Шпаргалки или еще раз о том, как научить детей учиться
статья по английскому языку на тему

Киселева Галина Николаевна

Данная статья посвящена проблеме формирования у учащихся навыков функционального чтения. Функциональное чтение определяется как «…чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания". В условиях введения новых образовательных стандартов важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Авторы новых стандартов обозначили несколько групп УУД, в том числе и знаково-символические УУД. Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний. Обучать таким действиям, а также, чтобы помочь учащимся в овладении объемной информации, считаю незаменимым работу  с  опорно-функциональных схем (ОФС).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шпаргалки или еще раз о том, как научить детей учиться

Никогда не читайте книгу без карандаша. Если нет возможности сделать заметку или выделить цитату, то чтение оказывается бесполезным.

(Автор неизвестен)[7]

В условиях модернизации современной школы повышаются требования к качеству подготовки учеников, увеличивается объём знаний. В силу информационной перенасыщенности и недостаточного структурирования учебного материала перед ребенком стоит порой непосильная задача запоминания и усвоения теоретических и практических знаний, получаемых в школе. И, конечно же, мы, учителя, стараемся научить детей самостоятельно добывать и систематизировать добываемые знания. Все это заставляет педагогов находить новые формы и методы обучения.

 Итак, что значит «добывать знания»? Здесь мне бы хотелось остановиться на роли чтения в жизни современного школьника. В ФГОС ООО отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. «Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые»[4]. Понятно, что речь в данном случае идет о смысловом чтении. Такое большое значение навыка «смыслового чтения», а также реализация  Междисциплинарной Программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» определило необходимость поиска новых стратегий работы с учебным текстом.

Теперь рассмотрим понятие «систематизировать знания». В разделе «Планируемые образовательные результаты освоения Междисциплинарной Программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» говорится, что выпускник основной школы  научится: преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому. Иными словами, нам необходимо сформировать у учащихся навыки функционального чтения. Функциональное чтение определяется как «…чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц)»[4].

В условиях введения новых образовательных стандартов важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Авторы новых стандартов обозначили несколько групп УУД, в том числе и знаково-символические УУД. Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний. Обучать таким действиям, а также, чтобы помочь учащимся в овладении объемной информации, считаю незаменимым работу  с  опорно-функциональных схем (ОФС). В условиях перенасыщенности информационного пространства, в том числе учебной информацией мы предпочитаем вместо учебной книги видеть некую схему, таблицу, опорный конспект, инфографику, т. е. визуальные образы.

Система использования ОФС интересна и тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические приемы  традиционной системы. Не могу не вспомнить систему обучения замечательного педагога-новатора В.Ф. Шаталова. Его система нацелена на то, чтобы ученик понимал, помнил и применял свои знания в различных условиях, что звучит современно в условиях реализации ФГОС. В.Ф. Шаталов использовал блок-схемы (опорные конспекты, плакаты, сигналы) при предъявлении, закреплении, усвоении и контроле учебного материала.  Опорные схемы другого педагога-новатора Лысенковой С. Н. помогали ей добиться выдающихся результатов в обучении. Их опыт оказался для меня бесценным в разработке  ОФС при обучении английскому языку. Некоторые схемы по виду напоминают кластер – этот прием Технологии РКМЧП также помог мне в составлении схем.

Изучив методическую литературу, я увидела, что как опорные схемы, так и кластеры используются на уроках английского языка  в основном для актуализации лексики [5]. Хочу поделиться возможностями применения опорно-функциональных схем при освоении  грамматических явлений в процессе самостоятельной работы учащихся над ними. Грамматика - это неотъемлемая часть изучения любого языка. Существует достаточно распространенное мнение, что овладеть грамматикой английского языка достаточно сложно. Главным препятствием является большой объем грамматических правил и их разрозненность. Добиться качественно нового уровня овладения грамматическим материалом  невозможно без умения увидеть явление в системе имеющихся связей, аналогий или сопоставлений.  Однако, как только ребенок научится систематизировать грамматический материал английского языка, проблема его усвоения станет для него неактуальной. 

Постулат о том, что «мы учим речи, а не грамматике», канул в Лету с изменившимися целями, задачами и содержанием обучения иностранным языкам в школе, а также с введением обязательного экзамена по английскому языку.  Теперь мы учим и речи, и грамматике, и письмо из «золушки» методики превратилось в «принцессу». Опорно-функциональные схемы, применяемые мною при изучении грамматических явлений, выступают всего лишь средством, но многоцелевым средством. Схематическая визуализация сложных грамматических явлений с наглядной логической взаимосвязью их компонентов упрощает усвоение и последующее вспоминание изучаемого материала.  Предлагаемый мной прием вовсе не исключает коммуникативную направленность при изучении грамматики, наоборот, он позволяет учащемуся быть готовым во всеоружии при употреблении грамматических структур в речи. Изучение в средней школе таких грамматических тем,  как  «Пассивный залог», «Условные предложения всех типов», «Косвенная речь», «Неличные формы глагола» и др. невозможно без осмысления этих грамматических явлений, которое происходит как на уроке, так и дома, при самостоятельном изучении правил грамматического справочника. Разрабатывать такие схемы мы вместе с учащимися начинаем в шестом классе.  На данный момент нами составлены ОФС ко всем грамматическим правилам, изучаемым в шестом классе по УМК «Английский в фокусе». Все вместе они составляют «Атлас ОФС». Хочу заметить, что составление таких схем особенно актуально в 7-8 классах и старше, когда объем грамматического материала для запоминания значительно увеличивается и учащиеся знакомятся впервые со многими грамматическими явлениями.   Вообще, термин «Опорно-функциональная схема» (ОФС) – термин, применяемый мной в педагогическом сообществе. С ребятами я использую более понятный им и любимый термин «шпаргалка». В методической литературе я также встречала термин «ментальная карта», что тоже возможно для нашего случая.  Данный термин был введён в науку психологом Тони Бьюзеном.

Итак, как же мы работаем над созданием «шпаргалки»? Правила очень простые. Грамматическое правило – есть не что иное, в соответствии с классификацией PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) по ситуации использования, как текст для получения образования.  Следовательно, мы его можем использовать для обучения функциональному чтению («добывать знания») и обучения знаково-символическим УД («систематизировать знания»). Во время  презентации  грамматического явления на уроке, ОФС создается учителем совместно с учащимися на доске. Дома учащиеся не просто читают и заучивают правило по грамматике, а самостоятельно создают схемы к этому тексту. Ценность этой работы в том, что учащиеся не заучивают правило механически, а осмысленно прорабатывают и записывают его в удобном для себя виде. Затем, при выполнении грамматических упражнений, ученики активно им пользуются. Происходит интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Я рекомендую учащимся завести папку, где хранятся все их шпаргалки, и в любой момент можно ими воспользоваться. Это мотивирует их к созданию более качественного продукта, который не подведет их. С одной стороны, это вносит элемент игры, а с другой - способствует лучшему осознанию и овладению грамматического явления. «Интересно, что в этом случае обнаруживаются не только познавательные, но и мотивационные компоненты: желание найти решение вопроса; намерение читать более внимательно, чтобы выяснить непонятное, чувство удовлетворенности или неудовлетворенности от своей работы над текстом, уверенность и т. д.» [5].

Технология составления ОФС:

  • Предъявление учителем нового грамматического явления на уроке, совместное (с учащимися) составление ОФС;
  • Аналитическое чтение текста учебника (грамматического правила) дома;
  • Выделение ключевого слова, ядра схемы (изучаемое грамматическое явление), запись его в центре листа;
  • Запись основных понятий, несущих основную смысловую нагрузку вокруг ключевого слова, которые обводятся и соединяются с ним;
  • Использование рисунков, иллюстраций приветствуется, это позволяет намного быстрее запомнить информацию.
  • При необходимости каждое новое понятие образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие связи. Таким образом, создаются функционально-смысловые цепочки;
  • Установление связей между отдельными блоками и соединение  их стрелочками.

        Основные требования к опорным схемам: выделение ключевого явления; структурность – ясно видимые связи между всеми изображёнными на листе элементами; лаконичность – максимальная краткость; автономность – каждый лист опорных схем обладает смысловой завершённостью, соответствует определённой теме изучаемого материала; доступность для воспроизведения как от руки, так и на компьютере (опорные схемы  воспроизводятся детьми при чтении грамматического правила дома); при желании - цветовая наглядность – использование разного цвета для расстановки смысловых акцентов и иллюстративного материала.  

