Использование метода проектов при организации внеаудиторной самостоятельной работы по английскому языку
материал

В этом материале представлен опыт проектной деятельности в рамках внеаудиторной самостоятельной работы при изучении дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ

ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

        Сегодня иностранный  язык -  средство получения, расширения и углубления знаний, а также формирования и формулирования мыслей в области повседневного и профессионального общения. Совершенствование коммуникативных умений (т.е. дальнейшее развитие речевой компетенции обучающихся учреждений СПО) происходит, в том числе и в процессе внеаудиторной самостоятельной работы. Она необходима  для  формирования у них навыков письменной и устной коммуникации на государственном и/или иностранном языке, закрепления, углубления, расширения и систематизации знаний, полученных во время аудиторных занятий,  формирования общетрудовых и общепрофессиональных умений; формирования умений и навыков самостоятельного умственного труда; развития самостоятельности мышления; формирования убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации.

 Внеаудиторная самостоятельная работа по английскому языку в нашем учебном заведении представлена в виде подготовки и защиты презентаций, сообщений, заучивания диалогов на английском языке (в том числе и профессиональной направленности), а также составления кроссвордов по изученным темам. Она реализуется как в индивидуальной, так и в групповой проектной деятельности обучающихся.  Мы считаем, что именно проектная деятельность формирует такие компетенции, как:

  1. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
  2. ОК 6. Работать в команде, обеспечивать, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
  3. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчинённых, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;
  4. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  5. ОК 5.  Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
  6.  ОК 10. Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и (или) иностранном (английском) языке.

 Проект  (в буквальном переводе с латинского – "брошенный вперёд"). В научно – методической литературе существует множество определений этого понятия. «Образовательный проект рассматривается как совместная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата  (Ястребцева Е. Н.) "Учебный проект - задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с преподавателем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта"   (Греханкина Л. Ф.)  "Современный проект учащихся - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определённых качеств личности» (Чечель И. Д.). Анализ этих определений даёт право предположить, что проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического и практического продуктов. Это всегда творческая деятельность.

Если говорить о технологии, то, по мнению Пахомовой Н.Ю., «метод учебных проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и поисковые и прочие методики», цель которого - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и показать их практическое применение. В чём же состоят преимущества этой технологии?

Педагогический потенциал проектной деятельности:

-образовательный (образ цельного знания, изучения важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации);

-развивающий (заключается в формировании значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность), чувства ответственности и самодисциплины, способности к методической работе и самоорганизации, желания делать свою работу качественно);

-воспитательный (формировании умений самостоятельно конструировать знания в развитии коммуникативных умений и навыков, в развитии способностей ориентироваться в информационном пространстве, в умении работать с текстами, в формировании навыков анализа и рефлексии, в умении представить результат своей работы).

Чтобы проектная деятельность была успешной, необходимо придерживаться определённых критериев. Предлагаем  правила, сформулированные Полат  Е.С., Чечель  И.Д., Шамовой  Т.И.

  1. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».
  2. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  3. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
  4. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
  5. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  6. Команды не соревнуются.

Какие же бывают проекты? Мы придерживаемся классификации проектов по доминирующему виду деятельности.

А) Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.

Б) Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по следующей схеме:  определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка. Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, репортаж и пр.)

В) Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли,  обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Это могут быть  имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками.  Результаты не всегда можно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.

Г)  Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечный фонд, СМИ, базы данных), ее  обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад,  публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях).

Д) Практико-ориентированные проекты. Это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Может быть, ориентация на определенный  социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта, либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.

При изучении английского языка в нашем колледже чаще всего реализуются  творческие и информационные проекты (кроссворды,  видеоролики с диалогами, сообщения, презентации). Все они служат средством формирования вышеназванных компетенций обучающихся.

Кроссворд (англ. Crossword - пересечение слов). Крестословица - самая распространённая в мире игра со словами. Применение технологии кроссворда в пополнении словарного запаса при изучении иностранных языков перспективно. Кроссворды  помогают запомнить изученную лексику с точки знания правописания. На  ранней стадии освоения английского языка, обучаемому предлагается кроссворд, содержащий английские слова с русскими комментариями (заданиями). Багинская Юлия кроссворд по теме What is a fondue?.docx. В дальнейшем может быть предложен и полностью иноязычный кроссворд.

