Утренник «Английский поэтический фольклор для детей».
план-конспект занятия (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Утренник «Английский поэтический фольклор для детей».
Разработала и провела в 5а и 5б классах учитель английского языка
Влазнева Е.Н.
Задачи
- Познакомить учащихся с народной английской поэзией для детей.
- Познакомить учащихся с творчеством С.Я. Маршака как переводчика английской поэзии для детей.
- Познакомить учащихся с биографией С.Я. Маршака.
- Побеседовать с учащимися о проблемах поэтического перевода с одного языка на другой.
Подготовка к утреннику.
Класс был оформлен в виде гостиной. На классной доске с помощью магнитов прикреплены портрет С.Я. Маршака, детские иллюстрации к песням, стихам. В кабинете размещены телевизор и DVD-плеер для просмотра мультфильма и магнитофон.
1. Вступительное слово учителя.
Учитель:
Детские стихи (Nursery Rhymes) занимают значительное место в англоязычной литературе. Они издавна привлекали к себе внимание выдающихся русских поэтов.
Сегодня мы собрались вместе, чтобы поговорить об искусстве поэтического перевода. Поэзия не знает границ. На наших полках рядом с книгами российских поэтов стоят книги Шекспира, Гете, Байрона, Гарсия Лорки и многих других авторов. А задумывались ли вы над тем, что их произведения написаны на разных, родных для авторов языках и лишь мастерство переводчика дало нам возможность узнать и полюбить их?
Мастерством переводчика владели многие корифеи русской поэзии, но первым среди них нужно назвать Василия Андреевича Жуковского.
Назовем имена прославленных мастеров перевода, открывших нам английскую поэзию. Это А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.М. Карамзин, Ф.И. Тютчев, К.Н. Батюшков, И.И. Козлов, А.А.Фет, И.с. Тургенев, А.К. Толстой, А.Н. Плещеев, И.А. Бунин, А.А. Блок, В.Я, Брюсов, Б.Л.Пастернак, С.Я. Маршак, К.И. Чуковский и многие, многие другие.
Мы сегодня услышим стихи для детей на английском языке и их перевод С.Я. Маршака, поговорим о жизни и творчестве этого талантливого поэта переводчика, поговорим о трудностях, с которыми сталкиваются поэты-переводчики при переводе поэтических произведений, посмотрим мультфильм снятый по переводу английской песенки «Дом, который построил Джек».
2. Знакомство с биографией С.Я. Маршака.
Ученик 1
1)Наш замечательный поэт, великолепный мастер перевода, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний Самуил Яковлевич Маршак родился в 1887 году в Воронеже.
3) Будущий поэт рано полюбил стихи. Четырех лет от роду он пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в 11 лет, когда стал учиться в гимназии, уже переводил древнеримского поэта Горация.
5) В Петербурге Маршак случайно познакомился с известным критиком и искусствоведом В.В. Стасовым. Стасов писал: «Нынешним летом моя Фортуна и Удача послали мне еще кусочек драгоценной парчи на шапочку! И это – в лице маленького 14-ти летнего мальчуганчика, поражающего и меня, и всех кто его видит и слышит, своею раннею изумительной талантливостью… Да, этот мальчишечка, если проживет и не собьется с рельса, будет что-то крупное».
7) На даче у В.В. Стасова в 1904 г. Маршак встретился с А.М. Горьким и Ф.И. Шаляпиным. Эта встреча привела к новому повороту в его судьбе. Узнав от Стасова, что мальчик часто болеет, Алексей Максимович заботливо предложил ему поехать на юг, в Крым, и поселиться в его семье, которая жила в Ялте. Там мальчик прожил два года.
9) Дружба Маршака с Горьким продолжалась всю жизнь, и Алексей Максимович много помогал поэту, когда уже взрослым Маршак стал собирать вокруг себя молодых писателей, чтобы создавать новые книги для детей.
11) В самом начале 1912 г. Самуил Яковлевич заручился согласием нескольких редакций газет и журналов печатать его корреспонденцию и уехал в Англию для завершения образования сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Он поступил в Лондонский университет на факультет искусств, его жена – на факультет точных наук.
13) Маршак с женой жили в самых демократичных районах Лондона. Во время каникул они совершали прогулки пешком по стране. Останавливаясь на ночлег в деревнях, маленьких провинциальных городах. Маршак изучал язык, историю страны, нравы, обычаи народа.
15) В университетской библиотеке Маршак набрел (как он сам писал) на замечательный английский детский фольклор, полный причудливого юмора. Воссоздать на русском языке эти трудно поддающиеся переводу классические стихи, песенки, прибаутки помогло Маршаку его давнее знакомство с нашим русским детским фольклором.
