Обучение грамматике через коммуникативные задания.
методическая разработка по английскому языку (5 класс) по теме
Грамматический навык является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которых и является основной задачей обучения иностранным языкам. Успешное овладение иностранным языком на уроке произойдет только в том случае, если организовать учебный процесс так, чтобы ученики как можно точнее имитировали условия реального языкового общения. Процесс обучения иностранного языка, построенный на коммуникативной основе, расширяет возможности предмета в решении этой задачи. При изучении традиционных грамматик иностранного языка учащиеся, согласно многочисленным наблюдениям, не понимают ни практической значимости изучения грамматических терминов и понятий, ни целей грамматического анализа. Поэтому очень важным является в настоящее время использование коммуникативного подхода при изучении грамматики.
В настоящее время наметился более объективный подход к оценке значения и места грамматики в обучении иностранным языкам: теперь она является не целью, а одним из важных средств обучения иностранным языкам, неотъемлемым компонентом всех видов речевой деятельности. В последнее время в нашей стране и за рубежом интенсивно разрабатывается коммуникативная грамматика иностранного языка, под которой подразумеваются грамматические явления (преимущественно синтаксического уровня), функционирующие именно в условиях иноязычного устно-речевого общения, владение которыми — непременное условие успешного участия в устно-речевом общении на иностранном языке. Необходимо отметить, что в современном образовательном стандарте по иностранным языкам овладение грамматическими средствами рассматривается в качестве одной из целей обучения в рамках развития языковой компетенции. Языковая (лингвистическая) компетенция (владение языковыми средствами: фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) является важнейшим компонентом коммуникативной компетенции, так как коммуникация возможна лишь при наличии языковой компетенции, основу которой составляют грамматические навыки и умения. Языковая (лингвистическая) компетенция обеспечивает как конструирование грамматически правильных форм и синтаксических конструкций, так и понимание смысловых отрезков речи, организованных в соответствии с нормами иностранного языка. Без знания грамматической структуры языка невозможно решать коммуникативные задачи на иностранном языке.
В процессе речевой коммуникации люди пользуются средствами языка – его словарем и грамматикой - для построения высказываний, которые были бы понятны адресату. Однако знание только словаря и грамматики недостаточно для того, чтобы общение на данном языке было успешным: надо знать еще условия употребления тех или иных языковых единиц и их сочетаний. Иначе говоря, помимо собственно грамматики, носитель языка должен усвоить «ситуативную грамматику», которая предписывает использовать язык не только в соответствии со смыслом лексических единиц и правилами их сочетания в предложении, но и в зависимости от характера отношений между говорящим и адресатом, от цели общения и от других факторов, знание которых в совокупности с собственно языковыми знаниями составляет коммуникативную компетенцию носителя языка. Также в процессе общения имеет место ориентация на социальные характеристики речевого партнера: его статус, позицию, ситуационную роль, что проявляется в выборе альтернативных речевых средств со стратификациями и речевыми ограничителями. Недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции.
Принимая во внимание практическую цель обучения иностранному языку – подготовку обучающихся к реальному общению на иностранном языке, ведущим методическим принципом следует назвать принцип коммуникативной направленности. Это означает, что обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо) коммуникацию.
Требования к обучению грамматике в свете коммуникативного подхода сводятся в общих чертах к следующему:
- материал для обучения грамматике должен отражать естественное использование языка в общении без искусственных примеров и надуманных ситуаций;
- в учебном материале следует четко выделять формальные, семантические и функциональные аспекты, для того чтобы учащиеся могли установить связь между ними в определенных контекстах;
- грамматический материал целесообразно предъявлять в доступном объеме с целью возможности его закрепления в новых контекстах;
- введению нового материала необходимо предпосылать повторение ранее усвоенного и широко использовать в качестве опоры иллюстративную наглядность, схемы, таблицы и др.;
- пояснения и правила должны быть краткими, точными и простыми, адекватно отражающими специфику грамматического материала;
- для закрепления грамматических явлений следует использовать различные виды общения, в том числе парную и групповую работу.
Формирование грамматических навыков носит поэтапный, стадиальный характер. Этими этапами становятся этапы ознакомения, тренировки и применения. На этапе ознакомления необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль ее понимания и первичное закрепление. Коммуникативная направленность обучения иностранному языку предполагает общую установку на функциональную направленность новой грамматической структуры. Например: «Сегодня вы научитесь говорить о своих планах на будущее» и т.п. Для того чтобы состоялось адекватное осознание учеником конкретного грамматического явления, учитель стремится как можно полнее и точнее раскрыть значение нового грамматического явления, обратить внимание на особенности его формы, продемонстрировать употребление в речи.
Таким образом, опираясь на коммуникативный подход в обучение грамматике, я разработала ряд заданий на лексическую тему "Cities of the Future" и грамматическое правило "Future Simple" с использованием устных и письменных аспектов языка, как: аудирование и говорение( монологическая и диалогическая речь), чтение и письмо. Данная подборка упражнений рассчитана для учащихся 4-5 классов с углубленным изучением английского языка. Работа над данной темой составляет несколько занятий 3-5 занятий в зависимости от сроков прохождения программы. Данная тема имеет ряд подтем "Floating city", "Cities in the sky", 'Schools of the future" и т.д. Заканчивая тему учащиеся выходят на проект, где они могут применить приобретенные навыки в речи и использовать данную грамматическую форму в условиях реального языкового общения. Надеюсь, данный материал будет полезен в вашей педагогической практике!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обучение грамматике через речевые упражнения | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ex. 1. Repeat the words after the announcer.( ввод лексики) Подборка заданий к упражнениям по развитию грамматического навыка через коммуникативные задания для 4 кл лексическая тема- Cities of the Future , грамматическая тема- Future Simple(prediction)
Look, match and point. Scooter, Solar power, Wind power, Green space, Skyscraper
Подборка заданий к упражнениям по развитию грамматического навыка через коммуникативные задания для 4 кл лексическая тема- Cities of the Future , грамматическая тема- Future Simple(prediction) Ex 2. Read and listen. Who do you agree with? Cities of the future. Here are your ideas about what our cities will be like in 2030. I think more people will ride bikes and scooters. There won’t be any cars and lorries in cities in 2030. I think there will be more parks and green spaces. There will be more trees and plants. We will walk everywhere. There will be a lot more skyscrapers in 2030. Some of them will be hundred of floors high. We’ll live, work and shop in the same building. We won’t have to travel to work.
Формулировка грамматического правила : образование «+» и «-» форм. - на основе текста учащимися выводится правило, учитель фиксирует на доске, дети в тетрадях - заполняется правило в упр, используя другую формулировку на «+» и «-» формы. We use will/won’t + the infinitive to make predictions about the future. Note that will/won’t is the same for all persons. Affirmative(+) Negative(-) People will ride bikes. There won’t be any cars. We ________ walk everywhere. We _________ drive cars. Contractions: I’ll= I+will he’ll=he+will we’ll=______ + _________ they’ll=_________+ _________ Won’t=will+not
Ex. This is a picture of the City of the Future drawn by Christie from California, the USA. Make a description of the city according to the mural.
Houses of the Future Ex. 3. Look and write Т rue(T) or False(F). We will build houses from bricks. F. Houses will use solar and wind power. __ Houses won’t have many windows. __ They won’t have any grass or plans. __ Cars will run on electricity. __ Each house will collect its own water. __ People will open the door with a key. __
Ex.4. Look at the mural and describe the house of the future. Would you like to live in such a house?
Future Travel Ex. 5 . ( Word order ) . Write down sentences using the prompts. Put a tick if you agree with the sentences. Future travel by 2030.... a flying/ be/there/cars/will There will be flying cars.______________________________ b need/ cars/ won’t / a driver __________________________________ c have/ will/ wifi/ all cars __________________________________ d won’t/ cars/ to crash/ it/ be possible __________________________________ e jets/ people/ carry/ at least/ 1,000/ will __________________________________ f use/ planes/ will/ solar power __________________________________ g supersonic jets/ at 1,235 km/h/ fly/ will __________________________________
Ex 6 . Complete the text with will/won’t and choose the correct form of the verb. Draw a picture . “ Future schools”. Schools (a) will change (change) a lot in the future. By 2030, they (b) ________(be) small buildings because children (c) ____________(not go) to school every day. They (d) _____________ (study) at home using their computers. And flexible Teachers (e) _________(not be) real people. All books (f) __________(be) digital. There (g)_________(not be) any printed books. Children (h) ___________(not use) pens, pencils or paper. They (i) _________ (use) tablets. The tablets (j) __________(be) soft and flexible so they (k) ____________ (not break).
Future Houses Ex 7. Look and complete the text with will or won’t and the verbs in the box. We already use robots for many jobs. By 2050, I think robots will do a lot more to help us. I think they (a) will clean our houses. They (b) __________ children do their homework, but they (c) ___________ our food. They (d) _________ buses and taxis. In hospitals, they (e) __________ on people. They (f)__________the news on TV, but I don’t think robots will be artists. They (g) ____________ musical instruments and they (h) _________ pictures. Drive clean play read cook help paint operate
Ex 8. Complete the sentences with your own ideas about the future. A Cities: Cities will ________________________________________by 2050. They won’t ______________________________________. B School: Children ________________________________________. Teachers ________________________________________. C Houses: Houses ________________________________________. _________________________________________. Ex. 9. a. Describe the picture “ floating city”. b. Listen to Chris, an architect, who’s designing a floating city. Answer the question if people will work in a floating city? c.Read the dialogue and complete it with missing words. Listen and check. Floating City A: Will people live and work in the floating city? B: ___, they ____. There will be houses, ______ and farms. A: Will the city be in the middle of the sea? B: No, it won’t. It will be near ______. A: Will the floating city move? B: ____, it _______ . A: Will it be a good place to live ? B: _____, it ______. It ____ ____ clean , light and comfortable.
Вывод правила Образование вопросительной формы в Future Simple Question Short answers Will people work there? Yes, they will . Will it be in the middle of the sea? No, it won’t . ______ + _______ _________? ___, ___ will. ___, ___ won’t. Ex. 10. Work in pairs. Make up your own dialogue “Would you like to live in a floating city”?
Ex.11. Look at the picture and describe this floating city. What are pros and cons of the city? Pros: Cons:
Ex 12 . Use the prompts to write more questions about the floating city. Complete the answers. a the city/ have / wind power __________________________________? Yes, it ______________. b it / be / very big __________________________________? No, _________________. c people/ drive/ cars __________________________________? No, they______________. d animals / live / there _________________________________? Yes,_________________. Ex 13 . « City in the air ». Complete the interview. Then listen and check. A: Will there be cities in the sky in the future? B: Yes, there ______. Look at this design. There will skyscrapers 1,000 metres high with a city on top. A: Wow! _________ people ________ there? B: Yes, __________. Thirty thousand people will live and work there. A: _________ they _________ cars? B: No, _________. They’ll walk everywhere. A: __________ children __________ to school there? B: Yes, _________. There will be schools and universities. A: ____________ people___________ sport? B: Yes, _________. There will be sports centres and parks.
Ex 14 . « City in the air ». Make up 4 more questions about the city in the air. Ex 15 . Work in pairs. Make up a dialogue “Would you like to live in the air?” Ex 1 6 . Work in teams. Talk about the life in the future. Pros and cons. Arguments. Ex 1 7 . Project “Cities of the future”, “Future schools”, “Future Houses”, “Floating city”, “Cities in the sky”.
Проектные работы
Floating city of 2030
City on the tree
City in the sky
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамматике в коммуникативном аспекте.
Статья Обучение грамматике в коммуникативном аспекте....
Коммуникативный подход в обучении грамматике на уроках английского
Можно ли сделать процесс овладения грамматической стороной речи интересным, продуктивным и творческим? Да, это возможно, если грамматика будет иметь коммуникативную ...
Коммуникативный подход в обучении грамматике на уроках английского
Можно ли сделать процесс овладения грамматической стороной речи интересным, продуктивным и творческим? Да, это возможно, если грамматика будет иметь коммуникативную ...
Методическая разработка «Формирование ключевых компетенций учащихся при обучении математике через систему заданий»
Тема «Формирование ключевых компетенций учащихся при обучении математике через систему заданий»Цель системы заданий - повысить качество математического образования учащихся 8-11 классов.Задачей систем...
Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"
В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...
Развитие коммуникативной компетенции через обучение грамматике на уроках английского языка.
Обучение грамматике- один из важнейших аспектов обученияанглийскому языку, так как полноценная коммуникация не можетпроисходить при отсутствии грамматики. Нет сомнения, что знаниеграмматических правил...
Коммуникативные задания по активизации лексики и грамматики в речи обучающихся, 5-7 класс
Представленные задания могут быть использованы в качестве речевой разминки в начале урока или направлены непосредственно на отработку изучаемого материала по темам: feelings, present simple, future si...