Возможности использования опорно-функциональных схем:

  • как средство наглядности и образец свёртывания большого объема информации при предъявлении нового материала;
  • как средство организации домашней подготовки, которая включает в себя изучение грамматического правила;
  • как дидактический материал для организации закрепления;
  • как памятка для повторения, обобщения и систематизации изученного;
  • как средство контроля.

                Преимущества использования схем очевидны: ОФС, созданная руками учащихся, даёт возможность учителю отслеживать понимание учащимися темы. Чтобы пользоваться подобными схемами, нужно научиться самому их составлять. Учащиеся же получают возможность обобщить и структурировать предметный материал; увидеть связи между понятиями, выбирать главное. А самое главное, они активно пользуются ими при выполнении грамматических упражнений. В процессе работы информация легко запоминается, поскольку она наглядно, структурно представлена на одном листе.  В данном случае  учитываются  психофизиологические закономерности функционирования памяти человека.  Они заключаются в том, что при монотонной, линейной подаче информации в условиях возрастания интенсивности и плотности информационного потока наступает информационное перенасыщение и последующее быстрое забывание полученных знаний. Оптимальное структурирование и ассоциативно-образное представление полученной информации, напротив, обеспечивают её быстрое вспоминание [7]. Эта закономерность лежит в основе использования метода построения опорно-функциональных схем  в обучении иностранному языку.

Итак, в процессе работы над ОФС ученик убивает сразу нескольких зайцев: происходит осмысление информации, запоминание её, развитие мышления (ассоциативного, творческого, логического), памяти.

        В чем состоит функциональная значимость таких схем? Они служат одновременно зрительной опорой, подсказкой на определенном этапе овладения грамматическим материалом, что влечет создание в классе комфортной социально-психологической атмосферы, в которой каждый ученик чувствует себя спокойно и уверенно. Кроме того, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения.

         Как показывает опыт, применение данного приема приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся; Создавать схему просто, при этом учащиеся получают удовольствие от такого творческого процесса. Следуя этим правилам, мы создаем красивые, легко запоминающиеся схемы и учимся с удовольствием.

P.S. Познакомиться с некоторыми схемами можно в папке «Атлас». Они разработаны на основе УМК «Английский в фокусе» 6 класс.

Литература

  1. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык 5-9 классы М.: «Просвещение» 2010 Серия «Стандарты второго поколения»  
  2. Рабочие программы. Английский язык. Предметная линия учебников «Английский в фокусе». 5-9 классы. Переработанные и дополненные. Авт.: В.Г.Апальков М.: «Просвещение», 2013
  3. «Английский в фокусе» Книга для учащихся 6 класса. Авт. Ваулина Ю., Подоляко О. и др., М: Просвещение, Express Publishing, 2013
  4. Педагогическая мастерская. Научно-методический журнал. Формирование основ смыслового чтения. Работа с текстом. А.В.Сапа №9, 2014г., стр.5,8
  5. Педагогическая мастерская. Научно-методический журнал. Формирование основ смыслового чтения. Работа с текстом. А.В.Сапа №11, 2014г., стр.8
  6. Балабанова Л.М. Когнитивные модели и их использование в оптимизации процесса обучения.  Л.М. Балабанова, Н.Ф. Бобровникова. Вестник ХНУВД. Харьков, 2009г., стр. 26
  7.  http://www.smartreading.ru/subscription/397/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: "КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ?"

Конспект и презентация беседы с родителями....

Как научить ребёнка учиться?

Некоторые родители считают, что только школа ответственна за воспитание и образование детей , ведь в школе работают специалисты, они должны обучать. Но наибольшего успеха в учебе достигают те дети, ро...

«Научите дошкольника учиться или звуковой анализ и синтез – основа чтения и письма»

Презентация опыта работы для педагогов ДОУ, учителей начальных классов и родителей....

«КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ УЧИТЬСЯ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Цель данной работы: исследование мотивации учения  школьников  и факторов, влияющих на ее формирование. ...

"Научим ребенка учиться!"

С какой радостью ребенок первый раз идет в школу! Сколько надежд возлагает он на тот неведомый и увлекательный мир знаний, который ему предстоит узнать. Он ждет от него только радости, притом много - ...

Родительское собрание в 10 классе по теме "Как научить ребенка учиться"

Данное родительское собрание предназначено классным руководителям, которые работают в 10 классе....

Презентация к педагогическому совету "Научить детей учиться"

Результаты деятельности МО истории и обществознания за 2024 год...