17) В 1923, вернувшись в Петроград, пишет свои первые оригинальные сказки в стихах - "Сказка о глупом мышонке", "Пожар", "Почта", переводит с английского детские народные песенки - "Дом, который построил Джек" и т.д. Возглавляет один из первых советских детских журналов - "Новый Робинзон", вокруг которого собираются талантливые детские писатели. Маршак был первым сотрудником М.Горького, создавшего Издательство детской литературы (Детгиз).
19) Маршак изучал английский язык всю жизнь. Это было связано с его работой переводчика. А к своему труду Маршак относился очень ответственно. Он занимается переводами сонетов Шекспира и песен Р.Бёрнса, переводит стихотворения Дж.Китса, Р.Киплинга, У.Водсворта и др.
Ученик 2:
2) С.Я. Маршак родился 22 октября (3 ноября н.с.) в семье заводского техника, талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы провел в городке Острогожске под Воронежем.
4) В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта.
6) А произошло это так. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки Стасова. Знаменитый критик принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова Mаршак переезжает в Петербург, учится в одной из лучших гимназий, целые дни проводит в публичной библиотеке, где работал Стасов.
8) На Черном море Маршак лечился, учился, много читал, встречался с разными людьми. Когда семья Горького вынуждена была покинуть Крым из-за репрессий царского правительства после революции 1905, Маршак вернулся в Петербург, куда к тому времени перебрался его отец, работавший на заводе за Невской заставой.
10) Началась трудовая молодость: хождение по урокам, сотрудничество в журналах и альманахах.
12) На факультете искусств основательно изучали английский язык, а также историю литературы.
14) Маршак слушает английские народные песни. Уже тогда он начал работать над переводами английских баллад, впоследствии прославившими его.
16) В 1914 он вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах "Северные записки" и "Русская мысль". В военные годы занимался помощью детям беженцев.
С начала 1920-х участвует в организации детских домов в Краснодаре, создает детский театр, в котором начинается его творчество детского писателя.
18) Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник "Сказки, песни, загадки", неоднократно переиздававшийся и переведенный на многие языки.
Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки "Двенадцать месяцев", "Умные вещи", "Кошкин дом".
20) С.Маршак скончался 4 июля 1964 в Москве.
3. Английские стихи в переводе С.Я. Маршака
1) What Are Little Boys Made of?
What are little boys made of?
What are little boys made of?
Frogs and snails
And Puppy-dogs’ tails,
That’s what little boys are made of.
What are little girls made of?
What are little girls made of?
Sugar and spice
And all that’s nice
That’s what little girls are made of.
О мальчиках и девочках.
Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из улиток, ракушек
И зеленых лягушек
Вот из этого сделаны мальчики!
Из чего только сделаны девочки?
Из чего только сделаны девочки?
Из конфет и пирожных
И сластей всевозможных.
Вот из этого сделаны девочки!
2)
* * *
Humpty-Dumpty sat on a wall,
Humpty-Dumpty had a great fall.
All the King’s horses,
And all the King’s men,
Couldn’t put Humpty together again.
Шалтай-Болтай
Шалтай-Болтай
Сидел на стене,
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может
Шалтая,
Не может
Болтая,
Шалтая-Болтая,
Болтая-Шалтая
Шалтая-Болтая собрать!
3)
* * *
Robin the Bobbin, the big-bellied Ben,
He ate more meat than fourscore men;
He ate a cow, he ate a calf,
He ate a butcher and a half,
He ate a church, he ate a steeple,
He ate the priest and all the people!
A cow and a calf,
An ox and a half,
A church and a steeple,
And all good people,
And yet he complained that his stomach wasn’t full.
Робин-Бобин
Робин-Бобин
Кое-как
Подкрепился
Натощак:
Съел теленка утром рано,
Двух овечек и барана, съел корову целиком
И прилавок с мясником,
Сотню жаворонков в тесте
И коня с телегой вместе,
Пять церквей и колоколен –
Да еще и недоволен!
4)
* * *
For want a nail the shoe was lost,
For want of a shoe the horse was lost,
For want of a horse the rider was lost,
For want of a rider the battle was lost,
For want of a battle the kingdom was lost,
And all for the want of а horseshoe nail.
Гвоздь и подкова
Не было гвоздя –
Подкова
Пропала.
Не было подковы –
Лошадь
Захромала.
Лошадь захромала –
Командир
Убит.
Конница разбита –
Армия
Бежит.
Враг вступает в город,
Пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице
Не было гвоздя.
5)
Pussy cat, pussy cat, where have you been?
I’ve been to London to look at the Queen.
Pussy cat, pussy cat what did you there?
I frightened a little mouse under her chair.
В гостях у королевы
- Где ты была сегодня киска?
- У королевы у английской.
- Что ты видала при дворе?
- Видала мышку на ковре.
6)
* * *
Three little kittens they lost their mittens,
And they began to cry,
Oh, mother dear, we sadly fear
That we have lost our mittens.
What! Lost your mittens, you naughty kittens!
Then you shall have no pie.
The Three little kittens they found their mittens,
And they began to cry,
Oh, Mother dear, see here, see here,
For we have found our mittens.
Put on your mittens, you silly kittens,
And you shall have some pie.
Purr-r, purr-r, purr-r,
Oh, let us have some pie.
Перчатки
Потеряли котятки
На дороге перчатки
И в слезах прибежали домой.
- Мама, мама, прости.
Мы не можем найти.
Мы не можем найти
Перчатки!
- Потеряли перчатки?
Вот дурные котятки!
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу-мяу, не дам,
Мяу-мяу не дам,
Я вам нынче не дам пирога!
Побежали котятки,
Отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали домой.
- Мама, мама, не злись
Потому что нашлись,
Потому что нашлись
Перчатки!
- Отыскали перчатки?
Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога.
Мур-мур-мур, пирога,
Мур-мур-мур, пирога,
Я за это вам дам пирога!
7) Little girl
- Little girl, little girl,
Where have you been?
I’ve been to see grandmother
Over the green.
- What did she give you?
Milk in a can.
- What did you say for it?
Thank you, grandam.
- Маленькая девочка,
Скажи где ты была.
- Была у старой бабушки
На том конце села.
- Что ты пила у бабушки?
- Пила с вареньем чай.
- Что ты сказала бабушке?
«Спасибо» и «Прощай».
8)
* * *
Elizabeth, Elspeth, Betsy, and Bess,
They all went together to seek a bird’s nest;
They found a bird’s nest with five eggs in,
They all took one, and left four in.
Загадка
Элизабет, Лиззи, Бетси и Бесс
Весною с корзинкой
Отправились в лес.
В гнезде на березе,
Где не было птиц,
Нашли они пять
Розоватых яиц.
Им всем четверым
По яичку досталось,
И все же четыре
На месте осталось.
Разгадка
Хоть разные
Названы здесь имена
(Элизабет, Лиззи, Бетси и Бесс),
Но так называлась
Девчонка одна.
Она и ходила
С корзинкою в лес.
9)
* * *
Little Nancy Etticoat,
With a white petticoat,
And a red nose;
She has no feet or hands,
The longer she stands,
The shorter she grows.
Свеча
Тонкая девчонка,
Белая юбчонка,
Красный нос.
Чем длиннее ночи,
Тем она короче
От горючих слез.
10)
* * *
Baa, baa, black sheep,
Have you any wool?
Yes, sir, yes, sir,
Three bags full;
One for the master,
And one for the dame,
And one the little boy
Who lives down the lane.
Барашек
- Ты скажи барашек наш
Сколько шерсти ты нам дашь?
- Не стриги меня пока.
Дам я шерсти три мешка:
Один мешок -
Хозяину,
Другой мешок –
Хозяйке,
А третий – детям маленьким
На теплые фуфайки.
11)
* * *
This is the key of the kingdom.
In that kingdom there is a city.
In that city there is a town.
In that town there is a street.
In that street there is a lane.
In that lane there is a yard.
In that yard there is a house.
In that house there is a room.
In that room there is a bed.
On that bed there is a basket.
In that basket there are some flowers.
Ключ от королевства
Вот вам ключ от королевства.
В королевстве – город,
А в городе – улица,
А на улице есть двор,
На дворе - высокий дом,
В этом доме - спаленка,
В спальне - колыбелька,
В колыбельке – ландышей
Полная корзина.
Ландышей,
Ландышей – полная корзина.
12)
* * *
A man in the wilderness asked me,
How many strawberries grow in the sea?
I answered him, as I thought good,
As many red herrings swim in the wood.
Вопрос и ответ
Спросил меня голос
В пустыне дикой:
- Много ли в море
Растет земляники?
- Столько же, сколько
Селедок соленых
Растет на березах
И елках зеленых.
13)
* * *
Hey diddle diddle,
The cat and the fiddle,
The cow jumped over the moon;
The little dog laughed
To see such sport,
And the dish ran away with the spoon.
