Исследовательская деятельность в контексте ФГОС
методическая разработка по английскому языку на тему

Засецкая Ирина Эолитовна

В презентации вы увидите этапы организации исследовательствой работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issled._rab_prezentatsiya_polnaya.pptx1.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто.» А.Сент-Дьердьи Исследовательская деятельность обучающих в контексте ФГОС нового поколения Засецкая И.Э. ГБОУ СОШ № 46 Санкт-Петербург 201 5

Слайд 2

Учебно-исследовательская деятельность в контексте ФГОС нового поколения ФГОС регламентируют требования к структурному и процессуальному содержанию учебно-исследовательской деятельности рамках образовательного процесса. Стандарты обобщили и нормативно закрепили достижения многолетнего опыта вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность. Реализация стандартов позволяет вывести организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся на качественно новый уровень и одновременно ставит перед системой образования новые задачи . 2

Слайд 3

Личность исследователя в «портрете выпускника» ФГОС основного общего образования ориентирует на выпускников: -активно и заинтересованно познающих мир, осознающих значимость труда ,науки и творчества, -умеющих учиться , осознающих важность образования и самообразования для жизни и деятельности , способных применить знания на практике. ФГОС среднего (полного) общего образования ориентирует на выпускников: -креативно и критически мыслящих, активно и целенаправленно познающих мир, осознающий ценность образования и творчества для человека и общества, -владеющих основами научных методов познания окружающего мира, -мотивированных на творчество и инновационную деятельность, -готовых к сотрудничеству , способных осуществлять исследовательскую проектную и информационно-познавательную деятельность. 3

Слайд 4

Преемственность метапредметных результатов Развитие способностей учащихся к исследованию основано на преемственности метапредметных результатов. В соответствии с ФГОС начального общего образования по окончании начальной школы метапредметные результаты учащихся должны отражать в частности: освоение способов решения проблем поискового характера; освоение начальных форм познавательной рефлексии; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей построения рассуждений. ФГОС основного общего образования ориентирует на умение определять понятия, создавать обобщение, проводить аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать критерии для классификации, восстанавливать причинно- следственные связи, строить логические рассуждения , делать выводы. ФГОС среднего (полного) образования ориентирует на: владение навыками познавательной учебно-исследовательской проектной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию из различных источников. 4

Слайд 5

Исследовательское обучение Исследовательское обучение – это особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения – это формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере. Она способствует развитию критического мышления, информационной культуры, творческих и коммуникативных способностей, умения ставить цели и находить пути их реализации, навыков выступать перед аудиторией, связно излагать свои мысли, аргументировано говорить, выслушивать оппонентов, находить контраргументы. 5

Слайд 6

Формы научного исследования Среди форм организации исследовательской деятельности можно выделить: проблемное ведение уроков, когда учитель представляет разные точки зрения на заданную тему, организует дискуссии, стимулирует к формулировке выводов ; написание в качестве домашних заданий проблемно-реферативных работ, отражающих различные точки зрения на проблему; элективные курсы предпрофильного или профильного обучения, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов ; программы дополнительного образования с использованием исследовательских заданий; работа школьного научного общества ; использование исследовательских технологий в ходе проведения экскурсий с постановкой исследовательских задач ; проведение научно-исследовательских конкурсов, конференций и фестивалей как форм презентации исследовательской деятельности; Долгосрочная исследовательская работа. 6

Слайд 7

INTIATING DISCUSSION According to the High Level Panel Threats of the UN «Top 10 threats for humanity» include: 1.Poverty 2.Infection diseases 3.Environment degradation 4.Inter- state wars 5.Civil wars 6.Genocide 7.Other atrocities ( human trade, kidnapping) 8.Weapons of mass destruction 9.Terrorism 10.Transnational organized crimes Father of nanotechnology R. E. Smalley presented « Top 10 problems of humanity » : 1.Energy 2.Water 3.Food 4.Environment 5.Poverty 6.Terrorism and wars 7.Diseases 8.Education 9.Democracy 10.Overpopulation Compare the two lists of Threats , make your own one and explain the reasons 7

Слайд 8

Формы научного исследования Среди форм организации исследовательской деятельности можно выделить: проблемное ведение уроков, когда учитель представляет разные точки зрения на заданную тему, организует дискуссии, стимулирует к формулировке выводов ; написание в качестве домашних заданий проблемно-реферативных работ, отражающих различные точки зрения на проблему; элективные курсы предпрофильного или профильного обучения, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов ; программы дополнительного образования с использованием исследовательских заданий; работа школьного научного общества ; использование исследовательских технологий в ходе проведения экскурсий с постановкой исследовательских задач ; проведение научно-исследовательских конкурсов, конференций и фестивалей как форм презентации исследовательской деятельности; долгосрочная исследовательская работа. 8

