Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему
Реализовать компетентностный подхода в обучении английскому языку, направленный на формирование метапредметных умений позволяют инновационные технологии и методы технологии развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ В ЦЕЛЯХ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Учитель МБОУ школы с углублённым изучением отдельных предметов №1 г. Серафимович Александренкова С.М.
Наверное, никакой другой школьный предмет не является настолько метапредметным, как иностранный язык, т.к. содержанием речи являются сведения из разных областей знания – литературы, искусства, истории, географии, физики, биологии, ОБЖ…
На уроках английского языка во время обучения в основной школе учащиеся развивают и шлифуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся в процессе изучения всех школьных предметов. Всему этому на уроке учит постоянная работа с текстом устным и письменным. При работе с письменным текстом отрабатываются специальные навыки прогнозирования его содержания, выстраивания логической последовательности, умение выделять главное и опустить второстепенное и т. п. Планируя свою монологическую и диалогическую речь, школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах. В этом смысле потенциал предмета особенно велик. И наконец, наш предмет способен постепенно научить школьника осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и самооценку, а также оценку других участников коммуникации.
Реализовать компетентностный подхода в обучении английскому языку, направленный на формирование метапредметных умений позволяют инновационные технологии и методы технологии развития критического мышления.
Н-р, при систематизации, повторении материала; при работе с текстом; при повторении в начале урока; при введении в тему; при сборе необходимого языкового материала; а также при контроле довольно эффективен метод "Mind-Map"(Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу. Этот метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.
При работе с грамматическим материалом весьма эффективен метод "Учимся вместе" (Learning Together). Например, при изучении видовременных форм глагола-сказуемого классу предлагаю заполнить таблицу с графами: Случаи употребления"/ "Указатели" / "Схемы". Делю класс на три группы, каждая выполняет свою функцию, получая карточки с типовыми предложениями по теме.
Первая группа выявляет основные случаи употребления времени- описывает действия;
Вторая - находит указатели, слова-помощники;
Третья - составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений.
Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома.
Можно разнообразить работу над тем же грамматическим материалом, используя другой метод - Ажурная пила (Jigsaw) - и добиться той же цели. Все группы заполняют таблицу целиком, но в каждой команде есть эксперты по "случаям употребления", "указателям", "схемам". Они встречаются, советуются, затем приносят информацию в свои группы. В результате взаимодействия учащиеся систематизируют знания по изучаемой теме.
При работе с текстом с целью поиска конкретной информации использую методический приём – таблицу " Кто? Что? Когда? Где? Почему? "5-W" – Method.
Таким образом, на уроках предполагается достижение следующих метапредметных результатов во всех 4-х видах речевой деятельности: — развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; — развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; — развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; — развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; — осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке; — формирование проектных умений (не только генерировать идеи , но и оформлять результаты в виде готового материального продукта (реклама, брошюра, описание экскурсионного тура и т.д.) и создавать электронные презентации).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования и развития социокультурной компетенции на уроках английского языка
статья...
Организация учебного процесса по формированию социокультурной компетенции на уроках английского языка на основе использования аутентичных текстов и видеоматериалов.
аттестационная работа по формированию социокультурной компетенции на уроках английского языка на основе использования аутентичных текстов и видеоматериалов...

Формирование социокультурной компетенции при обучении английскому языку
В данной статье отражены некоторые аспекты формирования социокультурной компетенции....

Статья: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА."
Как уже понятно из названия, статья посвящена способам формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка.Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой друг...

статья "Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка на примере УМК «Spotlight».
статья "Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка на примере УМК «Spotlight»....

Упражнения, направленные на формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка, на примере УМК "Spotlight 10"
Примеры упражнений для формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка (УМК "Spotlight 10")....

ВЕБ - КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В статье рассматривается актуальная проблема формирования СКК...