Чудеса в решете
Играет кот на скрипке,
На блюде пляшут рыбки,
Корова взобралась на небеса.
Сбежали чашки, блюдца,
А лошади смеются.
- Вот, - говорят, какие чудеса!
4. Беседа с учащимися о проблемах поэтического перевода с одного языка на другой.
Удачный перевод лирического стихотворения – всегда исключение из правил, утверждал Самуил Яковлевич Маршак.
Почему переводить поэтические произведения труднее, чем прозу?
Сравнивая оригинальные произведения английской народной поэзии для детей с переводами С.Я.Маршака, мы видим, что перевод может значительно отличаться от оригинала.
Причина этого в различиях между лексическими составами и синтаксическими строями двух языков. При дословном переводе пропадают рифмы, и не соблюдается стихотворный размер. И мы видим, что С.Я.Маршак использует для устранения этих проблем различные приёмы.
5. Выводы
С.Я. Маршак всей своей работой поэта-переводчика доказал, что поэтический перевод – работа не менее творческая, чем написание собственных произведений.
Переводчику поэтических произведений необходимо не только превосходное знание языка оригинала, но и самому необходимо быть настоящим поэтом.
В переводе поэтических произведений важно не столько точное соответствие оригинальному тексту, сколько передача образа, интонации, мысли, заложенной в него.
Поэт-переводчик также должен быть хорошим знатоком культуры, традиций, национальных особенностей тех народов, с языка которых и на язык которых переводится стихотворение.
Поэт-переводчик имеет право на «усовершенствование» стихотворения.
6. Проба пера
Вдохновившись примером С.Я. Маршака, некоторые ученики нашей школы попробовали себя в качестве поэтов-переводчиков. И вот что из этого вышло.
Перевод стихотворения «Ключ от королевства»,
выполненный Тумпаровой Фаиной.
Держите ключик золотой,
От королевства ключик.
В том королевстве небольшом
Есть городок уютный.
В том городе есть улица
С извилистою тропкой.
И если по тропе ты той пойдешь,
То к дворику придешь.
А во дворе огромный дом стоит –
Красивый, как игрушка.
А в доме том есть комната одна.
Но комната не так уж и проста.
Стоит кровать с пологом в ней.
Красиво!
Ну а на ней корзина
Полевых цветов полна.
Так мило!
Перевод стихотворения «Перчатки»,
выполненный Тумпаровой Фаиной.
Трое маленьких котят
Потеряли варежки.
Вот бегут они домой
Все в слезах к мамочке.
- Мама-кошка, мама-кошка,
Варежки утеряны!
- Мама, мама, мамочка,
Варежки потеряны.
-Ах, котятки, вот растяпы!
Потеряли варежки!
Я не дам вам пирога,
Этаким ребятушкам.
Вот опять бегут котята –
Варежки нашлись!
-Мамочка, мамочка,
Мы варежки нашли!
- Нашлись варежки?
Молодцы, котятушки,
Варежки нашли.
За находку, детушки,
Я дам вам пирожки.
Мур, мур, мур, пирожки.
Я вам дам пирожки.
- Просмотр мультфильма «Дом, который построил Джек».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ поэтического текста как одна из успешных предпосылок самореализации творческих поэтических способностей одаренных детей
Описание опыта работы с поэтически одаренными детьми на уроках литературы....
Внеклассное мероприятие по английскому языку по теме:"Английский детский фольклор в переводах С.Я.Маршака"
Краткая биография С.Я. Маршака. Подборка стихов для детей на английском языке и их переводы....
Устное народное творчество (поэтический фольклор)
В данной работе выявлены истоки возникновения колыбельной песни как части устного народного творчества, раскрыта связь колыбельной песни с познанием окружающего мира....
Разработка внеклассного мероприятия по английскому языку " «Английский детский фольклор»"
Эта разработка внеклассного мероприятия, которую можно использовать для ребят начальной школы и учеников 5-6 классов. В разработке используются переводы профессионального переводчика, нашего прославле...
Сценарий утренника, посвященному 8 Марта, для детей подготовительной к школе группы "Стиляги"
Праздник в честь 8 марта в подготовительной группеШоу-ретро «Парад стиляг» Воспитатели выходят перед выступлением детей.1 Воспитатель: С днем 8 марта!...
Сценарий логопедического утренника в смешаной группе для детей с ЗПР "Колобок-колючий ёж"
Конспект логопедического утренника для детей с тяжелой формой ЗПР, нарушениями речи, аутизма....
Сценарий утренника «Цветы для мамы». Для детей старшей группы
Цель утренника:создать праздничное настроение,сделать праздник веселым и запоминающимся....