Игры на уроках английского языка
статья по английскому языку (5 класс) на тему

Ильмендерова Светлана Анатольевна

Данная работа содержит классификацию игр, которые можно использоватьна уроках английского языка в младшей и средней школе. Также  в работе приведены примеры игры различных видов и презентация, показывающая классификацию игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_urokah_angliyskogo_yazyka.doc81.5 КБ
Office presentation icon igry_.ppt2.58 МБ

Предварительный просмотр:

Международная ассоциация славянских школ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №132

с углубленным изучением отдельных предметов

имени Героя Советского Союза Губанова Г.П.

городского округа Самара

XI открытые Международные Славянские чтения

«Россия и славянский мир»

Секция: «Реализация инновационных программ (для педагогов)»

Использование игровой деятельности

на уроках английского языка.

Автор: Ильмендерова Светлана Анатольевна,

учитель английского языка  

МБУ СОШ №86 г.о.Тольятти

Самара - 2015 г.

Содержание.

1. Введение.

2. Классификация игр.

3. Подготовительные игры.

3.1.Грамматические игры

3.2.Лексические игры        

3.3. Фонетические игры

3.4. Орфографические игры

4. Творческие игры.

4.1. Аудитивные игры.

4.2. Речевые игры.        

5. Заключение.

6. Список литературы.

 

1. Введение.

Изучение английского языка может показаться совершенно скучным и неинтересным занятием, если этот процесс протекает монотонно, включает один вид деятельности и никак не мотивирует обучаемого с интересом заниматься английским. Задача учителя – таким образом преподнести обучающий процесс, чтобы ученик захотел учить английский, стремился понимать его и был готов говорить на нем. Одним из основных стимулов к обучению является игра. Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. Игра для учащихся – путь к познанию, включаясь в игру, ученик забывает, что идет урок. Часто игра воспринимается учениками как некое соревнование друг с другом, требующее смекалки, быстрой реакции, хорошего знания английского языка. Игра является очень сильным стимулом в овладении учащимися иностранным языком. Как известно из психологии, каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельностью. В 6-летнем возрасте происходит смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности  к  учебной. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Дети продолжают играть до 10-12 лет. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Происходит это благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать он это может только с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи. Расширение игры (воссоздание всё более сложных действий и событий из жизни взрослых, их отношений) и невозможность реализовать его только через предметные действия с игрушками влечёт за собой переход к использованию изобразительных, речевых и воображаемых действий (совершаемых во внутреннем плане, “в уме”).

В игре у ребёнка закладывается способность оперировать образами действительности, что, в свою очередь, создаёт основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности.

Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребёнок, воспроизводя в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовать их с другими детьми.

Нет нужды объяснять, насколько все эти качества необходимы ребёнку в дальнейшей жизни, и, в первую очередь, в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.

  Иными словами, взрослые должны сознавать, что игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребёнку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.

2. Классификация игр

Говоря о классификации игр необходимо заметить, что попытки классифицировать игры предпринимались еще в прошлом веке как зарубежными, так и отечественными исследователями, которые занимались проблемой игровой деятельности. Например, Ж. Пиаже выделяет три основных типа игры, которые он соотносит с этапами развития ребенка:

игры-упражнения - первые игры ребенка, связанные с захватыванием, действиями с игрушками (первый год жизни);

символические игры, основанные на подражании миру взрослых с помощью особой системы символов (ранний дошкольный возраст);

игры с правилами, которые, по сути, являются ролевыми играми.

        Среди отечественных психологов и педагогов внимания заслуживают такие авторы, как Н.П. Аникеева, М.Ф. Стронин, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и Д.Б. Эльконин.

М.Ф. Стронин, автор ряда книг, посвященных обучающим играм, которые используются в обучении иностранным языкам, в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» выделяет два вида таких игр:

1) подготовительные, способствующие формированию речевых навыков;

2) творческие игры, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений. 

Игра, введенная в учебный процесс на занятиях по английскому языку, в качестве одного из приемов обучения, должна быть интересной, несложной и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний. Следует учитывать, что игровой процесс намного облегчает процесс учебный; более того, умело разработанная игра неотделима от учения.

