Системно-деятельностный подход на уроках английского языка
презентация к уроку по английскому языку на тему
Определение системно деятельностного подхода, реализация системно-деятельностного подхода на уроке, типология уроков и критерии оценивания урока в рамках системно- деятельностного подхода, условия,необходимые для эффективного внедрения системно-деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
системно-деятельностный подход и его реализация на уроках английского языка | 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Бернард Шоу.
Системно - деятельностный подход- методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно - деятельностный подход нацелен на всестороннее развитие личности, на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно нести за собой развитие.
Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, обучающиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в поисково-исследовательской деятельности. Учитель ставит проблему и организует поисково-исследовательскую деятельность так, чтобы обучающиеся сами нашли решение проблемы, а учитель лишь направляет детей, даёт им рекомендации в процессе, поисково-исследовательской деятельности.
Отсюда следует, что наша задача не дать объем знаний, а научить учиться. На уроке необходимо выступать в роли вдохновителя и организатора учащихся, незаметно управляя процессом обучения.
Реализация системно-деятельностного подхода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности
2) Принцип непрерывности
3) Принцип целостности
4) Принцип минимакса
5) Принцип психологической комфортности
6) Принцип вариативности
7) Принцип творчества
При изучении иностранного языка термин системно-деятельностный дополняется словом коммуникативный.
Процесс обучения в рамках коммуникативно-деятельностного подхода строится по модели коммуникации. В соответствии с этой моделью обучение максимально приближено к реальному общению. Их участники – учитель и ученики – равноправны как речевые партнеры.
Переход к модели обучения на основе коммуникативно- деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения. А это требует переосмысления своего опыта и перестройку в работе.
Для реализации в школьной практике системно-деятельностного подхода необходимо:
- Внутреннее принятие учителем приоритетности системно-деятельностного подхода в обучении;
- Перестройка педагогического сознания и деятельности;
- Позиционирование себя не как носителя знаний, а как организатора учебно-познавательной деятельности;
- Осознание теоретических постулатов системно-деятельностного подхода для успешной практической деятельности;
- Осознание своих ошибок в реализации системно-деятельностного подхода, поиск причин неудач.
- Девизом учителя должны стать: Поиск. Творчество. Находки»
Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно- деятельностного подхода.
Этапы урока в рамках системно- деятельностного подхода:
- Самоопределение к деятельности (орг. момент)
На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
- выделяется содержательная область («могу»)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Данный этап предполагает подготовку мышления обучающихся к проектировочной деятельности:
- Актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;
- Тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности обучающихся, которое фиксируется ими самими.
3.Постановка учебной задачи.
На данном этапе обучающиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность обучающихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
4.Построение проекта выхода из затруднений («открытие» обучающимися нового знания)
На данном этапе предлагается выбор метода разрешения проблемной ситуации, а затем- выдвижение и проверка ими гипотез на основе выбранного метода.
Учитель организует коллективную деятельность обучающихся в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д) После построения нового способа и обоснования его применения, этот новый способ действия фиксируется в речи как новый речевой образец. В завершении этапа устанавливается, что учебная задача решена.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания, применяя новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают её. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
7. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения новых знаний на последующих уроках.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершении фиксируется степень соответствия поставленной цели результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности. Домашнее задание даётся с элементами выбора, творчества.
Примерная типология уроков в рамках системно- деятельностного подхода:
- уроки «открытия» нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки общеметодологической направленности;
- уроки развивающего контроля.
- уроки – исследования (уроки творчества)
Внедрение системно-деятельностного подхода в обучение английскому языку будет наиболее эффективным при выполнении ряда условий:
1. Дидактическо – методические условия.
- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения
- широко использовать диалогические, проектно- исследовательские, проблемные методы ;
- привлекать для обсуждения имеющийся опыт обучающихся;
- использовать многообразие организационных форм обучения (индивидуальных, групповых, фронтальных, ролевые игры, дискуссии сочетание этих форм);
- работать сразу над несколькими связанными темами программы, объединение которых в одном уроке способствует естественной индивидуализации темпа и глубины овладения знаниями, умениями и навыками;
-одновременно рассматривать 2-3 темы в одном упражнении: по новому материалу и уже пройденному, что способствует установлению взаимосвязей между знаниями, а значит, повторению и закреплению;
- структурировать материал по каждой теме, что позволит не только развивать умение детей делать теоретические обобщения, положенные в основу знаний по грамматике и правописанию, но и обеспечит успешность в продвижение каждого ученика в своём развитии;
-обеспечивать богатое содержание, которое вызывает устойчивый интерес к изучаемому;
- использовать межпредметную и широкую внутрипредметную интеграцию, создающие условия для включения в активную учебную деятельность учащихся с разным типом мышления, с разным типом восприятия;
-сочетать в заданиях вопросов, требующих их решения на разных уровнях познавательной деятельности, что позволяет сочетать доступный уровень выполнения задания с возможностью каждому ребёнку работать на высоком уровне трудности, поднимаясь до словесно-логического мышления;
- включать в задания поисковые элементы, предполагающие организацию исследовательско - поисковой деятельности, в процессе которой каждый ученик найдёт свою «нишу» и будет успешным;
- предусматривать вариантность заданий по степени сложности с учётом индивидуальных возможностей учащихся;
- использовать разноуровневые задания, требующие многоаспектного анализа.
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами обучающихся;
- поощрять стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные из них.
-применять задания, позволяющие ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, символьную)
-активно использовать дидактический и методический аппарат учебника
- оценивать достижения не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
2. Психолого-педагогические условия.
-Постоянное многомерное изучение индивидуальных особенностей детей.
- создание на уроке особой доверительной атмосферы, признание права ученика на ошибку, создание обстановки для естественного самовыражения ученика
-создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
- создание условий формирования положительной самооценки у школьников;
- соединение познания с положительными эмоциями, эмоции увеличивают возможности интеллекта.
- организация многомерного учёта качественного результата процесса обучения.
- подача информации по нескольким каналам восприятия, учить «многосенсорно», подходить к индивидуализации с точки зрения разной типизации;
- параллельная работа на всех четырёх уровнях (наглядно-действенный, наглядно-образный, словесно-образный, словесно-логический) осуществления познавательной деятельности с учётом достижения каждого ребёнка.
– формы общения (деятельности) учителя и детей: со-трудничество, со-творчество, со-переживание, уважительное отношение к личности ребенка, к познавательным потребностям коллектива.
В заключении считаем нужным ещё раз сделать акцент на требования, предъявляемые ФГОС к современному образовательному процессу. ФГОС предполагает построение такого образовательного пространства, которое позволило бы обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ученика и вооружить его таким важным умением, как умение учиться. Ещё в XVII веке поэт сказал: «Если мозг не засевать зерном, то он зарастёт чертополохом».
Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.
- стимулирование обучающихся высказываться, использование различных заданий, снимающих страх ошибки, неправильного ответа.
В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно применять парную работу. Примеры методик парной работы:
1. Использование метода Ривина А.Г. Каждый учащийся получает тему и прорабатывает ее по частям в парах сменного состава. Названия частей записывается в тетрадь. После проработки всего текста учащиеся выступает по теме.
2. Обратная методика Ривина А.Г. можно использовать при составления тем или как подготовку к пересказу текста по плану.
Каждый ученик получает подробный план своей темы. Его задача – по плану восстановить содержание темы по текстам, которые имеют разные учащиеся.
3. Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах. 1 учащийся пары повторяет одно правило, 2 учащийся второе правило. Сначала 1 объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом учащиеся меняются ролями.
4. Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. На специальных карточках оформляются 5-6 упражнений с ответами. Один ученик имеет при себе карточку с ответами, а другой ученик – без ответов.
5. Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов. Ученики, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый ученик задаёт вопрос, второй отвечает. У первого ученика есть объяснения ответов.
