Проектная методика в обучении иностранному языку.
статья по английскому языку на тему

Сформировавшееся на школьном этапе понятие о проектной деятельности найдет свое перспективное применение в будущей практике студентов в ВУЗе. Метод проектов поможет решить выделенные задачи и добиться поставленных целей, а значит бОльших успехов на профессиональном и личном поприще всех участников проектной деятельности, а именно – учителей, преподавателей, учащихся, студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_metodika_v_obuchenii_ino._yazyku.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная методика в обучении иностранному языку

Е. Д. Кузьмина

Тольяттинский Государственный Университет, г. Тольятти, Россия

        Конец 20 века – начало 21 можно определить как период, характеризующийся повышенным интересом и спросом к изучению иностранных языков, что способствует значительному повышению статуса предмета «Иностранный язык», как обязательной учебной дисциплины.

        Успешное достижение поставленных целей в старшей школе на профильном уровне предусмотренных «Новым государственным стандартом по иностранному языку», а именно: «дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции; развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации и т. д.»1, создает прочную основу для изучения иностранных языков в дальнейшем по выбираемой, конкретной специальности, поскольку вузовский курс носит расширенный коммуникативно – творческий и, что ещё более важно, профессионально – ориентированный характер и направлен на подготовку выпускников к налаживанию межкультурных и профессиональных связей.

        В связи с этим, представляется возможным выделить следующие задачи, решение которых берет своё начало в школе и логично продолжается в высшем учебном заведении:

        1. дальнейшее развитие коммуникативных навыков, полученных в школе и далее закрепляемых в рамках вузовских знаний;

        2. ознакомление учащихся с культурным аспектом и реализация последнего студентами (в России уже более 10-ти лет существуют международные программы по обмену студентами для работы и обучения за рубежом);

        3. формирование знания языка и их последующее использование в будущей профессиональной деятельности студента (сотрудничество с зарубежными партнерами, техническое обеспечение через переводы на различные языки документации иностранных товаров, материалов, механизмов и т. п.).

        Таким образом, необходимо подобрать наиболее оптимальные способы обучения иностранному языку, которые позволили бы успешно решить вышеперечисленные задачи. На наш взгляд, одним из таких является метод проектной деятельности, получивший широкое распространение на современном этапе в школе и в ВУЗе.

Метод проектов формирует и развивает мышление проектанта, которое «является высшим познавательным процессом»2 (Р. С. Немов). Разрабатывая проект, он учится выявлять проблематику, определять актуальность, ставить цель, достигать её, решая задачи, вырабатывать способы, методы, проводить исследования, планировать результаты, прогнозировать предполагаемый продукт, его новизну и практическое применение); расширяет и углубляет языковые знания, умения, навыки; способствует раскрытию и развитию творческого потенциала обучаемого; стимулирует интерес проектанта к изучению дисциплины; учит работать самостоятельно (индивидуально) и в группе; «позволяет реально интегрировать разные учебные предметы»4 (В. В. Копылова).

В школе учащиеся знакомятся с проектной деятельностью, привыкают к ней и делают первые попытки по её практическому применению, тем самым создавая предпосылку для её дальнейшего совершенствования. Но следует учитывать, что не во всех школах используется данный метод, поэтому при обучении проектной деятельности в ВУЗе необходимо при разделении студентов на творческие группы иметь в виду их разноуровневую языковую подготовленность, в том числе знакомство с методом проектов.

В Тольятти богатый и успешный опыт по внедрению проектной деятельности в учебный процесс накоплен в МОУ лицей №19. Согласно «Положению о проектной деятельности учащихся в МОУ лицее №19 г. Тольятти», рассмотренному на заседании педагогического совета и утвержденного директором, проектная деятельность является обязательной для учащихся 6-11 классов. Она организуется в соответствии с учебным планом лицея, где на второй ступени выделяется по одному часу для изучения модульного предмета «Основы проектной деятельности» из 6-го класса по одному часу на собственную проектную деятельность; на старшие ступени – один час для изучения модульного курса «Основы проектирования» и по два часа на проектную деятельность.