        Всегда во время работы на уроке есть моменты, когда внимание учеников рассеивается. Тогда любая спонтанная игра повышает внимание детей, оживляет и улучшает восприятие учебного материала. Игра дает возможность учителю исправлять ошибки учеников быстро по ходу дела, не давая им глубоко закрепиться в памяти. Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им приятно делать. Поэтому игры дают возможность глубоко и надолго запомнить материал. Игры усиливают мотивацию к учению. Ученики очень активны во время игры, потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпрепровождение быстро закончилось. Следовательно, игры заставляют их бороться. Использование игр на уроках английского языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества, сохранить и укрепить учебную мотивацию. Поэтому остановимся поподробнее на практическом использовании игровой деятельности на уроках английского языка.

3. Подготовительные игры

      Подготовительные игры направлены на формирование речевых навыков. Они в свою очередь делятся на:

  • грамматические игры
  • лексические игры        
  • фонетические игры
  • орфографические игры

3.1. Грамматические игры.
    Цель грамматической игры - научить детей употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; практически применять знания по грамматике, создать естественную ситуацию для употребления грамматических конструкций в естественных ситуациях общения.

Игра «The gate»

Игра позволяет повторить, закрепить все виды вопросительных предложений. Двое учеников, соединив руки, становятся перед классом, образуя ворота. Остальные по очереди подходят и задают любые вопросы. Если ответ правильный, следует ответ: «The gate is open»? если нет, то «The gate is shut»

Игра «The memory game»

При помощи этой игры учащиеся отрабатывают притяжательный падеж существительного и тренируют свою память. Учитель проходит между рядами с корзиной. Каждый ученик кладёт в неё какой-то предмет, иллюстрирующий изученную лексику, говоря:”Take it, please.”Учитель  благодарит учеников, а затем ставит  корзину на стол. Показывая один из предметов, задаёт вопрос: “Whose pen is this?”Желающий отвечает: “It’s Ira’s pen.” Побеждает тот, кто узнал наибольшее количество предметов.

Игра «Hide – and – Seek in the Picture»

Игра тренирует учащихся в употреблении предлогов места. Необходима большая картинка с изображением комнаты или слайд на интерактивной доске.   Водящий (один из учеников) «прячется» где – нибудь на картинке, пишет на бумаге, куда он спрятался и отдаёт её учителю. Дети, задавая водящему общие вопросы, «ищут» его на картинке, задавая вопросы: - Are you under the bed?

- Are you behind the door?

- Are you on the chair?

- Are you in the box?

3.2. Лексические игры.

    Целью лексических игр является тренировка учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомить с сочетаемостью слов, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся.

Игра «What is missing?»

В процессе этой игры учащиеся закрепляют лексику по изученной теме и тренируют память. На доске вешаются картинки определённой тематики. В течение 10 секунд учащиеся стараются их запомнить. Далее следует команда «Close your eyes» (учащиеся закрывают глаза). «Open your eyes» - стараются определить, что исчезло.

Игра «Снежный ком».

 Первый ученик называет слово по теме, следующий ученик повторяет слово предыдущего и называет свое — и таким образом до последнего ученика, который повторяет все предыдущие и называет своё последнее слово. Для усложнения можно взять словосочетания или выражения.

Игра “Who knows the parts of the body best?”

Класс делится на две команды. Ученики- представители от каждой команды по очереди выполняют приказания учителя:”Touch your head. Show your shoulders. Count on your fingers.”Если ученик правильно выполнил задание, команда получает очко, если ошибся, команда теряет очко. Выигрывает  команда, набравшая большее количество очков. Таким образом учащиеся повторяют части тела и глаголы действия.

3.3. Фонетические игры.

Фонетические игры развивают произносительные навыки: интонацию предложений, фонемы. К таким играм можно отнести работу с различными рифмовками и стишками, которые читаются то громко вслух, то шепотом, то быстро, то медленно. Также можно обыграть интонацией ситуацию, то есть прочитать то же самое стихотворение, выражая различные состояния и эмоции. Среди фонетических игр выделяются игры – загадки, игры – имитации, игры – соревнования, игры с предметами, игры на внимательность.

Игра «Where is a letter?»

Преподаватель пишет на доске несколько слов и предлагает обучаемым найти среди них три, в которых буква a читается как [ai] . Выигрывает тот, кто быстрее это сделает.