Слайд 9

Этапы исследовательской деятельности Этап I (подготовительный) – выбор области и направления будущей исследовательской деятельность учащихся. Этап II (вводное теоретическое занятие) – рассказ об особенностях исследовательской работы на данном этапе обучения, знакомство с методами исследования и требованиями, предъявляемыми к научной работе и ее структуре. 9

Слайд 10

Методы исследования. Изучение литературы и других источников информации по теме (1/2) Это сбор информации по теме исследования из книг и электронных источников, в т.ч . сайтов сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, выдели основные понятия, важные для твоего исследования, и найди их определения. Не забывай, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте работы не забывай делать ссылки на источники информации – книги и сайты. Наблюдение Это целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступить к наблюдению, составь план. Ответь на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно ты будешь наблюдать. Результаты наблюдений записывай. Записи можно делать в форме текста или таблицы. Опрос Существует 3 основные вида опроса: беседа, интервью, анкетирование. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются. 10

Слайд 11

Методы исследования. Изучение литературы и других источников информации по теме (2/2) Анкетирование Это метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн. Готовясь к опросу, четко сформулируй вопросы, на которые ты хочешь получить ответы, и определи, кому ты будешь их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа. Эксперимент Это проведение серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе. Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Помни: учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены . Анализ текста Это процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку. 11

Слайд 12

Рекомендуемая структура и оформление работы (1/3) Основные части работы 1. Титульный лист, пример оформления: 2. Содержание, отражающее все главы и подглавы В содержании также должно быть отражено введение, заключение, список использованных источников. Содержание создается автоматически следующим образом: Заголовки и подзаголовки выделяются как «Заголовок 1». Далее: Вставка – Ссылка — Оглавление и указатели — Создать оглавление (в Word 2003); Вставка – Оглавление — Автособираемое оглавление (в Word 2007). Заголовки и подзаголовки оказываются в оглавлении гиперссылками. Это очень удобно при изменении текста, т.к. номера страниц обновляются автоматически. 3. Введение. Включает в себя обоснование выбора темы, актуальность, новизну проблемы, формулировку цели работы и задач, которые необходимо решить для достижения данной цели (изучить литературу, провести опрос, сравнить, сделать выводы и т.д.), краткую характеристику самой работы, ее структуры: указывается кол-во страниц, кол-во глав и краткая информация о том, чему посвящены главы. Описание объема изученного материала (нашел 106 примеров, сравнил, провел опрос среди учащихся 2-4 классов нашей школы и т.д.). 12

Слайд 13

Рекомендуемая структура и оформление работы (2/3) 4. Глава 1. В ней рассматриваются основные термины и понятия, дается анализ изученности данной проблемы, реферативно излагается теоретический материал по теме, необходимый для выполнения исследовательской части работы. Главное в 1-ой главе – грамотно отделять свои мысли от чужих и давать ссылки. Например, пишем: «Проблема влияния Кока-Колы на здоровье кажется мне очень интересной. Для ее изучения сначала обратимся к истории. Иванов В.В. в книге «История газированных напитков» пишет о том, что … (даем информацию своими словами). Далее ставим в тексте ссылку [Иванов, 2008: 28-29]. Это значит: материал взят из книги Иванова В.В. из списка литературы, год издания 2008, страницы 28-29). Или: На сайтах в Интернете можно найти информацию о том, что… (и даем информацию своими словами со ссылкой, например [ www.literatura.ru и др.] Если дословно цитируем чьи-то слова – заключаем их в кавычки. Источник информации дается полностью в разделе «Список использованных источников». При работе с электронными ресурсами категорически запрещается использовать банки готовых рефератов. Рекомендуется использовать электронные библиотеки, где представлены книги в цифровом формате, специализированные исторические, лингвистические, математические и др. сайты, сайты общественных организаций, занимающихся выбранной темой. Исследовательские работы учащихся обычно проверяются системой « Антиплагиат ». При степени уникальности текста менее 75% работа до защиты не допускается. 5. Выводы по главе 1 . 6. Глава 2. Непосредственно исследовательская часть: выдвижение гипотезы, описание и представление данных опытов, экспериментов, наблюдений, опросов, собственный анализ исследуемого материала, в т.ч . текстов, свои сравнения, доказательства, классификации и т.д . Приветствуются фотографии, графики, диаграммы, и т.д., Текстовая часть главы 2 содержит собственные рассуждения, анализ, доказательства, сравнения и т.д. 13