Когда лексика уже освоена, целесообразно использовать её в диалогическом общении. Диалоги как вид деятельности при изучении английского языка развивают коммуникативные умения при говорении, т.е. речевую компетенцию. Использовать их на учебном занятии можно лишь на этапе, когда обучающиеся владеют достаточно хорошим запасом лексики. Через диалоги, составленные в группах, они демонстрируют не только способность говорить на английском языке, но и умение работать в команде, слушать своего собеседника. С диалогами, составленными обучающимися нашего колледжа, можно ознакомиться на официальном сайте по адресу http://t-kvt.ru/college/obuchayushhimsya/otdelenie-sef/issledovatelskaya-rabota1/nashi-proektyi/dialogovoe-obshhenie.html 

Речевая компетенция предполагает не только развитие диалогической речи, но и монологической. Сообщение по английскому языку является одной из разновидностей монологической речи. Подготовка сообщений – это более сложный вид самостоятельной работы, требующий умения формулировать свои мысли, составлять предложения на государственном языке и переводить их на английский язык в соответствии с грамматическими и синтаксическими правилами;  располагать части сообщения в логическом порядке и озвучивать текст доклада на иностранном языке. При подготовке сообщений обучающиеся отрабатывают навыки пользования словарями (в том числе и электронными). Приведём пример сообщения, подготовленного студентом первого курса  Пальмов Денис My friend.docx

Подготовка творческих работ (презентаций) позволяет обучающимся использовать иностранный язык как инструмент общения, получения информации, передачи ее друг другу. Таким образом, изучаемый язык перестает быть для них только учебной дисциплиной, а, выходя за рамки учебной деятельности, становится необходимым  условием успешного развития и самосовершенствования. Роль преподавателя состоит в организации такой самостоятельной работы, которая дает возможность  обучающимся пользоваться английским языком, чувствовать уверенность в своих знаниях и умениях, необходимость и желание совершенствовать их. В  этом случае можно говорить об этом виде внеаудиторной самостоятельной работы как о средстве развития внутренней мотивации обучающихся к изучению английского  языка. В презентациях Чуйковы Екатерина и Татьяна  Our family..pptx,  Приданников Алексей Данные о судне Simushir на основе карты в режиме реального времени.pptx

Таким образом, работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьёзную квалификацию преподавателя. Он выступает в роли идейного вдохновителя,             организатора, методиста, психолога, способствующего реализации потенциала обучающегося. А студент  получает опыт совершенствования коммуникативных умений на английском языке.  

Список литературы

  1. Павлова Л.В. Кроссворд как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://festival.1september.ru/articles/502073/ 
  2. English. Учебно – методический журнал Английский язык. -№3.- март, 2015.- с.12
  3. Волынкина, К.И., Петрова, А.И. Метод проектов. Методические рекомендации.  Тюмень, 2010. - 11с.
  4. Речевая компетенция [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://sociolinguistics.academic.ru/595/%D0%A0%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов для реализации учебного сотрудничества на уроках английского языка

Статья содержит теоретический материал по предложенной теме. Включает в себя пример применения на практике метода проектов на уроке английского языка в 8 классе...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине: «Английский язык»

Данные методические рекомендации,  предназначенные для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся 2 года обучения на базе 9 классов по специальностям 190631 «Техническое обслуживание и ремо...

Проведение внеаудиторных самостоятельных работ по английскому языку по учебнику В.П.Кузовлева

Для качественной реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта перед СПО ставятся задачи повышения эффективности образовательного процесса и совершенствования форм и методов твор...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ: ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ( АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы разработаны в соответствии с требованиями рабочей   программы  « Английский язык»...

Использование метода проектов для формирования познавательных мотивов на уроках английского языка

    В данной статье рассматривается вопрос о формировании познавательных мотивов у старшеклассников на уроках английского языка. Выявляются  методические приёмы  и использов...