Игра «Talking steps»

       Ученики становятся у дальней стены классной комнаты. Учитель показывает написанные на доске слова, учащиеся по очереди называют слова по буквам. Если ученик правильно называет по буквам слово, он делает шаг вперёд. Тот ученик, который первым достигнет противоположной стены классной комнаты, считается победителем.

Игра «Правда – ложь» (игра на внимательность)

а) Учитель называет звуки, показывая на буквы и буквосочетания, а ученики должны обнаружить ошибку, если она имеется.

б) учитель показывает карточки звуков и называет их, а ученики должны поднять руку, если обнаружат ошибку, исправить её, назвав правильно.

3.4. Орфографические игры.

 Цель орфографических игр — развитие навыков орфографически-грамотного письма, практика в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть — на усвоение некоторых закономерностей в правописании английских слов.

Игра «Буквы рассыпаны»

Преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?». Выигрывает тот, кто первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.

Игра «Телеграммы»

Преподаватель пишет на доске какое-нибудь слово. Каждый играющий должен придумать телеграмму, в которой первое слово начинается с первой буквы слова, написанного на доске, второе- со второй буквы и т. д.

Игра «Слова с определенной буквой»

Обучаемым предлагается быстро просмотреть список слов, а затем назвать слова, в которых есть заданная буква. Выигрывает тот, кто сможет назвать больше слов.

4. Творческие игры.

Творческие игры – способствуют развитию речевых умений. Творческие игры делятся на:

  • аудитивные
  • речевые

4.1. Аудитивные игры.

Аудитивные игры  могут помочь достижению следующих целей аудирования:

- научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;

- выделять главное в потоке информации;

- распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи;

- развивать слуховую память учащихся;

- развивать слуховую реакцию.

Игра «Clap – Clap»

Учитель называет слова по изученной теме. Учащиеся должны делать хлопок после каждого слова. Если же называется слово из другой темы – хлопка нет.

Игра «Guess the sound»

Учитель произносит слова и просит детей поднять руку, если они услышат определённый звук.

Игра «Doing it quickly».  

Несколько учащихся стоят спиной к классу. Остальные учащиеся по очереди быстро дают различные команды. Например: Touch your nose. Touch your shoes. Turn round three time. Shake hands with each other. Draw a circle on the board. Fold your arms. Look out of the window. Все учащиеся выполняют команды одновременно. Если кто–либо из учащихся делает ошибку, то выбывает из игры, и его заменяет ученик, дававший последнюю команду.

4.2. Речевые игры.

Речевые игры способствуют осуществлению следующих задач:

- научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности;

- практически и творчески применять полученные речевые навыки;

- обучить учащихся речевой реакции в процессе коммуникации.

Игра «Снежный ком».

В центре стола разложены карточки с изучаемыми словами и выражениями. Один ученик берёт карточку, показывает её всем и употребляет данное слово или выражение. Второй ученик берёт вторую карточку и придумывает второе предложение, логически связанное с предыдущим. I am Mike. Nick is my friend. He is ten years old ….. and so on.

Игра «Who will say more».

Учитель, обращаясь поочерёдно к игрокам обеих команд, задаёт вопрос, например: «What is spring?» Ученик, к которому обратился учитель, должен сказать несколько предложений на теме «Spring», например: «Spring is a season. It comes after winter. It has three months. They are: March, April and May. It is not cold in spring. The sky is often blue. The trees are green. The grass is green, too» Команда получает очко за каждое правильное составление предложение.

Игра «Разговор по телефону».

Игра проводится в группах из трех человек. Каждый ученик получает карточку с ролевым заданием:

1. Позвони по телефону и пригласи подругу к себе в гости. Обязательно узнай, что она в данный момент делает;

2. Тебя приглашают в гости. Можешь согласиться или отказать. Если не можешь прийти, обоснуй свой отказ.

3. Ты - мама. Звонит телефон, ты поднимаешь трубку. Просят позвать к телефону твою дочь.

5. Заключение.

В заключении хочется отметить, что учебные игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности. В процессе игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, умение общаться друг с другом. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроках. Игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения иностранному языку, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к изучению иностранного языка.

 Разнообразие игр, которые мы можем использовать на уроках английского языка, огромно. Ценность игры как воспитательного средства заключается я в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры - таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания. Если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир незнакомого языка. Одним из этих подходов является игра, сильнейший фактор психологической адаптации ребёнка в новом языковом пространстве, который может решить проблему естественного ненасильственного внедрения ребёнка в мир языка.