Слайд 14

Рекомендуемая структура и оформление работы (3/3) 7. Выводы по главе 2 . 8. Заключение. В нем излагаются полученные результаты, описываются перспективы дальнейшего исследования проблемы («На мой взгляд было бы интересно исследовать/рассмотреть также …» ), формулируется назначение работы ( «исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются биологией, а также садоводам и работникам, занятым в области сельского хозяйства»). Прописывается, что дала работа самому исследователю «узнал, научился, понял …». Цитат в заключении и выводах по главам быть не должно, это только собственные мысли . 9. Список использованных источников. Рекомендуется использовать в качестве основных источников книги, изданные в последнее десятилетие. Использование материалов с сайтов сети Интернет разрешено и приветствуется со ссылками. Оформление : Сначала указываются книги в алфавитном порядке (по фамилии автора), потом Интернет-источники. Если это книга, ее описание дается так: Тепляшина А.Н. Жанры и формы комического: Монография. – СПб.: Издательский дом С.-Петербургского государственного университета, 2006. Если это статья, ее описание дается так: Гончарова Е.А. Поэма // Литературоведческий словарь. – СПб.: Изд-во «М-Пресс», 2001. – С. 59-62. Если это электронный ресурс, пишем автора и название работы или официальное название сайта, например: Иванов В.В. Школа и общество. Режим доступа: http://www.text-express.ru/еса098; Или: Официальный сайт Российского экологического общества Режим доступа: http://www.ecologia.ru . На каждый источник из списка должна быть ссылка в тексте. 10. Приложения. В приложениях могут быть: список основных терминов и понятий (дается в алфавитном порядке: понятие – его определение), иллюстративный материал большого объема; анкеты, результаты анкетирования (ответы опрошенных) и др. 14

Слайд 15

Стандартные технические требования к исследовательской работе Расположение листа вертикальное, бумага белая, без «файлов», чтобы рецензент имел возможность делать заметки на полях; шрифт TimesNewRoman , 14 размер, междустрочный интервал полуторный, поля справа не менее 2-х см.; введение, заключение, список литературы, новые главы и выводы по главам с новой страницы; нумерация страниц обязательна, внизу по центру . Рисунки (к рисункам относятся фотографии, схемы и т.д.) – по центру страницы, подписываются внизу по центру и нумеруются (рис. 1, рис. 2, рис. 3). На каждый рисунок должна быть ссылка в тексте. Например: «Как видно на рисунке 1, …», «На рисунке 1 представлена фотография хризантемы, которая …» и т.д. Таблицы также подписываются и нумеруются (табл. 1, табл. 2 и т.д .). Объем работы 15-30 страниц в зависимости от темы и наличия в тексте рисунков, таблиц, диаграмм. Рекомендуемое количество использованных источников – не менее 10. Работа сдается в печатном (текст) и электронном виде (текст + презентация на диске). 15

Слайд 16

Советы при подготовке к защите 16 План выступления при защите исследовательской работы Фамилия, имя учащегося; ФИО научного руководителя, тема работы; Обоснование выбора темы, ее актуальности и новизны; Цели и задачи работы; Структура работы (сколько и какие главы, кол-во страниц); Обзор изученной литературы и иных использованных источников (откуда брали информацию); Основные теоретические положения (самое важное и интересное из теоретической части); Описание собственного исследования (представление практической части); Полученные результаты, выводы; Самоанализ (что дала мне работа, чему я научился); «Спасибо за внимание». Регламент выступления и рекомендации Время на представление работы – 7 минут. Ответы на вопросы – 3 минуты. Форма одежды – деловая. Выступление должно быть четким, содержательным, лаконичным. Речь должна быть четкой, логичной, продуманной, грамотной, достаточно громкой. Можно выходить с папкой и иметь перед собой план выступления, но полностью читать текст нельзя. Выступление сопровождается презентацией. Пункты 1, 2, 3, 5, 8, 10 рекомендуется представить в презентации каждый на одном отдельном слайде. Пункты 6-7 могут быть представлены на 3-5 слайдах каждый. Презентация призвана не дублировать текст выступления, а сделать его более полным, интересным и наглядным, облегчить восприятие. Много текста в презентации быть не должно, она должна содержать лишь основные положения, а также фотографии, схемы, диаграммы, таблицы и другой иллюстративные материал. В процессе выступления рекомендуется обращать внимание слушателей на слайды, используя лазерную указку. Отвечая на вопросы, выступающий должен показать знание материала, умение рассуждать, вести дискуссию и соблюдать научную этику. Используемая форма самопрезентации — «мы».