        В основном, по иностранным языкам определяется следующие типы проектов: информационный, исследовательский, практико – ориентированный и творческий.

        Руководителем проекта разрабатывается и оформляется вместе с учащимися план проектной деятельности, состоящий из вида работ, сроков и формы отчетности; подготавливается отчетная документация. Проект оценивается в соответствии с критериями, изложенными в таблице для формирования бланка оценки проекта. Бальная оценка переводится в «школьную» отметку по соответствующей шкале, которая впоследствии выставляется в классный журнал.

        При защите проекта, создается аттестационная комиссия, состоящая из представителей школы и ВУЗов города.

        Проектанты, показавшие хорошие результаты на школьном этапе защиты проекта, имеют возможность достичь успеха на городском, областном, российском уровнях и поделиться опытом на городских вузовских конференциях.

        Немаловажным является факт использования учащимися английского языка при выполнении проекта. В 6-9 классах оно выражается в попытке построения предложений (информационный проект); в 10-11 – сопровождается умением переводить необходимый для выполнения работы материал научной литературы (исследовательский, практико-ориентированный проекты), а так же умением писать свои собственные сценарии для постановки спектаклей (творческий проект).

        Как правило, у учащихся с 6 по 9 классы, выбор проекта по иностранным языкам объясняется эмоционально – личностным интересом к языку и стране изучаемого языка. Старшеклассники, в свою очередь, руководствуются не только вышеупомянутым интересом, но и профессиональным самоопределением.

        Было замечено, что одни учащиеся сначала выбирают дальнейшую специальность, которую собираются изучать после окончания школы, а потом соответствующую тему. Другие, наоборот, выполнив проект, понимают, какая именно профессия им необходима, подходит.

        В свете вышесказанного можно сделать заключение, что сформировавшееся на школьном этапе понятие о проектной деятельности найдет свое перспективное применение в будущей практике студентов в ВУЗе. Метод проектов поможет решить выделенные задачи и добиться поставленных целей, а значит бОльших успехов на профессиональном и личном поприще всех участников проектной деятельности, а именно – учителей, преподавателей, учащихся, студентов.

Библиографический список

  1. Немов, Р. С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3-х кн. – 3-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1999.
  2. Копылова, В. В. Методика проектной работы на уроках английского языка: метод. пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.

Публикация статьи “Проектная методика в обучении иностранному языку”  в сборнике статей V Всероссийской научно – методической конференции. – Пенза, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проектной методики при обучении иностранному языку

В последнее время часто поднимается вопрос о применении новых технологий в современной школе. И это не только новые технические средства, но и новый подход к процессу обучения. Причём особое вни...

Аннотация статьи: "Проектная методика в обучении иностранному языку при реализации ФГОС".

Аннотация. В моей статье рассказывается об использовании проектной методики на занятиях по иностранному языку, о принципах метода проектов, значимости данной технологии.Ключевые слова: метод проектов,...

Проектная методика в обучении иностранному языку

В данной статье дается определения проекта и мотода проектной деятельности, представлен собственный опыт работы по проекту Planning our visit to London в 6 классе по УМК Enjoy English...

Проектная методика при обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС.

Проектная методика при обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС....

Использование проектной методики в обучении иностранного языка

Данная статья рассказывает о теоретических основах использования проектной методики,здесь рассматриваются цели и задачи данной методики.Обучение проводится через личность ученика.Данная методика разви...

Проектная методика при обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС.

Данная статья предназначена для учителей иностранного языка,прежде всего немецкого языка, т.к. рассматриваемая тема, а именно использование метода проектов на уроках в общеобразовательных школах очень...

Методическая разработка на тему "Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени обучения.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогические основы использования пректной методики с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения ...