Обучение говорению школьников 10 классов при подготовке к сдаче ЕГЭ по английскому языку.
статья по английскому языку (10 класс) на тему
Краткое сообщение на тему подготовки учащихся 10-х классов к сдаче ЕГЭ по английскому языку в разделе ГОВОРЕНИЕ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение говорению школьников 10 классов при подготовке к сдаче ЕГЭ по английскому языку.
Знание иностранного языка – это не образовательная роскошь, а необходимость в наше время.
Пожалуй, ни к одному из предметов школьного образования нельзя так просто и легко обнаружить невладение им, как по иностранному языку: обратились к человеку на изучаемом им языке, а он не понимает и не умеет говорить на нем, попросили прочитать, что написано, например, в инструкции, и этого он сделать не может. Сразу делается вывод - не знает, не умеет, школа не в состоянии научить иностранному языку. Действительно ли это так? Или в школе можно сформировать практические умения, которые могут служить основой для дальнейшего образования, если четко представлять себе конечные результаты в изучении этого предмета учащимся и целенаправленно к ним его вести?
Первое, что хотелось бы отметить, - язык, будь то родной или иностранный, служит средством общения, позволяющим осуществлять взаимодействие людей между собой, воздействовать друг на друга в естественных условиях социальной жизни. Будучи средством общения, изучаемый язык постоянно должен находиться в состоянии "готовности к употреблению".
С 2015 года введено изменение в процедуру сдачи Единого государственного экзамена по английском языку, а именно добавлено ГОВОРЕНИЕ. Введение говорения представляется логичным, так как главной целью обучения английскому является развитие коммуникативных навыков, а проще говоря – умение понимать английский и говорить на нем.
В последние два десятилетия разработка этого процесса стала не только интенсивнее, но и значительно успешнее. Одной из них является тенденция к усилению коммуникативной направленности учебного процесса..
Важность обоснования коммуникативного метода не подлежит сомнению. Во-первых, коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Постоянное практическое пользование языком помогает преодолевать нелюбовь большинства учащихся к лингвистическим манипуляциям, делает обучение привлекательным, ибо согласуется с конечной целью и тем самым обеспечивает усвоение говорения как средства общения.
Во-вторых, коммуникативность включает в себя индивидуализацию обучения речевой деятельности, под которой понимается учет всех свойств учащегося как индивидуальности: его способностей, умений осуществлять речевую и учебную деятельность и главным образом его личностных свойств. Подобный подход гарантирует истинную мотивацию, а также подлинную, внутреннюю активность учащегося.
Практика показывает, что из всех умений, предусмотренных программой, хуже всего учащиеся овладевают именно разговорной речью. Недостаток усвоения разговорной речи особенно ощущается в старшем звене общеобразовательной школы, когда от учащихся требуется не только задавать вопросы и уметь на них отвечать, но и умение вести беседу. А естественная беседа, как правило, включает в себя не только вопросы, но и предложения, стимулирующие к выполнению действий, выражающие согласие или несогласие, поясняющие причину отказа и т. д.
В своей работе учителя английского языка школы опираются на учебно-методический комплект (УМК) «Спотлайт» . Данный УМК создан на основе "Концепции коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе", разработанной профессором Пассовым Евгением Израилевичем. Учебники этого УМК построены в соответствии с учебным планом (3 часа в неделю в среднем звене и 3 часа в старшем) и ориентированы на государственный стандарт применительно к учебному предмету "иностранный язык".
Уже в нынешнем учебном году 2-е выпускников школы будут сдавать единый государственный экзамен по английскому языку. И среди учеников 10-го класса уже есть желающие в следующем году пройти итоговую аттестацию по предмету «Английский язык».
И поэтому выбор УМК «Спотлайт» не случаен. В основу УМК для старших классов положен метод подготовки учащихся с сдаче ЕГЭ по английскому языку непосредственно с 10 класса в разделе « Spotlight for exams» через коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта - всеми видами речевой деятельности - чтением, говорением, аудированием, письмом. В старших классах ведущими в овладении иностранной культурой являются познавательный и учебный аспекты, а среди видов речевой деятельности на первый план выдвигается говорение.
Согласно этому целью работы моих коллег является обучение учащихся свободно общаться на английском языке как на предложенные темы, так и на совершенно отвлеченные, активно вступать в беседу, выражать свою точку зрения.
Также перед нами стоят следующие задачи:
- развитие у учащихся способности к догадке;
- развитие способности к выбору выражений, адекватных ситуации общения;
- развитие способности осуществлять продуктивные речевые действия, то есть развитие коммуникабельности.
Таким образом ,в своей работе мы обязаны следовать следующим принципам
- Принцип речевой направленности;
- Принцип индивидуализации при ведущей роли его личностного аспекта;
- Принцип дифференцированного и интегрированного обучения;
- Принцип сознательности;
- Принцип функциональности;
- Принцип ситуативности;
- Принцип новизны;
- Принцип прочности.
На мой взгляд, эти принципы сочетаются с принципами обучения иностранному языку.. Ведущей идеей коммуникативного обучения, на мой взгляд, является идея обучения говорению, которая неразрывно связана с применением коммуникативного метода обучения на уроках английского языка.
Специфика овладения речевыми навыками
Для формирования подлинно речевых навыков огромное значение имеет такая черта, как ситуативность, причем двойная ситуативность, когда при порождении ответной реплики учитываются не только наличная экстралингвистическая ситуация общения, но и ситуация, созданная предшествующей репликой, которая вызывает дополнительный мотив к реагированию. Анализ ситуации представляет собой ориентировочную основу речевых действий (включающую дифференцирование, синтезирование, выделение ведущих признаков в данной ситуации), позволяющую определить программу речевого действия. В зависимости от результатов ориентации создаются различные программы действий, включающие как стереотипные элементы, так и их новые комбинации, отвечающие целям деятельности. Поэтому учебные ситуации должны представлять собой совокупность именно основных, опорных признаков, необходимых и достаточных, с наиболее полной вероятностью определяющих возможное речевое поведение субъекта. Причем ситуации должны неоднократно повторяться, с тем чтобы сформировать у учащихся эталоны ведущих признаков ситуаций и способов поведения в них. Эти признаки должны обусловливать, прежде всего, Основные компоненты содержательной структуры высказывания (логико-смысловые категории информирующего или модального характера, речевые интенции, тему), поскольку именно семантика, будучи предметом речи и сливаясь с потребностью в ней, рождает мотив, определяет цель высказывания, представляет собой мыслимый субъектом результат речевого действия.
Подвижность и повторяемость ситуаций, постоянная смена речевых интенций и соответствующих им речевых действий в общении могут стать основой для генерализации, обобщения опорных признаков ситуаций и эталонов речевого поведения в них, что способствует переносу речевых операций и действий, расширяет его диапазон. Кроме того, одновременно происходят генерализация мотивов по отношению к ситуации, в которой мотив первоначально появился, распространившись на все ситуации, однородные с первой в существенных по отношению к личности чертах, и фиксация установок, которые определяют целостный подход к построению фраз и создают алгоритм речевой деятельности человека. Следовательно, ситуативно-мотивированная организация речевых упражнений позволяет усваивать целостное речевое действие со всеми его составляющими (установкой, мотивом, целью средствами, способами осуществления), причем это не изолированное действие, оно находится во взаимосвязи с другими. Овладение языковыми единицами при этом происходит в единстве всех их сторон: формы, значения, функции при ведущей роли последней.
Другие свойства речи (наличие постоянной обратной связи, подкрепленной со стороны партнера; состояние готовности к участию в общении; смена речевой инициативы; разнообразие коммуникативных видов предложений; зависимость синтаксической структуры лексики от речевой интенции; разный объем речевого поведения в диалогах; универсальность этих свойств во всех языках) также делают возможным использование ее в методических целях, поскольку при соответствующей организации эти свойства отвечают основным требованиям к условиям, необходимым для развития речевых навыков и умений. В силу этого диалогическая речь может выполнять функцию средства обучения на уроках иностранного языка.
Опыт показывает, что обучаемый оказывается в состоянии участвовать в коммуникации в ряде ситуаций, даже если у него еще окончательно не сформирован автоматизм, о чем свидетельствуют языковые ошибки и ненормативные паузы. Дело в том, что речевые навыки и умения - настолько сложные, многоаспектные явления, а операционный состав, содержательная сторона и условия осуществления речевой деятельности настолько многообразны, что в ней происходит постоянное развитие речевых механизмов по тем или иным показателям. Уже само формирование навыков, если оно осуществляется в адекватных условиях, то есть в таких, которые по основным своим свойствам соответствуют условиям их включения в целостную деятельность, позволяет одновременно закладывать основы для достижения уровня умений. Ведь овладение языковыми средствами осуществляется не как изолированное заучивание их, а в составе речевых действий с осознанием того содержания, которое они реализуют, и тех условий, в которых возможно их употребление, т.е. одновременно с овладением операциями происходит овладение мотивированными, ситуативно - обусловленными речевыми действиями.
Работа над полилогом.
В условиях общеобразовательной школы, с самого начала над любым разделом учебника необходимо ориентировать учащихся на владение речевыми структурами на уровне полилога, когда школьники ведут беседу на предложенную, а также на близкую к предложенной тему, и число коммуникантов возрастает до З-х и более человек.
Владение разговорной речью достигается путем практических тренировок в языковом общении, в коммуникативной деятельности.
Что является показателями результативности?
В соответствии с замыслом авторов учебника учащиеся старшего звена общеобразовательной школы должны уметь:
1) высказываться целостно, как в смысловом, так и в структурном отношении;
2) высказываться логично и связно (последовательно излагать мысли, а также связывать отдельные фразы определенными средствами языка);
3) высказываться продуктивно, то есть уметь пользоваться богатством фактов, сведений, мыслей;
4) говорить самостоятельно, без опоры на полные записи;
5) говорить экспромтом, без специальной подготовки;
6) говорить в нормальном темпе.
Возвращаясь к теме подготовки выпускников средней школы к ЕГЭ вспомним основные задания раздела ГОВОРЕНИЕ.
Говорение на английском представляет собой выполнение ряда заданий.
Самое первое задание этапа говорения не представляет особую трудность: от экзаменуемого требуется просто правильно прочесть текст и не более того.
Далее начинается работа с картинками или фотографиями.
Во втором задании дается какая-нибудь картинка (рекламное объявление, туристический буклет) и экзаменуемый должен задать 5 прямых вопроса (по заданному плану), чтобы узнать больше полезной информации.
Третье задание говорения – это выбор фотографии и описание ее.
Четвертый этап говорения представляет собой сравнение двух картинок (фотографий). Именно отработке данного элемента заданий по разделу ГОВОРЕНИЕ необходимо уделить особое внимание на уроках начиная с 10 класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к окружному семинару учителей английского языка "Методика подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку (Письмо часть С2 Эссе)
Подробные поэтапные рекомендации по выполнению части С2 (написание эссе)...
Дистанционный курс для подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку "Обзор трудностей и типичных ошибок при сдаче ЕГЭ"
Дистанционный курс английского языка для школьников 11 классов Обзор трудностей и типичных ошибок при сдаче ЕГЭ Цель курса: помощь в подготовке к сдаче ЕГЭ Содержание курса: 1. Подготовка к сдаче ЕГЭ ...
Советы по подготовке к сдаче ЕГЭ по английскому языку: правильное распределение времени на задания
Советы по правильному распределению времени на ЕГЭ по английскому языку...
Комплексный подход к подготовке для сдачи ЕГЭ по английскому языку
Данная методическая разработка является одним из компонентов учебно-методических материалов, имеющих своей целью развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся и успешную сдачу единого...
Задания по подготовке к сдаче ЕГЭ по английскому языку
В данном разделе представлены материалы по подгтовке к сдаче ЕГЭ по английскому языку по разделам : чтение, лексика, грамматика, письмо. Целевая аудитория - 10-11 классы. Все материа...
Cтратегия подготовки к сдачи ЕГЭ по английскому языку
Анализ выполненных заданий показывает, что неумение читать тесты не механически, а выполняя определенные задания, в значительной степени отражающие умения смыслового чтения, приводит к серьезным ошибк...
Подготовка к сдаче ЕГЭ по английскому языку. Стратегии аудирования и чтения.
Обучение подготовке выполнения заданий по аудированию и чтению к экзамену по английскому языку....