Развитие умения рефлексии младшего школьника на уроках английского языка в рамках ФГОС
статья по английскому языку на тему
Статья рассказывает о необходимости развития умения рефлексии у учащихся, начиная с раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_umeniya_refleksii_.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Научный альманах» (Педагогические науки)
Шаврина Ю.А.
Развитие умения рефлексии младшего школьника на уроках английского языка в рамках ФГОС
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется развитию личности, готовой к саморазвитию и самообразованию. В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю и оценке своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей. В процессе становления основ учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников. Одним из таких качественных образований является рефлексия. В обиходном смысле рефлексией называют любое размышление субъекта, обращенное на анализ самого себя - собственных поступков, своих состояний и событий, которые уже произошли. При этом степень глубины рефлексии, самоанализа находится в зависимости от степени образованности субъекта, развитости нравственного чувства и уровня контроля самого себя.
Рефлексия деятельности дает возможность ребенку осознать свои достижения в деятельности, осмыслить способы и приемы работы с учебным материалом, искать наиболее рациональные. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.
Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта является формирование у младшего школьника положительной адекватной и рефлексивной самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности .
Младший школьный возраст является сензитивным для становления адекватной и рефлексивной самооценки, развития критичности мышления по отношению к себе и окружающим. Это самый благоприятный период для формирования основ адекватной самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и учебной.
В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Как заниженная, так и завышенная самооценка мешает ребёнку успешно учиться, своевременно распознавать и преодолевать трудности учебной деятельности.
На начальном этапе изучения английского языка очень важно, сохраняя интерес к предмету, научить детей анализировать содержание своей деятельности, оценивать ее и планировать с точки зрения достижения положительного результата.
Одним из способов формирования адекватной самооценки учебных достижений младших школьников может стать индивидуальная рефлексия результатов учебной деятельности. Проводя любой урок английского языка, можно применять разнообразные традиционные приемы рефлексии эмоционального состояния: «смайлики», «солнышко и тучка», «букет чувств», «дерево чувств», «светофор», «построим город». Эти приемы рефлексии актуальны в сегодняшней педагогической практике, т.к. с их помощью реализуется здоровьесберегающая функция рефлексии.
Рефлексия эмоционального состояния и настроения способствует формированию благоприятного микроклимата на уроке. Учащийся настраивается на урок, проявляет неподдельный интерес к следующим этапам урока. Снимается мышечное напряжение перед уроком и полностью снимается напряжение в конце урока.
Одним из адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика. Портфель достижений – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство в решении такой задачи как развитие у учащихся навыков рефлексивной и оценочной (в т.ч. и самооценочной) деятельности. Таким образом, портфель достижений включает в себя материалы самоанализа и рефлексии учащихся
Организация рефлексивной деятельности младших школьников на уроке английского языка – это двусторонний процесс. Поэтому также можно использовать оценочные листы достижений учащихся, позволяющие оценить достижения учащихся по каждой теме (модулю). Нужно принимать во внимание участие ребенка в различных видах деятельности в процессе работы над модулем, его прогресс, а также оценка, полученная за контрольную работу.
Рефлексия и самооценка учебной деятельности может осуществляться ребенком не только по итогам изучения темы (прохождения того или иного модуля). Учащийся осуществляет рефлексию учебной деятельности на каждом уроке. Структура современного урока в рамках ФГОС включает обязательный этап - рефлексию учебной деятельности. Преимущественное отличие от традиционной формы организации рефлексии на уроке является то, что внимание уделяется не столько сумме полученных знаний, сколько самому процессу учения, т.е. способы выполнения учебной задачи, осознание возникших затруднений в ходе ее выполнения.
При этом важно научить ребенка понимать, какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо работать. В ходе урока можно предложить детям использовать прием «Цветограмма». С помощью этого приема младшие школьники оценивают свою работу на уроке по ходу выполнений разнообразных заданий, используя цветовые коды.
Таким образом, используя такие несложные приемы рефлексии на уроках английского языка, дает возможность формировать у младших школьников дифференцированную адекватную самооценку учебных достижений.
Библиографический список
- Волков Б.С. Психология младшего школьника. Психология развития. М.: изд. Академический проект, 2008-208с.
- Соколова Л.А. Рефлексивный компонент деятельности школьника как необходимое условие развития учителя и учащихся. Журнал «Иностранные языке в школе». № 1, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра как условие развития познавательных способностей младшего школьника на уроке английского языка»
В реферате рассматривается "Роль игры в развитии познавательных способностей учащихся обучении английскому языку" и даны методические рекомендации к проблемам...
Рефлексивный компонент деятельности младшего школьника на уроках английского языка в рамках ФГОС
В данной статье рассматривается рефлексивная деятельность младших школьников на уроке английского языка как этап современного урока. Приведены приемы рефлексивной деятельности как учащихся, так ...
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках английского языка.
В данной статье рассматриваются такие аспекты,как: для чего необходимо развивать творческие способности? какие виды нетрадиционных уроков можно использовать,чтобы развивать творческие способности дете...
Рефлексия как завершающий этап урока английского языка в рамках ФГОС.
Статья содержит информацию о назначении рефлексии на уроках английского язфка, классификации рефлексии и примеры употребления....
Эффективные приемы работы для развития устной речи младших школьников на уроках английского языка
Эффективные приемы и способы организации этапов урока для развития речи обучающихся в начальной школе...
Особенности и условия развития памяти у младших школьников на уроках английского языка.
Считается, что учащийся имеет хорошую память, если способен быстро запоминать информацию, долго ее помнить и легко воспроизводить. Для того чтобы сформировать эти качества памяти, необходимо опираться...