Слайд 17

Этапы исследовательской деятельности (1/6) Этап II I – погружение в область исследования, аналитическое чтение первоисточников и критической литературы, активизация необходимой лексики. Этап I V - конкретизация темы, постановка целей и задач исследования, выдвижение гипотезы. 17 Comparative analysis of Arthurian legends and Russian bylinas significance for the British and Russian national cultures, people`s self-consciousness and history, belonging to the same epic genre widening the scope, developing ability of critical thinking language skills and basic competences Reasons for choosing the topic

Слайд 18

Этапы исследовательской деятельности (2/6) Этап V – подбор и освоение методики, соответствующей целям и задачам исследованиям. Этап V I – сбор и первичная обработка материала, уточнение плана исследования. 18 Outline the history of the two epic genres, their specific features and main characters , their structure and main themes, their expressive means

Слайд 19

Этапы исследовательской деятельности (3/6) Этап V II – обсуждение и анализ собранного материала, формулировка выводов по каждому пункту плана, отражающих авторскую позицию учащихся 19 Instances of comparison Arthurian Legends Bylinas Time of origin were first mentioned in 600 A.D. appeared before 988 (the Baptism of Russia) Source of origin ancient Celtic epic songs ancient Russian epic pagan songs 3. Original form oral epic form, often improvisational oral epic form, often improvisational 4. Specific features 1) were remade and rewritten under different influences but preserved their original character 2 ) were initially sung by wandering minstrels 3) were recorded in 12th century 4) are mostly based on myth, also include real facts 1 ) were later “Christianized” 2) were initially chanted by professional bards, later by peasant storytellers 3 ) were first recorded in 17th century 4 ) are based on real facts interpreted in a peculiar way , also include mythical creatures and magic objects 5. Main characters kings and knights of the noble birth common people with superhuman power (bogatyrs) 6. Structure lack traditional epic introductions and endings traditional epic introduction, a narrative part (action) and a traditional ending 7. Common themes tales of King Arthur’s reign, often connected with Christian themes about 100 themes, tales of “old and dare” with native subjects and heroes 8. Narration peculiarities a prosaic style with few expressive means an expressive poetic language Results of the comparison

Слайд 20

Этапы исследовательской деятельности (4/6) Этап V III – итоговое обоснование заявленной гипотезы . 20 Though Arthurian legends and bylinas are separated by the time, the distance, the origin of their main heroes and historical circumstances, they are united by glorification of the best human qualities, the pure faith , the readiness to fight for the highest principles and also by the peculiarities of the epic narration.

Слайд 21

Этапы исследовательской деятельности (5/6) Этап I X – подготовка мультимедийной презентации , соответствующей формату представляемого материала, отражающей этапы исследования и авторскую позицию. 21 In the 21 st century both the genres still fascinate the readers and preserve great popularity due to their plot, characters and style

Слайд 22

Этапы исследовательской деятельности (6/6) Этап X – защита учащимися исследовательской работы перед аудиторией. Этап Х I – рефлексия. 22

Слайд 23

Основные критерии оценки исследовательских работ 23 Актуальность и новизна выбранной темы; Соответствие заявленной темы и содержания работы; Соответствие цели, задач и результатов работы; Степень знакомства автора с литературой по теме; Количество , актуальность и достоверность источников, использованных при подготовке работы; Целесообразность выбранных методов, приемов и подходов к решению поставленных задач; Объем практической (непосредственно исследовательской) части работы; Умение анализировать полученные результаты; Сформированность и аргументированность собственного мнения; Язык изложения; Уровень владения терминологией; Грамотность оформления работы; Качество подготовки речи и презентации для защиты исследования; Умение отвечать на вопросы по теме исследования, вести дискуссию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия по воспитательной работе (военно-патриотическое направление) в рамках программы курса «Проектирование и технологии организации различных видов внеурочной деятельности в контексте ФГОС ООО»

Данное мероприятие по воспитательной работе (военно-патриотическое напрвление) в рамках программы курса "Проектирование и технологии организации различных видов внеурочной деятельности в контексте ФГО...

Проктно - исследовательская деятельность при внедрении ФГОС

Выступление на РМО учителей английского языка из опыта работы...

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ООО

Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Как показывает опыт,  для поддержания плодотворной и ...

Применение конструкторов Lego Mindstorms во внеурочной деятельности в контексте ФГОС

В работе представлено занятие по внеурочной деятельности «Робототехника» для 6 класса. Уроки проводятся с использованием конструктора Lego Mindstorms и лицензионного программного обеспечен...

«Реализация принципа индивидуализации во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО И ФГОС ООО».

      Одной из идей открытости образовательного процесса является его индивидуализация. Индивидуализация - новый подход к образованию, где изменяется позиция ученика – он с...

Презентация к выступлению на школьном методическом объединении учителей иностранного языка "РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС"

Большое значение при обучении иностранному зыку занимает вопрос интереса, который учащиеся испытывают к данному процессу. Стоит отметить, что чем выше интерес, тем выше активность и результативность о...