различными прорфессиями...

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...