Таким образом, игры – это

  • весьма удачное решение повторить пройденное;
  • превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходиться заниматься менее приятными вещами;
  • приём смены деятельности после трудного устного упражнения или другого утомительного занятия;
  • идеальная возможность расслабиться;

6. Список литературы.

1. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка». — М.: Просвещение», 1981.

2. Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка: пособие для учителя. / - Минск: Народная Асвета. - 2000

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.

4. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение

5. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. № 3 / - 1996

6. Степанова, Е. Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / Е. Л. Степанова // ИЯШ. - 2004.

7. Петринчук И.И. Ещё раз об игре // Иностранные языки в школе. – 2008 – № 2

8. Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 8

9. http://festival.1september.ru/articles/559878/

10. http://iyazyki.ru/2014/07/playing-teaching/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

X I открытые Международные Славянские чтения «Россия и славянский мир»

Слайд 2

Использование игровой деятельности на уроках английского языка. Ильмендерова Светлана Анатольевна, учитель английского языка МБУ СОШ №86 г.о.Тольятти

Слайд 3

Игра- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

Слайд 4

Жан Пиаже (швейцарский психолог) игры-упражнения символические игры игры с правилами

Слайд 5

М.Ф. Стронин выделяет два вида игр: подготовительные (формируют речевые навыки) творческие игры (дальнейшее развитие речевых навыков и умений)

Слайд 6

Подготовительные игры направлены на формирование речевых навыков. грамматические лексические фонетические орфографические

Слайд 7

Грамматические игры Цель грамматической игры - научить детей употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; практически применять знания по грамматике, создать естественную ситуацию для употребления грамматических конструкций в естественных ситуациях общения.

Слайд 8

Лексические игры Целью лексических игр является тренировка учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомить с сочетаемостью слов, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся.

Слайд 9

Фонетические игры Фонетические игры развивают произносительные навыки: интонацию предложений, фонемы. К таким играм можно отнести работу с различными рифмовками и стишками, которые читаются то громко вслух, то шепотом, то быстро, то медленно. Среди фонетических игр выделяются игры – загадки, игры – имитации, игры – соревнования, игры с предметами, игры на внимательность.

Слайд 10

Орфографические игры Цель орфографических игр — развитие навыков орфографически-грамотного письма, практика в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть — на усвоение некоторых закономерностей в правописании английских слов.

Слайд 11

Творческие игры способствуют развитию речевых умений аудитивные речевые

Слайд 12

Аудитивные игры помогают научить учащихся понимать смысл однократного высказывания выделять главное в потоке информации распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи развивать слуховую память учащихся развивать слуховую реакцию

Слайд 13

Речевые игры помогают научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности практически и творчески применять полученные речевые навыки обучить учащихся речевой реакции в процессе коммуникации

Слайд 14

весьма удачное решение повторить пройденное; превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходиться заниматься менее приятными вещами; приём смены деятельности после трудного устного упражнения или другого утомительного занятия; идеальная возможность расслабиться; Игры - это


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на уроках английского языка

Методическая разработка на тему "Игры на уроках английского языка" с примерами игр...

ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Игра - традиционный, признанный метод обучения и воспитания... Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее ...

Игры на уроках английского языка в начальной школе

Язык очень тесно переплетен с культурными особенностями страны. В основу работы большинства зарубежных учебников положена коммуникативная методика. Я использую игры, предлагаемые авторами – носителями...

Статья по теме: "Дидактические игры на уроках английского языка"

Материал может быть использован при подготовке к урокам английского языка в младшем и среднем звене. Использование игр один из средств повышения познавательного интереса....

От игры к знаниям: дидактические игры на уроке английского языка.

Использование дидактических игр на уроках делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, помогает облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Ис...

Использование игры на уроках английского языка в целях повышения интереса к изучению языка

Главным фактором в обучении речевому общению на английском языке служит мотивация усвоения иностранного языка.Мотивация — это основной элемент структуры учебной деятельности. Под мотивацией след...

Статья по английскому языку "Игры на уроках английского языка в начальной школе".

Статья для преподавателей английского языка, работающих в начальной школе....