Примеры методов групповой работы:
1. Метод “разрезанной информации”. Формируются команды учащихся, каждому из учеников предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной задачи. Учащимся приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу.
2. Метод “учимся вместе”. В разнородных группах дети работают над темой или лексикой. После этого группы сравнивают результаты своей работы.
3. Метод проектов. Учащиеся ищут информацию, которая нужна им для выполнения и презентации своей работы.
В основе всех этих приёмов и методов лежат принципы деятельностного подхода:
Принцип минимакса – освоение материала на максимальном уровне и обеспечение усвоения на уровне минимума (государственного стандарта знаний). Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а ищет их сам осознанно. Принцип психологической комфортности – создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалогических и монологических форм общения. Принцип вариативности – формирование учащимися способностей к выбору вариантов. Принциптворчества – приобщение учеников к творческой деятельности.
Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.
Итоговый эксперимент позволил выделить ряд требований к уроку в системе /направленной на общее развитие учащихся .
- Начинай урок необычно . Начало урока должно сразу включать детей в мыслительную деятельность.
- Ничего не сообщай в готовом виде . Ученики должны самостоятельно открывать новое .Давай возможность каждому ребенку сделать свое мелкое открытие.
- Помни о характере вопросов . Они должны давать пищу для ума . Не пытайтесь объяснить ребенку то , до чего он может додуматься сам .
- Новый вид деятельности начинай с постановки задачи в общем виде .
- Готовя задание , продумай варианты ответов детей .
- Не отбрасывай ни одного ответа учащихся , даже ошибочного . Создай ситуацию , чтобы ученик сам исправил свою ошибку и установил причину допущенной ошибки . Помните , что ошибка одного порождает мысль другого .
- Приучай детей с первых дней обучения к самостоятельной деятельности . Используй все виды самостоятельной деятельности.
- Помни о значении информации , которую получают ученики на уроке ( запоминание , расширение кругозора и т.д.)
- Не принимай ответов без обоснования . Это поможет организовать мнемическую деятельность учеников .
- Держи паузу . Не мешай включению мыслительных процессов .
- Обучение не ради оценки , а ради познания . Старайтесь найти в ребенке то , за что его можно похвалить .
12,Приучай детей к самооценке и самоконтролю .
13.Не кради ответы учеников . Это приучит учеников слушать друг друга .
14.Помни о месте учителя в классе в зависимости от характера вида
деятельности.
15.Не замыкай класс на себе .
16.Помни о навыках чтения на всех уроках .
17.Возьми из задания все , что необходимо для урока . Если ребенку тяжело
, найдите для него такое задание , которое ему по силам .
18.Не требуйте от ребенка словесных формулировок и обобщений до того ,
пока он не выполнит предметное действие .
19.Чем выше уровень эмоционального комфорта , тем больше шансов на
успех в учебе . Помните , что неудачи в жизни имеют две причины -
недостаток любви и заниженная самооценка , а значит ребенок особенно
нуждается в чувстве собственного достоинства . Просто любите детей и не
бойтесь им показать
;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Данный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской...
Системно-деятельностный подход на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Данный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской...
«Системно – деятельностный подход на уроках английского языка как средство формирования универсальных учебных действий младших подростков»
Как образно замечает Л.С.Выготский, “учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения”. Его главная стратегич...
Реализация системно-деятельностного подхода на уроке английского языка
Реализация системно-леятельностного подхода на примере урока английского языка в 5 классе с углубленным изучением по программе О.В. Афанасьевой....
Доклад "Применение системно-деятельностного подхода на уроках английского языка"
Понятие систено-деятельностный подход вперывые было введено в 1985 г. В деятельностном подходе выделяют результат деятельности на, что и нацелены стандарты второго поколения - развит...
Системно-деятельностный подход на уроках английского языка
Опытно-методическая разработка на тему " Системно-деятельностный подход на уроках английского языка"...